Нормы иудейского права как фундамент
развития современного права
Шишиморова
Екатерина Николаевна,
аспирант кафедры теории и истории
государства и права Российского государственного социального университета.
Международные
нормы права действуют на территории Израиля путем интеграции в израильское
право с помощью закрепления во внутреннем праве и ассимиляции в нем. Однако
здесь имеются некоторые особенности. Израиль – государство, содержащее в себе
несколько правовых систем, причем ни одна из них не является доминирующей, все
же все израильское право базируется на религиозной системе – иудейском праве.
Будучи полноправным членом мирового сообщества, участником многочисленных
международных договоров и соглашений, Израиль, разумеется, впитывает в себя
общепризнанные международно-правовые нормы. В принципиальном плане израильские
юристы исходят из того, что международное обычное право подлежит применению в
израильских судах, а международные договоры должны соблюдаться после их
соответствующей ратификации. Причем в случае возникновения коллизий
приоритетными являются международные обязательства. Так, в
Декларации независимости Израиля
Десять
заповедей имеют всеобъемлющий, универсальный характер. Они охватывают важнейшие
сферы духовной и практической жизни человека - религиозную, нравственную,
правовую. Подобный триединый охват фундаментальных начал человеческого бытия
придает мировой цивилизации статус непреложного условия ее успешного развития.
Любые попытки заменить заповеди чем-то другим, предложить народам существовать
по каким-то иным законам чреваты катастрофическими последствиями. С изъятием
десяти заповедей обрушивается вся нормативная система, а с нею гибнут вера,
нравственность, право, распадается хозяйственно-экономическая жизнь народов,
деградирует культура их повседневного существования, начинается повсеместное
духовное и физическое вырождение.
Известный
религиозный мыслитель, современник Иисуса Христа, Филон Александрийский
сопоставил Моисеевы законы с законами язычников и указал на существенные
различия между теми и другими. Так, у греков фактически все юридические нормы и
законы относительны, поскольку в каждом полисе имелось свое собственное
законодательство. Это служило для многих основанием пренебрежительного
отношения к правовым системам других государств. Законы же Моисея в отличие от языческих лишены духа относительности, имеют универсальное
значение. Именно поэтому впоследствии многим народам Востока и Запада было
легко принять их и включить в собственные правовые системы [1, 34].
И хотя в свете принципов права, разработанных
в Новое время, Моисеево право выглядит архаичным, лишенным должной внутренней
дифференциации, не разделяющим норм обычного, гражданского и уголовного права,
перегруженным моральными и обрядовыми предписаниями, это не мешало европейским
мыслителям и ученым относиться к нему и в первую очередь к заповедям с самым
пристальным вниманием.
Невозможно
отрицать тот факт, что Библия сыграла важную роль в развитии западного
правосознания. Современные исследователи отмечают, что библейская традиция,
средоточием которой является Моисеево право, учитывалась западной правовой
мыслью на протяжении всей истории ее существования в условиях христианской
цивилизации [2, 16]. В этом процессе выделяют пять этапов.
Первый
этап охватывает период, начиная с христианизации римского мира и заканчивая
эпохой императора Константина. На его протяжении в римское правовое сознание
вошли иудейские и христианские нормативные представления, изменившие понимание
сути брака и отношения к слабым и обездоленным.
Второй
этап – это время с 1050 по
·
таинство крещения открывало путь к
вступлению личности в гражданские права;
·
социальная дифференциация производилась в
соответствии с различением: а) христиан и некрещеных язычников, евреев, а также
еретиков и отлученных; б) клириков (священников, монахов) и мирян; в) мужчин и
женщин, обладавших разными правами и обязанностями;
·
отсутствовало представление о всеобщей,
единой системе прав человека, а также о необходимости создания универсального
свода правовых норм, применимых ко всем людям без исключений;
·
субъектом гражданских прав мог считаться
лишь тот, кто, будучи крещен, исповедовался и причащался не реже одного раза в
год;
·
отлучение от церкви имело для человека
обязательным следствием утрату им гражданских прав.
