Этническая история узбеков-кунгратов
Усманов Муртоз Шодиевич,
старший преподаватель кафедры всемирной истории Каршинского государственного университета.
Среди разных историко-географических регионов Узбекистана сложился своеобразный «этнографический ареал обитания» населения Кашкадарьинского и Сурхандарьинского оазисов, отличающийся богатством этнографического материала об образе жизни и культуре жителей края. Именно здесь можно наблюдать слияние национальных традиций, присущих различным культурам, хозяйственным образам жизни, разным этносам и этническим группам, иными словами, симбиоз этнокультурных традиций. В формировании этого явления несколько превалирующее значение имеют особенности, присущие кунгратам, считающимся одним из крупных субэтнических компонентов узбекского народа. Присущие узбекской национальной культуре и менталитету открытость, дружелюбие, гостеприимство, единство слова и дела, щедрость, безудержная энергия песен и танца считаются исконными особенностями кунгратов региона. Широко распространенные в народе традиции сказительства и бесценные образцы устного народного творчества, а также такие национальные состязания, как купкари и кураш именно из-за «кунгратского народа» превратились в неотъемлемую часть общеузбекской культуры.
Как известно, множество исследователей осуществили попытку решить проблему генеалогии кунгратов.[1] Тем не менее, эта проблема и сегодня остается нерешённой. Так, некоторые учёные считают кунгратов одним из монгольских племен, тюркизированных в Дашти-Кипчаке. Казахский диалектолог А.С.Омонжолов высказывает мнение, что они произошли от коренных тюркских племён[2]. По мнению этнографа Б.Х.Кармышевой, кунграты до переселения в Мавераннахр в начале XVI в. приняли тюркское направление по языку, культуре и этническому составу[3]. Эти предположения несколько дополняет высказывание историка Рашидиддина («Сборник летописей»), что они были «из тюркских племён, прозванием которых в давнее время было монголы».
И.П.Магидович, сравнивая названия родов узбекских и казахских кунгратов выказал предположение, что хорезмские узбеки являются проживавшими здесь с давних времен кунгратами, а казахские кунграты сформировались позднее. Так, в Шейбанидском завоевании участвовали не казахские кунграты, а именно племенной союз хорезмских кунгратов.
Судя по этнографическим исследованиям, в результате сравнения генеалогий кунгратов Южного Узбекистана и кунгратов, проживающих в других регионах Центральной Азии, можно считать, что у них имеются одинаковые названия ответвлений родов. Данные ответвления родов в разных генеалогиях имели различный статус. Так, ветвь болгали у кунгратов Южного Узбекистана считалась простым родом, у кунгратов Хорезма – коренным (ветвью племени), у каракалпакских – ветвью огромного рода (племени). Т. А. Жданко, изучив общность в материальной и духовной культуре, обычаях хорезмских узбеков-кунгратов и каракалпакских кунгратов, пришел к заключению, что данное этногенетическое сходство объясняется общностью их исторических судеб и этническими связями[4]. Сходство также отмечается не только у каракалпакских и хорезмских узбеков-кунгратов, но и у кунгратов Южного Узбекистана, что служит подтверждением общей основы их этнической истории.
Кунграты с давних времен являлись одним из влиятельных и крупных племен. Они проживали на территории нынешнего Хорезмского, Самаркандского, Бухарского, Навоийского, Кашкадарьинского и СурханДарьинского вилоятов. С течением времени в этнический состав кунгратов вошли группы огузов, кипчаков и другие рода тюркского происхождения.
Дроссель для ламп Все для освещения. Электромагнитный дроссель для ламп в наличии и на заказ. expert-po-lampam.ru |
В ХХ в. кунграты проживали, в основном, в Камашинском, Гузарском, Дехканабадском районах современного Кашкадарьинского вилоята, в долинах рек Шерабад и Каратаг Сурхандарьинской области. На этих землях кунграты, объединившись в очень крупные группы, заняли обширную территорию. Также отдельные группы кунгратов встречаются в Джизаке, Каттакургане, Самарканде, Бухаре и Каракуле.
