Подходы к пониманию категории образа в
психологии
Полищук
Елена Анатольевна,
аспирант, ассистент кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса.
В конце XIX века начинается развитие психологии как науки.
Впервые на психологической арене категория образа появляется в рамках структурализма.
Основатель этого направления – Вильгельм Вундт – рассматривает в качестве
предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных его элементов.
В качестве основного метода исследования выступает интроспекция, которая имеет
дело с непосредственным опытом визуального восприятия испытуемым отдельных
свойств реальности. Сам В. Вундт не обращается к анализу образов: выделенные им
элементы сознания – это ощущения и чувства. Однако, методологические основания,
заложенные В. Вундтом, позволили его ученику Эдуарду Титченеру сделать образы
одним из предметов своего изучения [1].
По
мнению представителя экспериментальной психологии Э. Титченера, «образы
представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с
текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти» [2]. Образы обладают
четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью,
отчетливостью.
Таким образом, Э. Титченер рассматривает
образы как один из элементов сознания, основной задачей которого является
репрезентация в структуре сознания феноменов внутренней реальности
(«воспоминаний о переживаниях»). В научном плане заслугой Э. Титченера является
то, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и,
пока еще косвенно, становятся объектом исследования.
Практически в то же самое время независимо
от Э. Титченера исследованием психических образов начинает заниматься Френсис
Гальтон. Работая над созданием своей теории психической наследственности, он
выдвигает гипотезу о наследственном сходстве процессов воображения. Чтобы
доказать это, он обращается к изучению законов ассоциации идей, в основе
которых, по его мнению, лежат психические образы. Впоследствии некоторые
принципы изучения образов, использованные Ф. Гальтоном, легли в основу исследования
образной сферы в рамках когнитивного направления [3].
Пожалуй, наиболее емкое научное развитие
категория образа получила благодаря психоаналитическому направлению. Исследуя
природу бессознательного и его роль в психическом развитии, Зигмунд Фрейд
обращается к анализу психических образов. З. Фрейд как представитель
психоанализа рассматривает образы как воспроизведение в сознании инстинктов и
влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с
объективной реальностью, а с внутренним миром, отражая его подводные течения и
коллизии.
Значение образа как проявление
бессознательного исследуется методом свободных ассоциаций и методом анализа
сновидений, в которых работа с образами является основным способом и, по сути,
единственной возможностью отследить проявления бессознательного в психической
жизни индивида.
З. Фрейд помещает образы в область между
двумя отдельными психическими системами – сознательного и бессознательного, тем
самым продолжая идею «…образ – мост между двумя парами противоположностей…» [4]. В психоанализе категория образа предстается как
транслятор искаженных реалий действительности, представленных во внутреннем
(бессознательном) мире человека.
телефоны атс telest.ru
Исследования категории образа находят свое
продолжение в исследованиях Карла Густава Юнга. В отличие от З. Фрейда, который
рассматривает образы как психические копии инстинктов и влечений, К.Г. Юнг
представляет образы в качестве первичных активных феноменов душевной жизни. Согласно
идеям К.Г. Юнга, способность психики создавать образы дает человеку возможность
переживания реальности, поскольку «мы непосредственно живем исключительно в
мире образов» [5]. Образы у К.Г. Юнга – не просто репрезентация, но феномен,
выполняющий активную, созидательную функцию.
Анализ категории образа у К.Г. Юнга
непосредственно связан с ключевым понятием архетипа. Развивая идеи З. Фрейда о
природе и функциях бессознательного, К.Г. Юнг выделяет в сфере бессознательного
два уровня: поверхностный – личное бессознательное и глубокий – коллективное
бессознательное. Коллективная часть бессознательного «…не индивидуальна, но
универсальна; в отличие от личной души, в ней заключено то содержание и способы
поведения, которые присутствуют везде и во всех людях… и составляют единый
психический субстрат надличностной природы, который присутствует в каждом из
нас…» [6]. Составными частями коллективного бессознательного следовательно являются
архетипы, как определение коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем
опыте и являемые, как правило, в образах.
В середине XX века возникает новое направление психологической
науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование
внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Образ
понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [7].
Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений
реальности в виде некоторой картинки в голове, проекции сцен из реального мира
[6]. Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации,
категория образа получает новое теоретическое осмысление (Дж.С. Брунер, дж.
Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.).
Категория образа получает широкое
теоретическое осмысление в рамках отечественной психологии и включается в
разряд метакатегорий [8]. Исторически это связано с тем, что в 30-е годы
предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время
происходит пересмотр методологических оснований всей психологии: ее фундаментом
становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России
– «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной
реальности» [8]. Исходя из этого, основной функцией психики является отражение
в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа,
позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта [9].
