ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Преступления, совершенные женщинами в составе групп

 

Подолюк Михаил Леонидович,

аспирант кафедры уголовного права Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Научный руководитель – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН

Ревин Валерий Петрович.

 

Одним из показателей состояния женской насильственной преступности является удельный вес групповых преступлений. Под групповой преступностью женщин мы понимаем относительно массовое социальное явление, складывающееся из совокупности преступных деяний, совершенных женщинами в составе групп[1]. Как отмечает В.Н. Зырянов, для женщин групповые формы совершения преступлений менее характерны, чем для мужчин. Объяснение в этом следует искать в более высоком удельном весе, в структуре женской преступности деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, а также в том, что женщины-преступницы по возрасту несколько старше преступников-мужчин, а групповые формы совершения преступлений, как известно, в большей степени характерны для молодежи. Чем меньше возраст преступников, тем чаще преступления совершаются в группе. Как показало наше исследование, в 47 случаях из 100 женщины совершают преступления в составе групп. Это подтверждается мнением психологов о том, что для женщин характерна склонность к групповому поведению[2]. Однако этот показатель не одинаков в различных видах противоправных деяний. Почти исключительно в одиночку совершаются женщинами такие преступления, как причинения вреда здоровью различной тяжести (ст. ст. 111 – 113, ст. 115 УК РФ). В общей массе женщин, привлеченных к ответственности за убийства без обстоятельств, отягчающих наказание, удельный вес женщин, совершивших эти преступления в группе, составляет 38%. Значительная часть хулиганства также совершается в группе. Достаточно высок показатель случаев участия женщин в грабежах и разбойных нападениях. Причем регистрация лиц, совершивших эти посягательства в последние годы, имеет тенденцию к росту. Грабежи и разбои, совершенные женщиной в одиночку – исключительная редкость. «Практически только в составе групп женщины совершают грабежи, исключительно в составе групп – разбои и изнасилование. Высокий удельный вес групповых корыстно-насильственных преступлений (грабежей, разбоев) в их общей совокупности объясняется, видимо, тем, что при их совершении от женщины нередко требуется преодоление чувства страха, применение силы, ловкость, решительность, что стимулируется совместными действиями соучастников»[3].

Материалы переписи осужденных в 1999 г.[4] показывают, что 46,2% осужденных мужчин и 43,8% осужденных женщин нарушали уголовный закон в группе. При этом доля организаторов у женщин составляла 7%, у мужчин – 11,1%; подстрекателей: 1,8% - у женщин и 1,3% - у мужчин; пособников: 11,1 – у женщин и 11,6 – у мужчин; исполнителей: 23,9% - у женщин и 22,2% - у мужчин. Только в 1993 – 1995 гг. число женщин, совершивших преступления в группе, выросло на 35,6%. Общепризнанным является факт преимущественного совершения этих преступлений женщинами в группах с мужчинами в качестве пособниц, функции которых сводятся к подысканию «клиента», заманиванию в удобные для осуществления посягательства места и т.п. Однако следует отметить, что на практике часто очень трудно разграничить роль организатора и подстрекателя, тем более что нередко организатор является одновременно подстрекателем, так как он вызывает решимость других соучастников совершить преступление. Оценивая вышеизложенные показатели, можно утвердить, что женщины в группе могут выполнять различные роли.

Заслуживают внимания показатели о половом составе участников групп. Абсолютное большинство групп являются смешанными. В подавляющем большинстве изученных преступных групп преобладают мужчины и это обычно сожители, приятели, знакомые. На совершения группового преступления женщины значительно чаще идут с мужчинами, нежели с другими женщинами. Однако в последнее время все чаще встречаются ситуации, когда анализируемые преступления совершаются группой лиц, состоящей в основном исключительно из женщин, которые самостоятельно выполняют весь комплекс действий, входящих в объективную сторону грабежа или разбойного нападения.

