ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Влияние глобальных событий и процессов на современную азербайджанскую поэзию 1993-2005 гг.

 

Абдуллаева Наргиз (Джаббарлы) Мердан кызы,

научный сотрудник, диссертант Института литературы им. Низами НАНА.

 

The impact of global events and processes to the poetry of Azerbaijan

 

Abdullayeva Nargiz (Jabbarli).

 

В статье исследуется современная азербайджанская поэзия в период смены власти в Азербайджане – 1993-2005 гг., влияние глобальных событий и процессов, происходящих в мире и постсоветском пространстве, на сюжетную линию и идею стихотворных произведений, проводится анализ тенденций и направлений в поэзии. Исследование проводится посредством анализа событий, происходивших до 1993 г., выявляются отличия в отражении событий, изображенных в произведениях, написанных в период до и после 1993 г.

 

In the article 1993-2005-th phase after the change in government of modern Azerbaijan poetry is researched. The impact of the qlobal insidents and processes in the world and former Soviet Union to the idea and content of the modern poetry, directions and views in the poetry are analyzed. The prosses by anayzing of the prosses untill 1993, the impact of the global prosses to the poetry till 1993 and after the stage areresarched.

 

Любой пример, являющийся результатом творческого акта, тесно связан с обществом и происходящими в нем процессами, а в широком понимании – с мировыми и глобальными событиями. Полученная извне информация накапливается в душе и сознании человека и выплескивается в какой-либо форме художественного творчества и, таким образом, находит свое отражение в текстах. Художественный текст выдает нам определенную информацию о степени одаренности творческой личности, о восприятии им человечества и вселенной, о его умении видеть и воспринимать окружающую среду. Но это не может изменить данный факт: всякое произведение является носителем информации, связанной с влияниями времени, общественно-политическими процессами, с психологией человека, меняющейся и формирующейся под воздействием этих процессов, жизнью, душевным состоянием, личностью, духовно-нравственным миром, глубиной противостояния человека и общества, человека и общественно-политической среды и т.д. И «история так же доказала, что произведения творческого человека не являются обязательным, механическим выражением его мира, огромное влияние оказывают личное и общественное сознание, а это вплотную зависит от социально-экономической обстановки. Субъективные ощущения, выраженные в произведениях, в конечном итоге так же созвучны с окружающей обстановкой» [2.16].

События конца ХХ века имеющие место как в Азербайджане, который в течение 70 лет оставался в составе Советского Союза, так и во всем мире, доказывают, что все, что происходит в любой точке мира должно восприниматься в глобальном масштабе. Причина в том, что волна произошедшего обязательно распространится по определенной траектории. Эти события иногда повторяют друг друга, иногда имеют определенную схожесть между собой, а иногда одно событие вызывает другое, становится предпосылкой следующего. По этой причине ко всему, что происходило в советском Азербайджане – борьба за независимость, национальное пробуждение, политические распри, террор, смена власти – нужно относиться как к локальной проблеме всего общества. Если проанализировать события, произошедшие в период до 1993-го года (в особенности начиная с конца 80-х), можно заметить их схожесть, как будто все они были точно рассчитаны и спланированы одним центром управления. Можно утверждать, что нет ни одной точки на земле, где не происходили бы хаотичные столкновения и беспорядки. … Волна демонстраций в 1988 г. В Польше и Чехословакии (требования отстранить от власти коммунистов), волнения в Будапеште – Венгрии, митинги с требованиями демократии, объединение Германии, разделенной после Великой Отечественной войны на Германскую Демократическую республику с коммунистическим режимом и Германскую Федеративную республику с капиталистическим режимом, в том же году распад Югославии…

