ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Антиоксидант мексидол в комплексном лечении фурункула лица

 

Островский Олег Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической биохимии с курсом клинической биохимии,

Кирпичников Михаил Викторович,

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии,

Хлыбов Виталий Сергеевич,

аспирант кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии,

Мартин Екатерина Андреевна,

студентка 5 курса стоматологического факультета.

Волгоградский государственный медицинский университет.

 

 

Antioxidant mexidol in complex treatment of furuncle of a face.

 

O.V. Ostrovskyiy, M.V. Kirpichnikov, V.S. Khlybov, E.A. Martin

Volgograd State Medical University.

 

В работе представлены данные об эффективности применения препарата мексидол в комплексном лечении больных с абсцедирующим фурункулом лица. Установлено, что включение этого препарата в базисную терапию этой категории больных способствует оптимизации инфекционно-воспалительного процесса, сокращает пребывание больных на стационарном лечении и снижает риск гнойно-воспалительных осложнений.

Ключевые слова: мексидол, фурункул, воспаление.

 

The data on mexidol effectiveness in complex treatment of patients with face abscessed furuncle are presents in the work. Application on this drug in basic therapy of these patients was established to promote favorable course of inflammatory-infection process and shortens the time of patients stay in hospital.

Key words: «Mexidol», furuncle, inflammation.

 

Введение

 

Проблема лечения больных с фурункулом лица по-прежнему остается актуальной, что связано с неуклонным ростом числа пациентов с данной патологией. По данным ряда авторов, фурункулы лица в России составляют около 30% от всех воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. В 5-27% случаев они осложняются флегмоной, тромбофлебитом, сепсисом, что нередко приводит к летальному исходу [2, 4, 6].

Установлено, что в патогенезе многих гнойно-воспалительных заболеваний лица особое значение играет окислительный стресс, который характеризуется декомпенсацией системы антиоксидантной защиты, накоплением продуктов перекисного окисления липидов и интенсификацией свободнорадикального окисления. Дисбаланс в системе прооксидантно-антиоксидантных взаимоотношений способствует высокой степени эндогенной интоксикации, продлевает стадии очищения и заживления гнойной раны и может служить основанием к неблагоприятному исходу заболевания [1, 3, 5].

Ряд авторов в своих исследованиях доказали клиническую эффективность использования антиоксидантов в комплексной терапии воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Биметил применялся для лечения травматического остеомиелита нижней челюсти, рексод и реамберин – для лечения одонтогенных флегмон лица и шеи, мексидол – для лечения пародонтита [7]. Литературных сведений по применению антиоксидантов в комплексном лечении фурункула лица мы не обнаружили, что и послужило основанием к проведению настоящего исследования.

Цель исследования. Обосновать эффективность применения антиоксиданта мексидол в традиционной комплексной терапии фурункула лица по результатам мониторинга клиники местного статуса и состояния прооксидантно-антиоксидантных взаимоотношений.

 

Материалы и методы исследования

 

В период с 2009 по 2011 гг. в клинике хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОКБ№1 г. Волгограда и отделении челюстно-лицевой хирургии ГКБ №1 им. С.З. Фишера г. Волжского нами было проведено обследование и лечение 59 пациентов с фурункулом лица в стадии абсцедирования. Возраст пациентов составлял от 18 до 35 лет (28,25±1,59 лет). Среди пациентов было 37 мужчин (62,7%) и 22 женщины (37,3%).

Критерием включения пациентов в исследование (при условии их согласия) служило наличие клинически установ­лен­ного диагноза «Абсцедирующий фурункул лица». Из исследования исключали пациентов с сопутствующей соматической патологией в стадии декомпенсации или ремиссии менее 3 месяцев.

По характеру лечения больные были разделены на две клинические группы: контрольная – 28 человек (средний возраст 28,61±2,13 лет), лечение которых проводили традиционными методами и основная – 31 человек (средний возраст 27,94±2,37 лет), в комплексную терапию которых включали антиоксидант мексидол. Препарат вводили внутримышечно по 2,0 мл 2 раза в сутки первые семь дней после операции.

