ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Воинствующий гедонизм потребления в российском здравоохранении как негативное явление формирующейся культурной парадигмы

 

Шарауров Игорь Васильевич,

соискатель кафедры социологии, политологии и обществоведческого образования Ростовского государственного педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель – профессор

Радовель Михаил Рувинович.

 

«Кризис человека ...коренится не в самой человеческой природе; он не является каким-то неотъемлемым его свойством...; нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром — с другой. И кризис этот — при всей его глубине и опасности — все-таки можно преодолеть». Аурелио Печчеи [1].

 

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса, изменяющего взгляды на традиционную культуру, на нормы морали и нравственности. Каждый этап исторического развития создаёт систему эстетических и этических норм, общечеловеческих ценностей, объединяющих людей в рамках существующих социумов. Подобная система представлена в научных знаниях как культурная парадигма. Наукоёмким определением является вывод российских учёных о том, что «парадигма – это модель определенной социокультурной системы, форм, целей, ценностей и средств ее существования» [2]. Культурная парадигма оказывает детерминирующее воздействие на процесс образования, развития и смены общественно-экономических систем жизнедеятельности людей. Это происходит в рамках переоценки ценностей, создания новых подходов и принципов в формировании культурной парадигмы будущего. Процесс, как правило, имеет признаки разрушения, забвения старых ценностных установок. Но, поскольку, в мировой цивилизации на протяжении всей её истории вырабатывались и возводились в ранг идеологии общечеловеческие ценности, то базовая основа культурной парадигмы мирового социума переходила в новый этап исторического развития с минимальными изменениями.

Культурная парадигма современного российского общества находится в стадии глубокой трансформации и имеет ряд особенностей: «…в духовной сфере - это отсутствие государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей как следствие утраты критериев адекватной оценки социокультурной действительности; отказ от национальных и культурно-исторических традиций на фоне массированного проникновения в общественное сознание шаблонов западной «массовой культуры»; бурный рост стереотипов и новых форм мифологического сознания, деструктивных элементов религиозных верований и культовых организаций; неадекватное отношение общества и государства к месту и роли таких социокультурных институтов, как наука, образование, воспитание, и т.д.» [2]. Более того, российская культурная парадигма имеет глубокие противоречия между жизнеутверждающими, традиционными, общечеловеческими ценностями, положительно воспринимаемыми на уровне сознания и – ценностями материального и прагматического характера. К последним ориентирам можно с уверенностью отнести феномен гедонизма потребления. Личное обогащение становится главенствующим приоритетом в жизненных целевых установках россиян.

Смысл теории гедонизма кратко можно свести к удовлетворению потребностей, связанных с чувствами наслаждений, стремлением избежать страдания. Но на современном этапе развития социума это понятие всё более связывают с процессом потребления и обогащения, становящегося своеобразной формой удовольствия. Применительно к российским условиям, разумно будет говорить о воинствующем потребительском гедонизме.

Улучшение качества жизни, благосостояния каждого человека является важной целью личности, даёт членам общества понимание духовного и материального удовлетворения уровнем достигнутых целей. Государство, с подобным уровнем развития социума, приобретает на международном и внутригосударственном уровне авторитет уважения и признательности как структурной единицы глобальной системы гармоничной жизнедеятельности на Планете. Данный процесс подразумевает не только постоянное улучшение материальной составляющей жизни, но достижение и развитие, в первую очередь, высокого уровня духовности, образования и воспитания. К сожалению, в современной России, в силу объективных и субъективных причин, воинствующий гедонизм приобретает массовую форму жизнедеятельности, и российское здравоохранение не является исключением.

Отечественное здравоохранение на современном этапе развития общества является «лакмусовой» бумагой экономических и социально-политических процессов, происходящих в российском социуме. Процессы трансформации культурной парадигмы, формирование новых жизненных ориентиров и пересмотр отношения к старым общечеловеческим и культурным ценностям – всё это непосредственно влияет на жизнедеятельность российской медицины. Медицина России имеет богатое культурное наследие в виде духовно-нравственного и профессионального опыта и знаний. Именно духовные основы российской культуры были положены в основу специальных дисциплин – медицинской этики и деонтологии. Большая медицинская энциклопедия определяет деонтологиию как «совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей» [3]. Моральные принципы и нормы данных научных направлений, призванные способствовать оптимальным нравственным и психологическим отношениям между врачом и больным человеком, являются положительной противоположностью такого отрицательного, нравственно-разрушительного явления как воинствующий гедонизм потребления и обогащения. Этика и деонтология привносят в лечебный процесс милосердие и сострадание, заботу о человеке и о его выздоровлении, формируют убеждение о человеке, как о наивысшей ценности, помогают с научной точки зрения правильно организовать духовно-нравственную сторону лечения больного. Важным результатом применения научных методов медицинской этики и деонтологии является формирование личности врача с развитой духовностью и способностью к самопожертвованию.

