ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Северное пространство России

 

Шевелев Геннадий Витальевич,

полковник, кандидат военных наук, начальник кафедры тактики,

Веремьев Вячеслав Николаевич,

подполковник, доцент кафедры тактики.

Тюменский военный институт инженерных войск.

 

Борьба с Западом — единственное спасительное средство

для излечения наших русских культурных недугов.

Н.Я. Данилевский (1822-1685).

 

История России – это история войн. Война была непрерывно действующим и используемым инструментом Запада в отношении России. Так, за четыре столетия, когда начала складываться и получила свое относительно-завершенное оформление российская государственность, русская земля испытала 245 опустошительных нашествий.[1] И в основном они осуществлялись с Запада.

Исторически перед Россией всегда стояла задача обеспечения национальной безопасности. Даже не стоял выбор – воевать или не воевать, поскольку агрессоры навязывали существование по законам войны.

Мы являемся свидетелями очередной волны попытки захвата и деления ресурсов Севера (нефть, газ), особенно государств, не имеющих выход на Арктическое побережье и достаточного количества углеводородного сырья для поддержания экономического баланса.

В основе существования и созидания Запада всегда лежали агрессия и война. В результате войн гибли народы и цивилизации. Так было в прошлом, так обстоит дело и сейчас.

США – пик развития Запада – возникли и стали могущественными в результате войн и продолжают сейчас воевать со всевозрастающими темпами. Война играет центральную, доминирующую роль в Национальной стратегии США, во всех сферах политики и в американской культуре.

Войны были и остаются главным и непрерывно используемым инструментом Запада против России с ее огромной жизненной территорией и природными ресурсами. России ничего не оставалось, как оборонять себя, защищаться. Если смыслом и способом существования Запада были война и агрессия, то основополагающим фактором сохранения, выживания и развития России была безопасность империи, национального государства, защита своих исторических и культурных ценностей.

Война нужна Соединенным штатам Америки; нужна масштабная война для выхода из системного кризиса. Технология выхода из кризиса уже апробирована в период Второй мировой войны. Экономическая ситуация в США тогда и сейчас абсолютно идентичны.[2] Война решила бы задачи Америки на ближайшую и на отдаленную перспективу XXI века.

Сегодня северная часть Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) России реально представляет собой глобальные энергетические ресурсы, которые являются действенным инструментом решения экономических проблем России.

Северная территория России обладает достаточно большими запасами сырья и, тем самым, привлекает различные государства к расширению и перераспределению территорий, имеющих большое количество углеводородного сырья.

Исходя из этого, в настоящее время, всё больше учёных различных государств в имеющем место кризисе экономики видят спасение в развитии северных территорий России.

Огромные северные незаселённые территории нашей страны давно привлекают внимание руководства США и НАТО. Мировой общественности постоянно указывается на нерадивость и бесхозяйственность в использовании российских просторов и энергетических ресурсов. Поэтому страны с большой плотностью населения и дефицитом энергетического сырья должны иметь на них свои права по добыче и транспортировке имеющихся природных ресурсов.

Начало XX в. характеризовалось хищной и агрессивной политикой США, они делят и перекраивают территории, имеющие углеводородное сырье. Необходимо отметить, что успехи Соединенных штатов Америки достигаются вовсе не за счет передового общественного устройства или высокой культуры, а за счет ограбления других стран и народов. А награбленные средства как раз и позволяют развивать свою экономику, вооруженные силы, науку, технику, искусство, образование.[3]

Рассмотрим события 2003 года, произошедшие в Ираке. В течение нескольких лет до операции «Шок и трепет», с санкции Совета Безопасности ООН в Ираке велся продолжительный «поиск» производства ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения. «Нежелание» багдадского режима во главе с Хусейном разоружиться стало официальным поводом к подготовке и проведению операции под кодовым наименованием «Шок и трепет». Для участия в ней привлекались следующие американские силы: 250 тыс. военнослужащих, из которых свыше 110 тыс. составили шесть дивизий. Великобритания выделила для операции против Ирака примерно 30 тыс. своих военнослужащих. Война в Ираке 2003 г. началась в обход СБ ООН и вопреки мнению даже близких союзников (Испании, Германии и др.).

