Нравственные ценности всеобщего равенства в межэтническом общении основных этносов Казахстана
Джакупов С. М.
доктор психологических наук, профессор,
Исаханова Асель Алимахановна,
докторант.
Международный Казахско-Турецкий университет им. А. Яссави.
Для современной психологии вопросы, связанные с этнопсихологическими особенностями, становятся все более актуальными. В частности для нашего многонационального государства исследования этнопсихологических особенностей являются не только интересными с точки зрения научной работы, но и практически значимыми. Нравственные ценности в межэтническом взаимодействии – это одно из перспективных направлений исследования данной области. Нравственные ценности можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития смысловых образований личности.
В фонд общих смысловых образований входят общепринятые социальные ценности потребностно-психологического характера, которые обеспечивают удовлетворение основным жизненно важным потребностям личности. Жизненно важные потребности личности соответствуют ценностным ориентациям в системе социальных установок направленных на социальные ценности общества, которые способствуют оптимизации поведения личности в удовлетворении основных потребностей общества, в котором она существует.
Одной из ценностных ориентаций Казахстанского общества, законно утвержденной в конституции республики является всеобщее равенство граждан «перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» (Конституция Республики Казахстан). Включение данной ценностной ориентации в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения и понять условия формирования личности. В структуре уже сформированной личности нравственные ценности занимают ведущее место среди других форм социальной активности. Нравственные ценности в деятельностной форме бытия преобразуются в нравственную активность личности. «Нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [Зотов Н.Д. 1984]. На наш взгляд, нравственная активность определяется как деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей, способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений. В моноэтническом общении нравственная активность активно выражается и реализуется во внешних и внутренних тенденциях жизни личности. Но в полиэтническом общении нравственная активность затормаживается, нравственные ценности преломляются через «призму» этнических предубеждений личности.
Этнические предубеждения как специфическая форма проявления смысловых барьеров могут оказывать существенное влияние на результаты формирования нравственной деятельности, протекающей в условиях полиэтнического общения. Этнические предубеждения преимущественно формируются в самом процессе межэтнического взаимодействия, изменение этнических предубеждений происходит в результате последовательного присвоения различных общих фондов смысловых образований, сопровождающих взаимодействие в субъект – субъектном пространстве окружающего мира [Джакупов С.М. 2002].
Аренда автокрана!! до 750 тонн Автокраны в аренду от собственника. Большой выбор автокранов trans-alex.ru
Всеобщее равенство это – нравственная ценность моральных требований полиэтнического общества Казахстана, которая, преобразуясь в нравственную активность общества, помогает мирному существованию. Но по нашему мнению преобразованию нравственной ценности всеобщего равенства в нравственную активность всеобщего равенства всех представителей этносов Казахстана препятствуют этнические предубеждения в межэтническом общении.
Результаты анализа данной проблемы нравственных ценностей всеобщего равенства в межэтническом общении этносов Казахстана позволили сформулировать следующие вопросы: во-первых, какое отражение в Казахстанском обществе имеет законно утвержденная, общественно-потребностная нравственная ценность всеобщего равенства; во-вторых, есть ли различия в восприятии и активизации в межэтническом общении нравственной ценности всеобщего равенства; в-третьих оказывают ли воздействие этнические предубеждение на формирование нравственной ценности всеобщего равенства и преобразовании ее в нравственную активность.
С целью ответа на поставленные вопросы было проведено экспериментально – эмпирическое исследование, которое состояло в изучении отражения в обществе нравственной ценности всеобщего равенства и связанных с ней этнических предубеждений, возникающих в условиях формирования и развития личности, выяснялись различия в восприятии и активизации нравственной ценности.
В исследовании принимали участия 200 представителей 2 этносов Казахстана, от 18 до 27 лет, которые с рождения проживают на территории республики и являются ее полноценными гражданами. Это представители казахского и русского этносов. Именно эти этносы выбраны были нами не случайно. Казахский этнос является основным этносом страны, территория Казахстана являлась древней территорией обитания казахского этноса. Русский этнос – один из многочисленных этносов республики, исторически тесно связанный с казахским народом. Быстрая социальная интеграция и аккультурация казахов происходила под доминирующим влиянием культуры-донора – русской культуры. Специфика заключается в том, что овладение достижениями мировой культуры и современной цивилизации пришло к казахам вместе с языковой русификацией. И это не было злой сознательной волей «старшего брата», а естественным следствием его численного и цивилизационного превосходства, продуктом объективных исторических условий [Балаева А.Г. 2010].
Исследование столкнулось с известными трудностями, связанными с выявлением и измерением этнических предубеждений как особого вида личностных особенностей, проявляющихся в процессе общения и взаимодействия людей в условиях полиэтнического окружения, в связи с этим был разработан специальный метод экспериментального исследования. Основная идея этого метода состоит в моделировании виртуальных моноэтнических групп.