В СССР сложилась аналогичная ситуация. Погромы в Фергане в 1989-м году, направленные против турок-месхетинцев, и их вынужденное переселение, киргизско-узбекское противостояние в 1990-м году, столкновения между крымскими татарами и русскими в Крыму – все это доказывает факт вмешательства извне и точность расчета при нанесении ударов; возник вопрос о создании Приднестровской Молдавской республики на территории Молдовы; начался конфликт между Южной Осетией и Абхазией; еще одним очагом конфликта являлась Северная Осетия – в 1990-м году начался столкновения между осетинами и ингушами… Еще один неразрешимый конфликт того времени – чеченский вопрос. В основе всех этих событий стояли национально-этнические отношения, территориальные разногласия, борьба за национальную независимость; аналогичные события во все мире (факты воздействия и противодействия) делали их еще более интенсивными, усиливали силу воздействия. Новые факты доказывают, что волна глобальных событий, происходивших во всем мире ощущалась в СССР, а волна событий, происходивших в СССР явно прослеживалась в различных точках мира. Атмосфера, царившая в советском пространстве и, в особенности, радикальные изменения, начавшиеся в 1989-м году – все это привело к развалу страны. А это стало причиной появления общественно-политических, культурных, экономических катаклизмов, возникновению хаоса в бывших постсоветских республиках, в том числе и в Азербайджане. Если проанализировать примеры художественных произведений, созданных до и после 1993-го года (в особенности конец 80-х, начало 90-х), можно заметить влияние событий в Азербайджане (и частично во всем мире). Картины тех лет нашли свое отражение в современной азербайджанской поэзии, прозе, публицистике, в определенной степени драматургии. В художественных текстах прослеживаются азербайджанские реалии, влияние глобальных событий на литературу и даже их очередность.

Наблюдаются параллели между событиями и их изложением в поэзии, совпадение по времени. Произведения Б.Вагабзаде, Х.Р.Улутурка, М.Араза, С.Рустамханлы, Д.Новруза, З.Ягуба, М.Исмаила, Ф.Садига и др. датируемые как 1993-м годом, так и относящиеся к анализируемому нами периоду 1993-2005гг. указывают на адекватную реакцию авторов на происходящее, своевременное отражение этих событий и фактов в их произведениях. Стихи идут в ногу с Событиями, с Фактами, с Трагедиями, факты не терялись в переживаниях, а, наоборот, переплетались с ними. Одной из особенностей нашей поэзии является процесс повторного возврата к фактам (например, шехиды 20 января, геноцид в Ходжалы, захват Шуши, Лачына и т.д., по сегодняшний день актуальна тема жертв геноцида, шехидов). Однако, связь стихотворения с чувствами и настроением является причиной его роли «первого вестника событий и процессов», своевременно выражающего чувства и эмоции. Точки соприкосновения событий, происходивших в Азербайджане и в различных точках мира, так же нашли свое отражение в произведениях исследуемого нами периода. Если в советское время в поэтических произведениях борьба за независимость какого-либо народа служила для выражения свободолюбивых мыслей самого поэта, то в произведениях, созданных в период независимости, отношение меняется, схожие ситуации служат примером, успокаивают, вызывают сочувствие или зависть (например, воинственность, героизм чеченцев часто упоминается в творчестве Б.Вагабзаде, З.Ягуба, М.Араза, Акифа Самеда, А.Садига, М.Ягуба и ряда других поэтов с чувством большой симпатии. Так же, воссоединение Германии послужило поводом для создания образа Араза в стихотворении З.Ягуба, обсуждения проблемы разделенной надвое родины, события в Ираке, Абхазии и отношение к этому ООН используются в стихотворениях М.Ягуба для прояснения и сравнения происходящих в нашей стране процессов) или же представляются как вариант в решении проблемы.

Не случайность, что большое внимание уделяется изменению качества, которому подверглась азербайджанская поэзия 1993-2005 гг., перечисленным выше общественно-политическим событиям, локальным войнам, национально-этническим противостояниям, на фоне которых, азербайджанская поэзия в период до 1993-го года обрела ряд особенностей, и если это не будет сделано, выводы и заключения по этому вопросу будут неполными и незаконченными. Далее приведены причины:

1.                  События, происходившие после 1993-го года, на самом деле, являются логическим продолжением событий, происходивших ранее, процесс не был завершен, а для того, чтобы дать правильное заключение, необходимо проследить очередность причин и следствий.

