ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Иные языки

 

Байдак Александр Васильевич,

аспирант Русской христианской гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург.

 

Перед Церковью XX столетия поставлена задача – проповедовать Евангелие. Бог продолжает говорить и действовать сегодня точно так же, как Он это делал во времена Ветхого и Нового Завета. Послание полного Евангелия – нечто большее, чем простое заявление о том, что крещение Духом Святым, говорение на иных языках и другие духовные дары, о которых говорится в Библии, доступны верующим сегодня. Вспышки пятидесятнических пробуждений происходили на протяжении всей истории Церкви, но они быстро затихали, поскольку их члены не имели никакого доступа к Писанию, только духовенство имело право к духовной истине. Без доступа к Библии люди очень часто начинали путать свои эмоции со Святым Духом и поэтому быстро оступались и шли в неверном направлении. Одной из причин долговечности и успеха пятидесятнического движения XX столетия стал открытый доступ к Библии, в которой находится наше безошибочное правило веры и поведения. Правильное понимание роли Святого Духа, как активного посланника от Бога Отца в Его отношениях с творением и продолжающаяся работа Святого Духа открывает нам то, что Он продолжает говорить и творить сегодня. Служение Святого Духа в жизни верующего богато и разнообразно. Хотя оно по сути своей, происходит глубоко лично и внутренне, тем не менее, проявляется и внешне. Крещение Святым Духом происходит, главным образом, не для развития святости в отдельно взятом человеке (хотя это возможно и должно быть), но оно дает силу для служения. Иисус сказал Своим ученикам, собравшимся в горнице: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» [Лк.24:49].

Крещение Духом Святым присутствуют во многих христианских традициях, богословских школах, но часто в искаженном понимании, а потому и не в полной мере эффективном. Крещение Духом Святым это одномоментное переживание, которое открывает доступ в невидимый мир Царства Небесного, с его силой, обетованиями, активацией даров Духа Святого, обретение способностями быть свидетелем и служителем Нового Завета. В новозаветные времена очень много идет дискуссий о феномене «говорения на иных языках». Мы рассматриваем этот вопрос, как неотъемлемую часть крещения Духом Святым.

Феномен говорения на иных языках (глоссолалии) являются для многих камнем преткновения, даже для тех, кто их имеют, не совсем понимают их значение и назначение. Даже спустя 20-25 лет после Дня Пятидесятницы в Коринфской общине было неправильное понимание и использование дара иных языков, поэтому Ап. Павлу пришлось подробно объяснять значение и назначение этого дара. В эллинистической культуре считалось, что если то, чего ты не можешь выразить словом, или ты не понимаешь, его вовсе нет. Если перед тобой находится некий предмет, но ты не можешь его назвать, то его не существует. Существует то, что может быть названо словом. Иные языки или глоссолалии, являются даром небес, которые также были обещаны вместе с обетованием Царства. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Они являются неотъемлемой частью крещения Духом Святым, а в последствие неотъемлемой частью исполнения Духом Святым. Так как мы признаем историческое описание событий в Деяниях как имеющее теологическое значение и содержащее образец для Церкви сегодня, существует твердое основание для нашего убеждения, что те, кто исполнился Духом, должны ожидать свидетельство говорения иными языками.

Почти все библейские идеи находят свое существование в философских и религиозных традициях мира. Феномен «иных языков», является ли он новшеством или открытием, или он присутствует в других религиях? Например: когда Моисей явился к фараону, он проявил чудеса с проказой на руке и жезлом, превращающимся в змея, то чародеи фараона без труда совершили то же самое, и воду превратили в кровь, и многое другое было сделано. Среди них были чудотворцы, прорицатели, вызыватели мертвых и гадатели. Вполне естественно, что и дар иных языков, как явление по существу родственное эллинистическому экстазу, от него и получил свое название – глосса. Это экстатическое говорение глоссами стало теперь в христианстве особым даром... Но, однако, против такого представления дара языков выступила христианская Церковь, и это объяснимо, потому что в первое время своего существования, когда она наиболее резко отграничивала себя от иудейства и от язычества, она «вместе с водой выплеснула ребенка». Уже во втором веке, движение монтанистов не было принято именно из-за активности иных языков и пророческого служения. А к четвертому веку Августин, Иоанн Златоуст говорят о нем как уже о чем-то далеко забытом, и вообще было ли оно? Но все же явление глоссолалии, аналогичное древним оракулам, или, по крайней мере, авторы Нового Завета назвали его термином, заимствованным из практики оракулов. Дар языков и древние оракулы с их экстазом — явления аналогичные по существу. В античных культах были широко распространены всевозможные экстатические феномены. Самый известный пример – Пифия в Дельфах, о которой известно, что в состоянии экстатического вдохновения она произносила пророчества. Выстраивая параллель между глоссолалией пятидесятницы и пророчествами Дельфийских оракулов, исследователи часто обращаются к первым стихам 12 главы: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным «идолам» [1Кор.12:2]. По их мнению, напоминание Апостола о прежней языческой практике коринфских христиан, в начале повествования о духовных дарованиях, не случайно. Павел ссылается на демонические силы, которые правили жизнями Коринфян до их обращения в христианство. Неоспоримо, что и сам Павел и Коринфяне знали о Фракийском оргиастическом культе Диониса и Дельфийской Пифии, которая часто давала ответы вопрошавшим, глоссами. Но глоссы оракулов – всегда только отдельные слова и выражения, причем одни из них, действительно отличались от земного языка, другие были самими обыкновенными. Поэтому это была речь, преимущественно, на обычном языке, но таинственная, темная и непонятная, поскольку испещрена глоссами.

