ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Описание системы президентской республики и ее сопоставление с парламентской системой

 

Гаджиев Натиг Ядигар оглу,

доктор философии (Ph.D) по специальности международные отношения.

 

The Definition of the Presidential System and Comparison with the Parliamentary System

 

Для современных политических систем, со стороны ученых, были сделаны различные классификации. При оценке классификаций можно сказать, что парламентская система и система президентской республики являются двумя основными политическими системами. В статье, основываясь на мнении Джованни Сартори, после описания системы президентской республики, было проведено ее сопоставление с парламентской системой.

 

The Presidential system is one of the main types of the modern political systems. The differences between this system and the parliamentary system, the other main political system enables us to classify them under six headings when compared. These include the method of selection of the executive power, the responsibility of the executive power before the legislative power, the titular obligations of the representatives of the legislative and executive power, the competency of the legislative power to dismiss the government, the division of the executive power and pertaining of the executive power to a single person or a collective. It is to be noted that the first two of the above enumerated features are the key differences between the presidential and parliamentary systems and the remained – are of second importance.

 

Описание системы президентской республики

 

При описании системы президентской республики избрание президента народом прямым или косвенным (похожим на форму прямого избрания) путем показывается как первый определяющий критерий. Естественно, здесь учитывается избрание президента на определенный срок. Этот срок может варьировать в пределах от 4 до 8 лет. Для того, чтобы называть какую-либо систему системой президентской республики, избрание президента народом является обязательным, но не достаточным условием. Например: в Исландии, Ирландии и Австрии президенты избираются народом, но эти страны в лучшем случае лишь с виду являются системами президентских республик [5, 114]. Несмотря на полномочия, описанные в Конституции, фактически президенты пользуются лишь символическими полномочиями. Таким образом, здесь для выбора народом президента посредством их представительской должности обязательным является не условие избрания президента, обладающего ограниченными полномочиями, а условие избрания президента, обладающего реальными исполнительными полномочиями [3, 118].

Второй критерий в описании системы президентской республики – это неспособность законодательного органа путем голосования назначить и отстранить от должности правительство или главу исполнительной власти (президента). В этих системах полномочие сформировать новое правительство принадлежит президентам, президенты на свое усмотрение могут назначать и смещать (отстранять) с должности членов кабинета. Президент, придя к соглашению с парламентом, если захочет, может избрать министров из числа представленных ими лиц, но, в конце концов, члены кабинета – это лица, назначенные президентом и, таким образом, здесь право выбора у президента. Согласно Сарторию, если законодательному органу и было бы предоставлено полномочие решать вопрос о доверии одному из членов кабинета, даже при необходимых ситуациях, обязательное смещение (отстранение) министра с должности, в случае недоверия законодательным органом, не будет считать нарушенным указанный критерий. В обеих ситуациях, автор связывает это с тем, что президент обладает едиными полномочиями в назначении министров и к полномочиям президента относится право на свое усмотрение выбирать позиции в кабинете.

Можно сказать, что Сарторий полагает, что вышеуказанные два критерия для описания системы президентской республики являются достаточными, но, все же, не полными (всеобъемлющими) описаниями. По этой причине, вдобавок к вышеупомянутым критериям он представляет и третий критерий. В единой системе президентской республики необходима предельная ясность невозможности «двоевластия» между президентом и его кабинетом, ни при каких формах. Вообще, ситуация, имеющаяся в системах президентских республик, это то, что президент является главой как государства, так и правительства. Однако Сарторий упрощает и это положение и для того, чтобы не было и мысли о «двоевластии», считает достаточным прямое снижение линии власти, начиная от президента. Короче говоря, третий критерий – это направление исполнительной власти президентом.

Автор вышеуказанными тремя критериями описывает систему президентской республики. Политическая система является системой президентской республики в случае, если только глава государства (президент):

1) был избран путем голосования народа;

2) в период заранее определенных полномочий не может быть отстранен от должности путем голосования парламента;

3) возглавляет сформулированные правительства или направляет их в других формах.