2.                  Период до 1993-го года настолько богат, разнообразен и в то же время имеет историческую ценность, что способен предоставить тему и сюжет для создания художественных произведений не только исследуемого нами периода, но и последующих десятилетий.

3.                  Проблема, с которой столкнулся Азербайджан в те годы еще не нашла своего решения и, пока она не решена, не потеряет актуальности для литературы.

4.                  Даже когда проблема будет решена (имеется в виду карабахский вопрос), последствия этого, трагедия целого народа, как факт, никогда не потеряет своей значимости.

5.                  Имеется ряд особенностей, которые были приобретены под влиянием событий конца 80-х и не утеряны до сегодняшних дней. И их анализ без рассмотрения данных событий был бы неточным.

Перечислим эти особенности:

1.                  Идеологическая пропаганда, обязательная в советское время, на этот раз взяла совершенно другое направление – стала вестником свободы, протестом против насилия и кровопролитий, национализма, возвращения к своим корням. Все это есть в произведениях, созданных после 1993-го года. Наша поэзия встала на дорогу служения национальной идеологии, и так же, как в советское время, это не являлось адекватным ответом на требования руководящей партии. Отражение в стихотворениях чувства национального самосознания, борьбы во имя идей национализма и межнациональных конфликтов являлось требованием времени и душевного состояния.

2.                  После событий конца 80-х, авторы начали затрагивать темы и проблемы, которые ранее были запрещены. Наряду с такими вопросами как, борьба за независимость, поиск справедливости, героическая тематика, в поэзию были привнесены философские темы о Жизни, Смерти, Вечности.

3.                  Тема шехидов (павших в борьбе за независимость) и Смерть – в особенности после событий 20 января – однозначно заняла в нашей поэзии значительное место.

4.                  Патриотичесий пафос, гневное выражение чувств, призыв, ноты мятежа, противоборство – все это стало главной особенностью азербайджанской поэзии, и до сегодняшних дней сохранило ведущие позиции в произведениях некоторых поэтов.

5.                  Изменения в поэзии произошли не только в тематике и проблематике, но и в стилях и методах, а так же, в поэтических формах, к которым обращались авторы. Например, обращаясь к теме шехидов, автор параллельно затрагивает и классические формы элегии, колыбельной, баяты и т.д. Наблюдается новое проявление классической темы в классической форме.

6.                  Новые условия, неожиданные ситуации и проблемы предоставили новые стили и представления, дали возможность создавать новые образы, использовать свежие метафоры, были выдвинуты требования применять новые поэтические детали. Такие поэтические образы, как Ангел смерти, Дьявол, Ангел, Виселица, Трехцветный флаг, Шуша, оставленная во враждебных руках, Шехид, Мать шехида, Мать-беженка, Женщина из Кельбеджара, Дети шехидов и т.д., схожие поэтические детали, средства выражения, созданные требованиями времени, не потеряли своей актуальности и в поэзии последующего периода.

7.                  Процесс глобализации, ряд событий, произошедших как в Азербайджане, так и в бывшем СССР и в мире, национальная борьба не прошли бесследно в азербайджанской поэзии. Очень часто воинственность, национальный дух некоторых народов, схожесть проблем, с которыми они столкнулись, несправедливость, вмешательство ведущих стран мира – структур, организаций в политические процессы и т.д. оставило свой след в азербайджанском стихосложении (например, З.Ягуб «Генеральному секретарю ООН», «Постановление ООН», стихотворение М.Ягуба «ООН» и т.д.).

8.                  Азербайджанская поэзия привлекает внимание выражением боли, грусти, протеста. Чувство радости как до 1993-го года, так и после наблюдается крайне редко. Параллельно событиям 80-х, можно было наблюдать и такие произведения, как «Прекрасное будущее», «Радость, подаренная свободой». Но с течением времени их количество уменьшалось, переросло в чувство тревоги за неопределенное будущее, затем проявилось в выражении чувства вины, но после 1993-го года, в некоторых стихотворных произведениях вновь стали проблескивать лучи надежды.

