ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Отличие деяния истязания с применением пытки от схожих преступлений

 

Мираламов Фуд Гусейнбала оглы,

диссертант Бакинского государственного университета.

 

Definition of distinction of torture in the form of torture from other similar kinds of crimes matters from the point of view of fulfillment in this sphere and legislations. Clearing of the signs characterizing structure of similar socially dangerous crimes, will help to specify dispositions of corresponding concrete norms of the criminal legislation, and also will create necessary conditions for differentiation of sanctions.

Differentiation of similar crimes with use of an advanced experience of the countries with a democratic system can have, in our opinion, the important scientific-theoretical value too. The exchange of the best practices, search of ways of application of perspective technological methods and their direct use will help in whole to raise efficiency of international legal struggle with such social phenomena, as criminality.

 

Деяние, связанное с применением пытки, наряду со сходством с другими преступлениями, может привести, в результате совершения этого деяния, и к появлению других общественно опасных деяний или же сопровождаться ими.

По своим объективным показателям истязание с применением пытки квалифицируется статьей 126 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и статьей 127 (умышленное причинение нетяжкого вреда здоровью), которые имеют между собой определенное сходство. Действительно, во время истязания, связанного с применением пытки, пострадавшее лицо может получить физические увечья различной степени тяжести. Подобное сходство связано также с тем, что истязание, связанное с применением пытки, может носить систематический характер, причиняя человеку физические мучения и боль. Подобные действия, в свою очередь, не могут не создать опасности для здоровья и жизни потерпевшего.

Как известно, одной из наиболее распространенных форм истязаний, связанной с применением пытки, являются систематические побои. Именно поэтому мы считаем целесообразным до сравнительного анализа различий преступлений, предусмотренных в статье 126 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики и статье 127 по истязаниям, связанным с применением пытки, рассмотреть сходство и различие в преступлении по деянию нанесения побоев, предусмотренных в статье 132 УК и вышеуказанных статьях.

Побои - это физическое умышленное насильственное воздействие на лицо, приводящее к физической боли. Это деяние не носит систематический характер. Так же, как и применение пытки, побои расцениваются как покушение на общественные отношения, где предусмотрена безопасность здоровья. Помимо этого, побои в то же время нарушают нормальное функционирование общественных отношений, обеспечивающих физическую неприкосновенность. В юридической литературе отмечается, что побои – это нанесение множества физических ударов по телу потерпевшего лица, избивание его. Здесь удары наносятся твердым тупым предметом (три или большее число раз) [4, с. 269]. Если при побоях или других насильственных деяниях причиняется лишь физическая боль, в таком случае уголовная ответственность определяется за преступление, предусмотренное статьей 132-й УК. Если подобные деяния приносят сильные физические или психические страдания, то они статьей 133 УК расцениваются не как побои, а как применение пытки.

Общественная опасность побоев заключается в причинении физической боли путем несистематических побоев (нанесения ударов). В это время виновный пользуется крепким тупым орудием. При применении этого орудия для нанесения различных видов болей, в теле пострадавшего происходят изменения.

 В истязании же с применением пытки побои, напротив, носят систематический характер. В результате насильственных действий здесь пострадавший терпит не только физические, но и психические страдания. Следовательно, одним из значительных различий между нанесением побоев и истязанием с применением пытки состоит в том, что во всех формах проявлений истязаний с применением пытки налицо нанесение побоев. Вместе с тем не все формы несистематических побоев можно расценивать как истязание с применением пытки. Если в преступлении побоев процесс нанесения побоев носит одноактный характер, то в деянии истязания с применением пытки побои носят характер отдельных актов, которые должны совершаться в определенной последовательности и быть связаны внутренней зависимостью. В противном случае истязание с применением пытки не может расцениваться как преступное деяние.

Объективную сторону побоев, предусмотренных в статье 132 УК, составляет следующее:

а) причинение физических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями;

б) приведение подобных деяний к последствиям, указанных в статье 128 УК (умышленное нанесение небольшого вреда здоровью).