Мировое общественное мнение обрабатывалось в духе скорейшего поражения страны, обладающей оружием массового поражения (на самом деле его не было), продолжения борьбы с мировым терроризмом и освобождения мира от тиранического режима во имя демократии.

Желая добиться поставленной цели в скорейшие сроки, США и союзники использовали тактику массированных авианалетов и интенсивных обстрелов с суши и моря позиций иракской армии, а также объектов политической, экономической и гражданской инфраструктуры страны, в том числе, в Багдаде и других крупных городах. Ключевой задачей являлось уничтожение С. Хусейна и его ближайшего окружения. При этом командование союзников и, прежде всего, США всячески скрывали и преуменьшали число потерь со своей стороны и количество жертв со стороны мирного населения Ирака.

На самом деле, операция «Шок и трепет», проведенная США с 15 марта по 21 апреля 2003 г. против Ирака, является реализацией новой военной стратегии США, предложенной президентом и Конгрессом США. Суть ее в том, что перед вооруженными силами прямо и недвусмысленно была поставлена задача оккупации территории противника (впервые после 1949 г.) и смены правящего режима.

Боевые действия велись с использованием многофункциональных боевых систем управления в тактическом и оперативном масштабах, в обеспечении регионального и глобального информационного воздушно-космического поля. Используя дальнобойное высокоточное оружие, удары наносились силами флота и авиации одновременно по всей территории Ирака с нескольких направлений. В данной войне против Ирака США провели воздушно-наземную морскую операцию, где применили новые технологии и способы вооруженной борьбы, в основе которых лежало избирательное поражение военной составляющей государства-противника и информационное противоборство с одновременной оккупацией механизированными и бронетанковыми войсками территории Ирака.

Война в Ираке — первая в новейшей истории практически чисто «американская» война, в которой, несмотря на вхождение в военную коалицию Великобритании, США впервые заявили о своей готовности и решимости в одиночку противостоять воле подавляющего большинства других стран мира, выраженной, в том числе, в соответствующих решениях международных организаций (в частности, ООН).

Иракская война вновь вынудила большинство стран мира обратиться к осознанию глубокой зависимости своего экономического развития от нефтяного энергетического базиса и нефтяного импорта, начать фундаментальный пересмотр своих энергетических стратегий.[4]

Иракская война стала не только площадкой для утилизации старых систем вооружений и испытания новых, но и дала огромные возможности по добыче и использованию углеводородного сырья в интересах военно-экономического потенциала США.

Разворачивая свои военные базы в Центральной Европе, Центральной Азии и на Тихом Океане, США интересуется энергетическими запасами севера ЯНАО и одновременно стремиться контролировать наибольшую часть добываемого на планете углеводородного сырья. Имея военные базы по «соседству» с Россией, США создает непосредственную угрозу территориальной безопасности, в том числе и с использованием военной силы. А с вовлечением в перераспределение территории ЯНАО ряда европейских государств возрастает угроза обострения военно-политической обстановки на территории всей России. В дальнейшем, интересы многих государств, имеющих и не имеющих выход на Арктическое побережье (особенно страны «восходящего солнца»), будут оказывать непосредственное влияние не только на военно-политическую обстановку рассматриваемого района, но также и на вероятный ход и исход предстоящей вооруженной борьбы на всей остальной территории нашей страны. Поэтому не случайно в армиях вероятного противника в настоящее время уделяется серьезное внимание изучению вопроса о повышении возможности проведения воздушно-морских десантных операций.