Прежде чем перечислять особенности поэзии, созданной после 1993-го года, нужно отметить, что этот период прошел сравнительно спокойно. Несмотря на то, что национально-этнические проблемы не нашли своего решения, проводились переговоры (например, проблемы Приднестровья, Чечни, Абхазии, Карабаха) и это влияло на настроения, психологию людей. Наличие стран, столкнувшихся с такой же проблемой и добившихся своего мирным путем (например, Чехословакия – в 1993-м году были созданы два независимых государства – Чехия и Словакия), смена власти в нашей стране (передача Милли Меджлисом президентских полномочий Гейдару Алиеву - 24 июля 1993-го года), прекращение кровавых войн в некоторых странах и мирное урегулирование конфликтов, конец «кровавого этапа» начавшегося во всем мире – все это возрождало надежду в сердцах людей. На земле продолжала проливаться кровь, возникали новые проблемы, противостояния, происходили трагедии. Но, наряду с этим, период кризиса в стране подходил к концу. Нельзя забывать еще об одном психологическом факте: люди привыкали к потерям, крови, трагедиям. Революции, перевороты, террор и смерти уже не вызывали такого шквала эмоций и принимались более сдержанно.

Одной из причин смены настроений в стране и обществе был приход к власти Гейдара Алиева в 1993-м году. Объявление перемирия, остановка кровопролития совпали с этим периодом и, естественно, не прошли бесследно как для общества в целом, так и для гражданина – поэта и поэзии. Необходимо принять во внимание тот факт, что последующие годы пребывания у власти Гейдара Алиева ознаменовались началом процесса стабилизации, экономического развития, а после период прихода к власти Ильхама Алиева в 2003-м году, является периодом стабильного развития и процветания. Заключение нефтяных контрактов, стабильный рост экономического благосостояния и социального положения населения, прекращение огня (несмотря на попытки противной стороны прервать перемирие) и т.д., такого рода перемены не только нормализуют положение общества в целом, влияют на самосознание, их влияние ощущается так же и в поэзии, так как литература, и в особенности поэзия, не существует и не может существовать в стороне от таких факторов как человек и социальная среда, человек и общества.

Современная азербайджанская поэзия отражает отношение поэта к этому периоду истории Азербайджана, которое выражается в двух направлениях: события, процессы, факты в творчестве некоторых поэтов выражаются наряду с их эмоциями, чувствами и размышлениями, привлекают внимание к проблеме, теме, героям, деталям; в творчестве некоторых поэтов на переднем плане были не факты и события, а впечатления, чувства, переживания, размышления. И поэтому в их творчестве не прослеживается четкая линия карабахской войны, политические процессы не изображаются детально, не признается как факт, не вспоминают даже названий захваченных территорий, азербайджанское общество и общественно-политическая ситуация остается вне поля зрения. Взамен этого в предмет поэзии превращаются чувства, эмоции, переживания, размышления – Смерть, Жизнь, Литература, Любовь, Героическая смерть, Горе, Радость и т.д. Но, естественно, при исследовании этих эмоций, чувств и настроений выявляются причины событий, происходящих в обществе. Мы можем предоставить схему направлений в отражении глобальных событий и процессов, происходивших в мире и в нашей стране:

По особенностям выражения в творчестве общественно-политических событий, происходящих в стране, последствий карабахской войны, поэты делятся на две группы:

1.                  Поэты, в творчестве которых события передаются в форме реальности и фактов: Б.Вагабзаде, Х.Р.Улутурк, М.Исмаил, С.Новруз, З.Ягуб, С.Рустамханлы, Ф.Садиг и т.д.

2.                  Поэты, в творчестве которых события передаются в форме обобщенных чувств, эмоций и переживаний: Р.Ровшан, В.Самедоглы, В.Б.Одар, Р.Бехруди, Салам, Сехер, Агшин и т.д.

В произведениях поэтов второй группы механизм передачи событий и фактов носит характер личных переживаний. Так же нельзя не отметить еще один немаловажный факт, характеризующий поэзию исследуемого нами периода современной азербайджанской поэзии: ход общественно-политических событий стало причиной разрушения старых художественных, эстетико-теоретических представлений. Отныне, требования, поставленные перед литературой, искусством и, в конкретном случае, поэзией отличались от требований советского времени. Глобальные события и процессы так же имели огромное влияние на азербайджанскую поэзию.

