ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О развитии гончарного ремесла Гянджи в раннем Железном веке

 

Гасанов Эльнур Лятиф оглы,

научный сотрудник отдела археологии и этнографии Гянджинского регионального научного центра НАН Азербайджана.

 

About the development of ceramics trade of Ganja in the early Iron age

 

Elnur Hasanov,

Ganja Regional Scientific Center of Azerbaijan National Academy of Sciences.

 

Данная научная работа посвящена историко-этнографическому исследованию керамики древней Гянджи в эпоху раннего железа. Впервые изделия гончарного ремесла этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока. На основе неоспоримых аргументов и фактов было доказано, что благодаря развитию конструктивно-пластических форм, а также декоративно-орнаментальных особенностей данные керамические образцы считаются уни­кальными изделиями.

Ключевые слова: керамика, эпоха раннего железа, конструктивно-пластические формы глиняных изделий, декоративно-орнаментальные особенности, Гянджа, Азербайджан.

 

This scientific work is dedicated to the historic-ethnographical investigation of the ancient Ganja ceramics of an early iron age epoch. For the first time the wares of ceramics trade of this ancient city for this historical period were lighted as an important ethnographical source in research of the Caucasus and whole Near East history. On the basis of indisputable arguments and facts it was proved, that owing to development of the constructive-plastic forms, also decorative-ornamental characteristics these ceramic patterns are considered the unique wares.

Key words: ceramics, epoch of an early iron age, constructive-plastic forms of pottery wares, decorative-ornamental characteristics, Ganja, Azerbaijan.

 

На родине великого Азербайд­жан­ского мыслителя, поэта Низами Гянджеви – в городе Гянджа ранние традиции гончарного ремесла возникли еще в VIII-VII тысяче­летиях до нашей эры. Самые древние образцы керамики Гянджи относятся к эпохе неолита, энеолита. На территории древней Гянджи и ее окрестностях были обнаружены разные глиняные изделия данных исторических периодов [1, 73].

Нужно отметить, что XII-VII века до нашей эры являются особой, довольно важной эпохой в историческом развитии гончарного ремесла Гянджи и всего Гянджа­басарского региона, так как данный период считается эпохой раннего железа и харак­теризуется высоким уровнем развития этой древней отрасли народного ремесла. В раннем желез­ном веке в керамике Гянджи возникло много характерных особенностей и благодаря усо­вер­шенствованию ремесленных традиций наб­людалось особое развитие в конструк­тивно-пластических формах худо­жест­венной керамики.

Главными характерными изделиями данного исторического периода древней Гянджи считаются белоинкрустированные керамические сосуды, так как основной район распространения этой керамики на территории Южного Кавказа в эпоху раннего железа –долина реки Гянджачай, а также земли древней Гянджи [2, 17; 3,26].

Декоративно-орнаментальные особен­нос­ти этой керамики отличаются разно­об­раз­ностью. Довольно важным элементом деко­ративно-орнаментальных особенностей кера­мики Гянджи раннего железного века являя­ется художественное значение керамических форм.

Кроме того, виды художественного убранства керамических изделий также счи­таются основными ремесленными факторами керамики этого древнего города данной исторической эпохи. Главными видами художественного убранства глиняных сосудов являлись:

·                    рельефно-декоративное убранство;

·                    врезная орнаментация;

·                    графический способ в декоративном убранстве [4, 146-150].

Характерной особенностью белоин­крус­­ти­рованной керамики Гянджи ран­него желез­ного века считается богатая и разно­образная орна­мен­та­ция. В орна­мен­те данного исто­ри­чес­кого периода выде­ля­ются три основ­ных элемента:

1.                  Антропоморфные элементы (изоб­ра­жения людей).

Данные элементы по манере исполнения имеют некоторые отличительные осо­бен­нос­ти. Так как, антропоморфные изоб­ражения, сос­­тавленные из элементов геометрических фи­гур имеют полностью орнаментальный характер [5, 309].