Распределение пациентов по клиническим группам проводили по методу простой рандомизации. Сформированные группы были репрезентативны и сопоставимы между собой по возрастному составу и полу.

Клиническое обследование больных включало анализ жалоб и данных анамнеза заболевания, объективных показателей общего состояния пациента: частоты дыхания, пульса, величины артериального давления, температуры тела, симптомов интоксикации. Также проводили оценку местных изменений: наличия и выраженности перифокального воспалительного отека и инфильтрации тканей, изменение цвета кожных покровов, увеличения и болезненности регионарных лимфатических узлов, выраженности болевого синдрома и функциональных нарушений, площади раневой поверхности в динамике. Сокращение площади раневого дефекта оценивалось по методике Ярмольчука-Автандилова (1990).

Лабораторные исследования осуществляли в клинической лаборатории ВОКБ №1. На основании данных общего анализа крови и результатов клинического обследования производили расчет ряда интегральных показателей интоксикации: лейкоцитарного индекса интоксикации (ЛИИ) (Я.Я. Кальф-Калиф, 1941), гематологического индекса интоксикации (ГИИ) (Г.Н. Карабанов, 1993), гематологического показателя интоксикации (ГПИ) (В.С. Васильев, 1983), пульсо-лейкоцитарно-температурного индекса интоксикации (ПЛТИИ) (С.Д. Химич, 1992). Поправочные коэффициенты определяли по соответствующим специально разработанным таблицам [1].

Традиционное лабораторное обследование было дополнено разработанным нами комплексом биохимических тестов [5], которые проводили на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии ВолгГМУ. Материалом для биохимического исследования служили эритроциты и сыворотка крови. Все анализы проводили при поступлении, на 3 - 4-е и на 8 - 10-е сутки после операции.

Для определения региональных показателей нормы нами была обследована группа практически здоровых лиц (37 человек) в возрасте от 18 до 35 лет, (средний возраст26,29±1,83 лет). Из исследования исключались лица с существенными отклонениями в общеклинических и биохимических анализах крови.

Все цифровые данные статистически обрабатывались с использованием программ Microsoft Excel 2007 и программного пакета статистического анализа Statustica 6.0 (Statsoft. Inc., США).

Для определения различий между сравниваемыми средними величинами использовали t-критерий Стьюдента. Значимыми признавали различия при p < 0,05.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Общее состояние 38 больных (64,4 %) при поступлении было оценено как удовлетворительное, 21 пациентов (35,6 %) – средней степени тяжести. Общесоматические жалобы больных в основном сводились к наличию слабости, озноба, ухудшению сна, потери аппетита, головным болям. У большинства больных на момент поступления наблюдалась выраженная воспалительная реакция в области гнойно-некротического очага, что проявлялось инфильтрацией и перифокальным отеком мягких тканей.

Традиционное лечение, проведенное больным контрольной группы, не приводило к быстрому купированию местного воспалительного процесса и существенному улучшению общего состояния пациентов. Клинические признаки эндогенной интоксикации, выраженные в разной степени, сохранялись у больных контрольной группы практически на всем протяжении пребывания в стационаре.

Использование антиоксиданта мексидол в комплексном лечении фурункула лица в стадии абсцедирования привело к заметному улучшению общего состояния всех пациентов основной группы уже на 3 - 4-е сутки после операции, что проявлялось в нормализации температуры тела, улучшении сна, значительном уменьшении боли в области операционной раны. В то же время в контрольной группе у шести больных (21,4 %) сохранялся субфебрилитет и боли в области операционной раны.

У всех больных обеих групп при поступлении местный статус характеризовался перифокальным отеком и инфильтрацией мягких тканей. На следующий день после вскрытия абсцесса местные воспалительные явления становились более выраженными, что наблюдалось на протяжении 3 - 4-х дней.