Итак, Лука описывает события Дня Пятидесятницы, акцентируя в речи Петра на предсказанный феномен говорения на иных языках пророком Иоилем. Для того времени это было важным замечанием, т.к. иудеи, священники и фарисеи могли их обвинить в языческой практике. Поэтому Петр выступал в защиту перед собравшимися паломниками-евреями, а потом и перед первым Иерусалимским собором, о том, что Дух Святой сошел на дом Корнилия (римского сотника) «как и на нас вначале». Что удивительно, на протяжении всей истории Церкви, начиная с апостольских времен, этот дар неправильно использовался или вообще отвергался, как ненужный для христианина. И так происходит во многих церквях и доныне.

Мы не будем доказывать историчность этого явления, достаточно того, что о нем описано в Деяниях и подробно в послание к Коринфянам – это «классическое место» о глоссолалии. Принимаем, что оно - первая и верная редакция свидетельства о даре языков и верно также и то, что и Ап. Павел и Лука говорят об одном и том же по существу явлении в древней Церкви. То явление, которым сопровождалось восприятие Святого Духа учениками Иоанновыми, крещенными в Ефесе Ап. Павлом [Деян.19:1—6], Лука обозначил выражением «стали говорить иными языками» и Корнилий со «многими собравшимися» в доме его, т. е. с ними было то же, что и с учениками Иоанновыми в Ефесе. «Верующие из обрезанных» увидели в этом глаголании дар Св. Духа, а Ап. Петр заметил, что эти говорящие языками, «как и мы, получили Св. Духа» [10:45—47], несомненно подразумевая бывшее в Пятидесятницу [гл. 2]. Таким образом, Лука отождествляет, «говорить на иных языках» [2:4] и «говорящих языками» [10:46, 19:6]. Последним выражением часто называет дар языков и Ап. Павел. Из сопоставления названий дара языков у Павла и Луки ясно, что и Деяния и 1-е послание к Коринфянам описывают одно и то же по существу явление, причем некоторая разница в выражениях Павла и Луки очень просто объясняется тем, что они писали не в одно время и с разною целью. Ап. Павел писал Коринфянам о хорошо известном им явлении с целью назидания, и ему не нужно было заботиться об особенной точности выражений. Историк Лука, когда он в первый раз говорил в своей книге о необыкновенном явлении, должен был быть по возможности точен и он безукоризненно точен, т.к. он описывал как историк, что произошло во внешнем восприятии, а Павел описывает этот дар, как процесс назидания.

Уже название показывает, что дар языков – явление не естественного происхождения, не вытекает из естественных сил и способностей человека, а есть нечто высшее, необычайное, чудесное. Действительно, и у Павла и у Луки этот дар - следствие прямого воздействия Святого Духа на человеческую душу: Дух «действует», все дарования «разделяя каждому особо, как Ему угодно» [1Кор.12:11], и галилеяне в день Пятидесятницы «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» [2: 4].