Смоделируем наиболее вероятный вариант развязывания агрессии. Не исключено, что началом послужит развертывание активных действий в информационном пространстве, постепенно наращивая политическое и экономическое давление с целью решения в свою пользу вопроса о контроле над континентальным шельфом в Обской и Байдарацкой губе Карского моря. Кроме того, под предлогом возникновения угрозы «экологической катастрофы» в регионе, руководство США и НАТО может потребовать от РФ передать под международный контроль данную территорию. В последующем демонстративным развертыванием ударных группировок СБР, усиленных объединениями и соединениями главных сил под видом учений или маневров, увеличится число пограничных инцидентов и провокаций в приграничных с РФ районах. Одновременно США активизирует проведение мероприятий политико-экономического характера в сочетании с силовым давлением в интересах экономической и политической изоляции России и принуждения ее отказаться от части территории континентального шельфа Карского моря. В случае отказа России выполнить требования Запада и осуществления ею мероприятий по подготовке отражения агрессии последует увеличение пограничных инцидентов, переходящих в нанесение авиационных и ракетных ударов, а в последующем, и к проведению наступательных действий различного масштаба.

С началом наступательных действий главное внимание будет уделяться решению задач огневого поражения основных группировок войск (сил) противника, срыва мобилизационного развертывания и работы тыла, нарушения системы государственного и военного управления Ямало-Ненецкого и граничащего с ним Ханты-Мансийского (ХМАО) автономных округов.

Существенная роль в действиях ВС США будет отводиться военно-морским силам. Их вклад в решение задачи разгрома группировок сухопутных войск противника, особенно на приморских направлениях, и уничтожения объектов инфраструктуры значительно возрастет.

В этой связи, основными задачами ВМС после завоевания господства на море считаются оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях. К решению этих задач могут привлекаться авиация ВМС и морской пехоты, ракетные ударные группы и атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами «Томахок».

В дальнейшем, военно-политическое руководство альянса, приняв решение на оказание военной помощи своему союзнику, может перебросить в район конфликта до пяти батальонов мобильных сухопутных войск, четыре-пять эскадрилий ТА и одно-два оперативных соединения ОВМС НАТО из состава СНР блока.

Основная цель действий созданной на территории ЯНАО группировки ОВС НАТО – ударами с суши и моря нанести поражение, противостояв группировкам российских войск, блокировать силы Северного флота в море и пунктах базирования и овладеть территорией Ямало-Ненецкого промышленного района, выйдя на рубеж Салехард, Надым, Ямбург.

Таким образом, исходя из анализа тенденций развития военно-политической обстановки, не исключается вероятность втягивания РФ в вооруженные конфликты в приграничных с ней районах, которые при определенных условиях могут перерасти в крупномасштабные военные действия.

Если Россия не сумеет противостоять данному сценарию развития отношений в энергетической сфере, то в дальнейшем США и НАТО начнет брать под свой контроль другие северные районы с богатыми природными ресурсами.

Перемены, произошедшие на рубеже веков, привели к изменению сложившегося баланса сил: усилению одних государств и ослаблению других. Новая архитектура международной безопасности ещё не создана, стабильность межгосударственных отношений не достигнута, региональная конфликтогенность не снижена.

Сегодня для Российской Федерации весьма важно определить своё место в новой системе политических и экономических координат, укрепить в мире своё положение сильной державы, т. е. страны, способной адекватно ответить на весь спектр провокаций и угроз, исходящих от других государств. А также приобретать и устойчиво удерживать конкурентные преимущества на мировом экономическом пространстве.

 

Литература

 

1.                  Буровский А.М., Якуцени С.П. Завтра будет война. М.: Яуза-пресс, 2010.

2.                  Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань: Зерна-Слово, 2010.

3.                  Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М.: Alma Mater, 2011.

4.                  Лойко С.Л. Шок и трепет Война в Ираке. М.: Вагриус, 2003; Маначинский А.Я. Тайные пружины войны. М., 2005.

 

Поступила в редакцию 13.10.2011 г.



[1] Буровский А.М., Якуцени С. Завтра будет война. М.: Яуза-пресс, 2010.

[2] Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань: Зерна-Слово, 2010.

[3] Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М.: Alma Mater, 2011.

[4] Лойко С.Л. Шок и трепет Война в Ираке. М.: Вагриус, 2003; Маначинский А.Я. Тайные пружины войны. М., 2005.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.