На 8 - 10-е сутки наблюдения у 22 больных (70,9 %) основной группы перифокальные явления проявлялись незначительным отеком мягких тканей в зоне оперативного вмешательства, у одного больного (3,2 %) умеренной инфильтрацией и у 8 пациентов (25,8 %) наличием раневого отделяемого. В то же время в контрольной группе отек мягких тканей в зоне операции сохранялся у 25 пациентов (89,3 %), умеренная инфильтрация у 4 (14,3 %) и раневое отделяемое у 15 больных (53,6 %). При определении ретракции раны в контрольной группе, нами были получены следующие результаты: на 3 - 4-е сутки после операции площадь раневой поверхности составила в среднем 25,93 ± 1,06 мм2, на 8 - 10-е сутки – составляла 13,45 ± 0,82 мм2. В основной группе на 8 - 10-е сутки данный показатель был 9,04 ± 0,4 мм2, что на 32,8 % меньше чем в контрольной группе.

 

Таблица 1.

Динамика некоторых клинических показателей больных контрольной и основной групп.

Показатель (сутки)

Контрольная группа (n=28)

Основная группа (n=31)

Прекращение гнойного отделяемого

7,57±0,24

6,39±0,22*

Появление грануляций

7,36±0,22

6,87±0,16

Полное очищение раны

9,93±0,27

9,13±0,25*

Койко-день

13,89±0,43

11,36±0,44*

 * – достоверные отличия от контрольной группы (p < 0,05)

 

У 13 больных (41,9 %) основной группы на 3 - 4-е сутки отмечали уменьшение гнойного отделяемого и появление грануляций, а у 18 пациентов (59,1 %) все еще сохранялось обильное гноетечение. Полное очищение раны на 8 - 10-е сутки было отмечено у 23 пациентов (74,2 %), у 8 больных (25,8 %) на повязке отмечали наличие гнойного отделяемого, в ране были видны грануляции и отмечалась ее краевая ретракция. Как видно из табл. 1, в контрольной группе фаза очищения раны происходила дольше.

Таким образом, включение мексидола в схему комплексной терапии больных абсцедирующим фурункулом лица позволило оптимизировать заживление гнойно-некротической раны, обеспечить профилактику осложненного течения заболевания и сократить срок пребывания больных в стационаре в среднем на 2 - 3-е суток.

 

Таблица 2.

Динамика отдельных гематологических показателей и индексов интоксикации у больных контрольной и основной групп.

Показатель

Здоровые лица

(n = 37)

Контрольная группа (n = 28)

Основная группа (n = 31)

При поступле-нии

На

3–4 сутки

На

 8–10 сутки

При

поступлении

На

3–4 сутки

На

 8–10 сутки

Лейкоциты (×109/л)

5,76

±0,18

10,23±

0,65*

8,18±

0,35*

6,82±

0,22*

10,02±

0,6*

7,6±

0,27*

5,65±

0,23+

СОЭ

 (мм/ч)

5,35

±0,24

16,21±

1,51*

11,18±

1,14*

7,07±

0,38*

16,81±

1,33*

10,68±

0,68*

5,68±

0,36+

ЛИИ (усл.ед.)

0,53

±0,02

1,28±

0,14*

1,92±

0,19*

0,57±

0,04

1,32±

0,15*

1,72±

0,17*

0,52±

0,04

ПЛТИИ (усл.ед.)

0,88

±0,03

2,41±

0,31*

2,34±

0,17*

1,25±

0,09*

2,29±

0,26*

1,98±

0,11*

0,9±

0,04+

ГИИ

(усл.ед)

4,18

±0,20

11,08±

1,25*

17,05±

1,62*

4,91±

0,3*

10,95±

1,09*

14,99±

1,48*

4,14±

0,31

ГПИ

(усл.ед)

0,49

±0,02

1,94±

0,31*

2,18±

0,21*

0,56±

0,04

1,83±

0,22*

1,84±

0,19*

0,44±

0,03

 *достоверные отличия от группы здоровых лиц (p < 0,05);

+ достоверные отличия от контрольной группы (p < 0,05).

 

Анализ результатов клинико-лабораторных исследований показал, что все больные фурункулом лица в стадии абсцедирования в день госпитализации имели существенное повышение интегральных показателей интоксикации: значений ЛИИ - в 2,4 – 2,5 раз, ГПИ - в 3,7 –3,9 раз, ПЛТИИ - в 2,6 – 2,7 раз и ГИИ - в 2,6 – 2,7 раз по сравнению со значениями в группе практически здоровых лиц, что свидетельствовало о наличии у них эндогенной интоксикации (табл. 2).