В социально-психологической характеристике криминальных групп несовершеннолетних своеобразным сочетанием разнотипных преступлений выделяются группы женского пола. В этих группах чаще всего встречаются истязания соперниц со злостным хулиганством, заканчивающиеся телесными повреждениями и нередко убийством, кражи личного имущества с вымогательством. Все начинается с девичьих драк между «королевами» двора (общежития) за господство на определенной территории, а заканчивается целым набором составов преступлений[5].

Изучение уголовных дел показало, что большая часть преступных групп была сформирована по месту жительства участников и на основе знакомства в общественных местах. Взаимоотношения между членами преступной группы характеризовались как дружеско-приятельские или родственные. Необходимо подчеркнуть, что в криминальных группах несовершеннолетних чаще всего (в 81% случаев) лидерами в смешанных группах являются лица мужского пола, но встречаются группы, где лидерами являются девушки. Принимая на себя роль «атаманш», они насаждают особую морально-психологическую атмосферу в группе[6]. При женском лидерстве совершаемые группой преступления отличаются особой изощренностью и более жестоким отношением к жертвам преступного посягательства, чем в чисто мужских преступлениях[7]. Как было показано выше, это характерно и для смешанных криминальных групп взрослых.

Женская преступность все в большей мере приобретает организованные формы. С 1993 по 1998 г. на 74% увеличилось число женщин, совершивших преступления в составе организованных групп. В деятельности преступного сообщества женщины участвуют весьма редко. Как правило, это проститутки, входящие в низший слой преступного сообщества и выполняющие весьма ограниченные функции по своеобразному наведению на богатых клиентов[8].

Еще сравнительно недавно женщины редко осуждались за соучастие в изнасилованиях. Согласно статистическим данным, численность лиц женского пола, оказывающихся причастными к совершению этих преступлений, выглядит следующим образом: 1989 г. – 80 случаев; 1990 г. – 98; 1991 г. – 92; 1992 г. – 70; 1993 г. – 75; 1994 г. – 81; 1995 г. – 83; 1996 г. – 82; 1997 г. – 59; 1998 г. – 51; 1999 г. – 60; 2000 г. – 44; 2001 г. – 51; 2002 г. – 40; 2003 г. – 41; 2004 г. – 50; 2005 г. – 43; 2006 – 42. В подавляющем большинстве случаев это несовершеннолетние девочки, которые являются организаторами или подстрекателями к совершению данного посягательства[9]. Соучастие в изнасиловании в среде несовершеннолетних преступниц, по мнению исследователей, составляет около 19%[10].

Следует отметить, что своеобразные криминологическим парадоксом выглядит состояние и динамика в 90-х годах таких преступлений, как изнасилование. За последние годы число зарегистрированных изнасилований сократилось на 30%, а иных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности – на 25%. В то же время исследователи отмечают, что с поправками на латентность, ежегодное число изнасилований определяется в 40 – 50 тыс., а не 10 – 15 тыс., которые регистрируются по статистике. Учитывая при этом как «естественная» латентность, связанная с нежеланием части жертв сообщать о посягательствах на их половую неприкосновенность, так и «искусственная» латентность, вызванная сокрытием этих преступлений от учета.

Нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Чуфаровского, который утверждает, что существуют факторы, обусловливающие снижение числа регистрируемых изнасилований и других половых посягательств в условиях всеобщего падения нравов. Это – превращение женского тела в товар, усиленная коммерциализация сексуальных отношений, распространение проституции, в результате чего-то, что раньше добывалось силой, с риском получить очень серьезное наказание, сейчас можно купить за деньги[11].

Удельный вес женщин в числе лиц, совершающих хулиганские действия, составляет, как правило, 5-6, а среди всех преступниц – 13-14%[12].

