ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Воспитание толерантности и права человека

 

Рашидов Сейфулла Фейзуллаевич,

кандидат философских наук, доцент Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля.

 

В современном мире проблема толерантности является сложной и противоречивой. В Европе во весь голос заявили о крахе мультикультурализма как идеологии толерантных отношений между социальными сообщностями. В октябре 2010 года канцлер Германии А. Меркель заявила о несостоятельности политики мультикультурализма: «Установка на то, что мы строим мультикультурное общество, живем рядом и радуемся друг другу, эта установка полностью провалилась» [6]. Первое лицо европейского государства признало, что толерантные отношения между различными культурными, религиозными и этническими группами установить на европейском континенте не удалось.

Экономический кризис в сочетании с отсутствием общенационального единства, неразвитостью демократических институтов и низкой политической культурой граждан, в том числе и молодежи, остаются характерными чертами общественной-политической жизни Украины. Проблема толерантности приобретает актуальный характер в условиях отсутствия должного правового и морального регулирования, систематических нарушениях прав человека. В период избирательной кампании Украина становится тотально интолерантной с знакомыми ярлыками: бандеровцы, москали и т. д. (В этом смысле интересно будет проследить, в какой мере будут толерантно относиться друг к другу представители националистической и коммунистической идеологий в новом составе Верховного Совета Украины). Не случайно американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что избирательный процесс – это не только участие в выборах, это огромное воспитательное мероприятие [3, с. 157].

Особенно толерантность актуальна для поликультурного образовательного пространства украинского государства. И вот почему. Количество поступающих в украинские вузы иностранных студентов с каждым годом возрастает. К примеру, если года 3-4 назад в Восточноукраинском национальном университете имени В. Даля обучалось менее 300 иностранных студентов, то в этом учебном году их уже свыше тысячи. В учебной аудитории за студенческой партой оказываются студентка в платке и с оголенными частями тела - носители иных идентичностей, культуры, традиций, конфессий. Это встреча разных религиозных, эстетических, этических систем, сложившихся в различных культурных сообществах, к примеру, в Луганске и Баку. В этом смысле образовательное пространство должно трансформироваться в особое культурное поле, в котором сформируются новые ценностные системы и новый тип межличностных отношений.

В поликонфессиональном социуме очень актуальна также проблема веротерпимости как толерантного отношения к носителю иных религиозных ценностей. Данная проблема зачастую остается за пределами теоретического осмысле­ния и практического воплощения в реаль­ном воспитательном процессе: на постсоветском пространстве нет исследователя, написавшего диссертацию по теме воспитание веротерпимости.

Содержание понятия «толерантность» многогранно. Ю. Хабермас рассматривает толерантность в контексте конкуренции видений мира, ценностей и теорий, а Гете отвергал толерантность как обидную снисходительность и благосклонность [8]. В научной литературе встречаются различные концепции толерантности: либеральная, естественно-правовая, утилитаристская [4], а в академическом словаре – ее математическая формула [7].

Хотя при определении смысла понятия «толерантность» традиционно ссылаются на работы Дж. Локка, «Опыт о веротерпимости» (1667) и «Послание к веротерпимости» (1689 г.) (который на родине стал жертвой религиозно-политических интриг) идея толерантности, на мой взгляд, восходит к евангельскому: «…Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (К Колоссянам. 3.11).

Как ценность гражданского общества толерантность складывается в связи с конфессиональным расколом в Европе и поначалу несло ограниченную смысловую нагрузку - оно понималось как терпимость к иным религиозным верованиям. В последствие, когда правительства стали издавать декреты о толерантности, предписывающие толерантное поведение в отношении религиозных меньшинств, толерантность постепенно становится правовым понятием. С середины ХХ ст. толерантность становится объектом внимания международных организаций. На 28-й сессии ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. была принята «Декларация принципов толерантности» - документ, определяющий главные ориентиры для государств в деле формирования толерантных отношений в обществе. В ней не только провозглашаются принципы сосуществования многообразных культур в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. Тем не менее, в Украине до сих нет ни одного нормативно-правового акта и целевых министерских программ, посвященных воспитанию молодежи в духе толерантности, веро­терпимости, налаживанию межэтнического и межконфесси­онального диалога, профилактике национальной, расовой и религиозной неприязни. Представляется также неудовлетворительной работа министерства, вузов по адаптации иностранных студентов.

В политической публицистике, а нередко и в научно-педагогических исследованиях понятие «толерантность» употребляется как синоним понятия «терпеть». К примеру, вышеупомянутый документ ЮНЕСКО часто определяют как «Декларация принципов терпимости». Множество значений слова «терпеть» в словарях В. Даля и С. Ожегова указывает на различие между «толерантностью» и «терпимостью» как разными понятиями [1; 5]. Тем самым проявляется непонимание сущности толерантности как мировоззренческого и морально-правового качества индивида. В соответствии с «Декларацией принципов толерантности» «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [2].

Какова же связь между воспитанием толерантности и правами человека?

Поскольку толерантность переводится с латинского как «терпеть», «переносить», то перед нами встает концептуальная проблема, которую можно сформулировать следующим образом: «Какова рациональная структура отношения, требуемого от толерантной личности»? Другими словами: «Что именно должна «терпеть» эта личность» [8]: оскорбление наших религиозных чувств, родины или оскорбление наших близких? Если в студенческом коллективе терпимо относятся к тому, что некто является кришнаитом, иной буддистом или атеистом, значит в этом молодежном сообществе установились толерантные отношения, в свою очередь это означает, что члены коллектива уважают достоинство, т. е. ее права и свободы друг друга (в данном случае – свободу совести и вероисповедания). Противоположный пример (из области интолерантных теорий): утверждение о том, что Коран является конституцией для человечества, отказывает представителям других конфессий и атеистам в праве на свободу совести и вероисповедания.