Некоторые группы узбеков-кунгратов Бухарской области переселились сюда, в основном, из Хорезма. Этот процесс продолжался на протяжении длительного времени. Так, переселение отдельных групп оседлых кунгратов из Хорезма в Шафирканский район Бухарского оазиса начавшись во второй половине XVIII в., длился до 30-х гг. XIX в. Причиной этого переселения стала тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в некоторых районах Хорезмского края. Войны между Бухарским эмиратом и Хивинским ханством также вынуждали население покидать обжитые места.
samid.ru на практике оборудование с максимальной доходностью tutinin.ru
Предки каракалпаков, находившихся в составе кунгратов, изначально жили на берегах Сырдарьи. По утверждению Б.Х.Кармышевой, в ходе переселения большая часть каракалпаков перебралась в Зарафшанскую долину (Джамбай), меньшая – в сторону Коканда. 250 лет назад человек по имени Алтынбаш из переселившихся в Зарафшан каракалпаков, отделился вместе со своими тремя (по некоторым сведениям, с шестью) братьями и поначалу поселился в местности Пачкамар Гузарской степи, а затем в конце XVIII в. обосновался в Хомкане и Киршаке[5].
Кунграты рода воктамгали жили в Шерабадском, оазисе, на берегах Амударьи вблизи Термеза, в низовьях Сурхандарьи и бассейне реки Каратаг.
Кунграты Камашинского тумана называют себя «кунгратами шестидесяти шести ата» (ата – отец, род). Когда-то в этих местах обосновались 20 хозяйств – представителей небольших родов, на которые делился крупный род коштамгали и стали жить на землях бывшего колхоза Кокбулак Камашинского тумана. Камашинские кунграты происходили из таких родов, как бармак, каракасмак, замбури, которые в свою очередь делились на группы – кал, бешкалтак, калла, мос, кала бўз, джуз, ит, тери, зиджак. Они считают себя переселенцами из Чашмаи Хазыр, расположенного на горе Байсун[6].
Кроме того, имеются сведения о переселении кунгратов Южного Узбекистана из Хорезмкого оазиса и с низовьев Сырдарьи. Хотя и существуют утверждения, что эти кунграты находятся в родстве с казахскими кунгратами, в их генеалогиях почти не встречаются идентичные названия родов. В генеалогии кунгратов Южного Узбекистана присутствует множество названий не являющихся кунгратами каракалпакских родов из казахских джузов, т.е. некоторых родов, вошедших в состав узбеков.
Кунграты с давних времен являлись одним из влиятельных и крупных племен. Они проживали на территории нынешнего Хорезмского, Самаркандского, Бухарского, Навоийского, Кашкадарьинского и Сурхандарьинского вилоятов. С течением времени в этнический состав кунгратов вошли группы огузов, кипчаков и другие рода тюркского происхождения.
В ХХ в. кунграты проживали, в основном, в Камашинском, Гузарском, Дехканабадском районах современного Кашкадарьинского вилоята, в долинах рек Шерабад и Каратаг Сурхандарьинской области. На этих землях кунграты, объединившись в очень крупные группы, заняли обширную территорию. Также отдельные группы кунгратов встречаются в Джизаке, Каттакургане, Самарканде, Бухаре и Каракуле.
Некоторые группы узбеков-кунгратов Бухарской области переселились сюда, в основном, из Хорезма. Этот процесс продолжался на протяжении длительного времени. Так, переселение отдельных групп оседлых кунгратов из Хорезма в Шафирканский район Бухарского оазиса начавшись во второй половине XVIII в., длился до 30-х гг. XIX в. Причиной этого переселения стала тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в некоторых районах Хорезмского края. Войны между Бухарским эмиратом и Хивинским ханством также вынуждали население покидать обжитые места.
Предки каракалпаков, находившихся в составе кунгратов, изначально жили на берегах Сырдарьи. По утверждению Б.Х.Кармышевой, в ходе переселения большая часть каракалпаков перебралась в Зарафшанскую долину (Джамбай), меньшая – в сторону Коканда. 250 лет назад человек по имени Алтынбаш из переселившихся в Зарафшан каракалпаков, отделился вместе со своими тремя (по некоторым сведениям, с шестью) братьями и поначалу поселился в местности Пачкамар Гузарской степи, а затем в конце XVIII в. обосновался в Хомкане и Киршаке[7].
Кунграты рода воктамгали жили в Шерабадском, оазисе, на берегах Амударьи вблизи Термеза, в низовьях Сурхандарьи и бассейне реки Каратаг.
Кунграты Камашинского тумана называют себя «кунгратами шестидесяти шести ата» (ата – отец, род). Когда-то в этих местах обосновались 20 хозяйств – представителей небольших родов, на которые делился крупный род коштамгали и стали жить на землях бывшего колхоза Кокбулак Камашинского тумана. Камашинские кунграты происходили из таких родов, как бармак, каракасмак, замбури, которые в свою очередь делились на группы – кал, бешкалтак, калла, мос, кала буз, джуз, ит, тери, зиджак. Они считают себя переселенцами из Чашмаи Хазыр, расположенного на горе Байсун[8].