В 1989 г. согласно статистике было выявлено 3098 женщин, совершивших хулиганство. Это самый высокий показатель из всех видов женских насильственных преступлений. Данный вид преступлений в 1990 – 1996 гг. имел высокие темпы прироста: в 1990 г. – 18,3%; 1991 – 20,8%; 1992 – 25,9%; 1993 – 66,7%; 1994 – 64,6%; 1995 – 19,0%; 1996 – 4,2%. Количество виновных в совершении хулиганства в 1996 г. составило 18951 женщин. В 1997 г. произошел, как и по другим видам преступлений, значительный спад – на 30,5%. В последующие годы (с 1997 по 2009 г. за исключением 1999 г., где зафиксирован рост на 2,3%), по данным статистики, число хулиганских проявлений стало снижаться. Однако, как считают специалисты, вряд ли это отражает реальное состояние данного вида преступлений, скорее всего, сказывается ослабление борьбы с хулиганством, своевременное пресечение которого, как известно, играет большую роль в предупреждении тяжких насильственных преступлений.

В специальных исследованиях также отмечается, что в 90-е годы женщины достаточно часто стали совершать хулиганство, отягощенное такими признаками как совершение его в группе лиц, а также связанное с сопротивлением представителю власти либо лицу, пресекающему нарушению общественного порядка (ч. 2 ст. 213 УК РФ)[13].

Много общих черт обнаруживается между тяжкими насильственными преступлениями и хулиганством. Главная причина такого криминологического единства заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев хулиганские действия направлены не только на общественный порядок, но и на личность. Как и мужчины, женщины обычно совершали хулиганство в состоянии алкогольного опьянения как следствие систематического пьянства, антиобщественного образа жизни, общей моральной деградации, нередко связанной в свою очередь с аномалиями психического характера. Примечательно, что средний возраст женщин, осужденных за данное деяние, достаточно «зрелый» - 24 – 30 лет. Совершая преступление в состоянии алкогольного опьянения, большинство женщин впоследствии недостаточно отчетливо воссоздают картину содеянного, описывают его мотивы и причины. Исследования показали, что чаще всего в состоянии алкогольного опьянения совершали преступления мужчины (около 20% от числа выявленных лиц в 2006 г.). Доля несовершеннолетних и женщин, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, практически одинакова и равно 14%. Можно сказать, что высокий уровень потребления алкоголя является одним из основных факторов высокого уровня насильственной преступности в России и в то же время служит важным показателем нравственно-психологической обстановки в ней.

Внесенные в ст. 213 УК РФ 8 декабря 2003 г. Изменения существенно отразились на статистике по такому виду преступлений как хулиганство. В 2004 г. зафиксирован 731 случай хулиганства (отрицательный прирост на 90,3%), в 2005 г. – 628, что на 14% ниже предыдущего года, в 2006 г. – 558 случаев.

Для характеристики современной насильственной преступности существенное значение имеет возрастание количества таких преступлений, как терроризм, захват заложников, похищение человека. Доля женщин среди этих категорий преступников, как правило, невысока. В криминологической литературе отмечается: «… в 1998 г. в 2 раза возросло число женщин, совершивших терроризм и похищение человека»[14]. «Наблюдается вовлечение женщин в преступную деятельность организованного, длящегося характера. Например, с 30 до 57 выросло число женщин, участвовавших в похищении людей»[15].

В 1990 г. по Российской Федерации было зарегистрировано 2 случая похищения человека, в 1998 г. – уже 1415, 2000 – 1661. В 2000 г. на Северном Кавказе освобождено 208 чел. из числа похищенных в 1992 – 2000 гг. Из них 56 женщин. Преступники-мужчины составляют 90% лиц, участвующих в похищении человека. «Женщинам обычно поручается уход за похищенным (приготовление пищи, кормление и т.п.) и сообщение родственникам о требованиях похитителей. Иногда женщины выступают в роли организатора преступления», - отмечается в специальных исследованиях[16].

Информацию можно получить и из публицистических источников. В этих целях нами был проведен контент-анализ публикаций в средствах массовой информации по выявлению женщин, совершивших теракты на территории Российской Федерации на рубеже двух веков.

