ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Киноучреждения Ставропольского края в культурно-досуговой инфраструктуре 1960 – 1970-х годов

 

Лукаш Михаил Александрович,

соискатель кафедры истории России Ставропольского государственного университета.

 

На 1960-1970-е годы пришелся так называемый «золотой век» кинематографа. Это было время зрительского ажиотажа: тогда, когда в Советском Союзе зарегистрированный наивысший средний показатель посещаемости — 22 посещения в год на человека (1968 г.), в Ставропольском крае этот показатель достигал 25 посещений в год на человека (1968 г.)[1].

Кинематограф, как известно, всегда предлагает зрителям вторую реальность, точнее, вводит их в придуманные авторами различные версии первой, эмпирической реальности. Причем делает это в такой притягательной, развлекательной форме, которая позволяет людям отдохнуть, пару часов пожить чужой жизнью, компенсирующей им разного рода эмоциональные, ролевые и другие нехватки. Именно благодаря своим психологическим возможностям кинематограф – очень мощная сфера художественной культуры.

Так как посещение кино как способ проведения досуга пользовалось широчайшей популярностью, то, как правило, все клубные учреждения в селах и городах Ставропольского края были оснащены киноустановками. Кроме того, с конца 50-х годов в соответствии с особой программой массового строительства кинотеатров в крае приступили к возведению многозальных кинотеатров. Но уже очень скоро обнаружилось, что проект многозального кинотеатра с залами одинаковой вместимости, дающий в теории преимущества в виде большого выбора программ, большой частоты сеансов, оказался нерентабельным, дорогостоящим[2].

Поэтому, попытавшись удешевить строительство кинотеатров и прокат кино в целом, в крае возвели несколько «кинотеатров-великанов» (например, кинотеатр «Экран», «Родина» в городе Ставрополе, «Космос» в городе Пятигорске, «Россия» в городе Кисловодске, «Аврора» в городе Георгиевске, «Мир» в городе Невинномыске, «Октябрь» в городе Минеральные Воды) и вернулись к совмещению киноконцертных функций клубных учреждений на селе, и даже в городе (например, Дом культуры «Мир», досуговый центр «Дружба» – оба в городе Ставрополе)[3].

В сложившейся государственной системе киноучреждений Ставропольского края существовала сеть, как стационарных, так и передвижных киноустановок. Данные таблицы 1 дают возможность проследить, как соотносились численно стационарные и передвижные киноустановки с середины 60-х до конца 70-х годов ХХ века.

 

Таблица 1.

Численность киноустановок в Ставропольском крае в 1965-1980 гг.

Год

Всего киноустановок

Стационарных

Передвижных

1965

1396

1241

155

1970

1468

1306

162

1975

1440

1295

145

1980

1420

1269

151

Источник: Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник. – Ставрополь, 1987. – С. 222; Народное хозяйство Ставрополья в девятой пятилетке. Статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, «Книжное издательство», 1976. – С. 181.

 

Заметное сокращение как стационарных, так и передвижных киноустановок к середине 1970-х – это тоже результат сселения, а затем и проявление конкуренции со стороны телевидения. Но известно, что в весенне-летний период на селе количество передвижных киноустановок увеличивалось за счет оснащения специальных автоклубов и агитбригад, организующих свободное время рабочих совхозов и колхозников, занятых на сезонных работах. В этот период ежегодно действовало около 120 автоклубов и агитбригад[4].

В соответствии с заявленной темой небезынтересно сравнить численность киноустановок в городе и на селе. Проанализируем данные таблицы 2.

 

Таблица 2.

Численность киноустановок в городском и сельском пространстве Ставрополья.

Год

В городе и рабочих поселках

В сельской местности

Стационарные

Передвижные

Стационарные

Передвижные

1965

244

21

997

134

1970

270

36

1041

126

1975

294

27

1001

118

1980

329

27

940

124

Источник: Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник. – Ставрополь, 1987. – С. 222; Народное хозяйство Ставрополья в девятой пятилетке. Статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, «Книжное издательство», 1976. – С. 181.