Фитнес клуб сочи

фитнес клуб сочи

lavida-sochi.ru

Апостол подчеркивает бесполезность дара языков для назидания Церкви, аргументируя это тем, что говорящего в церковном собрании иным языком никто не слышит. [1Кор.14:2]. Именно, как непонятную речь говорящего глоссами вне связи его с даром истолкования. Игра на свирели или гуслях, пишет Апостол, только тогда может захватить человека, вызвать в нем настроение радости или грусти, когда в ней есть «разделение звуков». Когда каждый звук имеет свою высоту и силу, когда между отдельными звуками есть определенные интервалы, т. е. только тогда эта игра бывает определенной мелодией радости или печали. Если же этого не будет, то, как узнает слушатель, что он слышит. Игра будет для него ничего не выражающим звуком. И воин не станет готовиться к битве, если он услышит какой-то неопределенный звук трубы, а не сигнал, зовущий на брань. «Незнающий или неверующий», войдя в церковное собрание, легко мог принять глоссолалов за сумасшедших, настолько их речь казалась слушателям непонятной и бессмысленной. Поэтому Апостол и пишет, что, «говорящий языком» назидает только себя [14:4] и, следовательно, не приносит пользы Церкви [14:6, 14:17,19]; поэтому он утверждает, что пророчествующий «более». Вывод Апостола: так как вы, ищете духовных дарований, стараетесь получить их, то стремитесь обогатиться ими, но к назиданию Церкви [14:12]. Поэтому говорящий языком пусть молится о даре истолкования [14:13]. Смысл аналогии показывает, что Апостол воспользовался ею как ярким доказательством бесполезности дара языков для назидания верующих, когда последние не понимают смыслового значения языков.

Отцы Церкви (Златоуст, Феодорит, блаж. Феофилакт и мн. др.) утверждают, что дар языков был ниспослан Церкви, как орудие проповеди о Христе и таким образом был постоянным умением говорить на иностранных языках, умением, приобретенным чудесным образом. Однако, эта мысль, и теперь еще широко распространенная, глубоко ошибочна: ни в Деяниях, ни в послании к Коринфянам, ни в последней главе евангелия от Марка, нигде не говорится о глоссолалии, как даре для христианской проповеди. Между тем эта мысль, утвержденная Отцами Церкви, мешает правильному решению вопроса о том, что это такое за дар иных языков для Церкви.

Как объяснить тот феномен говорения на иных языках, которые были понятны слушателям? В День Пятидесятницы 120 человек, на которых сошли огненные языки, они говорили на 15 наречиях, которые перечислены Лукой. Сами глаголющие, находясь в экстатическом состоянии, не знали к кому была обращена речь, и тем более они не знали о чем говорили. Слушающие же понимали, т.к. слышали на своем родном наречии, «говорящих о великих делах Божиих». Рассматривать дар иных языков отдельно от переживания Крещения Духом Святым, от исполнения Духом Святым, от истолкования, от пророчества, от слова знания невозможно, т.к. они имеют одну природу. Когда на человека сходит некий восторг, возмущение духом, то внутри рождается сверхъестественное выражение, и в зависимости от суверенной воли «Возмутителя», «как Дух давал им провещевать», приходит то ли иные языки, то ли пророчество, то ли видение, то ли слово знания, и человек выражает это своим голосом, и своим представлением. История Церкви знает великое множество свидетельств, когда на людей вдруг, внезапно, сходило возмущение духа и они громко проговаривали речь на иных языках, непонятную для говорящего, но обращенную к конкретному человеку на понятном для него языке. И это всегда бывает знамением, т.к. говоривший не знает о чем идет речь. Это и есть дивно. Точно таким же образом действует дар слова знания, слово мудрости, пророк проговаривает информацию, до возмущения раньше неизвестную. Это всегда происходит спонтанно, и не от желания подвизающегося, «Дух дышит где хочет, и ты не знаешь откуда приходит и куда уходит!....»