Период перехода к стабильности дало возможность понять влияние внешних факторов на поэта, потери и приобретения и, естественно, передачу в творчество переживаний, накопленного опыта, настроения. А так же поэт имел возможность размышлять о созданных образах и ситуациях, о художественно-эстетических требованиях, выдвинутых при их создании. В современной азербайджанской поэзии наряду с сопоставлением Азербайджана с остальными странами, азербайджанскую реальность с глобальными событиями, появились попытки анализировать схожие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются различные народы, понять причины их возникновения, а иногда и найти пути их решения. На сей раз « получивший передышку» поэт, вынужден размышлять и о форме стихотворений, и о различных требованиях современной литературы. Если события, происходившие в период начала борьбы за независимость до 1993-го года, связанные с ними потрясения, страх, боль – одним словом, переживания, механически, в неизмененной, интуитивной, «в обнаженной и чистой форме переживаний» перенесении в стихотворение, начало переходной стадии периода стабилизации заставило авторов все больше задумываться о средствах передачи душевных переживаний, приемах, о поиске новых и оригинальных форм выражения, об оригинальных формах самовыражения и творческой самореализации. Именно в этот период возникает потребность в появлении новых творческих направлений. Стало понятно, что метод соцреализма пришел себя изжил, темы и проблемы, приоритетные в прошлые годы более не могут быть использованы. Метод реализма, хоть еще и не полностью вышел из строя, основательно сдал позиции. В то же время, процесс глобализации наряду с общественными и политическими процессами, начал привносить в отечественную поэзию волну культурных и художественных процессов, изменения, происходившие в мировой литературе, выявление творческих исканий. Возникли благополучные условия для обеспечения поэта необходимой информацией. Стало понятно,, что «одной из самых важных особенностей современности является интеграция всемирных художественных процессов. С одной стороны, это глобализация экономических и социальных процессов, с другой стороны, выход общемировых проблем из рамок региона и отражение их в мировой литературе. Этот факт требует более тщательного изучения мировой литературы, укрепления связей» [3.33]. Любая творческая личность, в том числе и поэт, стала чувствовать необходимость соответствовать данным требованиям.

Темы и проблемы, являющиеся результатом событий 80-х гг. и нашедшие свое отражение в поэзии, были еще актуальны и в период после 1993-го года. Как свобода и демократия, так и война и связанные с нею Смерть, Линия судьбы еще долгие годы могло бы быть основной творческой линией нашей поэзии. Однако, на этот раз, постановка проблемы, с точки зрения поэтов, информированных о литературно-теоретических и художественно-эстетических новшествах, будет представлена в самобытной интерпретации (иногда удачными, а иногда и неудачными примерами).

Направления, которое создали авторы произведений политической лирики, поэзии войны, поэзии призыва – такие как Бахтияр Вагабзаде, Мамед Араз, Халил Рза Улутурк, Сабир Рустамханлы, Габиль, после 1993-го года придерживались как сами создатели, так и другие представители поэзии, однако, если стихотворения, созданные до 1993-го года, были в более патриотическом духе и адресованы слушателю нежели читателю, арене сражения, воину, беженцу, человеку, испытавшему лишения, потерявшему родную землю, детей, родителей, братьев и сестер, и, в то же время, ставшему свидетелем несправедливости, в глобальном понимании этого выражения, кровопролитий, пафосному миру ставшему безмолвным свидетелем происходящего, то в произведениях, написанных после 1993-го года, уже не было того гневного слепого призыва, попыток прорваться вперед. «Несомненно, первые отголоски войны не могут мгновенно проявиться на уровне философской поэзии. Одним из первых воплощений войны в поэзии начинаются с размышлений об идее защиты родины, о мобилизации человека, народа в целом» [5.30]. Конечно же, в стихах полных призыва наличие пафоса проявлялось на подсознательном уровне. Однако, боль поражения в произведениях, созданных после 1993-го года, стала причиной некоторых изменений: даже гнев в стихах выражался не в крике, а в стоне. Боль сожаления и безнадежности дошла до пикового состояния. Поэзия, шагая параллельно с политикой и властью, частично политизировалась.