При выполнении всех трех условий, перед нами представляется истинная система президентской республики.

Раскрывая критерий избрания президента путем народного голосования, указывается и то, что он может быть избран народом как прямым, так и косвенным путем. Необходимо, чтобы этот косвенный путь избрания президента был похож на форму прямого пути избрания. В этот момент возникает вопрос о том, в чем заключается мера схожести косвенного избрания с прямым избранием (выборами). Например: форма избрания президента в США, или как в Аргентине и в Чили – в случае если ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов народа, то президент избирается парламентом. В таких странах форма избрания президента похожа на прямые выборы. В вышеупомянутых странах, применяемых данный метод, учитывая, что кандидат, набравший относительное большинство голосов народа является избранным, такой косвенный путь избрания (выборы) может быть похожим на прямые выборы. А в Боливии парламент избирает одного из числа трех кандидатов, набравших большее количество голосов. Факт, что второй и третий кандидаты в этой системе обладают шансом быть избранными, схожесть ее с прямыми выборами сомнительна.

Основываясь на вышеуказанных примерах, можно дать ответ на вопрос о том, в чем заключается мера схожести косвенного избрания (выборов) с прямым избранием (выборами). Для схожести косвенного избрания с прямым путем пограничной линией является наличие или отсутствие разрешения сделать свой выбор при избрании президента такими межорганами, как избирательная комиссия или парламент. Если этот орган выполняет только функцию утверждения, то различие между прямыми и косвенными народными выборами является незначимым; если же обладает правом выбора, то в этом случае первый критерий считается нарушенным [5, 114-115].

                                                                                                                                            

Сопоставление системы президентской республики с парламентской системой

 

В действительности из описанных выше трех критериев первый и второй критерии являются основными особенностями, отличающими систему президентской республики от парламентской системы. Имея в виду ситуацию в парламентарной системе, вместе с различными особенностями трех критериев системы президентской республики, здесь будут прокомментированы и другие различия между двумя системами. Все из них, включая два первых, являющихся основными различиями между системой президентской республики и парламентарной системой, а также остальные второстепенные различия можно собрать в шесть заглавий.

Метод избрания исполнительной власти – первое основное различие между системой президентской республики и парламентской системой – является методом избрания исполнительной власти. В случае, когда президент избирается путем прямых или косвенных выборов народом, в парламентской системе лицо, стоящее во главе правительства – премьер-министр – избирается законодательным органом. Иными словами, в этой системе исполнительная власть опирается на законодательную власть. Законодательные органы избирают премьер-министров по странам различными методами. Также в разных странах должность премьер-министра называется по-разному. Например: в Германии – канцлер, в Ирландии – таоисичи и в Японии – премьер-министр, избираются законодательными органами этих стран согласно перечисленному порядку – Бундестагом, Даилом и Палатой Представителей Японии. В Бельгии и Италии наряду с формированием кабинетов в результате обсуждений между партиями парламента и, в особенности между лидерами партий, формальное парламентское голосование о доверии также является необходимым. В Англии король или королева назначают премьер-министром лидера партии, составившей большинство [2, 63]. А в Турции премьер-министр назначается президентом из членов Большого Национального Меджлиса Турции. Согласно Конституции 1982 года премьер-министр не может быть избран из числа лиц, не состоящих в парламенте, и делает обязательным его избрание из членов Большого Национального Меджлиса Турции[*] [6, 336-337].

Ответственность исполнительной власти перед законодательной властью – различие, исходящее из ответственности исполнительной власти перед законодательной властью, является вторым основным отличием системы президентской республики от парламентской системы. Глава исполнительной власти (президент) в системе президентской республики не может быть отстранен от должности законодательной властью по политическим причинам. Президент согласно конституции избирается на определенный срок и не может быть принужден подать в отставку путем выражения недоверия законодательным органом. Его отстранение возможно лишь путем процесса импичмента в случае злоупотребления своими полномочиями. А в парламентской системе премьер-министр и его кабинет ответственен перед законодательным органом. Будучи результатом такой ответственности, законодательный орган может проверить правительство путем вопросов, общих обсуждений, парламентским расследованием, доверием и другими такого рода различными способами контроля и, выразив недоверие, может отстранить от должности.

