ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности правомерного поведения в актуализации субъективных прав и исполнении обязанностей

 

Хайретдинов Артур Ауфатович,

соискатель кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД РФ.

 

Политика любого государства в сфере правового регулирования общественных отношений направлена на то, чтобы их участники во всей своей деятельности неукоснительно придерживались предписаний закона, сообразовывали с ним свои действия, то есть поступали правомерно.

В этой связи более чем очевидна чрезвычайная актуальность проблемы правомерного поведения всех субъектов, ее роль в решении основных вопросов теории и практики правового регулирования. Трудно найти другую правовую проблему, которая бы в такой мере затрагивала большинство разделов юриспруденции, имела бы к ним прямое или косвенное отношение.

Правомерное поведение – необходимый компонент многих понятий современной теории права, таких как законность, правопорядок, социальный механизм действия права, реализация юридических норм, правовой статус личности и т.д. Да и само право все более оценивается не иначе как право в действии, право, способное реализовываться в массовой деятельности людей и их коллективов в правомерном поведении.

Реформы, проводимые в нашей стране (а они осуществляются прежде всего правовыми средствами), могут оказаться неэффективными, если не будут восприняты людьми, не отразятся позитивно в их сознании и поведении. Выявление мотивов следования нормам права, закономерностей формирования правомерного поведения позволяет более четко организовать управление обществом, предупреждать совершение правонарушений.

При этом государство заинтересовано не просто в правомерном использовании всеми гражданами своих субъективных прав и исполнении возложенных на них юридических обязанностей, а в активной их реализации. Отсюда особый интерес представляет изучение вопроса правовой активности граждан, стимулирования правомерной деятельности.

Правомерное поведение - необходимое условие организованного человеческого общежития, цивилизованных человеческих отношений. Большинство участников общественных отношений ведут себя правомерно, то есть нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения индивидуальных и коллективных субъектов. А законоуважение — важнейшая черта правового государства, его высокой культуры - общей, политической, юридической, моральной, духовной.

Сфера правомерного поведения в настоящее время значительно расширилась. Произошло это за счет декриминализации многих деяний, считавшихся ранее преступными, появления новых общественных отношений, связанных с развитием рынка. Границы, разделяющие правомерную и противоправную деятельность, в современных условиях в силу отмеченных выше обстоятельств становятся более подвижными, в связи с чем актуальной становится проблема их различения.

Обеспечение реальной возможности осуществлять субъективные права и исполнять обязанности — одно из актуальных направлений реализации правовой политики государства. Правовая политика в рассматриваемой сфере представляет собой законодательно установленную, основанную на Конституции РФ и национальной юридической доктрине, системную, последовательную и стабильную деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма осуществления и защиты прав и исполнения обязанностей. Ее цель — обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальную возможность осуществления и защиты субъективных прав и законных интересов, создание целостной системы правового регулирования этих отношений.

Рассматривая данный вопрос, целесообразно обозначить базовые понятия, которые находятся в одном категориальном ряду.

Если объективное (позитивное) право представляет собой систему норм, регулирующих многочисленные отношения между субъектами, то субъективное право отражает вид и меру возможного поведения определенного управомоченного лица.

Корреспондирует субъективному праву и также с объективной необходимостью входит в содержание правового отношения субъективная обязанность. Обязанность выражает вид и меру должного поведения обязанного лица. Субъективные права и обязанности сторон не только соотносятся, но и взаимообусловливают друг друга. Наряду с категорией «субъективное право» в теории и в законодательстве выделяют категорию «законный интерес». Данные правовые термины очень близки по содержанию, функциям, целевой направленности. Однако субъективное право и законный интерес не тождественны друг другу, поскольку это «различные правовые дозволенности... Законный интерес есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью. Это может служить главным критерием для разграничения законных интересов и субъективных прав»[1, с. 63—64].

Субъективное право предоставляет управомоченному лицу возможность выбора определенного правомерного поведения с целью достижения желаемого результата (блага), то есть «возможность потенциальную, лишь предоставленную, зафиксированную в законе»[2, с. 44—45]. С момента реализации этих возможностей — совершения реальных, конкретных действий — начинается (возникает) осуществление субъективного права. Вывод: соотношение между возможным поведением, составляющим содержание субъективного права, и поведением, составляющим содержание осуществления права, представляется, в первую очередь, как соотношение между потенциальной возможностью и действительностью [3, с. 107].

Поэтому «осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей — это проведение их в жизнь путем превращения в действительность возможности и необходимости определенного поведения сторон правоотношения»[4, с. 103—104].

 Проявление правомерного поведения при реализации субъективных правомочий достаточно ясно наблюдается в гражданско-правовых отношениях. Традиционно в науке гражданского права понятие «осуществление гражданских прав» определяется как реализация предусмотренных законом или договором возможностей использовать свое право по своему усмотрению.

 Осуществление гражданами и юридическими лицами принадлежащих им гражданских прав по своему усмотрению всегда предполагает возможность выбора определенного правомерного поведения. Когда этого выбора нет, то единственно возможное поведение субъекта превращается в необходимость, то есть обязанность лица действовать таким образом, а не каким-либо иным. В этом случае право «смыкается» с обязанностью лица совершение того или иного действия становится одновременно и правом лица, и его обязанностью.

Лексическое толкование термина «осуществление» следующее: привести в исполнение, воплотить что-либо в действительность [5, с. 399]. Синонимами его являются такие выражения, как выполнение, воплощение (или проведение, претворение) в жизнь, исполнение, реализация; приведение в исполнение; материализация [6, с. 299—300].

Таким образом, акцентируется внимание на отношениях активного, динамического характера осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, указывается на то, что «оба эти процесса в своем единстве характеризуют динамику права»[7, с. 4 ].

Реализация субъективных прав — это совокупность различных действий, определенный процесс, в результате которого лица получают реальные, различные по своему характеру желаемые результаты (блага, социальные ценности, удовлетворение разнообразных интересов), которые стоят за этим субъективным правом.

Действия — это такие факты (обстоятельства), которые зависят и происходят по воле людей. Однако внешнее проявление воли лица может быть выражено не только действием, но и в определенных случаях его бездействием. Если деяния лица небезразличны по отношению к праву, то они являются юридически значимыми. Бездействие, как субъективное право, есть правовая возможность свободы выбора варианта дозволенного законом поведения. Как известно, любое субъективное право предполагает возможность определенного положительного поведения управомоченным лицом, возможность требования должного поведения от обязанных лиц, возможность прибегнуть к мерам государственной защиты в случае нарушения права, возможность пользоваться социальными благами. Правовое бездействие тесно связано с правовым усмотрением как неотъемлемым элементом механизма правового поведения. Закон нередко допускает различные пределы усмотрения для управомоченных и обязанных субъектов, что проявляется при осуществлении ими субъективных прав и выполнении юридических обязанностей.

Таким образом, осуществление субъективного права складывается из двух форм выражения правомерного поведения, базовых составляющих, не только процесса (динамики): действия или совокупности действий, направленных на достижение заложенного в праве желаемого, необходимого для субъекта результата (реализации гражданского права лица в его узком значении), но и состояния (статики) отношений.

 

Литература

 

1.                  Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 1998. № 4.

2.                  Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 127—128.

3.                  Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972.

4.                  Тархов В. А. Советское гражданское право. Саратов, 1978.

5.                  Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Я. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987.

6.                  Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. М.: Русский язык, 2001.

7.                  Максименко С. Т. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1970.

 

Поступила в редакцию 18.04.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.