По мнению многих авторов (журналистов), связано это с тем, что женщины острее переживают трагические ситуации. А безысходность ведущейся борьбы, скажем, в Чеченской Республике усугубляет трагизм положения боевиков. Кроме того, в мусульманских обществах женщины бесправны. Мужчина для нее – полновластный хозяин, приказы которого не обсуждаются. Все представительницы женского пола, связанные кровными узами с бандитами, составляют потенциальный резерв террористов. В случае гибели родственника такая женщина практически обречена. Ей за несколько месяцев так «промоют мозги», что она сама наденет пояс со взрывчаткой и поедет туда, куда ей скажут.

Современные женщины все чаще осваивают мужские криминальные профессии. Кроме указанных выше к таким относятся и убийства по найму.

Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером преступлений и их последствиями, способами и орудиями совершения, той сферой, в которой они имеют место, ролью, которую выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на их правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств.

Современную женскую насильственную преступность характеризуют: рост тяжких насильственных преступлений в структуре женской преступности, рост ее организованности, рост числа убийств детей старшего возраста, проявление агрессивности и жестокости в поведении женщин, они чаще стали совершат традиционно «мужские» преступления: грабежи, разбойные нападения. По все большему числу показателей женская насильственная преступность становится соответствующей мужской.

 

Литература

 

1.                  Зырянов В.Н. Групповая преступность женщин и ее предупреждение органами внутренних дел. Горький, 1988. С. 9.

2.                  Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПБ., 2002. С. 177.

3.                  Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. проф. А.С. Михлина. М., 2001. С. 47 – 50.

4.                  Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001. С. 107 – 108.

5.                  Порецкая Т., Леонтьева А. Дурная компания. Послесловие к приговору // Собеседник. 1985. Май. № 20.

6.                  Путилов В. Кровавая сестра убийц // Вне закона. Приложение к газете «Калейдоскоп». 1996. № 4 (14).

7.                  Криминология – XX век / Под. ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПБ., 2000. С. 470.

8.                  Жулев Ю.В. Характеристика преступлений несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК // Преступность и дети: Сб. тезисов. М., 1999. С. 22.

9.                  Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: Дис… д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. С. С. 64.

10.              Чуфаровский Ю.В. Криминология. М., 2002. С. 70.

11.              Корзун И.В. Теоретческие и прикладные проблемы социально-правового контроля и предупреждения преступности среди женщин (по материалам Республики Казахстан): Дис… д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 2001. С. 136-137.

12.              Криминология – XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПБ., 2000. С. 462.

13.              Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. Изд. 2-е. М., 2002. С. 768.

14.              Адельханян Р.А. Расследование похищения человека. М., 2002. С. 60.

 

Поступила в редакцию 28.06.2010 г.



[1] Зырянов В.Н. Групповая преступность женщин и ее предупреждение органами внутренних дел. Горький, 1988. С. 9.

[2] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПБ., 2002. С. 177.

[3] Зырянов В.Н. Указ. соч. С. 10 – 11.

[4] Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. проф. А.С. Михлина. М., 2001. С. 47 – 50.

[5] Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001. С. 107 – 108.

[6] Порецкая Т., Леонтьева А. Дурная компания. Послесловие к приговору // Собеседник. 1985. Май. № 20.

[7] Путилов В. Кровавая сестра убийц // Вне закона. Приложение к газете «Калейдоскоп». 1996. № 4 (14).

[8] Криминология – XX век / Под. ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПБ., 2000. С. 470.

[9] Жулев Ю.В. Характеристика преступлений несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК // Преступность и дети: Сб. тезисов. М., 1999. С. 22.

[10] Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: Дис… д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. С. С. 64.

[11] Чуфаровский Ю.В. Криминология. М., 2002. С. 70.

[12] Корзун И.В. Теоретческие и прикладные проблемы социально-правового контроля и предупреждения преступности среди женщин (по материалам Республики Казахстан): Дис… д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 2001. С. 136-137.

[13] Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: дис… д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. С. 63-64.

[14] Криминология – XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПБ., 2000. С. 462.

[15] Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. Изд. 2-е. М., 2002. С. 768.

[16] Адельханян Р.А. Расследование похищения человека. М., 2002. С. 60.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.