Третий этап влияния Библии на западное
правосознание связан с Реформацией. Протестанты признали автономию правовых
отношений, их независимость от духовных властей. Они отменили безбрачие
священнослужителей, узаконили принцип свободы совести, подготовили духовную и
социальную почву для утверждения идей равного достоинства всех людей, равенства
всех граждан перед государством, а также идею неотъемлемости прав человека на
жизнь, свободу и собственность.
Мартин Лютер показал в своем «Большом
катехизисе» (1529), что вне заповедей ни одно человеческое деяние, каким бы
значительным или даже великим оно ни казалось миру, не может быть ни добрым, ни
богоугодным. В разгар Реформации Лютер активно изучал Пятикнижие, писал
богословско-правовые комментарии к его книгам и отдельным стихам, выступал с
лекциями, составлял проповеди, в которых истолковывал различные аспекты всего
Моисеева права в целом. В круг его интересов входили богословско-правовые
аспекты проблем брака, семьи, собственности, торговли, преступности. Основные
идеи богословско-правовой концепции Лютера сводились к следующим положениям.
·
Долг христианина - следовать воле Бога,
соблюдать Его Закон и в первую очередь ту его часть, в которую входят заповеди
Декалога; исполнять все вытекающие из этих заповедей более частные требования
морали и права.
·
От Бога исходит власть гражданских
правителей. Поэтому они не имеют права на произвол. Их установления должны
соответствовать принципам божественной справедливости.
·
Заповеди выступают наиболее совершенным
выражением справедливости, наиболее полной формулой естественного права.
·
Божественное и естественное право установлены Богом для земного бытия людей. Юридические
законы призваны служить соединительными звеньями между волей Бога и
человеческой волей. И хотя они не избавляют людей от греховности, все же они
делают человеческое существование приемлемым для Бога.
·
Гражданские и уголовные законы заставляют
человека делать то, чего от него хочет Бог, т.е. следовать по пути
законопослушания и добродетели. Удерживая людей от дурных дел посредством
угрозы наказания, законы тем самым обеспечивают необходимый общественный
порядок [1, 36].
Четвертый этап был отмечен набиравшей силу
секуляризации, сопровождался ослаблением влияния церкви на жизнь общества и
государства. Его идейным основанием можно считать тезис нидерландского
мыслителя Г. Гроция о том, что правовая система должна существовать даже в том
случае, если кто-то удосужится предположить, будто Бог не существует.
Источником законов должно быть государство.
Для того чтобы уравновесить властную мощь
государства, на передний план выдвинулась идея прав человека. Она была по-разному представлена в американской и французской
Декларациях. В американской Декларации присутствует протестантский дух
христианского просвещения, звучат идеи достоинства и равенства всех людей,
созданных по образу и подобию Божьему. Во французской Декларации господствует
антихристианский настрой, доминирует мысль о несовместимости идеи прав человека
с библейским миропониманием. Под влиянием подобных предубеждений западная
юридическая мысль стала обнаруживать нечувствительность к религиозному
измерению закона, а христианское богословие в Европе более чем на полтора
столетия исключило из круга своего внимания правовую проблематику [3, 47-48].
Пятый этап связан с повторным
открытием идей личной ответственности и нравственной автономии, попранных
тоталитарными режимами XX в. Его пиком стал
В. Хубер, указавший на все эти этапы,
предположил возможность наступления шестого периода, который должен стать
временем сближения библейской правовой мысли с западными правовыми системами.
Симптомы этого сближения присутствуют в тенденции нарастающего интереса
современного правосознания к универсальным нравственно-правовым категориям, в
том числе к такому понятию, как «общее благо». Это и интерес
к началам, связующим индивидуальное с общественным, частное с общим.
Таким образом, иудейское право – основа не
только израильского права, но и международного права, фундамент всех правовых
систем и семей. Иудейское право проникло во все национальные правовые семьи, и
по сей день, оно является своеобразным источником всего права в целом.
Литература
1.
Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного
права // Военно-юридический аппарат. 2002. № 12.
2.
Библейский культурно-исторический
комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб., 2003.
3.
Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека
и религия: Хрестоматия. М., 2001.
Поступила в редакцию
11.01.2011 г.