Мы допускаем, что в одних системах социальных координат индивид может вести себя толерантно, а в других – интолерантно (или к одной социальной группе толерантно, а к иной – наоборот). В идеале любое толерантное действо должно содержать характеристики того, что необходимо принимать и терпеть, и тем самым толерантность одновременно должна очерчивать свои границы. Такими границами, определяющими содержание толерантного поведения, на мой взгляд, являются права и свободы человека, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Следовательно, толерантность (личности) – мировоззренческое и нравственно-психологическое качество индивида, позволяющее ему принимать иные, отличные от своих, социокультурные нормы в рамках соблюдения прав человека.

Права и свободы человека выступают в качестве фундамента толерантности и определяют границы интолерантного поведения. Индивид приходит к пониманию другого через признание и уважение его прав и свобод. Этот механизм лежит в основе формирования толерантного отношения к этому другому. Концепция прав человека признаёт превалирующее значение достоинства каждого человеческого существа как неповторимой и уникальной индивидуальности. Это нашло отражение как в теории прав человека, так и международных стандартах прав человека.

Самое важное в толерантности заключается в утверждении ценности человеческого достоинства: человеческое достоинство является фундаментальной ценностью прав человека. К примеру, глава первая Хартии Европейского Союза об основных правах и свободах называется «Достоинство». А статья первая данного документа гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Его необходимо уважать и защищать» [9].

В основе правовой конструкции демократического общества должно лежать достоинство человеческой личности: люди могут жить вместе в поликультурном обществе при условии уважения достоинства друг друга. Напротив, одним из недостатков авторитарных режимов является то, что они не уважают достоинство своих граждан, и, следовательно, относятся к рядовым гражданам в лучшем случае с равнодушием, а в худшем - с презрением. Американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма в одной из последних работ («Стремление к достоинству») глубинные причины «арабской весны» объясняет стремлением к достоинству: «Основным вопросом был вопрос чувства собственного достоинства, к которому все мы стремимся или его отсутствия. Но достоинство не ощущается, если оно не признано другими людьми – это, по своей сути, социальное и политическое явление» [10].

Еще один аспект содержания толерантного поведения: границы толерантности не должны определяться односторонне, а тем более авторитарно. Границы и содержание толерантного поведения должны устраивать субъектов взаимодействия.

В основе интолерантного поведения могут лежать разные основания: это и экономические, политические и даже бытовые причины. Приведу простой пример. Студенты-украинцы не любят иностранных студентов по причине того, что их выселяют из общежития, а на их места поселяют как раз иностранцев. Тем самым университет нарушает их права, унижает человеческое достоинство наших, украинских студентов.

Наиболее эффективным средством воспитания толерантности является воспитание. «Декларация принципов толерантности» гласит: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» [2].

В формировании толерантного человека важную роль играет также и образование в области прав человека, главной целью образования в области прав человека заключается в создании такой культурно-правовой среды, в которой все понимают, защищают и уважают права человека. Каждый индивид обязан уважать человеческое достоинство без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Мой многолетний опыт работы в общественных организациях свидетельствует о том, что наиболее эффективным инструментом воспитания толерантности является участие молодежи в работе институтов гражданского общества (Заметим: в стенах американских вузов иногда функционируют сотни общественных организаций). Совместная работа в общественных организациях представителей разных культур является формой межкультурного диалога. Диалог дает каждому возможность встречи с другими культурами, необходимыми для развития личности и общества. Обособленные и закрытые друг для друга сообщества порождают климат, враждебный для индивидуальной автономии личности и препятствуют осуществлению прав человека и основных свобод. Отсутствие диалога ведёт к стереотипному восприятию носителей иных культур, порождает взаимные подозрения и напряжённость в коммуникативном пространстве. Диалог способствует установлению доверительных отношений в коллективе. Наконец, толерантность как признание и уважение убеждений и действий других людей является условием успешной социализации. С этой целью в университетах следует поощрять политику гражданского, поликультурного образования как компонента высшего образования. Включение вопросов культурного разнообразия в учебные программы и во внеучебную работу вузов может иметь позитивное влияние на отношения к этническим, конфессиональным вопросам, на создание конструктивной академической атмосферы и более интенсивное привлечение студентов к работе в деятельности университетских студенческих организаций.

В завершении работы сделаем некоторые выводы. Толерантность – качество индивида, позволяющее ему принимать и признавать иные социокультурные нормы в рамках соблюдения прав человека, а быть толерантным означает уважать права и свободы человека, т. е. уважать его человеческое достоинство. А формирование толерантной личности означает его воспитание в духе уважения прав и свобод человека. Наконец, одним из главных инструментов в воспитании толерантности является межкультурный диалог.

 

Литература

 

1.                  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vidahl.agava.ru/.

2.                  Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/declar.html.

3.                  Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послеслов. и примеч. Л. Е. Павловой. – М.; Республика, 2003.- 494 с.

4.                  Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. – М., Праксис. – 2007. – 288 с.

5.                  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/.

6.                  Плещунов Ф.О. Германия: натиск на ислам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iimes.ru/rus/stat/2012/28-07-12.htm.

7.                  Толерантность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://matematik-dictionary.info.

8.                  Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/habermas.pdf.

9.                  Хартия Европейского Союза об основных правах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/eu4.htm.

10.               Fukuyama F. The Drive for Dignity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/01/12/the_drive_for_dignity.

 

Поступила в редакцию 19.11.2012 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.