Мошеннические действия в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слепова Галина Васильевна,
соискатель кафедры уголовного процесса Калининградского юридического института МВД РФ.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года среди основных источников угроз национальной безопасности обозначена, в том числе проблема сохраняющегося роста преступных посягательств, направленных против личности, собственности. В этом документе одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу обозначено совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью [1].
В соответствии со статьей 159 Уголовного Кодекса РФ мошенничеством определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (далее – УК РФ)[2]. Данное определение позволяет выделить две разновидности мошенничества: во-первых, хищение чужого имущества и приобретение права на чужое имущество; во-вторых, содержит указание на конкретные способы его совершения, отличающих его от других видов преступных деяний.
При совершении мошенничества в жилищной сфере преступник может завладеть либо деньгами потерпевшего, используемые как средство платежа, либо право на жилое помещение, путем обмана или введения в заблуждение.
Право на жилое помещение может быть закреплено в различных документах, например в завещании, доверенности на получение тех или иных ценностей и т.д. Мошеннические действия в жилищной сфере представляют серьезную общественную опасность в связи с тем, что потерпевшие полностью лишаются жилья.
Наличие жилища - одно из важнейших условий достойного существования человека в обществе, что прямо исходит из норм международного права и Конституции РФ [3.с.25].
Статья 35 Конституции РФ определяет, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Насущная потребность человека в жилище является определяющей в закреплении указанного права: это нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству [4.с.56]. Указанные права человека обеспечиваются посредством возможности приобретения жилища. Это право реализуется, в том числе, и посредством отношений собственности.
Противодействие мошенническим действиям в жилищной сфере является актуальной проблемой, разрешение которой является одним из условий обеспечения экономической безопасности общества и государства, благосостояния граждан.
Круг традиционных участников сделки на рынке жилья расширился: кроме покупателя и продавца, включается, третья сторона – посредник, в качестве которого выступает либо риэлтерская фирма, частный маклер, либо государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом.
Изучение материалов конкретных уголовных дел о мошенничестве в жилищной сфере, а также судебно-следственная практика показывает, что преступниками тщательно разрабатываются различные способы совершения мошенничества в жилищной сфере как на первичном, так и на вторичном рынках жилья.
В данной статье мы не ставим перед собой задачу рассмотреть все способы совершения мошенничества в жилищной сфере, так как ранее многими авторами они были освещены, а рассмотрим мошеннические действия в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в настоящее время приобрело массовый характер.
Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены:
- в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5];
- в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) [6].
Федеральным законом N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в пункте 1 статьи 8 предусмотрено: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности». Это же право сохраняется на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Если такая категория детей не имеет закрепленного жилого помещения, то после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, они обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилплощадью не ниже установленных социальных норм.
Указанное выше нашло подтверждении и в пункте 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, согласно которому: «вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в армии или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
Вместе с тем, в части 3 статьи 57 ЖК РФ указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилье по договорам социального найма предоставляется на основании решений органа местного самоуправления и служит основанием для заключения договора социального найма.
Органами опеки и попечительства при решении вопроса о помещении ребенка в интернатное учреждение в обязательном порядке решается вопрос о закреплении за ним жилья на весь период пребывания в учреждении. Над закрепленным жильем устанавливается контроль. Принимаемые органами местного самоуправления меры по сохранению жилья детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно эффективны, и приводит к злоупотреблению полномочиями.
В качестве примера рассмотрим приговор Ирбитского районного суда Свердловской области, согласно которого специалист районного управления образования Ирбита привлечена к уголовной ответственности по статьям 159, 292 УК РФ. Судом установлено, что Ю. работавшая ведущим специалистом по опеке и попечительству районного управления образования, пользуясь служебным положением, изготовила подложные документы, на основании которых квартира, закрепленная за детьми-сиротами, была незаконно передана в МУП «Коммунальщик». Впоследствии закрепленная квартира досталась по распределению сыну Ю., который являлся работником МУП «Коммунальщик» [7].