Среднее количество лейкоцитов у больных контрольной и основной групп при госпитализации достоверно превышало (в 1,7 - 1,8 раз, p<0,05) величины, определенные нами в группе здоровых лиц. Величина СОЭ превышала значения нормы более чем в 3 раза. Все это свидетельствовало о наличии у пациентов активного воспалительного процесса.

В результате проведенного лечения снижение данных показателей в основной группе происходило значительно быстрее.

Включение антиоксиданта мексидол в комплексную терапию фурункула лица в стадии абсцедирования приводило к существенному снижению на 8 - 10-й день величины ГИИ до уровня значений в группе здоровых лиц (4,14 ± 0,31). Помимо реакции лейкоцитарной формулы этот показатель отражает морфологические изменения эритрона, развивающиеся под влиянием эндогенной интоксикации. В то же время, в контрольной группе ГИИ оставался достоверно выше значений в группе здоровых лиц (4,91 ± 0,31) (p<0,05).

Показатель ГПИ, позволяющий дополнительно учитывать изменения количества лейкоцитов и величины СОЭ, на 8 - 10-е сутки у больных, получающих мексидол, был в 1,3 раза ниже соответствующего показателя контрольной группы.

В основной группе ПЛТИИ, учитывающий кроме ЛИИ и количества лейкоцитов, клинические симптомы эндотоксикоза: величину температуры тела и частоту пульса, на 8 - 10-е сутки был в 1,4 раза ниже соответствующего показателя контрольной группы, что также отражает снижение активности воспалительного процесса и уровня эндогенной интоксикации.

На момент госпитализации у больных ФЛ было выявлено значимое повышение содержания продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ), что на фоне сниженной активности супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы эритроцитов свидетельствовало о напряжении в работе антиоксидантной системы. Повышенный уровень первичных и вторичных продуктов ПОЛ на 3-4-е сутки, на фоне значимого снижения показателей неферментативного и ферментативного звена антиоксидантной защиты, свидетельствует о развитии у пациентов окислительного стресса.

У больных основной группы в процессе лечения выявлено значительное снижение биохимических маркеров эндогенной интоксикации по сравнению с контрольной группой. На 8 - 10-е сутки средняя величина МСМ254 основной группы была на 8,2 % меньше контрольной, МСМ280 на 6,7 %, ССЭ на 12,7 %, диеновых коньюгатов на 6,3 % и диенкетонов на 19,5 %. (табл. 3).

 

Таблица 3.

Динамика биохимических показателей у больных контрольной и основной групп.

Показатель

Здоровые

лица

(n = 37)

Контрольная группа

(n = 28)

Основная группа

(n = 31)

При

поступ-лении

На

3–4-е сутки

На

 8–10-е сутки

При

поступ-лении

На

3–4-е сутки

На

 8–10-е сутки

МСМ254 (усл.ед.)

0,226±

0,002

0,289±

0,018*

0,309±

0,014*

0,267±

0,016*

0,282±

0,014*

0,303±

0,011*

0,245± 0,005*

МСМ280 (усл.ед.)

0,287±

0,003

0,308±

0,009*

0,341±

0,017*

0,315±

0,018*

0,311±

0,008*

0,339±

0,009*

0,294± 0,006

ССЭ

(усл. ед)

21,48±

0,93

31,29±

2,67*

37,49±

2,2*

29,97±

2,47*

30,01±

1,31*

36,19±

1,35*

26,15± 1,77*+

Диеновые конъюгаты

0,229±

0,005

0,341±

0,021*

0,334±

0,021*

0,272±

0,016*+

0,323±

0,017*

0,318±

0,014*

0,255± 0,016+

(усл. ед.)

 

 

 

 

 

 

 

Диенкетоны (усл.ед.)

0,105±

0,004

0,169±

0,014*

0,146±

0,013*

0,128±

0,016*+

0,167±

0,01*

0,143±

0,014*

0,103± 0,009+´

ОАА (усл.ед.)