Изображения, составленные из волнис­тых линий, отличаются точками, заполнен­ны­ми внутри орнамента. Остальные антро­по­мор­фные изображения состоят из треу­голь­ников и передают человеческую фигуру дос­та­точно реалистично и с рядом деталей [6].

Нужно отметить что, человеческие изоб­ражения, составленные из треугольников, встречены среди геометрических орнаментов могильника Шахи-Тумп в Белуджистане [7, 306].

2.                  Зооморфные элементы (изображения животных и птиц).

Эти изображения достаточно схе­ма­тич­ные. Но по манере их можно разделить на следующие основные типы:

·                    схематичные изображения животных, весьма приблизительно передающие контуры тела;

·                    изображения, сделанные при помощи округлых линий и, как правило, заполненные точками [8, 7];

·                    наиболее реалистические изобра­же­ния, исполненные при помощи двойных линий с четко выраженными элементами тела животного - ногами, головой.

·                    полностью геометризированные изоб­ражения, в которых тело животного пере­да­ется при помощи двух треугольников, соста­вленных вершинами, а в основе тела птицы лежит треугольник [9, 45].

Изображения людей и животных из­вест­ны в крашеной керамике Передней Азии. На территории Ирана в историко-архео­логии­чес­ких памятниках Бампур, Сузы I, Персеполь были обнаружены схожие орнаменты [10, 96].

3.                  Геометрический элемент. Данный эле­мент состоит из заштрихованных треу­голь­ников, расположенных рядами и вписанных в другие, более сложные фигуры, а также ромбов и меандра.

В этот орнамент входят углы, свастика, кресты, косые штрихи, прямые полосы и т.п. С научной точки зрения огромный интерес вызывает тот факт, что существует рази­тельное сходство между геометрической орнаментацией белоинкрустированной кера­мики Гянджи (и всего Восточного Закав­казья) и нарезным орнаментом андроновской культуры [11,288].

Кроме того, среди геометрических элементов керамических изделий древней Гянджи данного периода значительно реже встречаются спираль, кружки и сложные фигуры, составленные не прямыми, а волнистыми линиями.

Все эти фигуры иногда существуют отдельно, чаще же соединяются в более или менее устойчивые сочетания. Наиболее частое сочетание-ромб, осложненный дополнительными треугольниками и углами [12, 134].

Данный элемент, а также ряд похожих орнаментальных мотивов белоин­крусти­рованной керамики древней Гянджи раннего железного века связывается с орнаментом крашеной керамики всего обширного переднеазиатского региона [13, 15].

Важными историко-этнографи­чески­ми показателями развития гончарного ремесла в древней Гяндже, а также на территории доли­ны реки Гянджачай являются характерные конструктивно-пластические формы в художественной керамики данной эпохи.

В течении 2005-2009 годов на территории Гянджабасарского региона, в том числе в окрестностях Гянджи были обнаружены довольно разнообразные глиняные сосуды позднебронзового и раннежелезного веков:

·                    соединённые сосуды;

·                    керамические шкатулки;

·                    сосуды-«сапожки»;

·                    триподы;

·                    зооморфные сосуды.

Кроме этих керамических изделий существуют и другие характерные глиняные образцы древней Гянджи данного периода. Вытянутые кувшинчики на маленьких поддонах (кружки на пуговичном поддоне – Э.Г.), керамические блюда со скульптурными головами, а также сосуды, имеющие в верхней части тулова допол­нительные сосудики (то есть, типа «Kernos») счита­ются основными харак­терными керами­ческими изделиями гончарного ремесла Гянджи и всего Гянджабасар­ского реги­она эпохи раннего железа [14-16].

Но главными специфическими глиняными образцами Гянджи данного периода являются белоинкрустированные керамические сосуды. Примером служит тот факт, что основной район распространения этой керамики на Южном Кавказа в период раннего железного века – долина реки Гянджачай. Кроме того, в периферийных по отношению к долине реки Гянджачай районах она встречается в небольшом количестве и со значительно более простым орнаментом.