Сфера должностной деятельности членов законодательной и исполнительной властей – другие четыре различия, которые будут излагаться, являются не основными особенностями для разделения двух систем, а второстепенными. Первая из этих особенностей связана с должностями членов законодательной и исполнительной властей. Так, в парламентских системах исполнительная власть опирается на доверие законодательной власти, и должностные лица, состоящие в кабинете, одновременно являются или могут быть членами законодательной власти. А в системах президентских республик форма разделения власти заключается в том, что законодательная и исполнительная власти независимы друг от друга также в том, что должностные лица в исполнительной власти не могут получить должность и наоборот. В большинстве стран, совместно с этим критерием, имеющим основные особенности системы президентской республики и парламентской системы, есть несколько исключений. Например: в Люксембурге, Голландии и Норвегии, где их политической системой является парламентская система, члены парламента не могут получить должность в кабинете [2, 65].

Полномочие законодательной власти по отстранению правительства от должностиодно из различий между двумя системами, это то, что в парламентской системе параллельно с полномочием законодательного органа отстранить правительство, премьер-министр обладает полномочием распустить парламент. А в системе президентской республики – в противовес тому, что законодательная власть помимо импичмента не имеет других способов отстранить президента от должности, президент не имеет полномочие распустить парламент. Вообще эти особенности существуют в большинстве стран, но есть и исключения. Таким образом, здесь перед нами возникает вопрос, на который необходимо дать ответ. Как мы назовем политические системы, которые дают полномочие президенту распустить парламент и несут в себе основные особенности системы президентской республики? Описывая систему президентской республики было раскрыто, что представленные три критерия составляют основные особенности системы президентской республики и являются достаточными для того чтобы назвать какую либо систему, обладающую вышеупомянутыми тремя критериями системой президентской республики. Большинство авторов находятся в обоюдном согласии по этой теме, то есть, приводя описание системы президентской республики, они перечисляют эти особенности или называют их основными особенностями этой системы. Однако и здесь есть исключения. Например: Шугарт и Карей перечисляя необходимые критерии, на которые должна опираться система президентской республики, в качестве второго критерия называют то, что срок полномочий законодательной и исполнительной властей является неизменным и независимо от доверия друг к другу [7, 27]. А Фиш, в классификации о политической системе, которую он составил, хотя и придерживается основных особенностей президентской республики, однако системы, где законодательная власть слабая и системы, в которых президент обладает такого рода полномочиями как распустить парламент, он называет системой супер-президентской республики [4, 78].

Лейпхарт привлекает наше внимание в другую позицию, которая придерживается мысли о том, что критерий наличия у президента полномочия распустить парламент является не обязательным условием.

Он отмечает, что в некоторых системах президентских республик, у президента имеется полномочие распустить парламент, а в некоторых парламентских системах есть ситуации, когда исполнительная власть не обладает таким полномочием.

Например: в парламентской системе Норвегии исполнительная власть не может распустить законодательную власть. Несомненно, автор принимает факт того, что полномочия о роспуске парламента влияют на исполнительную власть, однако, не считает, что это условие является основным различием между двумя системами [2, 66].