0,079±

0,003

0,055±

0,003*

0,061±

0,013*

0,056±

0,004*

0,054±

0,003*

0,063±

0,003*

0,065± 0,004*+

Каталаза

(усл.ед)

615,46±

5,61

581,02±

9,84*

561,28± 8,84*

574,36± 8,89*

586,48±

7,02*

565,68± 7,21*

596,4± 8,43

СОД

(усл.ед)

15,17±

0,27

14,36±

1,09

14,92±

1,09

13,76±

1,14

14,98±

0,89

15,42±

0,81

14,71± 0,84

* - достоверные отличия от группы здоровых лиц (p < 0,05);

 ´ – достоверные отличия от контрольной группы (p < 0,05);

 + – достоверные отличия по отношению к исходному уровню (p< 0,05).

 

Как видно из табл. 3, показатели антиоксидантной системы не достигали средних величин регионарной нормы на всем протяжении стационарного лечения. Вместе с тем, у больных основной группы, не происходило такого угнетения ферментативной активности АОЗ, как было отмечено в контрольной группе на 3 - 4-е сутки. Общая антиоксидантная активность (ОАА) в обеих группах была значительно снижена как на 3 - 4-е сутки, так и на конечном этапе лечения. Однако, на 8 - 10-е сутки ОАА основной группы была выше средних величин контрольной на 13,8 %.

 

Выводы

 

Установлено, что у всех больных фурункулом лица наблюдался дисбаланс в системе прооксидантно-антиоксидантных взаимоотношений. Достоверное превышение на 8-10 сутки показателями активности процессов ПОЛ нормальных величин, при отсутствии признаков активации антиоксидантной системы, позволяют сделать вывод об истощении её резервных свойств. Антиоксидант «Мексидол» способствовал более быстрой нормализации клинических показателей, активности антиоксидантной системы, свободнорадикальных процессов и маркеров эндогенной интоксикации. В результате повышалась эффективность лечения больных, сокращались сроки их пребывания в стационаре на 2-3 суток, и уменьшался риск послеоперационных осложнений.

 

Литература

 

1.                  Гринь В.К., Фисталь Э.Я., Сперанский И.И. и др. Интегральные гематологические показатели лейкоцитарной формулы как критерий оценки тяжести течения ожоговой болезни, ее осложнений и эффективности проводимого лечения. // Материалы науч.-практ. конференции «Сепсис: проблеми діагностики, терапії та профілактики», 29–30 марта 2006 г. – Харьков, 2006. – С. 77-78.

2.                  Климова И.С., Бородулина И.И., Писаревский Ю.Л. Влияние гиперандрогенэмии на развитие хронического рецидивирующего фурункулеза и одиночного фурункула челюстно-лицевой области. // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – №3. – С. 46-49.

3.                  Островский В.К., Мащенко А.В., Янголенко Д.В., Макаров С.В. Показатели крови и лейкоцитарного индекса интоксикации в оценке тяжести и определении прогноза при воспалительных, гнойных и гнойно-деструктивных заболеваниях. // Клин. лаб. диагностика. – 2006. – № 6. – С.50-53.

4.                  Розум И.А. Фурункул носа: Клинико-лабораторное исследование: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 2002.

5.                  Фомичёв Е.В., Островский О.В.. Кирпичников М.В., Ярыгина Е.Н. Клинико-лабораторная диагностика эндогенной интоксикации у больных вялотекущими и хроническими гнойно-воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области. // Вестник ВолГМУ. – 2010. – №1(33). – С.99-102.

6.                  Химич И.В., Подольский В.В., Есикова Т.С., Хлыбов В.С. Фурункулы, карбункулы, рожистое воспаление лица: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2011. – 68 с.

7.                  Хлыбов В.С., Химич И.В., Кирпичников М.В. и др. Клиническое обоснование применения атиоксиданта мексидол в комплексном лечении фурункула лица в стадии абсцедирования. // Молодые ученые – здравоохранению: Матер. 71-й межрегиональной научно-практ. конф. с междунар. участием. – Ч.2. - Саратов, 2010. – С.220-221.

 

Поступила в редакцию 02.12.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.