Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе
Игнатьева Елена Александровна,
ассистент кафедры общего и профессионального английского языка Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, пробуждение национального самосознания народов и социальных групп, изменение роли людей в системе производственных и общественных отношений актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», обладающего общекультурной компетенцией. Именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Проведенный анализ работ по проблеме компетенции/компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании.
Первый этап — 1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности [3] широко представленной в таких категориях как «готовность», «способность», «отношение», «самоконтроль».
Важно отметить, что в 1980-х гг. исследователи и в мире (Д. Мертенс, Б.Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо и др.), и в России начинают не только исследовать компетенции, выделяя от 3-х до 37 видов, но и строить обучение, имея в виду ее формирование как конечного результата этого процесса (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская).
Третий этап исследования компетентности как научной категории в России применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993, 1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения, подчеркивается ее сложная интегративная природа.
В 2002 году А.В. Хуторской дает классификацию компетенций, в которой впервые появляется термин «общекультурные компетенции» наряду с ценностно-смысловыми, личностными, коммуникативными, учебно-познавательными, информационными и социально-трудовыми. Здесь он имеет в виду круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [3].
Таким образом мы видим, что А.В. Хуторской исходит главным образом из содержания понятия «общая культура», являющимся непреходящей ценностью российского образования. Ещё при разработке личностно-деятельностного подхода «общая культура» человека рассматривалась как единое целое, включающее а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.
В новых федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования определены только 2 вида компетенций: общекультурные и профессиональные. Важно отметить, что в процессе формулировки общекультурных компетенций Российское образование отстранилось от традиционного для наше страны понимания термина «общая культура» и опиралось на «Проект Настройка образовательных структур в Европе», начавшийся в 2000 году, к которому Россия присоединилась в 2006 году. Проект дает перечень профессиональных и 30 так называемых общих компетенций (generic competences), подразделяемых на инструментальные, включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвистические умения; межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способность к критике и самокритике; а также социальные умения, такие как умение работать в команде и т. д.; и системные компетенции как умения и способности, касающиеся целых систем [4].
Сходство списка общекультурных компетенций российского ФГОС ВПО с европейским обеспечивает соответствие европейским стандартам образования.
Синякова М.Г. отмечает, что общекультурная компетенция в составе базовых компетенций выступает некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Тем самым общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста [2].
В этой связи одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит прежде всего в необходимости содержательного наполнения всех элементов общекультурной компетенции и определении теоретической основы для формирования данной базовой компетенции.
Литература
1. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. – М., 2002. – 396 с.
2. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М.Г. Синякова //Международный журнал экспериментального образования. – 2010. - №9. – С.24-25.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно – внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
4. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu (дата обращения: 20.03.2011).
Поступила в редакцию 10.05.2011 г.