Получая вне очереди жилое помещение, неопытные детдомовцы, еще неадаптированным к взрослой жизни и имея недостаточный уровень правовой грамотности, быстро попадают в руки мошенников, которые предлагают им приватизировать квартиру, а потом обманом завладевают квартирой, выселив бывшего детдомовца в лучшем случае в какой-нибудь старый дом, в худшем – вообще никуда. Вернуть в этом случае жилье детдомовцу крайне сложно: сделка происходит вне контроля со стороны органов опеки и попечительства, а решение о продаже принимает сам детдомовец, к тому времени уже достигший совершеннолетия.
Внешне сделки с жильем соответствуют требованиям гражданского законодательства, а причиненный ущерб зачастую рассматривается как следствие неисполнения обязательств по договору. Выявить преступление, установить причиненный сделкой материальный ущерб и доказать вину участников преступления можно только в рамках возбужденного уголовного дела.
Так, следственным органом г. Читы возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159 УК РФ в отношении частнопрактикующего юриста К. В ходе предварительного расследования было установлено, что ранее суд Центрального районного города Читы вынес решение о предоставлении Н. относящейся к категории из числа детей сирот вне очереди жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры. Для приобретения жилья министерство финансов Забайкальского края перечислило на банковский счет К. 1,3 млн. рублей. После чего Н. обратилась к своему знакомому юристу К. с просьбой оказать ей помощь в приобретении жилого помещения в одном из новых многоквартирных домов города. К. согласился и с целью осуществления своих противоправных корыстных намерений предложил оформить договор уступки права требований (договор цессии) на квартиру с одним из участников долевого строительства. При этом К. достоверно знал, что тот не выполнил в установленные сроки свои договорные обязательства по выплате застройщику ООО «Омега» стоимости квартиры, и, что в связи с этим в Центральном районном суде г. Читы рассматривается исковое заявление застройщика о расторжении с ним договора о долевом участии в строительстве и выселении. К., злоупотребляя доверием, пообещал Н. оформить договор цессии после получения от нее денежных средств, которые, якобы, необходимо уплатить ООО «Омега» в счет договора о долевом участии в строительстве. Потерпевшая передала К. 237 тыс. рублей в счет будущего договора цессии. На следующий день К. предоставил недостоверную информацию о том, что передал документы о регистрации договора цессии в краевое Управление Федеральной регистрационной службы. Полученными обманным путем денежными средствами он распорядился по своему усмотрению, чем причинил потерпевшей значительный ущерб [8].
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Денежные средства из региональной казны на обеспечение сирот жильем выделяются в рамках целевой программы «Дети - сироты». Квартиры для детей-сирот приобретаются с аукционов. Однако нечистые на руки чиновники мошенническим путем похищают бюджетных средств, предназначенные для покупки жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, либо приобретают жилье, не отвечающее санитарно-техническим требованиям по существенно завышенной цене.
В качестве примера рассмотрим приговор Увинского районного суда от 02.03.2011 года по уголовному делу в отношении жителей п.Ува директора ООО «Фемида» П. и работника ООО «Фундер-Ува» К. признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного части 3 статьи 159 УК РФ. Уголовное дело расследовано Следственным управлением Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике. Судом установлено, что П. и К. в мае 2009 года мошенническим путем похитили республиканские бюджетные средства, поступившие в виде субвенций в бюджет муниципального образования «Увинский район», предназначенные для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обвиняемые подыскали в д.Каркалай Увинского района ветхое жилье, непригодное для проживания и небезопасное, степень износа которого составляла 70% и за 15 тысяч рублей получили от собственника доверенность на его продажу. После чего, подали в районную администрацию заявку на участие в конкурсе по заключению муниципального контракта на приобретение жилья, степень износа которого не должна превышать 40%, за счет средств муниципального бюджета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К заявке приложили изготовленный при помощи копировальной техники поддельный технический паспорт на дом со степенью износа 38%. Кроме того, произвели в доме небольшой косметический ремонт. В результате, районной администрацией указанный дом приобретен в собственность по муниципальному контракту за сумму в 270 тысяч рублей для ребенка-сироты. Деньгами обвиняемые воспользовались по своему усмотрению, причинив ущерб бюджету муниципального образования на указанную сумму [9].