По сравнению с деянием истязания с применением пытки объективная сторона преступления, предусмотренного в статье 127 УК, обладает более широкими признаками. Хотя преступление, предусмотренное в статье 127 УК по сравнению с преступлением, предусмотренным в статье 126 УК, является менее опасным, с точки зрения нетяжкого умышленного нанесения вреда здоровью оно является опасным для человеческого здоровья. Совершенно справедливо в юридической литературе подчеркивается, что в зависимости от степени умышленного нанесения вреда здоровью, каждое из подобных действий оставляет глубокий след в психике человека. Подобные действия должны в каждом отдельном случае расцениваться как верх цинизма и издевательства над людьми [5, с. 50-51].

Объективная сторона деяния истязания с применением пытки выражается в причинении физических страданий, однако подобные физические страдания, как уже отмечалось выше, сопровождаются также и нанесением психических страданий. Вместе с тем в истязании с применением пытки необходимо обратить внимание на такое свойство, как умышленность причинения физических страданий потерпевшему. При нанесении побоев же подобные боли наносятся непосредственно. Следовательно, при побоях физическая боль связана с действием, когда оно совершается. При применении же пыток эти действия носят систематический характер и выполняются с определенными промежутками.

Если при побоях создается состав данного деяния в случае отсутствия последствий, указанных в статье 128 УК, то при истязании с применением пытки создает состав данного преступления отсутствие последствий, указанных в статьях 126 и 127 УК.

Если при совершении побоев указанные выше деяния становятся причиной появления последствий, указанных в статье 128 УК, то деяние классифицируется в соответствии со статьей 128 УК. Если при истязании с применением пытки появляются последствия, указанные в статье 128 УК, то деяние классифицируется лишь в соответствии со статьей 133 УК.

Другая черта, характеризующая различие между деянием истязания с применением пытки и побоями, связана с различием мест совершения указанных социально опасных деяний. Выбор виновным лицом специального места для нанесения побоев происходит в редких случаях. Побои могут быть нанесены в любом месте. При истязании с применением пытки же избирается укромное место (в здании, внутри квартиры, в подвале, других неблагоприятных местах и т.д.). Это связано также с тем, что нанесение побоев, как правило, является однократным действием, и выбор специального места для этого не является обязательным. Напротив, при истязании с применением пытки процесс идет непрерывно и виновному для доведения его до конца важно выбрать соответствующее место.

Деяние истязания с применением пытки может отличаться от деяния совершения побоев также по охвату субъектов. В качестве субъекта преступления совершения побоев субъектом преступления становится любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъектом деяния истязания с применением пытки может стать, помимо указанного, и особый субъект – должностное лицо.

Наконец, черта, отличающая деяние истязания с применением пытки, от деяния совершения побоев состоит также в том, что при совершении истязания с применением пытки лишь одна сторона, т.е. та, которая подвергается пыткам, выступает в качестве потерпевшей стороны. При совершении же побоев могут потерпеть обе стороны – как виновная, так и потерпевшая, т.е. здесь обе стороны могут нанести друг другу физические страдания.

В статье 133 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики объективная сторона деяния истязания с применением пытки определяется как имеющее состав преступления, если оно приводит к последствиям, предусмотренных в статьях 126 и 127 УК, поскольку появление последствий связано или с умышленным нанесением тяжкого вреда здоровью (статья 126), или умышленным нанесением нетяжкого вреда здоровью (статья 127), что соответственно и должно толковаться. Все три указанные статьи УК имеют и сходство, и различие.

Различие между пытками и умышленным нанесением тяжкого вреда здоровью прежде всего выражается в том, что последнее в сравнении с пытками является самым опасным преступлением по покушению на безопасность здоровья человека. В целом любое противоправное действие в отношении жизни и здоровья человека оценивается среди негативных социальных элементов как самый негативный. К примеру, в юридической литературе отмечается, что нанесение вреда здоровью в большинстве случаев совершается на базе мотивов мести или расплаты. Мотив не оказывает на истолкование подобных деяний, однако выявление подобных мотивов помогает ответить на вопрос о том, в каких условиях было совершено конкретное преступление [3, с. 114]. Поэтому в преступно-правовой борьбе с деяниями по нанесению вреда жизни и здоровью должны использоваться все возможные средства.