 

Отчасти причиной свертывания работы некоторых из киноустановок были усиление требований зрителя к качеству демонстрации фильмов, т.е. техническому уровню киноустановки и качеству копий фильмов. Если зритель середины 60-х годов ХХ века был еще менее прихотлив и смотрел узкопленочные фильмы, то зритель середины 70-х, усвоив преимущества широкоформатного кино, ожидал высокого качества воспроизводства фильма и отдавал предпочтение увеличенному масштабу экранного изображения[5]. Создание широкоформатного кино было новым этапом в развитии кинематографа, обеспеченного использованием киноплёнки двойной (по сравнению с обычной) ширины, более совершенной широкоугольной оптики и системы 6-канальной стереофонической записи и воспроизведения звука. Это открытие было дополнено применение широких экранов при демонстрации фильмов.

Сравним численность широкопленочных и узкопленочных киноустановок в крае в 60-е – 70-е годы ХХ века (таблица 3). Как свидетельствуют эти данные, краевое киноуправление заботилось о том, чтобы имеющиеся киноустановки были оснащены более совершенным оборудованием, позволяющим обеспечить высокое качество демонстрации фильмов[6].

 

Таблица 3.

Соотношение численности широкопленочных и узкопленочных киноустановок в Ставропольском крае в 1965-1980 гг.

Год

Широкопленочные

Узкопленочные

1965

1195

201

1970

1254

214

1975

1252

188

1980

1253

167

Источник: Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник. – Ставрополь, 1987. – С. 222; Народное хозяйство Ставрополья в девятой пятилетке. Статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, «Книжное издательство», 1976. – С. 181.

 

Проследим, как менялась число мест в стационарных кинодемонстрационных помещениях. Сделаем это на основе анализа данных таблицы 4. Как следует из содержания этой таблицы до конца 70-х годов в Ставропольском крае количество мест в кинотеатрах и клубных учреждений увеличивалось. Этот результат был обеспечен за счет ввода в действие новых домов культуры и кинотеатров. Таким образом, в соответствии с расчетами и прогнозами, кинопрокат должен был оставаться столь же рентабельным как в середине 60-х годов.

 

Таблица 4.

Соотношение численности мест в кинодемонстрационных помещениях в Ставропольском крае в 1965-1980 гг.

Год

В городе и рабочих поселках

В сельской местности

1965

61, 2 тыс.

141, 7 тыс.

1970

78,8 тыс.

177, 0 тыс.

1975

85, 1 тыс.

181, 7 тыс

1980

98, 0 тыс.

187, 2 тыс.

Источник: Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник. – Ставрополь, 1987. – С. 222; Народное хозяйство Ставрополья в девятой пятилетке. Статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, «Книжное издательство», 1976. – С. 181.

 

Заметим, что в городе зритель оказывался в более выгодных условиях выбора, так как он мог смотреть широкоформатный фильм в одном кинотеатре, а широкоэкранный – в соседнем. В селе стояла одна киноустановка, рассчитанная на какой-то один определенный формат, поэтому складывалась тройная киносеть – узкопленочная, широкопленочная и широкоформатная и сюда из краевого кинопроката направляли 2-3 копии одного и того же фильма[7].

Молодежная группа была самым активным потребителем кинопродукции. Посещение кино было для молодежи самостоятельной формой демонстративного потребительского поведения, формой досуга. Молодежь предпочитала индивидуальные посещения или посещение небольшими группами. И самым нелюбимым вариантом было посещение классом или группой, т.е. коллективные просмотры фильмов.

Последний вариант был особенно неприемлем для старшеклассников, которые за неадекватностью эмоциональных реакций, так шокирующих взрослых, скрывали свои истинные чувства, не желая демонстрировать их перед своими товарищами, одноклассниками. Таким образом, неуместный смех зрителя не всегда был следствием эстетической неразвитости и низкой общей культуры. Чаще он был своеобразной защитной реакцией молодого зрителя, призванной разрядить эмоциональное напряжение, вызванное необычным, волнующим стимулом. Старшеклассники могли пошло хихикать во время лирических сцен, смеяться над драматическими моментами.

