Различные подходы к
изучению понятия креативности
Different approaches to
creativity research
Гасымова Кямиля Вагиф кызы,
магистрант кафедры
социальной и педагогической психологии Бакинского государственного университета.
The problem of creativity research remains
topical to date. Scholars still attempt to reveal the ways of creativity
evaluation and to give a specific definition of this phenomenon. The article
studies the variety of approaches to creativity research and opinions of a
number of scholars on the study of this topic.
Ключевые слова:
психология творчества, креативность, различные подходы к понятию
«креативность».
Keywords:
creativity psychology, creativity, various approaches to concept « creativity».
Проблема
креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления
собственных способностей к творчеству.
Еще
в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор
соответствующего обзора Л.Т. Репуччи, «их число растет день ото дня».
Количество определений креативности, накопившееся к настоящему времени, уже
трудно оценить. Как отмечают исследователи, процесс понимания того, что такое
креативность, сам требует креативного действия.
Таким
образом, помимо научного интереса, креативность представляется ученым еще и
важным фактором прогресса человечества и даже его тотального выживания. Понимание
этого факта заставляет их интенсифицировать свои исследования в данной области
и вести пропаганду идеи креативного образа мышления.
В
обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти
синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый
запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый
умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд
ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние философы указывали на отличие
«многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека
недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения
информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано
включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта). Но
очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и
владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем,
по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами,
алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен
вообще никому.
Креативность
– творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах,
общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой
личности. Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах,
общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим:
он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не
самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в
своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему
диктуют те, кто его окружают [1, с. 87].
Интересно
отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия
(структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких
новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали
составляющую креативности –
интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и
механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала.
Психоаналитический
подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых
примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество
рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными
побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть
отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти
неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви.
Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в
деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода – анализ Фрейдом побудительных мотивов
творчества Леонардо да Винчи.
Такая
методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении было
невозможно «объективировать» исследуемые процессы: в связи с тем, что большинство
субъектов исследования –
носителей изучаемых процессов и способностей – к
моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот
мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить. Хотя в методах
изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого
гения в принципе нет ничего «ненаучного», для нарождавшейся научной психологии
ценность представляли контролируемые, экспериментальные методы. Таким образом,
как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними
попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению
креативности из набора магистральных психологических проблем.
Одним
из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность
достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных
методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий
ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к
одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало
привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется
тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже
талант, исключительно высокая — гений.
Лишь
по прошествии полувека пришло осознание того, что
признаком высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых
задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное — оригинальность его
продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не
выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов
оценки.
В
английском языке эта особенность получила название креативности. Ввиду неблагозвучия
буквального перевода, который по-русски звучал бы как «творческость», англоязычный
термин утвердился и в русском языке [2, с. 6].
В
свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного
продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его
описания:
1)
оригинальность (статистическая редкость);
2)
осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки —
«скрепку можно съесть» — креативным не является);
3)
трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления
конвенциональных ограничений);
4)
объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет
выразить новую идею в концентрированной форме).
Ряд
ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их
полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их
полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных
или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом
неэффективными.
Так,
Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от
«псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак
новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности,
слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно
поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не
имеет никакого отношения к креативности.
Квазикреативность
содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий
уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи
квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или
мечтаний».
Уязвимость
традиционного подхода к креативности состоит даже не в том, что оригинальность
трактуется просто как маловероятная идея, то есть чисто статистически. Основная
беда заключена в самой инструкции диагностических тестов. В свое время Бетховен
говорил: «Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об
этом думал». Но тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего
количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный
процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество
неординарных ответов и никак не связанных с механизмами творчества.
По
этой причине высокие показатели креативности нередко фиксируются у детей со сниженным
интеллектом и высоким мотивом достижений, что скорее свидетельствует о
компенсаторных механизмах и психологической защите. Оригинальность подчас может
выступать просто как вычурность или свидетельствовать о нарушении селективных
процессов, наблюдаемом при некоторых душевных заболеваниях. Во многих работах
(в частности, В.Н. Дружинина) показано, что высокая оригинальность
свидетельствует о невротизации личности [5, с. 2-3].
Л.С.
Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем
такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли
это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или
известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в
самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой
является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а
создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду
творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган,
сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган
комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого
прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека
ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным
только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку,
поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность
человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и
видоизменяющим свое настоящее» [6, с 97].
П.
Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к
проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих
проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и
перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата
решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру:
(как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить
творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом,
использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в
различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной.
Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и
разработанности идей.
Литература
1.
Алиева К.Р. Психология формирования
творческого потенциала личности.- СПб.: 2009.
2.
Шурухт С.М. Подростковый возраст:
развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. –
СПб.: Речь, 2006.
3.
Торшина В.А. Современные исследования
проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4
4.
Годфруа Ж. Психология: В 2 т. – М.: Мир,
1992. – Т. 1.
5.
Лук А.Н. Психология творчества. – М.:
Наука, 1978.
6.
Разумникова О.М. Личностные и когнитивные
свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М.
Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии, 1999, № 5.
7.
Выготский Л.С. Психологические основы
творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и
психолого-педагогические основы образования / Сост. В.
И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000.
8.
Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта
// Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.
9.
Линдсей Г. Творческое и критическое
мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей
психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С. 149-152.
10.
Арнхейм Р. Визуальное мышление //
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
11.
Петрушин В. И. Психологические аспекты
деятельности учителя и классного руководителя / М.: Центр «Педагогический
поиск», 2001.
12.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих
способностей. – М., 2002.
Поступила в редакцию 21.12.2010 г.