Литература периода до 1993-го года считается экстремальной литературой: «…национально-общественное и литературно-художественное мышление еще никогда не работало в таких экстремальных ситуациях и условиях как в 1992-м году» [4.83]. Если в те годы в поэзии ощущались бессистемность, запутанность, то после 1993-го года картина частично изменилась. Стала исчезать бессистемность, а поэты и прозаики, общественно-политическая деятельность которых с конца 1980-х вытеснила на задний план их творческую деятельность, стали снова размышлять о литературном творчестве и творческих исканиях; динамичное развитие процесса исканий и экспериментов совпала именно с этим периодом. Публицистический дух поэзии заменил поэтический, появились такие проблемы как формирование новой системы отношений, влияние политических проблем, трудности в выходе на мировую арену и т.д. При попытке уточнить отличительные особенности произведений, созданных до 1993-го года и в 1993-2005 гг., можно повести такого рода обобщение:

1.                  Как до, так и после 1993-го года темы Смерти, Войны, Потери, Шехидства, Беженцев, Любви к Родине, Тюркизма, Свободы стали приоритетными в отечественной поэзии, однако, уменьшилось выражение призыва, пафоса и гнева (ноты призыва частично сохранились в произведениях Джабира Новруза, Бахтияра Вагабзаде, Залимхана Ягуба, Сабира Рустамханлы, Халила Рзы).

2.                  Выражение протеста против потерь, поражения, равнодушие окружающего мира к несправедливости превратилось в особенную линию в отечественной поэзии, но темп выражения протеста спал. Это в свою очередь привело к замене образа «народа-борца» образом обессиленного, плачущего «униженного и угнетенного» народа.

3.                  Привлекала внимание главная особенность в стихотворениях – критика народа, обвинения в его адрес (примером этому может служить творчество Д.Новруза, Б.Вагабзаде, З.Ягуба, М.Ягуба, В.Азиза и т.д.)

4.                  Примечательна склонность творческой личности к постижению своего внутреннего мира, замкнутость, отдаление от происходящих вокруг событий в этот период (свою роль в этом сыграли общественно-политические события).

5.                  Смерть как факт и философское понятие не потеряло своих позиций, однако, были поэты, посвятившие определенный этап своего творчества систематичному изображению, исследованию и постижению этого факта (Р.Ровшан, В.Б.Овдар, В.Самедоглу, Р.Бехруди, Салам), и они создали произведения, в которых пытались выяснить, является ли данная тематика конечной или заключительной категорией.

6.                  Безвыходное положение перед лицом несправедливости, не нашедший своего решения межнациональный и территориальный конфликт и, самое главное, равнодушие к сложившейся ситуации мировой общественности, международных организаций, имеющих преимущественную силу голоса, создали в поэзии (так же и литературе в целом) благополучные условия для поиска причины, и в особенности, введения в стихотворение образов Бога, Всевышнего, Ангела, к которым и адресовались возникающие вопросы.

7.                  Замкнутость, колебания между духовным миром и любовью к Всевышнему, привели к появлению темы дервишества и суфизма в качестве определенного этапа в творчестве некоторых современных поэтов. Переход с общественных проблем в духовный мир, в мир просвещения, поиск истины и справедливости в дервишестве, склонность к аскетизму и не были основными тенденциями, но, несомненно, являлись немаловажными направлениями в отечественной поэзии (А.Самед, М.Демирчиоглу, Е.Башкечид, М.Кохнегала, М.Асланбейли и т.д.).

8.                  В современном стихотворении появился образ поэта-гражданина, чувствующего вину за захваченные земли, неудачу в достижении победы или задержку данного процесса. Такие выражения как «Прости меня, Родина», ««Не прощай нас, Родина»» (Р.Сабир), «Пусть умрет такое дитя как я, Родина», «Родина, прости меня если сможешь» (В.Азиз), «Родина, любовь к тебе томится внутри меня» (И.Гахраман) стали причиной превращения самоистязания и самобичевания в цели и идеи современного стихотворения. Такие обвинения как «Не сочли своим долгом защиту этой земли, потеряли Родину, не смогли стать настоящими гражданами» (Б.Вагабзаде) были адресованы как самому автору, так и каждому гражданину в целом.