В советском прокате обычно шло 220–250 названий фильмов в год, из которых примерно 140 снимали в Советском Союзе. Около 100 зарубежных лент, которые выходили на отечественные экраны, делились ровно пополам: 50% зарубежной продукции должны были составлять фильмы соцлагеря. Остальные 50% приходились на все другие страны по квотам. Таким образом, тотальный идеологический контроль охватывал не только процесс производства и приемки картины – каждый проект проходил через множество этапов цензуры (от 10 до 14 этапов утверждения) – но регламентировал доступ к просмотру фильма[8].

Среди множества фильмов, выпущенных как центральными, так и киностудиями союзных республик, были и откровенные агитки, серые, скучные картины, которые заслуженно критиковали и специалисты, и зрители. Были шедевры, кинофильмы, пользующиеся любовью у молодежи в течение десятилетий. Из списка проката зарубежных фильмов молодежь отдавала предпочтение боевикам и комедиям. Если говорить об отношении молодого зрителя того времени к отечественному кино, то и здесь в числе характерных зрительских привычек преобладал стойкий интерес к комедиям, затем интерес вызывали отечественные детективы, боевики, но в то же время достаточно высоким был интерес к историческим фильмам[9].

Следует сказать, что, в первую очередь, молодому зрителю предлагали фильмы, доказывающие нормальность «нормальной советской жизни», выявляющие ее «творческий потенциал» или гуманистическую ценность постулатов коммунистической идеологии. В целом, почти до конца 1970-х годов отечественное кино – особенно историко-героическая тематика фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, – успешно способствовало формированию высоконравственных идеалов, наполняя содержание культурно-досуговой деятельности молодежи.

 

Литература

 

1.                  Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). – Ф.1. Ставропольский крайком КПСС – Оп.36. – Д. 29.

2.                  Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф.р-1848. Управление кинофикации исполкома Ставропольского края – Оп. 1. – Дд.543, 632.

3.                  История страны/ История кино/ Антология// Ред. С. Секиринский. – М.: Издательство «Знак», 2004. – 527 с.

4.                  Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн: Издательство «АЛЕКСАНДРА», 1994. – 167 с.

5.                  Народное хозяйство Ставрополья в девятой пятилетке. Статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, «Книжное издательство», 1976. – 190 с.

6.                  Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник под ред. Н.В. Цогоева. – Ставрополь, 1987. – 280 с.

7.                  Очерки истории Ставропольского края // Под ред. Д.В. Кочуры. – Т.2. – Ставрополь: Книжное издательство, 1986 – 607 с.

8.                  Туровская М.И. Памяти текущего мгновения. – М.: Советский писатель, 1987. – 280 с.

 

Поступила в редакцию 26.03.2012 г.



[1] Народное хозяйство Ставрополья за 70 лет// Юбилейный статистический сборник. – Ставрополь, 1987. – С.219-220.

[2] Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф.1. – Оп. 36. – Д. 29. – Лл. 143-145.

[3] Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. р-1848. – Оп. 1. – Д.632. – Лл. 73-75.

[4] Очерки истории Ставропольского края// Под . ред. Д.В. Кочуры. – Т.2. – Ставрополь: Книжное издательство, 1987. – С. 522.

[5] Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн: Издательство «АЛЕКСАНДРА», 1994. – С. 67-68.

[6] ГАСК. Ф.р-1848. – Оп. 1. – Д.543. – Лл. 116-118.

[7] ГАСК. Ф.р-1848. Оп.1. – Д. 632. – Лл. 178-180.

[8] Туровская М.И. Памяти текущего мгновения. – М., 1987. – С.119-120.

[9] История страны/ История кино. – М., 2004. – С. 125-126.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.