На первом этапе было проведено тестирование всех испытуемых с целью выявления «настоящих казахов» и «настоящих русских» при помощи этнопсихологического опросника, который включает 19 вопросов, отражающих быт и культуру различных народов. Исследование проводилось анонимно. Вопросы формулировались в виде утверждений. Если респондент был согласен с суждением, то данный ответ нужно было обвести кружком. Основной целью первого этапа исследования было формирование психологической готовности (установки) быть полноправным представителем своего этноса, принимая и отстаивая основные нормы и формы поведения, предъявляемые традициями и обычаями того или иного народа. Дополнительная мотивация деятельности участников эксперимента обеспечивалась сообщением о том, что по результатам первого этапа исследования будет отобрано ограниченное количество испытуемых для участия в последующих сериях исследования.
Второй этап исследования начался с того что по полученным результатам были сформированы две группы, по 100 человек, отвечающих критериям «настоящих казахов» и «настоящих русских» в которые вошли респонденты набравшие наибольшее количество баллов по этнопсихологическому опроснику и могли называться «настоящими» казахами или русскими. В соответствии эти группы обозначались как МК (моноэтническая казахская) и МР (моноэтническая русская).
По сути дела, на втором этапе исследования благодаря специально организованной процедуре эксперимента обеспечивались условия для активизации этнопсихологических особенности личности, обусловленные сознанием факта признания человека потенциальным и полноправным членном этнических групп. Таким образом, моноэтнические группы стали представлять собой виртуальные реальности, образованные путем «ненавязчивого внушения».
Респондентам двух групп предлагались одинаковые методики для изучения межличностного взаимодействия с представителями собственного этноса и, привнося в небольшие модификации в тесты, изучалось межэтническое взаимодействие с «другим» этносом, выбранным в данном исследовании. Нравственное отношение этносов к друг – другу и к себе изучалось и сравнивалось с результатами тестов межличностного и межэтнического взаимодействия.
По полученным результатам в таблице 1 представлены количественные данные, позволяющие осуществить детальный анализ количественных результатов исследования межэтнического и межличностного отношения двух групп, а так же нравственных ценностей всеобщего равенства как для представителей своего этноса и для представителей этноса «другого», в данном исследовании.
Показатели в таблице вычислялись по принципу положительные результаты и смыслообразования как 100% и по отношению к ним вычислялись результаты различных показателей исследования. Необходимо отметить, что учитывались усреднённые данные по всем исследования.
Таблица 1.
|
Межличностные отношения с представителями своего этноса |
Межэтнические отношения с представителями «другого» этноса |
Нравственные ценности всеобщего равенства для представителей своего этноса |
Нравственные ценности всеобщего равенства для представителей «другого» этноса |
МК |
83 |
75 |
97 |
74 |
МР |
89 |
81 |
96 |
90 |
Анализ содержания таблицы показывает, что по результатам, полученным в экспериментальных группах, можно сказать о том, что межличностные отношения внутри своей этнической группы лучше, в отличии от межэтнических отношений между этносами, выбранными в исследовании. Но следует отметить, что межэтнические отношения в среднем ниже межличностных не 8 единиц, что свидетельствует о положительном межэтническом отношении с относительно минимальной разницей и может характеризоваться как положительные межэтнические отношения. Что же касается нравственных ценностей всеобщего равенства, то в МК применительно к представителям своего этноса эти ценности применяются для всех, а для представителей «другого» этноса респонденты сделали исключение. Как видно по показателям всеобщее равенство для представителей другого этноса упало на 23 единицы. В МР показатель всеобщего равенства потерял 6 единиц, что составляет минимум.
Из этого следует, что наши предположения о нравственных ценностях всеобщего равенства основных этносов Казахстана были верны. В моноэтническом общении нравственные ценности, преобразуясь в нравственную активность, активно выражаются и реализуются в внешних и внутренних тенденциях жизни личности. Но в межэтническом общении нравственная активность затормаживается, нравственные ценности преломляются через «призму» этнических предубеждений личности. На которые влияют как место проживание представителей этноса, так и взгляды социального окружения на межэтническую ситуации взаимоотношения.
Литература
1. Балаева А.Г. Этнорелигиозная идентификация молодежи Казахстана: социологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Республика Казахстан, Астана, 2010.
2. Джакупов С.М. Экспериментальные исследования этнических предубеждении // Теоретические и прикладные проблемы социализации личности: Межвузовский сборник научных трудов. Алматы, 2002. - Ч. IV. -С. 25-45.
3. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. – Томск, 1984.
4. Конституция Республики Казахстан: http://www.constcouncil.kz.
Поступила в редакцию 11.03.2012 г.