Разделение исполнительной власти – в парламентских системах исполнительная власть в разделенных формах. Лица, стоящие во главе государства и правительства являются не одинаковыми. Лицо, стоящее во главе государства не обладает большими полномочиями, носит в большей мере символический характер и обладает в основном представительскими полномочиями. А лицо, стоящее во главе правительства является премьер- министром и большую часть исполнительной власти осуществляет совместно с советом министров, состоящим из министров. Если же конкретизировать, в парламентских системах существует дуалистическая (двойственная) исполнительная власть. А в системах президентских республик не имеется дуалистическая исполнительная власть. Президент, одновременно, является и главой государства и главой правительства. Наилучшим примером этого является президент Соединенных Штатов Америки. Однако, в некоторых странах с системами президентских республик, есть премьер-министр и кабинет министров. Факт, что в этих странах есть премьер-министр, не означает, что он и есть лицо, находящееся во главе правительства. В этих странах, премьер-министр выступает в роли помощника президента. Как было отмечено в вышеуказанном описании, особенность настоящей системы президентской республики в недопустимости и отсутствии двоевластия между президентом и его кабинетом. Сарторий говорит о необходимости критерия о наличии единоличной исполнительной власти, то есть президент государства является одновременно и президентом парламента, и отмечает в качестве самого главного - направление президентом исполнительной власти. Если выражаться по-другому, то не отсутствие дуалистической исполнительной власти, а определяющий фактор не является дуалистическим правлением. Лейпхарт отмечает, что дуалистическое правление являющееся основным элементом парламентаризма, а единоличный глава исполнительной власти составляющий обязательную особенность системы президентской республики не категорические.

Принадлежность исполнительной власти одному лицу или коллективу - для того чтобы суметь назвать какую либо систему системой президентской республики или парламентской системой необходимо отметить, что в случае, если президент единолично обладает исполнительной властью, совместное формирование единого органа премьер-министром и кабинетом является не обязательной особенностью. Вышеуказанное различие является одним из часто отмеченных между двумя системами. В некоторых странах с парламентской системой роль премьер-министра в кабинете сильна, а в некоторых странах можно сказать, что на одинаковом статусе (уровне) с другими министрами. В противовес этому в системах президентских республик наличие исполнительного полномочия у одного лица и того, что кабинет состоит из лиц, назначенных президентом, не является обязательным. Например: в Уругвае пятнадцать лет (1952-1967) не было единой главы исполнительного органа, страна управлялась коллегиальным президентством, образованным и состоящим из девяти членов [2, 67].

 

Литература

 

1. Синсотта Говард, История Америки Основными Линиями, место издания не указано, 2002. - 408 стр.

2. Лейпхард Аренд, Современные Демократии: Типы Консенсусного и Мажоритарного Правления в двадцати одной Стране, Перевод: Эргюн Озбудун, Эрсин Онулдуран, Издательство Йеткин, Анкара, 1996. - 219 стр.

3. Линз Чуан Ч., «Политические и Социальные Результаты Выбора между Системой Президентской Республики или Парламентской Системой», Переход в Демократии в странах СНГ и Конституционное Строение, Переводчик: Эргюн Озбудун, Левент Кокер, Издательство Йеткин, Анкара, 1993, стр. 117-134. - 143 стр.

4. Онар Эрдал, «Необходимо ли раздумывать над вопросом: Должна ли Турция переходит из Системы Президентской Республики в Систему Полу - президентской Республики?», Система Президентской Республики, Изготовитель: Теоман Эргюл, Турецкое Издательство Баролар Бирлии, Анкара, 2005, стр. 71-104. – 219 стр.

5. Сартори Джованни, Сопоставимая Инженерная Конституция: Исследования над Структурами, Причинами и Результатами, Переводчик: Эргюн Озбудун, Издательство Йеткин, Анкара,1997. – 278 стр.

6. Танер Бюлент, Йузбашыоглу Начми, Турецкое Конституционное Право согласно Конституции 1992 года, Издательство Йапы Креди, Стамбул, февраль 2001. – 525 стр.

7. Язджы Серап, Системы Президентской и Полу - президентской Республики, Оценивание для Турции, Издательство Стамбульский Университет Билги, Стамбул, март 2002. -187 стр.

 

Поступила в редакцию 10.06.2010 г.



[*] Хотя статья 109-ая Турецкой Конституции 1982 года дает право президенту назначать премьер-министра из числа депутатов, на практике дело обстоит иначе. Поскольку в парламентской системе правительство ответственно перед законодательной властью, президент учитывает возможность депутата, назначаемого им в качестве премьер-министра получить доверие парламента. Для того чтобы не противоречить особенностям демократии нынешней парламентской системы и партий этим депутатом является председатель партии, получивший наибольшее количество голосов в парламенте. [6, 336-337].

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.