Перфузия и центральная гемодинамика у студентов в условиях стресса
Спицин Анатолий Павлович,
доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой патофизиологии,
Першина Татьяна Анатольевна,
аспирант кафедры патофизиологии.
Кировская государственная медицинская академия.
Проблема артериальной гипертензии (АГ) привлекает пристальное внимание исследователей в течение многих десятилетий и к настоящему времени накоплено достаточно научных данных, раскрывающих многогранность клинических, функциональных и социально-психологических ее проявлений [3]. Среди множества концепций патогенеза АГ существует предположение о том, что АГ является способом компенсации сниженной перфузии тканей [2].
Целью работы явилось изучение адекватности перфузии на дозируемую эмоциональную нагрузку у лиц молодого возраста с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии.
Материал и методы
В исследование после получения письменного информированного согласия были включены здоровые добровольцы с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии, средний возраст 19,3±2,1 лет. Контрольную группу (16 человек) составили здоровые студенты, сопоставимые по возрасту. Объективную оценку количественного изменения величины перфузии, как степени периферической вазодилятации, проводили с помощью пульсоксиметра «ЭЛОКС-01». Датчик пульсоксиметра устанавливали на указательном пальце. Микрососуды тканей пальца богато иннервированы волокнами симпатической системы и содержат большое количество рецепторов для катехоламинов. Для изучения влияния кратковременного умственного напряжения на периферическую гемоциркуляцию был использован стресс-тест. В исходном состоянии, а также на 1, 5 и 10 минутах выполнения теста измеряли АД, регистрировали ЧСС и цифровой индекс перфузии, оценивающего величину пульсации кровотока в месте расположения датчика прибора. По общепринятым формулам рассчитывали ударный объем (УО), минутный объем крови (МОК), общее (ОПСС) и удельное периферическое сосудистое сопротивление УПС). Индексированный показатель гемодинамики – сердечный индекс (СИ, л/мин/м2) рассчитывали по формуле: СИ = УИ х ЧСС, где УИ (мл/м2) – ударный индекс; рассчитываемый по формуле: УИ = УО/ППТ, где ППТ (м2) – площадь абсолютной поверхности тела, которую определяли по формуле Дюбуа. Рассчитывали также вегетативный индекс Кердо [1].
Результаты обрабатывали при помощи пакета программ «STATISTIСА 6». Осуществляли определение средней (М) и ошибки средней (m). Результаты представлены в виде М±m.
Результаты и обсуждение
Исследуемые группы в исходном состоянии не различались по индексу перфузии. В группе с наследственной отягощенностью достоверные корреляционные связи перфузии выявлены с АДС (r=-0,65; p=0,003), АДД (r=-0,69; p=0,0028),УО (r=0,47; p=0,06), СрГД r=-0,75; p=0,0007), ВИК (r=0,64; p=0,008), УПС (r=-0,59; p=0,0160. В контрольной группе корреляционных связей перфузии с показателями гемодинамики не выявлено. Следует отметить некоторые различия в величине пульсового давления. В основной группе оно оказалось ниже (44,0+-1,51 мм рт. ст. против 49,5+-1,44; р=0,01).
На первой минуте выполнения стресс-теста достоверных изменений перфузии в основной группе по сравнению с фоновым состоянием не выявлено. Не выявлено достоверных изменений и в показателях гемодинамики. Определенная тенденция наблюдается в изменении ЧСС (с 71+-1,9 до 76,3+-2,64; р=0,09) и ДП (с 82+-2,46 до 89+-3,56 ;р=0,086). ВИК увеличивается с -2,48 до 5,24, что указывает на усиление симпатических влияний. Исследование корреляционных связей перфузии с показателями гемодинамики на этом этапе показало следующее. Достоверные связи перфузии с АДС (р=0,005) и АДД (р=0,004), СрГД (p=0,003) сохранялись, но связь с УПС стала не значимой. Таким образом, высокая прямая корреляция перфузионного давления с показателем гемодинамики вполне логично объясняет возможность изменения перфузии при повышении активности симпатической регуляции кровотока. Это указывает на то, что у студентов с наследственной отягощенностью нейрогенный контроль сосудистого тонуса становится повышенным. Хотя известно, в нормальных условиях по направлению к капиллярам удельный вес сосудистой импульсации становится все меньше. В противоположность этому, чувствительность сосудов к различным гуморальным воздействиям по мере уменьшения диаметра сосуда увеличивается. УПС снижается с 27,0+-1,7 дин*с*см-5 до 24,8+-1,7 дин*с*см-5 , хотя и не значимо. Как известно, всякое уменьшение ОПС будет сопровождаться и увеличением МОК.
На пятой минуте индекс перфузии увеличивается с 1,5+-0,29% до 2,37+-0,55%. Достоверных изменений гемодинамики по сравнению с исходным состоянием также не выявлено. Есть основания предполагать, что непосредственным сигналом для осуществления регулирования основных параметров кровообращения, прежде всего его минутного объема, является концентрация или напряжение кислорода в тканях или оттекающей от них крови. Следует отметить умеренное увеличение ВИК по сравнению с пятой минутой (до 6,0 усл. ед.), что отражает дальнейшее усиление симпатического отдела ВНС в регуляции гемодинамики. Корреляционные связи перфузии с показателями гемодинамики стали не значимыми. По-видимому, на данном этапе основное значение в обеспечении органов и тканей кислородом достигается за счет гуморальных механизмов.
На десятой минуте индекс перфузии сохранялся на уровне пятой минуты с тенденцией к увеличению. Достоверные корреляционные связи индекса перфузии с АДС (р=0,005) и АДД (р=0,004) сохранялись, но связь с УПС стала не значимой. Следует отметить умеренное увеличение ВИК по сравнению с пятой минутой (до 10,0 усл. ед.).
Во время отдыха (через 2 минуты) индекс перфузии по сравнению с 10 минутой начинает расти (2,6+-0,4% против 2,3+-0,55% на 10 минуте ). Если систолическое давление не изменялось, то диастолическое - уменьшалось (с 70,4+-1,78 мм рт.ст. до 67,19+-2,05 мм рт. ст., что может быть связано с изменением активности симпатического отдела ВНС. Действительно ВИК во время отдыха снижался и составлял 5,48 усл. ед. Характерно умеренное снижение ЧСС (с 79,7+-2,84 до 72+-1,87). УПС оставалось практически без изменений. Достоверных связей индекса перфузии с показателями гемодинамики не было.
Выводы
1. При наследственной отягощенности по артериальной гипертензии у лиц молодого возраста выявлено снижение индекса перфузии по сравнению со здоровыми.
2. При дозированной стрессовой нагрузке у лиц молодого возраста с наследственной отягощенностью по АГ интенсивность перфузии связана с активностью симпатического отдела ВНС.
3. Корреляционные связи индекса перфузии с показателями гемодинамики у студентов с наследственной отягощенностью отличаются от таковых у здоровых.
Литература
1. Вейн. А.М. Вегетативные расстройства: клиника. диагностика. лечение / А.М. Вейн. – М.: МИА.- 2000. – 725 с.
2. Esler M. The Sympathetic System and Hypertension. American Jornal of //Hypertension. - 2000.- Vol.-13.-N.6 (2).- P. 99-106.
3. Piccirilo, G. Autonomic modulation of heart rate and blood pressure variability in normotensive offspring of hypertensive subjects / G. Piccirilo [et al.] // J Lab Clin Med.- 2000.-Vol. 135.-P. 145–52.
Поступила в редакцию 15.02.2012 г.