ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Работа Нижегородского губернского отдела труда в 1920-е гг.

 

Стряпихина Анна Александровна,

аспирант кафедры истории России Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

 

В 20-е гг. ХХ века вопросам труда уделялось повышенное внимание. Данное обстоятельство объясняется необходимостью увеличения производительности труда с целью скорейшего восстановления народного хозяйства, разоренного Гражданской войной и иностранной интервенцией. Низкая трудовая активность граждан в условиях обязательной трудовой повинности служила тормозом в деле дальнейшего развития экономики. Например, производительность труда рабочего Сормовского завода, являвшегося одним из крупнейших промышленных объектов Нижегородской губернии, составляла в 1921 г. лишь 22,6% довоенной выработки[1]. Новый подход в организации труда выразился в переходе от трудовой повинности к добровольному найму, закрепленному новым Кодексом законов о труде 1922 г. Устройство на работу стало личным делом каждого, граждане получили возможность самостоятельного выбора места и условий работы.

Вопросами регулирования трудовых отношений на территории Нижегородской губернии занимался губернский отдел труда (ГОТ). Губернский отдел труда был образован на основании постановления СНК от 2 августа 1918 г. на базе губернского комиссариата труда и губернской инспекции труда, являлся органом исполкома для решения вопросов, связанных с организацией труда. Под руководством ГОТ в уездах Нижегородской губернии существовали уездные отделы труда: Арзамасский. Ардатовский, Балахнинский, Васильсурский, Воскресенский, Княгининский, Лысковский, Лукояновский, Починковский, Павловский, Семеновский, Сергачский, Сормовский, Канавинский, Ташинский, Нижегородский[2]. В целях координирования работы организовывались совместные совещания и выезды на места руководящих работников ГОТ.

Основные функции ГОТ заключалась в следующем: учет, привлечение и распределение рабочей силы, снабжение важнейших отраслей народного хозяйства массовой трудовой и гужевой силой, регулирование условий труда, наблюдении за применением законов о труде. В связи с отменой принудительного труда происходит изменение организационной структуры ГОТ: согласно постановлению от 24 марта 1921 г. в составе ГОТ упразднен отдел трудовой мобилизации, постановлением от 12 апреля 1922 г. отдел учета и распределения рабочей силы преобразован в биржу труда. В результате этих мер аппарат отдел труда в Нижегородской губернии стал состоять из следующих подотделов: общего, учетно-статистического, биржи труда, тарифно-конфликтного и охраны труда.

Функции общего подотдела заключались в инструктировании уездных отделов труда и наблюдении за их работой. Работа тарифно-конфликтного подотдела состояла в рассмотрении трудовых конфликтов, возникающих на почве неправильного увольнения рабочих со службы, при нарушении индивидуальных или коллективных трудовых договоров, задержки жалования, невыдачи выходного пособия при ликвидации предприятия, увольнении с работы во время болезни и т.д.

Среди основных направлений работы бирж труда того времени были: выявление спроса и предложения рабочей силы, регистрация безработных граждан, заключение договоров с хозяйственниками в случаях, если на их предприятиях имелись свободные рабочие места, создание новых и поддержка существующих коллективов безработных, осуществление вербовочных мероприятий, переброска рабочей силы из мест её избытка в районы, где не хватало рабочих рук, определение, проверка квалификации безработных, оказание трудовой и материальной помощи лицам, оставшимся без работы, ведение каталогов статистической отчетности, т. е. контроль за предложением труда и движением рабочей силы. Деятельность бирж труда имела большое значение, поскольку в рассматриваемый период страна столкнулась с новой проблемой – возникновением и быстрым ростом безработицы. О масштабах безработицы в Нижегородской губернии можно судить по данным о количестве зарегистрированных безработных: в январе 1922 г. на учете биржи труда состояло 1029 человек, через год – уже 12115 человек, а к январю 1924 г. число безработных достигло уже 20122 человек[3].

Причины безработицы следует связывать с изменением форм и методов хозяйствования вследствие перехода к нэпу. Предприятия были поставлены довольно в жесткие условия: перевод на полную самоокупаемость путем введения в качестве нового метода работы хозрасчета с точным учетом всех расходов и себестоимости продукции. Помимо этого, убыточные предприятия были закрыты, а для действующих были повышены налоговые ставки, взносы по социальному страхованию и другие платежи[4]. Необходимость экономии и рационального использования оборотных средств повлекли за собой сокращения кадров работников различных предприятий и учреждений. Например, в первые годы нэпа количество рабочей силы на Выксунском заводе было сокращено с 15905 человек до 13137 человек, на Сормовском заводе – с 8771 человек до 8328 человек, на заводе в Кулебаках – с 5595 человек до 4279 человек[5].