Кроме того, имеются сведения о переселении кунгратов Южного Узбекистана из Хорезмкого оазиса и с низовьев Сырдарьи. Хотя и существуют утверждения, что эти кунграты находятся в родстве с казахскими кунгратами, в их генеалогиях почти не встречаются идентичные названия родов. В генеалогии кунгратов Южного Узбекистана присутствует множество названий не являющихся кунгратами каракалпакских родов из казахских джузов, т.е. некоторых родов, вошедших в состав узбеков.
У кунгратов Сурхандарьинского и Кашкадарьинского вилоятов и их хорезмских соплеменников точно совпадает 13 этнонимов, а с каракалпакскими – 32, также у кунгратов в составе двух крупных родов имеются группы, называемые каракалпаками. Переселившиеся в начале XVI в. в Мавераннахр племена уже давно были тюркизированы в плане языка, культуры и этнического состава. Это можно объяснить тем, что вокруг первого монгольского своеобразного родового стержня сосредоточилось множество ветвей и групп тюркских племён. Позднее от них сохранился лишь этноним «монгол». Особенно это относится к кунгратскому племени, когда слабые или малочисленные племена стремились примкнуть к более могущественному соседу. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что если какой-либо род, обосновавшись на одном месте, не сумеет утвердиться и продолжить хозяйственную деятельность, то несмотря даже на большую численность, он не достигнет уровня крупной этнической общности, т.е. не станет народностью, народом. Примером этому служат кунграты.
В конце XV – XVI в. усилилась миграция в Мавераннахр и Хорезм таких дашти-кипчакских этнических групп, как мангиты, кунграты, найманы, уйгуры, сараи, катаганы, кушчи, дурманы, кенагасы, кырки, юзы, минги, бахрины.
В 30-60-е гг. ХХ в. кунраты Дашти – Кипчака входили в состав «узбекского улуса». Наряду с племенами буркут, дурман, ийджан, кенагас, кият, кушчи, курлаут, масит, тубайи, ушун кунграты составляли основу левого крыла узбекского войска Абулхайрхана[9].
На протяжении XIV – XV вв. отдельные группы кунгратов переселились в Шерабадскую, Гиссарскую долины, в Хорасан и Северный Афганистан. Так, в провинциях Баглан, Балх, Кундуз, Тахор, Шибирган, Меймене, Гильменд Северного Афганистана живут представители племени кунгратов. В провинции Балх проживали такие кунгратские группы, как куртагай, колдавли, малтака, джелкиллак, доска, гала, топкара, карабура[10].
В начале XVI в. новая группа кунгратов переселившись в Мавераннахр, распространилась почти по всей его территории. Также они обосновались в северных районах Афганистана.
Существуют сведения, что кунграты в одно и то же время проживали в Мавераннахре, Хорезме и Дашти-Кипчаке. По мнению исследователя А. Маликова, определенная группа узбеков-кунгратов пришла вместе с войсками Шайбанихана, а другая часть жила на этой территории и прежде[11].
При Аштарханидах представители племени кунгратов сидели по левую сторону хана наряду с дурманами, кушчи, найманами и пользовались в ханстве большим авторитетом[12].
В 1690 годах Мухаммадбий-аталык из рода кунгратов правил Балхом. Некоторые исследователи предполагают, что после смерти Субханкулихана в 1720 г., в Бухаре появились две группы – кунграты, возглавляемые вышеупомянутым Мухаммадбием и мангыты, во главе которых стоял Мухаммад Рахимбий. В этом противостоянии мангыты одержали верх. Потерпевшие поражение кунграты двинулись в Восточную Бухару, Ургенч и в сторону казахов, проживавших на берегах Сырдарьи[13].
Н.Ф.Ситняковский, изучавший генеалогию кунгратов в начале ХХ в., писал, что бухарские кунграты местом своего исконного происхождения считают Хиву. На территории Хивинского ханства проживала основная часть кунгратов и они обосновались в Бухаре около четырехсот лет назад.[14] Опять же в процессе полевых исследований некоторые информаторы, в том числе кунграты, живущие в кишлаках Акрабат и Шамаликан Дехканабадского тумана утверждали, что их предки переселились в эти места из Бухары. [15]
По свидетельству кунгратов, проживавших в низовьях Амударьи, их предки переселились в Хорезмский оазис с дельты Сырдарьи почти 500 лет тому назад. Местами их прежнего обитания являлись Казалинск, Туркестан и Джидели – Байсун[16].