Как и в статье 133-й Уголовного Кодекса, в статье 126-й объектом преступления являются социальные отношения, обеспечивающие безопасность человеческого здоровья. Однако между умышленным нанесением тяжкого вреда здоровью и истязанием с применением пытки имеется существенное различие.

В преступлении, предусмотренном статьей 126 Уголовного Кодекса, объективная сторона выражается в умышленном нанесении тяжкого вреда здоровью. Объективная же сторона же истязания в виде пытки отличается от умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью. Субъективной стороной данных деяний является использование виновным механических, физических, химических, биологических факторов для воздействия, или же использование психического воздействия. Человеческому здоровью можно нанести тяжкий вред также и совершением бездействия. Это возможно в том случае, когда виновное лицо не совершает в отношении потерпевшего действия, которое должно совершить, в результате чего здоровью последнего наносится тяжкий вред [2, с. 299].

Вышеуказанное может быть применено в целом также и к преступлению по умышленному нанесению вреда здоровью. Однако так сказать об истязании в виде пытки невозможно, поскольку физическая боль не может появляться лишь в результате активного физического воздействия. В противном случае о пытках даже не может быть и речи. Однако мы считаем, что здесь нанесение психических страданий может быть определенным исключением. Необходимо отметить, что человек претерпевает больше страданий как раз не от физических, а от нравственных страданий. Есть народный афоризм «Рана от пули заживает, а от слова - никогда» [1, с. 128].

При истязании в виде пытки обязательно имеются налицо сильные физические и психические страдания, т.е. эти признаки составляют единство. Среди признаков, определенных статьей 126.1, наличие хотя бы одного из них уже считается отягчающим обстоятельством, подтверждающим нанесение тяжкого вреда здоровью. При нанесении истязаний в виде пыток вредные последствия характеризуются в определенной степени одинаково. Т.е. здесь нет градации в нанесенном вреде. Вместе с тем в диспозиции статьи 126.1. УК во вреде, нанесенном человеческому здоровью, различаются две формы:

1)                  вред, опасный для жизни;

2)                  вред, не опасный для жизни, однако по своим последствиям считающийся опасным.

Тяжкий вред, нанесенный здоровью, может быть опасным для жизни, даже смертельным. При оценке же истязаний же в виде пыток подобный опасный финал не предусмотрен.

В статье 126.2.3 УК определяется ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью путем нанесения тяжких страданий потерпевшему. Подобное нанесение вреда выражается в нанесении виновным в процессе пыток действий, приносящих страдания. К подобным действиям относятся лишение потерпевшего на длительное время пищи, воды, содержание в холодном или неподходящем месте, длительное или неоднократное избиение, неоднократное причинение боли при помощи тупых или острых предметов, длительное содержание в болезненной позе (к примеру, в подвешенном за руки состоянии и т.д.) и др.

Как видно из вышеизложенного, вышеперечисленные признаки относятся также и к пыткам. Вместе с тем главное различие состоит в том, что при совершении умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью именно впоследствии подобных действий наносится тяжкий вред человеческому здоровью. При этом потерпевший может подвергнуться одному из нижеперечисленных деяний во вред:

1)                  потеря способности видеть;

2)                  потеря способности слышать;

3)                  потеря речи;

4)                  потеря какого-либо органа либо его какой-либо функции;

5)                  психическое расстройство либо какое-либо другое расстройство здоровья;

6)                  длительная потеря здоровья не меньше, чем на одну треть;

7)                  очевидная для виновного полная потеря профессиональной трудоспособности потерпевшим;

8)                  прерываение беременности;

9)                  заболевание потерпевшего лица наркоманией или токсикоманией, т.е. заболевание подобными болезнями лицом в результате внедрения в тело его наркотических средств;

10)              необратимое обезображивание лица;

11)              потеря способности иметь потомство.

Именно вследствие отсутствия вышеуказанных тяжелых последствий истязание в виде пытки отличается от преступлений, предусмотренных в статье 126 УК. Санкции в отношении преступлений, о которых идет речь, схожи меду собой. Так, и у истязания в виде пытки, и у умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью санкции определены в виде лишения свободы сроком или на три (нижний предел), или на 12 (верхний предел) года.