Указанные обстоятельства, а так же масштабы совершения незаконных операций с жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызывает беспокойство не только Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, но и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Так, по славам П.А. Астахова Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка: «Чаще всего сироты страдают от квартирных мошенников после получения жилья. Известны случаи, когда дети меняли квартиры на ноутбуки или мотоциклы, подписывали дарственные мошенникам и т.п. Отдавать таким не готовым к самостоятельной жизни, несоциализированным людям квартиры в собственность - это значит «подставлять» их. В связи с чем, П.А. Астахов предложил принять закон, согласно которому дети-сироты, получившие жильё, не смогут в первые пять лет проводить с ним какие-либо сделки по отчуждению жилья (купли-продажи, дарения и т.п.)» [10].
Проблема настолько актуальна, что с целью предотвращения мошенничества в жилищной сфере в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством РФ в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона N 589209-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и 22 февраля 2012 года одобрен Советом Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в раздел IV Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствующие новой редакции статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно внесенным изменениям детям-сиротам, не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находится их место жительство, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения и запрещает в течение десяти лет продавать квартиры, предоставленные государством социально незащищенным детям.
Принятие законопроекта позволит обеспечить введение эффективного механизма реализации права детей-сирот на предоставление жилого помещения и обеспечения сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам. Указанные изменения должны вступить в силу с 1 января 2013 года.
На наш взгляд, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, послужит важной гарантией защиты жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обезопасить и оградить их от мошенников. Для того, чтобы детдомовцы могли спокойно адаптироваться к взрослой жизни, не опасаясь, стать бездомной жертвой мошенников, предлагаю: ввести практику самостоятельного проживания в отдельных квартирах в выпускной год; организовать допрофессиональную подготовку воспитанников на предприятиях; ужесточить контроль над региональными властями в распределении федеральных субсидий на строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить исполнение региональными властями законодательства, направленного на защиту и гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; чаще проводить в детских домах и интернатах просветительную работу на тему: «Как не стать жертвой мошенников». Кроме того, необходимо на законодательном уровне закрепить обязательное лицензирование риэлторской деятельности, так как отсутствие госрегулирования в этой сфере приводит к злоупотреблениям.
В заключение следует отметить, что при расследовании преступлений данной категории уголовных дел необходимо тщательным образом кропотливо собирать и исследовать доказательства обмана на всех этапах подготовки и осуществления преступления, учитывая, что каждый отдельный из рассмотренных элементов обмана сам по себе доказательством преступного умысла еще не является, но в совокупности с другими доказательствами может служить основанием для обвинения лица в совершении мошенничества в жилищной сфере.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 // Рос.газ. 2009. 19 мая.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; ….с последующими изменениями в 2011, N 1, ст. 10, 54; N 11, ст. 1495).
3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966. //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.С.25.
4. Постатейный комментарий Конституции Российской Федерации. М., 1996. С.56.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г.).
6. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 года № 199 – ФЗ с последним изменением и внесением в Федеральный закон от 29.02. 2012 года - №15 ФЗ).
7. Сайт Областная прокуратура Свердловской области: http://sirotinka.ru/ravnovesie/1909.html.
8. Сайт прокуратура Забайкальского края: http://www.prokuratura.chita.ru.
9. Сайт прокуратура Удмуртской Республики: http://udmproc.ru.
10. Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка: deti.mail.ru/roditeljam/astahov_pre.
Поступила в редакцию 20.07.2012 г.