Фондовые индексы
Алимжанова Лаура Муратбековна,
доцент кафедры экономики и управления Алматинского филиала
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,
Байырова Самал Аширбековна,
магистрант Казахского национального университета им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан.
Многие начинающие инвесторы замечают, что отдельно взятые ценные бумаги как-то по-особому коррелируют с рынком. То есть фондовый рынок, на котором обращаются ценные бумаги многочисленных эмитентов, очень чутко реагирует на любые изменения, которые происходят как внутри каждой компании, так и в экономике страны в целом. Это отражается в динамике изменения цен на акции и облигации. Хотя фондовый рынок является «нереальным» сектором экономики, так как на нем не производятся и не продаются реальные товары, а только ценные бумаги, но его динамикой можно оценить состояние и тенденции развития реального сектора экономики [1].
С этой целью информационно-аналитическими агентствами и фондовыми биржами рассчитываются различные фондовые индексы, которые применяются для анализа динамики изменения курсовой стоимости акций по рынку в целом [2]. Через сопоставление текущего значения индекса с его предыдущими значениями можно оценить поведение рынка, его реакцию на те или иные изменения макроэкономической ситуации, различные корпоративные события, спекулятивные процессы.
В России так сложилось, что наиболее популярным индексом стал индекс РТС (RTSI), хотя на самом деле индексов существует множество – практически каждая биржа, каждое информационное агентство и каждая экономическая газета, а также даже некоторые инвестиционные компании рассчитывают свой индекс. Например, индекс RUIX, состоящий всего из 7 наиболее ликвидных акций для фонда, инвестирующего именно в эти бумаги, окажется более подходящим для сравнения, чем RTSI [3].
На Западе совершенно нормальной практикой для взаимных фондов является указание, на какой именно индекс они ориентируются. Поскольку за рубежом существует огромное количество разновидностей взаимных фондов, различающихся инструментами инвестирования, стилями инвестирования, регионами, то индексов используется очень много. Кстати, для многих американских взаимных фондов наиболее популярным является вовсе не Доу-Джонс и не Насдак, а Рассел-2000.
Как правило, абсолютные значения индексов не важны. Большее значение имеют изменения индекса с течением времени, поскольку они позволяют судить об общем направлении движения рынка, даже в тех случаях, когда цены акций внутри «индексной корзины» изменяются разнонаправлено.
Инвесторы формируют для себя инвестиционный портфель, состоящий из акций ведущих предприятий конкретной страны. Тем самым инвесторы застрахованы от «падения» акций отдельных предприятий, акции которых можно купить на той же фондовой бирже, и от временного упадка целых отраслей, что можно наблюдать в настоящее время - индексы лишены возможности банкротства, так как они отражают состояние экономики целой страны. Инвесторы имеют возможность еще более сократить риски своих инвестиций, приобретая индексы нескольких разных стран.
Преимущества биржевых индексов еще и в том, что индексы исторически, всегда растут: экономики развиваются, растет капитал, а индексы по сути отражают их совокупную стоимость - поэтому индексы не могут не расти. Естественно растут они не линейно, в соответствии с цикличностью развития мировой экономики – за ростом следует спад, но следом будет новый рост еще выше прежнего. Поэтому биржевые индексы особенно хороши, как инструмент долгосрочного инвестирования.
Однако точно соответствовать движению индекса фонд может только в том случае, если фонд индексный, в другом же случае отличия портфеля фонда от рыночного портфеля могут характеризоваться коэффициентом «бета».
Систематический риск – это минимальный уровень риска и измеряется он с помощью бета-коэффициентов. Этим коэффициентом характеризуется относительное изменение доходности портфеля акций или облигаций по сравнению с доходностью рынка. Коэффициент «бета» показывает, как рынок будет действовать на изменение доходности портфеля. Активы с «бетой» больше 1 являются более рискованными, чем рынок, а с «бетой» меньше 1 – менее рискованными. Данный метод позволяет анализировать диверсифицируемую часть риска для объектов инвестирования как на макро- так и на микроэкономическом уровне, что является одним из его достоинств.
