ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

К вопросу о понятии правового статуса личности

 

Чекачкова Галина Николаевна,

аспирант кафедры конституционного и административного права, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Волгоградской академии государственной службы.

 

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности, что обусловлено особой важностью такого рода отношений. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, ре­гулируют отношения личности с государством в соответствии с целями построения правового государства.

Существуют не­сколько подходов к определению правового статуса лич­ности. В структуру правового статуса включается раз­личный набор элементов. Наряду с системой прав и обя­занностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии[1]; законные интере­сы[2]; юридическая ответственность[3] и др. На наш взгляд, ряд дополнительных элементов следует считать либо пред­посылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (юридическая ответствен­ность вторична по отношению к обязанностям, без обя­занности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система га­рантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно­стях, вряд ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или нет. Интерес — это категория внеправовая и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов лично­сти — одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, сле­дует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. Вероятно, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности», как это предложили Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[4].

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее возможности, детерминированные условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретно эта­пе развития общества. В этих пределах осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования благами в различных сферах жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные возможности ин­дивида. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который по­рождает данное отношение.

Права личности многообраз­ны по содержанию, объему, способам реализации. Одна­ко закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве означает реальную возможность индивида свободно поль­зоваться определенным благом в границах, обозначенных в законе. Субъективное право — форма за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях.

Государство закрепляет права личности не произволь­но. Набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может за­креплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политиче­ские предпосылки, вытекающие из реальных общест­венных отношений. Права личности — это возможности, обеспечивающие чело­веку определенный стандарт жизни. Превышение пределов реальных возможно­стей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, а искусственное ограничение прав законодателем приведет к снижению стабильности общества.

Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор признаков, которые были выраже­ны М. С. Строговичем: «Субъективное право лица означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в ней:

а) возможность пользования определенным социальным благом;

б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;

в) свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права»[5].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти, возможности пользоваться благами.

Права личности всегда связа­ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Демократическое общество и государство не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательст­ве возможности, они заинтересованы в актив­ности личности.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав. Вместе с тем, нормальное функционирование политической системы, со­вершенствование общественных отношений невозможны без активного использования прав и свобод. Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами. Поскольку человек с его инте­ресами и потребностями представляет собой главную ценность демократического общества, то обеспечению его прав и свобод подчинена вся деятельность государства.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения. Без организованности, без согласования пове­дения граждан с юридическими предписаниями, выража­ющими государственную волю, невозможно развитие государства и общества. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписа­ний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антиобщественную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что и при позитивном отношении личности ее реализация в объек­тивно необходимом поведении наступает лишь при опре­деленных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целе­сообразный и необходимый вариант поведения, однако, как уже отмечалось, свобода выбора включает множество факторов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной ориентации. Лич­ность может избрать нормы, противоречащие требова­ниям, заключенным в обязанности.

Взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой необходимый фактор обеспечения нормальной жизнедеятельности демократического общества. Применительно к обязанностям граждан на современном этапе правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению правопорядка и законности в об­ществе.

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Возрастание ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства. Признание позитивной направленности ответственно­сти не снижает значения ретроспективной ответственности, наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных организаций, других лиц), поэтому возможность в случае необходимости применить санкции, меры государственно­го принуждения служит одной из важных юридических гарантий нормального функционирования системы юриди­ческих прав и обязанностей.

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных образцов по­ведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, правовое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим исполь­зованием прав и свобод, противоречащим интересам об­щества и государства.

Таким образом, правовой статус личности обеспечивает координацию дейст­вий личности и государства. Правовой статус основан на следующих принципах: ува­жение прав и достоинства личности, равноправие, спра­ведливость, законность, неразрывная связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения. Правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче­тания общественных и личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в правовом государстве, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство ответственно за создание системы гарантий, обеспе­чивающих реализацию прав граждан, за действие механизмов по восстановлению нару­шенного права и применению санкции к лицам, винов­ным в нарушении своих обязанностей. Взаимная ответственность государства и личности — это важнейший демокра­тический принцип построения правового государства.

 

Литература

 

1. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

2. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

3. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.

4. Строгович М. С. Развитие прав личности в период развернутого строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и уси­ление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962.

 

Поступила в редакцию 17.05.2010 г.



[1] Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 21.

[2] Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.

[3] Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.

[4] Витрук Н. В. Указ. соч. С. 25—34; Кучинский В.А. Указ. соч. С. 119—135.

[5] Строгович М. С. Развитие прав личности в период развернутого строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и уси­ление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962. С. 15.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.