Из вышесказанного следует, что этнокультурная гармонизация, возникшая в процессе этнокультурных взаимоотношений кунгратов с оседлым населением в Южном регионе Узбекистана, является результатом не только родственных связей различных этнических групп, сколько итогом их единой культурной принадлежности. Вместе с тем, хотя среди оседлого и полуоседлого населения существовала своеобразная этническая дифференциация, этот фактор не влиял на процессы ассимиляции. Напротив, они взаимно обогащали и взаимно влияли друг на друга в этнокультурном плане. Насколько быстро сближаются и роднятся сплотившиеся этносы в плане языка и культуры, настолько интенсивнее происходит процесс объединения. В качестве примера подобного процесса достаточно указать на группы кунгратов и кипчаков. Несмотря на то, что эти группы на протяжении веков находились в составе узбекского народа, они сохранили свои этнические названия, наречия и некоторые особенности в сфере материальной культуры.
Литература
1. Ситняковский Н.Ф. К генеалогической таблице узбеков рода Кунград // ИТОРГО. 1907. Т. 7; Потапов Л.П. Материалы по семейно-родовому строю у узбеков «Кунград» // Научная мысль. – Ташкент-Самарканд, 1930. – № 1. – С. 37-57.
2. Маликов А.М. Узбеки группы кунграт долины Зерафшана в XIX – начала ХХ в. – Самарканд, 2007.
3. Омонжолов А.С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. – Алма-Ата, 1959. – C. 9, 14, 16.
4. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. – М.: Наука, 1976.
5. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков // ТИЭ. – М, 1950. Т. IX. – С. 121.
6. Норбўтаев П. Указ. соч. – С. 118.
7. Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVII вв. – М., 1974. – С. 443.
8. Назаров Н. Афғонистон ўзбеклари. – Тошкент, 2011. – Б. 17.
9. Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. / Соч. – М., 1964. Т. 2. Ч. 2. – С. 394.
10. Тынышпаев М. Великие бедствия (Актабан-Шубырынды). – Алма-ата, 1991. – С. 27.
11. Полевые записи. Кишлаки Акрабат и Шамаликан Дехканабадского тумана Кашкадарьинского вилоята. 2010 г.
12. Задыхина К.Л. Узбеки дельты Аму-дарьи. // ТХАЭЭ. – М., 1952. Т. 1. – С. 331, 343.
Поступила в редакцию 17.12.2012 г.
[1] Ситняковский Н.Ф. К генеалогической таблице узбеков рода Кунград // ИТОРГО. 1907. Т. 7; Потапов Л.П. Материалы по семейно-родовому строю у узбеков «Кунград» // Научная мысль. – Ташкент-Самарканд, 1930. – № 1. – С. 37-57; Маликов А.М. Узбеки группы кунграт долины Зерафшана в XIX – начала ХХ в. – Самарканд, 2007.
[2] Омонжолов А.С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. – Алма-Ата, 1959. – C. 9, 14, 16.
[3] Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. – М.: Наука, 1976. – С. 211.
[4] Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков // ТИЭ. – М, 1950. Т. IX. – С. 121.
[5] Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана… – С. 124.
[6] Норбўтаев П. Указ. соч. – С. 118.
[7] Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана… – С. 124.
[8] Норбўтаев П. Указ. соч. – С. 118.
[9] Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVII вв. – М., 1974. – С. 443.
[10] Назаров Н. Афғонистон ўзбеклари. – Тошкент, 2011. – Б. 17.
[11] Маликов А.М. Узбеки группы кунграт долины Зерафшана в XIX – начале XX в. … – С. 62.
[12] Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. / Соч. – М., 1964. Т. 2. Ч. 2. – С. 394.
[13] Тынышпаев М. Великие бедствия (Актабан-Шубырынды). – Алма-ата, 1991. – С. 27.
[14] Ситняковский Н.Ф. К генеалогической таблице узбеков рода Кунград // ИТОРГО. 1907. Т. 7. – С. 32.
[15] Полевые записи. Кишлаки Акрабат и Шамаликан Дехканабадского тумана Кашкадарьинского вилоята. 2010 г.
[16] Задыхина К.Л. Узбеки дельты Аму-дарьи. // ТХАЭЭ. – М., 1952. Т. 1. – С. 331, 343.