Для чего нужны иные языки, если Церковь они не назидают, ждать спонтанного проявления, чтобы сказать какую-нибудь тайну иностранцу? Павел объясняет, что иные языки необходимы для назидания самого себя. Что происходит с человеком, когда он молится на иных языках? Павел говорит, что «он тайны говорит духом», «сам дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Что происходит внутри человека, в его духе, где «бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих»? Молитва – это общение человека с Богом, сознательное обращение его к Богу. Если нет сознания, то нет и молитвы. Это была бы молитва Св. Духа, но не человека, а между тем под духом Апостол несомненно разумеет дух человеческий и противопоставляет ему именно ум. И верующий в состоянии глоссолалии действительно не был только простым орудием речей Св. Духа. Если бы было не так, то глоссолал должен был бы говорить, когда изливался на него дар языков. Однако, он мог говорить и не говорить, мог управлять своей вдохновенной речью, иначе Апостол не дал бы глоссолалам наставления говорить в церкви только «двое, или много трое», и то порознь, a когда не будет истолкователя, так и совсем молчать, а говорить только себе и Богу [14:28]. Из этого последнего замечания ясно, что «себе и Богу» глоссолал говорил всегда с пользой, получая назидание. Самое содержание глоссолалических речей подтверждает это положение. Они были молитвой [14:14-15], псалмом [14:15], благословением—благодарением [14:16-17] или глаголанием «величий Божиих» [Деян.2:11]. Вот почему христиане, слишком высоко ценя это яркое доказательство присутствия Св. Духа в верующем, стремились получить его. Вот почему и Ап. Павел, настаивая на том, что пророчествующий более ценен для церкви, чем говорящий языками, однако, всячески старается подчеркнуть то, что дар языков сам по себе не «ниже» пророчества. Как дар Св. Духа, он не менее ценен, чем всякий другой дар того же Св. Духа, и Апостол желает, «чтобы все говорили языками», благодарит Бога за то, что сам он «более всех» Коринфян говорит языками; глоссолалам заповедует в церкви молчать, но «себе и Богу» все-таки говорить, а верующим пишет: «не запрещайте говорить и языками» [14:39]. Вот почему и сам Христос назвал дар языков «знамением для верующих». [Мр.16:17]

В чем заключается знамение языков? Цель, сила и смысл иных языков для верующего человека заключена в том, что он может одновременно пребывать в состоянии иерофании и в естественном сознательном пребывании на земле. Неверующему человеку быть в экстатическом состоянии, значит отсутствовать на земле, находясь в безсознательном состоянии, выходя из экстаза, он становится нормальным, естественным человеком. Так как христианин является гражданином двух миров, то он, благодаря молитве на иных языках может одновременно пребывать в духе, исполняться духом, быть водимым духом и жить полноценной земной жизнью, осуществляя свое призвание на земле. Иные языки – это средство достижения состояния, в Новом Завете это выражено – пребыванием в духе. В Откровении описано, как Иоанн был «в духе в день воскресный» и слышал голос. Есть еще один замечательный момент в говорении на языках, и не важно, молишься ли ты вслух или про себя, эффект неизменен – из глубины твоей бездны, где Дух Святой соединился с твоим духом и стал одно, «соединяющийся с Господом есть один Дух с Господом», актом говорения вызволяется откровение. В твоем духе находится вся полнота и величие Бога, вместе с полнотой всех даров и обетований. При назидании себя, через иные языки в твое сознание приходит откровение. Оно бывает ярким, а бывает естественной мыслью, и человек не всегда понимает и различает это действие, но причина в том, что человек мало общается с Богом и мало говорит на иных языках. Но если упражняться в этом, как Павел говорил, что «я более вас говорю языками» (а одновременно делал палатки) то, как следствие, будет «чрезвычайность откровений». Таким же образом активируются духовные дары, которые находятся в тебе, но активируются лишь те, которые предназначены тебе для твоего призвания. Рекомендация Павла «ревнуйте о дарах духовных», это как раз об этом, что активизируется лишь то, что имеет образ себе подобного. Как Крещение Духом Святым не может сойти на того в ком Его нет, так и дары не проявятся в том, если в ком нет образа этого дара. Высвобожденное «Рема[1]» из твоего духа, не имеет образа и формы, оно «праздное[2]». Но если в твоем сердце есть посеянный образ, может быть через пророка произнесенное слово, полученное через проповедника из Писания, или через сон, видение, то это слово в твоем сердце превращается в «Логос[3]». Ты получил, то чего желал, о чем просил, чего ревновал. Вот почему необходимо просить, желать, узнавать о дарах больше и больше, чтобы в разуме и сознании, были правильные образы и представления, «возгревать дар Божий, который в тебе, через мое рукоположение».

Бывает ли Крещение Духом Святым без феномена говорения на иных языках? Наверное, бывает, как бывает исключение из правил. Потому что в истории Церкви, у великих сподвижников мы видим все признаки крещения и исполнения Духом, видим пророческие дары и чудеса, но они не говорили на иных языках. Видим, что они были гражданами неба, и Царство Божие распространяли на земле. Причин этому мы видим две: не было наставление в вере и акцента на значимости глоссолалий, и вторая – у Бога на все есть Свои времена и сроки. Но те, кто знает для чего они нужны, кто пережил радость и практику получения откровений, тот наверняка знает как они необходимы для духовной жизни христианина. Поэтому крещение Духом Святым, с иными языками нам необходимо иметь для того чтобы иметь постоянную связь с Царством Божиим, чтобы быть плодоносным здесь на земле и приносить плод Духа Святого.

