Основы последовательного обучения студентов учебному рисунку с натуры
Трофимова Нелли Михайловна,
доктор педагогически наук, профессор, зав. кафедрой общепедагогической психологии,
Плахотников Александр Григорьевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства.
Воронежский государственный педагогический университет.
Художники, ученые, педагоги стремились понять природу рисунка.
Почти во всех высказываниях мастеров изобразительных искусств придавалось исключительное значение точкам и линиям в теоретической и практической деятельности человека вообще, а в рисунке, в частности.
Например, великий немецкий художник А. Дюрер (1471-1528) так сформулировал свое отношение к точке и линии: «В воображаемых или реально существующих предметах можно измерить три вещи: во-первых, длину, не имеющую ни ширины, ни толщины; во-вторых, длину, обладающую шириной; в-третьих, длину, имеющую и ширину и толщину. Началом и концом всех этих вещей является точка. Точка же – это такая вещь, которая не имеет ни величины, ни длины, ни ширины, ни толщины. И все же она есть начало и конец всех телесных вещей, которые могут быть сделаны или представлены в воображении. Как известно, тем, кто понимает в этой науке, точка не занимает никакого места, ибо она неделима, однако в наших чувствах и мыслях она может быть помещена в любом конце или месте. Ибо я могу мысленно забросить точку высоко в воздух или поместить в глубину, которой я сам не могу достигнуть.
Но чтобы сделать это понятным юношам для их практической работы, я изображу для них точку прикосновением пера и напишу рядом слово «точка», дабы ее обозначить: точка» [1.с.44].
Такое же отношение к точкам и линиям, как к основным элементам рисунка, органически связывающим его с натурой и мышлением, находим у отечественных художников и педагогов.
«Всякое дело имеет начало, середину и конец, – пишет П.П Чистяков, – в рисунке это постановка или движение фигуры, связь и пропорции. Перспектива линий и характер фигуры… Первое начало есть постановка. Неразлучно с постановкой следует движение фигуры. С этих двух требований и нужно начинать. А перед началом следует вглядеться и понять общие линии движения фигуры. Это непременно изучить заранее, а потом начинать, не думая ни о характере, ни о красоте формы, только искать одного направления линий и места этих форм; остальное после. Когда эта основа или начало рисунка окончена, следует осмотреться и начинать тихо и не впадая в мелочи увязывать части фигуры и наблюдать пропорции…» [2.с.10].
Сознательное применение так называемых опорных, основных, узловых, конструктивных, акцентных, опознавательных, измерительных и т.п. точек формы и пространства дает возможность наилучшим образом выполнять перспективные и ортогональные, линейные и светотеневые рисунки, а также быстрее и эффективнее подходить к пониманию и изображению общего движения, больших общих отношений по размерам, перспективы, анатомии форм и симметрии в конструктивно-пропорциональном изображении линейного построения рисунка в целом.
Использование точек, линий трудно в начале обучения, но всегда плодотворно в конечном результате. Важно уметь вовремя исправить неточно намеченные точки, линии, размеры, наклоны и т.д. Необходимо, чтобы их расположение было не само по себе, в отрыве от смысла формы и пространства, а всегда в составе определенных общих требований к содержанию рисунка. Можно быстро исправить неточности в рисунке, если не допускать сильного нажима карандашом и бесконечных поворотов линий по одному и тому же месту. Легкая пометка малым числом точек и линий, затем активное сравнение, сопоставление и анализ всего изображения в целом составляют главную сущность последовательного изображения рисунка и его грамотной техники исполнения.
Например, рисование и изучение геометрических фигур дает возможность полноценно познать конкретные пространственные формы, понять симметричность и пропорциональность в изображении объемно-конструктивного рисунка; понять распространение света и тени. Восприятие зрением и мышлением дает возможность обучающимся студентам уверенно рисовать не только с натуры, но и по памяти и представлению, что способствует осознанному усвоению учебного рисунка, особенно на первом этапе обучения будущего учителя изобразительного искусства.
В учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого создана форма, ее функционального назначения.
В начальной стадии обучение студентов рисунку должно ориентироваться прежде всего на закономерные познания геометрической основы объемно-конструктивной формы изображаемого мира. Для этого необходимо рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, мысленно или практически сделать в нем ряд геометрических стилизаций и упрощений и, наконец, на основании вида внутреннего строения натуры составить более полное представление конструктивно-пропорционального изображения предмета в рисунке. Это способствует более эффективному изображению рисунка не только с натуры, но и, что особенно важно, для развивающего обучения студентов рисунку по представлению.
Практическая часть пособия построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над формой объемного изображения птиц, животных, человека и архитектуры. Это пособие еще интересно и ценно тем, что предложенные для анализа рисунки выполнены как с натуры, так и по памяти и представлению различными графическими материалами.
Опираясь на общие принципы обучения студентов рисунку, практическая часть пособия показывает применение методов развивающего обучения в диалогической форме изучения и рисования различных форм и объемного изображения наглядного мира.
Методическое пособие по рисунку на примерах конкретных форм и определенных задач иллюстрирует стадии практического ведения рисунка от композиционного размещения и линейного построения до тонального решения.
Литература
1. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты, т. 2. – М., 1957. – С. 44.
2. Тихонов С.В. Рисунок: Учебное пособие для вузов – М.: Архитектура, 2003. – С. 10.
Поступила в редакцию 16.02.2012 г.