Другие преступления, которые можно сравнить с истязаниями в виде пытки, т.е. выявить здесь сходство или различие, определяются как преступная попытка, предусмотренная статье 127 УК (нетяжкое умышленное нанесение вреда здоровью). В соответствии со статьей 127.1 УК, не являющиеся опасными для жизни потерпевшего и не приведшие в последствиям, указанным в статье 126 УК, однако приведшие к длительной потере здоровья и значительной потере трудоспособности не менее чем на одну треть деяния считаются нанесением тяжкого вреда здоровью.

Объектом и этого преступления являются социальные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья. С точки зрения объекта это преступление обладает сходством с действием по истязанию в виде пытки. Основное же различие составляет то, что в диспозиции статьи 127.1 УК указано, что в случае невыявления вредных последствий данное преступление определяется как имеющее состав деяния истязания в виде пытки.

По сравнению с деянием с применением пытки, объективная сторона преступления, определенного в статье 127 УК, имеет более широкую основу, т.е. обладает более широкими признаками. Преступление, определенное в статье 127 УК, по сравнению с преступлением, определенным статьей 126 УК, менее опасно, однако, несмотря на это, с точки зрения сущности нанесения умышленного нетяжкого вреда здоровью более опасно для человеческого здоровья.

В связи с объективной стороной деяния, предусмотренного статьей 127 УК, можно напомнить, что имеются следующие признаки объективной стороны состава этого преступления:

1)                  общественно опасное и противоправное действие (деяние или недеяние);

2)                  отсутствие последствий, предусмотренных статьей 126 УК;

3)                  общественно опасные последствия, выражающиеся в длительной потере здоровья и значительной потере общей трудоспособности не мене одной трети;

4)                  наличие причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.

Как видно, объективные стороны преступления, предусмотренного в статье 127 УК, выражаемого как в истязании в виде пытки, так и в виде умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью, содержат широкий смысл и в то же время отличаются по наличию причинной связи.

Как известно, преступная попытка истязания в виде пытки всегда носит определенный смысл. Так, в истязании в виде пытки при совершении преступления умысел виновного очевидно направлен на нанесение потерпевшему физической боли и физических страданий. Данное покушение, в отличие от умышленного нанесения нетяжкого вреда здоровью, носит неопределенный характер.

При совершении преступления, предусмотренного в статье 127 УК, нанесение тяжких страданий потерпевшему определяется как определяющий признак. Как уже отмечалось, нанесение психических страданий является самым важным признаком действия истязания в виде пытки.

Определение различия истязания в виде пытки от других схожих видов преступлений имеет значение с точки зрения совершения в этой сфере и законодательства. Прояснение признаков, характеризующих состав схожих общественно опасных преступлений, поможет уточнить диспозиции соответствующих конкретных норм уголовного законодательства, а также создаст необходимые условия для дифференциации санкций.

Разграничение сходных преступлений с использованием передового опыта стран с демократическим строем может иметь, на наш взгляд, важное научно-теоретическое значение тоже. Обмен передовым опытом, поиск путей применения перспективных технологических методов и их непосредственное использование поможет в целом повысить эффективность международно-правовой борьбы с таким социальным явлениям, как преступность.

Скорость правовых реформ, последовательно проводимые в жизнь в Азербайджанской Республике, и их положительные последствия дают надежду в том, что продвижение страны в сторону развития нового уголовного законодательства поможет достичь уровня передовых стран в деле преодоления преступности и причин, ее вызывающую.

 

Литература

 

1.                  Азербайджанские мифологические тексты. Баку, Элм, 1988 (на азерб. языке).

2.                  Комментарий к Уголовному Кодексу Азербайджанской Республики. Под ред. проф. Ф.Самандарова. Б., 2003 (на азерб. языке).

3.                  Бородин С.В. ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994.

4.                  Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Под общей ред. Ю.И.Скуратова и В.И.Лебедева. М., 2000.

5.                  Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996.

 

Поступила в редакцию 02.04.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.