Отдел охраны труда состоял из правовой, технической и санитарной инспекции. Инспектора труда вели работу с гражданами по приему жалоб, заявлений, давали разъяснения по трудовому законодательству.

Техническая инспекция устраивала как плановые, так и внеплановые обследования предприятий в ходе которых обращалось внимание на ограждение машин, станков, трансмиссий, механических устройств, осуществлялся надзор за паровыми котлами, подъемными механизмами и т.д. В условиях расширения существующих производственных единиц или постройки новых заводских зданий и мастерских, техническая инспекция принимала участие в осуществлении предварительного надзора и дачи необходимых технических указаний. По результатам большинства обследований к наиболее распространенным недостаткам предприятий губернии относились: ветхость производственных зданий, теснота и загроможденность мастерских, слишком близкое расположение станков друг с другом[6].

В работу санитарной инспекции губернского отдела труда входило наблюдение за надлежащей организацией условий труда, т.е. соблюдение нормального температурного режима, наличие вентиляции, содержание в чистоте зданий, состояние кровель, полов и др.

Помимо этого, санитарной инспекцией велась научная работа по изучению профессиональных вредностей, а именно: составление санитарных характеристик отдельных профессий и производств, изучение отдельных вредных моментов в производственных процессах и выработка мер по борьбе с ними, изучение массовых явлений профессиональной заболеваемости и смертности трудящихся в крупнейших предприятиях губернии, а также по важнейшим промышленным районам и отраслям производства. Например, велись исследования по изучению профессионального заболевания желудка у кожевников-строгателей, влияния температуры на организм человека в горячих цехах металлообрабатывающей промышленности, вредных условий автогенной сварки металлов, анализ травматизма на заводах Приокского горного округа и др.[7]

Подводя итоги, отметим, что в условиях коренной ломки системы трудовых отношений вследствие перехода от принудительного труда к добровольному, а также изменения нормативно-правовой базы по регулированию трудовых отношений губернскому отделу труда приходилось выполнять большие объемы работы. Основными трудностями были низкое финансирование и недостаток специалистов в этой сфере[8]. Далеко не все промышленные предприятия обслуживались инспекторами труда. Так, например, в 7 уездах (Арзамасском, Ветлужском, Краснобаковском, Лукояновском, Лысковском, Семеновском, Сергачском) специальной санитарной инспекции не имелось. Эти уезды обслуживались путем выездов инспекторов труда из других уездов, но данная работа не носила системного характера.

 

Литература

 

1.                  Крымский Д. Коллективное снабжение// Вестник агитации и пропаганды Нижегородского губкома РКП (б). – 1921 – №2 – С. 55–57.

2.                  Нижегородская местная промышленность в 1923–1924 гг. – Н.Новгород: издание НГСНХ, 1925. 185 с.

3.                  Отчет Нижегородского губернского экономического совещания на 1 октября 1922 г. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1921. 301 с.

4.                  Работа Нижегородского губернского отдела труда за время с IX 1924 по IX 1925 г. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1926. 73 с.

5.                  Статистический ежегодник Нижегородской губернии 1925–1926 гг. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1928. 268 с.

6.                  ЦАНО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 316. Л. 87.

7.                  ЦАНО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 377. Л. 10.

8.                  Шульц Ф.Ф. Десять лет советской власти в Нижегородской губернии (1917–1927 гг.). – Н.Новгород: Нижполиграф, 1927. 222 с.

 

Поступила в редакцию 19.01.2012 г.

 



[1] Крымский Д. Коллективное снабжение// Вестник агитации и пропаганды Нижегородского губкома РКП (б). – 1921 – №2 – С. 56.

[2] ЦАНО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 377. Л. 10.

[3] Работа Нижегородского губернского отдела труда за время с IX 1924 по IX 1925 г. – Н.Новгород, 1926. С. 8

[4] Отчет Нижегородского губернского экономического совещания на 1 октября 1922 г. – Н.Новгород, 1921. С. 77.

[5] Крымский Д. Коллективное снабжение// Вестник агитации и пропаганды Нижегородского губкома РКП (б). – 1921 – №2 – С. 56.

[6] Работа губернского отдела труда за время с I/X 1924 г. по I/X 1925 г. – Н.Новгород, 1926. С. 33.

[7] Там же. С. 45.

[8] ЦАНО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 316. Л. 87.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.