9.                  Начавшийся с конца 80-х процесс на начальном этапе, особенно до 1988-1993 гг. принес отечественной поэзии тематическую новизну, богатство сюжета и изображения, а в период после 1993-го года начался поиск новых форм, творческих методов и стилей. Именно после этого периода усилилось внимание к процессу глобализации культуры и литературы. Процессы, происходившие в мировой культуре и литературе, стали применяться и в азербайджанской литературе, художественном мышлении и речи. Процесс межкультурного обмена повлиял и на литературу.

10.              Свобода в отечественной поэзии привлекала внимание не только тематикой, но и самовыражением, проблемами, новыми средствами изображения, а так же доведением до состояния абсурда. Склонность к свободе мышления, естественно, привело к свободе форм, и, вполне закономерно, что, даже если свободная форма стихосложения и не превзошла классическое, она стала иметь одинаковый успех. Различные философские и художественные направления, тенденции стали объектом внимания не только творческой общественности, но и всего общества в целом.

11.              Довольно сильно ощущалось влияние на азербайджанскую литературу постмодернизма, как художественно-философского факта. Данный процесс все еще продолжается.

12.              Современные поэты наряду с постмодернизмом пытаются возродить эстетические требования различных литературных направлений и применить их азербайджанском стихосложении. Такие попытки настолько участились, что этот период можно назвать «Периодом экспериментов в азербайджанской поэзии».

13.              Ассоциативное стихотворение, стихотворная линия, построенная на противоречиях (только построенная) стали актуальны, выявились эксперименты, проведенные именно в этом направлении, реализовались примеры.

14.              В произведениях такого рода нашли свое отражение социально-экономические проблемы, социальное положение гражданина.

15.              По сравнению с прежними годами, приостановился процесс воспевания природы и обожествления любви. Можно назвать имена всего лишь нескольких поэтов, которые в своих произведениях для выражения и сравнения чувств обращались к картинам природы (например, М.Ягуб, М.Исмаил, М.Араз).

Исследую поэзию данного периода мы сталкиваемся вот с каким фактом: перед поэзией и литературой в целом были поставлены намного более весомые требования: «…согласно социально-культурному прогнозу XXI тысячелетие можно считать веком мудрости и гармонии. Оправдается ли этот тезис в глобальном и локальном масштабе неизвестно, но если говорить конкретно о нас, то работу по возрождению духовной гармонии нельзя считать исчерпывающей. Поэтому наша национальная литература должна быть способна вызывать смех сквозь слезы и наоборот, суметь довести национальную идею и духовную зрелость не только в умы, но и в сердца, в кровь и костный мозг читателей» [1.96]. Особенности, являющиеся результатом творческих исканий, стали средством для более полного отражения картины глобальных событий и процессов, происходящих в мире, поиска новых направлений в отечественной поэзии, разнообразия проблем и тематики, неординарных и специфических форм выражения и воздействия, для внесения в окружающий мир богатство цветов в поэтическом понимании этого слова. Глобальные события и процессы, происходящие в мире, являются главным стимулирующим фактором в творческих исканиях, нового мышления и мироощущения, системы новых отношений в стихах.

 

Литература

 

1.                  Караев Яшар, «Конец тысячелетия. Поэтическая память интеллекта», Баку, Эльм, 2002.

2.                  Кулиев Тофик, «Проблемы реализма и модернизма в литературе», Баку, «Накыл еви», 2006.

3.                  Мамедова Севиндж, «Формирование новых творческих тенденций в Азербайджанской литературе», Диссертация, Баку, 2009.

4.                  Набиев Бекир, «Великая Отечественная Война и Азербайджанская литература», Баку, «Эльм», 1977.

 

Поступила в редакцию 25.06.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.