В середине XX века начинается широкое как теоретическое, так и практическое
исследование образа, как феномена психологии. К исследованию проблематики
образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как:
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер,
Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др.
П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть
образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются
предметы и отношения объективного мира» [10].
Главное, что связывает образ и оригинал
(явление реальности), согласно теории отражения П.Я. Гальперина – это отношение
отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта.
Однако по-разному решается вопрос о том, какое отражение («интегральное» или
«все, всякое» – П.Я. Гальперин) формирует образ. Решение этого вопроса в
отечественной психологии является принципиальным, поскольку позволит раскрыть
специфику понимания образа.
Способность психики отражать реальную
действительность охватывает все уровни психической организации: от
сенсорно-перцептивного до интеллектуального и – шире – уровня сознания. Каждому
уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные
функции в психической организации человека [11].
Одними из первых стали изучаться сенсорно-перцептивные
образы, получаемые в процессе восприятия. (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер и др.) Основная
характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно
возникает при непосредственном воздействии предметов и их свойств на органы
чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся
сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне»
(И.М.Сеченов) [12].
Поскольку перцептивный образ возникает при
непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название
«чувственный образ» [12].
По мнению советского психолога Б.Ф. Ломова,
«воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет
пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов
предмета» [13]. При этом временные компоненты – длительность и
последовательность переходят в пространственные – длину и площадь.
С этой точки зрения образ представляет
собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому
характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в
характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.
Перцептивные образы являются основой для
возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним
относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы
воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они
образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем
операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти.
При этом структура образа объекта может быть изменена.
Исследованию интегрального образа
реальности посвящены работы целого ряда психологов (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев,
А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [14].
Наиболее значительным вкладом в изучение
этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает
единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для
человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим
отражением» [13].
Образ мира строится на базе чувственных
образов, которые, проникая в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые
характеристики.
Анализируя образ в контексте сферы
сознания, А.Н. Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его
активную, деятельностную функцию. Развивая эту мысль, П.Я. Гальперин считает,
что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому
(т.е. осознанному) реагированию [10]. Благодаря образам,
«окружающий мир открывается как арена возможных действий» [10].
Разработка понятия «образ мира» была
продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность
или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и
т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.
Таким образом, подходы к пониманию
категории образа в психологии весьма различны. В рамках психоаналитического
направления образ впервые становится предметом глубокого теоретического
осмысления. Представители когнитивистского подхода анализируют мысленные образы
в контексте фундаментального для этого направления вопроса о принципах и
механизмах хранения и воспроизведения информации в памяти. С этой точки зрения
образ является одним из основных способов (кодов) хранения информации. Образ
выполняет функцию медиатора, связующего звена между внутренним миром и миром
внешних объектов, облегчающего построение ассоциативных связей и упорядочивающего
хранящуюся в памяти информацию.
В концепциях отечественных ученых образ предстает как
феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в
контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику
процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С
другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это
интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий
основные функции психики, ее активное деятельностное начало.
Литература
1.
Вундт В. Введение
в психологию / В. Вундт. – Издательство: КомКнига, 2001. – 167 с.
2.
Шульц Д.П.
История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В.
Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия»,
2002. – 532 с.
3.
Нартова-Бочавер
С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. –
280 с.
4.
Фрейд З.
Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.
5.
Юнг К.Г. Проблемы
души нашего времени / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
6.
Юнг К.Г. Алхимия
снов / К.Г. Юнг. - СПб., 1997. - 351 с.
7.
Солсо Р.
Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб: Питер, 2006. – 589 с.
8.
Петровский А.В.
История советской психологии. - М.: Просвещение, 1967. – 368 с.
9.
Ребер А. Большой
толковый психологический словарь: в 2 т., Т.1 / А. Ребер; пер. с англ.
Чеботарева Е.Ю. – Издательство ВЕЧЕ, 2003.
10.
Гальперин П.Я.
Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 275 c.
11.
Гостев А.А.
Образная сфера человека / А.А. Гостев. - М., 1992.
12.
Веккер Л.М.
Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.:
Смысл, 1998.
13.
Березина Т.Н.
Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с
особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. – 1998 - № 4.
- С.13-26.
14.
Леонтьев А.Н.
Избранные психологические произведения: в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М.,1983.
Поступила в
редакцию 29.04.2010 г.