Благодаря современным археологи­чес­ким раскопкам и этнографическим исследованиям были обнаружены доволь­но многочисленные керамические изделия древней Гянджи раннего железного века.

Кроме того, были выявлены именно характерные глиняные образцы данного исторического периода среди многочис­лен­ных изделий. Конструктивно-пласти­ческие формы, а также декоративно-орнаментальные особенности этих кера­ми­ческих сосудов послужили очень важными источниками в изучении исторического развития гончарного ремесла Гянджи эпохи раннего железа.

Данные ремесленные особенности также способствовали системации основных характерных изделий керамики древней Гянджи, в том числе всего Гянджабасарского региона. Так же были определены и отли­чительные черты керамических образцов Гянджи раннего железного века и их южных аналогий, обнаруженных с территории Перед­ней и Юго-Западной Азии (Ближнего Вос­тока).

Дальнейшие научные исследования могут способствовать открытию новых фактов в изучении керамики Гянджи древнего и античного периодов.

 


Литература

 


1.                  Гасанов Э.Л. Историко-этногра­фи­ческая характеристика художественной керамики древней Гянджи // Международный научный журнал Интеллект, ISSN 1512-0333. Тбилиси, 2010 №3 (38), с.72-75.

2.                  The dawn of Art / Ed.by M. Artamonov. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974, 196 p.

3.                  Гасанов Э.Л. К вопросу о развитии гончарного ремесла / Актуальные проблемы истории Гянджи. II научно-практическая конференция (материалы). Гянджа: Наука, 2010, с. 25-30.

4.                  Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материа­лове­дение и технология производства художе­ственных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979, 216 с.

5.                  Dyson R. Early Cultures of Solduz, Azerbaijan// A Survey of Persian Art. London, 1967, v.14, p. 301-440.

6.                  Мусеибли Н.А. Археологические раскопки в Земямчайском некрополе // Археология и этнография Азербайджана. Баку, 2004, №2.

7.                  Stein A. An Archaeological Tour in Gedrosia // Memoirs of the Archaeological Survey of India. Calcutta, 1931,№ 43, p.306.

8.                  Куфтин Б.А. археологические раскоп­ки в Триалети. Тбилиси: Некери, 1941.

 

9.                  Гасанов Э.Л. Характерные декора­тивно-орнаментальные особенности худо­жест­венной керамики древней Гянджи // Кутаисский Научный Центр. Журнал Новация, ISSN 1512-3715. Кутаиси, 2010, №7, с. 44-48.

10.              Herzfeld E. Iran in the Ancient East. London: Clarendon Press, 1941, 485 p.

11.              Sulimirski T. Scythian Antiquities in Western Asia // Artibus Asiae. Ascona, 1954, v.17, № 3-4.

12.              Мамедов Ш.М., Гасанов Э.Л. Об орна­мен­тах керамических образцов древней Гянд­жи раннего железного века // Гянджин­ский Региональный Научный Центр Национальной Академии Наук Азербайджана. Сборник Известий. Гянджа, 2008, №33, с.133-135.

13.              Sams G. K. Phrigian painted Animals: Anatolian orientalizing Art // Anatolian Studies. London, 1974, v.24.

14.              Ghirshman R. Fouilles de Sialk pres de Kashan. T.2. Paris, 1939, p. 91.

15.              Vandenberghe L.Le necropole de Khurvin. Istanbul, 1964, p.22-23.

16.              Садыхов Г.Г., Гасанов Э.Л. Керамика Гянджи в раннем железном веке: Этнографический взгляд на проблему генезиса // Гянджинский Региональный Научный Центр НАНА. Сборник Известий. Гянджа, 2010, №40, с. 184-187.

 

Поступила в редакцию 01.02.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.