Подводя итоги, хочется сделать акценты на все выше сказанное: Нам дана великая привилегия знать Бога, и быть Его сыновьями. Для этого Бог оставил Свое написанное Слово, которое умудряет нас, научает, раскрывает смысл Бытия и Божественный замысел. Великий ученый М. В. Ломоносов сказал: «я читаю две Божественные книги, написанные рукой Бога, это Библия и Природа». Не нужно подвергать Библию критике, оно богодухновенное Слово, необходимо подвергать критике свое понимание и разумение Слова Божьего. Иные языки (глоссолалии) являются свидетельством крещения Духом Святым и даны как средство, возможность постоянной готовности быть свидетелем Иисуса Христа, исполняя Его волю. Языки дают возможность, исполняя житейские дела быть всегда в «духе», чтобы слышать голос Божий говорящий: «кого Нам послать и кто пойдет для Нас». Они являются языком внутренней молитвы и назидания самого себя, также молитвой благодарения, поклонения, славословия. Они служат каналом, по которому в наше сердце приходит откровение.

Как получить крещение Духом Святым? Написано, «Бог дает Духа, просящим у Него». Ревновать о духовном крещении необходимо только рожденному свыше, крещение Духом Святым не рожденному от Духа Святого не бывает. Христианину необходимо, во-первых – сильное желание и жажда в этом даре, во-вторых - осознанная потребность, библейски обоснованная, знание того, для чего оно необходимо. Третье – это подготовленность, выраженная в чистоте сердца через покаяние, освобождение от нечистых желаний и правильные мотивы, четвертое – это концентрация на желаемом предмете, веруя, что Бог подаст просимое. Это происходит подобно тому, как ты пришел в теплую погоду к морю, желая искупаться, но само вхождение в воду, для некоторых является некоторым страхом, трудностью, но стоит перешагнуть этот барьер, то из воды уже не хочется выходить, так и с крещением Духом Святым. Однажды пережив этот опыт, пережив этот восторг, вхождение в экстаз, отворив внутреннее ухо, чтобы слышать, пережив внутри радость в духе, которая огнем разливается от низа грудной клетки по всему телу, открыв свои уста для высвобождения слов, «как дух давал им провещевать», ты начнешь говорить на иных языках. И эту радость, которую человек ощутил, он будет переживать ее вновь и вновь, если он будет к этому прилагать старание. И это старание в Новом Завете называется: «не упивайтесь вином,…. но исполняйтесь Духом Святым». Исполнение Духом Святым, это теперь наше усилие, вход в «Царство Божие усилием берется, и прилагающий усилие восхищает его». «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». В Новом Завете много написано как, и какими методами мы можем пользоваться для того, чтобы исполняться Духом. В основном это – пение гимнов, псалмов, игра на музыкальных инструментах, духовные псалмы, молитва, чтение Писания, находясь в духе[4].

Современная Церковь по-новому смотрит на учение крещения Святым Духом. Этому обязано упорство и рост пятидесятнического движения. И независимо от того, как могут люди относиться к этому движению, все соглашаются с тем, что наше внимание, обращенное на личность и действие Святого Духа, первостепенно. Они свидетельствуют, что сами переживают такое же яркое и реальное событие в своей жизни, принимая крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках. Это отличительное переживание придает современной Церкви активность, качественный опыт духовной жизни, которые считались нормой новозаветной Церкви.

 

Литература

 

1.                  Библия. - М.: РБО, 1995. – 340 с.

2.                  Фивейский М. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви. – М.: Товарищество типографии им. А.И. Мамонтова, 1907. – 170 с.

3.                  Суханов В. О Даре языков в древней церкви. – Чернигов: Епархиальная типография, 1914. – 48 с.

4.                  Муретов М. Пророчество и языкоговорение, как знамение для верующих и неверующих. – Богословский Вестник: Московская Духовная Академия. – 1904. – с. 496 – 518.

5.                  Скаллабанович М. Дар языков в день Пятидесятницы и в последующей жизни древней Церкви. – Православная жизнь, 1951. -№4.

 

Поступила в редакцию 28.03.2013 г.



[1] Рема – греч. Изречение, речь.

[2] Праздное – слав. Незасеянное, отдыхающее, свободное.

[3] Логос – греч. Смысл, разум, слово.

[4] Еф.5:18

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.