При расчете «беты» можно использовать показатели доходности за любой промежуток времени (день, неделю, месяц) и любой глубины. Однако теоретические обоснования выбора периода исследования довольно противоречивы. С одной стороны, если брать данные за слишком короткий временной отрезок, то полученные результаты будут искажены краткосрочными рыночными факторами. «Бета» может сильно изменяться в зависимости от выбранного периода. Для использования этого коэффициента нужно спрогнозировать поведение рынка. Но рынок непредсказуем на коротких промежутках времени. С другой стороны, горизонт расчета «беты» не должен быть слишком глубоким.
Коэффициент бета, в полной мере, не является показателем риска. Иногда акции компаний с низким коэффициентом бета не характеризуются как защищённые. Но в тоже время подтверждается теория относительно β > 1, то есть чем больше коэффициент бета, тем менее надежны компании и больше риск. Многие исследования показали, компании, у которых β ближе к 1 надёжнее и соответственно должна быть меньше ставка дисконта при их оценке, а значит выше стоимость. Но, следуя теории, надёжность и минимальный риск инвестору должны обеспечивать компании с минимальным в выборке коэффициентом бета, что не соответствует действительности.
Однако, помимо анализа абсолютного прироста цен, целесообразно проводить сравнительный анализ доходности или роста цен на ценные бумаги по отношению к динамике курсов других бумаг или соответствующей отрасли или к совокупному рынку, который может характеризоваться агрегированным фондовым индексом. Таким показателем является альфа-коэффициент [4]. По своей сути он характеризует нерыночный компонент курсового роста. Если альфа положительна, то это означает, что темпы роста ее курса за рассматриваемый период выше, чем в среднем по рынку.
Тем не менее, в ряде случаев инвестору необходимо знать общую величину риска, и использование для принятия инвестиционных решений только бета и альфа – коэффициентов является недостаточным. Подобные ситуации возникают, прежде всего, в условиях отсутствия средств или возможностей для диверсификации, что чаще всего наблюдается в сфере производственного инвестирования. В ряде ситуаций для принятия решения необходимо иметь сравнительную оценку риска для объектов инвестирования, функционирующих на разных рынках, тогда как бета-коэффициенты дают оценку риска того или иного актива лишь на одном конкретном рынке.
Недостатки этих методов это невозможность формализации некоторых политических, социальных и психологических факторов для использования в модели. Кроме того, все коэффициенты построены на основании прошлых данных и не могут учесть адаптивных ожиданий, полностью прекращая работать при существенном изменении факторов окружающей среды до момента накопления определенного количества информации.
Подводя итог скажем, что прогнозирование – это творческий процесс. Вы можете использовать фондовые индексы в своем арсенале средств прогнозирования изменения валютных курсов, а можете ими пренебрегать. Очевидно, что ваше решение будет зависеть от того, как вы ведете торги. Применение фондовых индексов для прогнозирования изменения курсов имеет смысл только в среднесрочных и долгосрочных перспективах. Финансовое положение компании отражает достижения и неудачи всей её хозяйственной деятельности. Поэтому, чем лучше финансовое положение компании, тем надёжнее она как объект вложения. Поэтому анализ должен опираться не на расчёт одного - двух финансовых показателей, а на их совокупность, что позволяло рассматривать их во взаимосвязи друг с другом.
Поэтому важно научиться понимать, какое влияние первично, а это не всегда является тривиальной задачей.
Литература
1. Н.Берзон, Е.Буянова, М.Кожевников, А.Чаленко. – «Фондовый рынок». Учебник. Москва 1998 г.
2. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ.пособие. – 3-е изд. М.: Дело, 2004. – 280 с.
Поступила в редакцию 28.01.2013 г.