 Смещение приоритета ценностей в область гедонизма потребления, принимающего характер массовой идеологии в медицинской среде, изменяет сознание врача, формирует лояльность к таким аномальным состояниям сознания как сомнения в необходимости и отрицание существующих в социуме общечеловеческих ценностей, двойственную оценку культурных явлений. Казалось бы, принятие старых норм морали осознаётся как необходимость, но, практически, совершаются девиантные поступки в соответствии с новыми ценностями и т.д. Подобные процессы являются результатом трансформирующейся культурной парадигмы, демонстрирующей как мелиоративные, так и пейоративные стороны развития.

Лечение людей – процесс, подразумевающий первичность у врача призвания, как способности к этой деятельности с точки зрения наличия высокой природной, а также приобретенной в результате воспитания духовности, исключающей корысть и жажду обогащения. Философия медицины как духовно-нравственного вида деятельности проявляет себя в примере молитвы врача 12 века: «Даруй мне любовь к людям, избавь меня от корыстолюбия, тщеславия, чтобы они не ввели меня в заблуждение и не мешали приносить пользу людям, сохрани мне силы моего тела и моей души, чтобы я мог помогать бедному и богатому, доброму и злому, врагу и другу, пусть в каждом страждущем я всегда буду видеть только человека» [4]. Только в подобном состоянии сознания и мышления возможно формирование и развитие профессиональных качеств медицинского работника любого уровня. В современном российском здравоохранении наблюдаются анти духовные, нравственно-разрушительные признаки распространяющегося гедонизма обогащения среди медперсонала: происходит утрата духовности, нарушение норм медицинской этики и деонтологии, деформация сознания медицинского работника, отдающего предпочтение не моральным общечеловеческим ценностям, а приоритету жажды наживы. Сайты Интернета, средства массовой информации переполнены обсуждениями по тематике незаконной оплаты за лечение, сообщениями о коррупции всех уровней в здравоохранении, фактами смерти пациентов из-за халатности медперсонала.

Одним из примеров негативных последствий деформации врачебного сознания является «иезуитский» способ получения представителями новой медицинской гедонической субкультуры незаконных вознаграждений за свой труд с использованием лжи и мошенничества. Нормы медицинской этики и деонтологии предполагают наличие и развитие у медицинского работника психологических знаний, умений и навыков для общения с больными в целях достижения максимального положительного лечебного результата. Изменение отношения к культурным ценностям, деформация сознания позволяет медперсоналу применять этот механизм в повседневной практике как приоритетный метод обмана. Используя степень тяжести заболевания пациента, врач-гедоник создаёт психологическую ситуацию волнения, страха у больного и его родственников за исход болезни, преувеличивая, зачастую, степень угрозы для здоровья пациента. В подавляющем большинстве случаев сложность ситуации искусственно преувеличивается, усиливается психологическое воздействие. Далее, основываясь на приобретённом опыте мошенничества, определяется состояние проведённого внушения: «клиент созрел, родственники готовы». Внешний образ врача-мытаря постоянно меняется в процессе «обработки» больного. Наступает этап демонстрации мнимого милосердия, лжесострадания. Больному внушается, что не всё потеряно, что только от этого врача-переговорщика зависит: жить или умереть больному. Но всё это, разумеется, не бесплатно. Врач убеждает, что в оплату лечения входит не только его «труд»: часть денег он должен отдать руководителю учреждения, в котором находится пациент и иному многочисленному персоналу. Упоминаемый медперсонал даже не подозревает о том, что врач-мошенник упоминает их в мошеннических схемах. В целях увеличения суммы незаконного вознаграждения за труд непрерывен процесс лжи: больному сообщается, что, якобы, в расходы на его лечение входит осмотр больного другими врачами-специалистами (гинеколог, уролог, кардиолог и т.д.). Им тоже, якобы, надо платить. В действительности, указанные специалисты не имеют к схеме врача-мошенника никакого отношения, проводят консультации больных в силу ежедневных функциональных обязанностей и никаких денег от коллеги-мошенника не получают. Врач-гедоник, кроме формирования имиджа мздоимной медицины в целом, наносит непоправимый ущерб нравственному, положительному авторитету медперсонала, который не разделяет взгляды представителей гедонической субкультуры в отечественной медицине. Кроме разрушения моральных общечеловеческих ценностей, нарушения принципов медицинской этики и деонтологии, данное явление способствует дальнейшему социальному расслоению в медицинской среде на медработников, стремительно богатеющих за счёт мошеннического незаконного накопления, и на тех, кто не приемлет подобное мировоззрение и единственным (и естественным!) видом дохода которых является заработная плата. По результатам анонимных опросов, проведённых в ходе данного исследования в группе медиков-гедоников, смена старого автомобиля на новый (более дорогой по стоимости) осуществляется, в среднем, один раз в год, а посещение ими и членами их семей стран дальнего зарубежья в туристических целях и в целях отдыха происходит с регулярной периодичностью 2 раза в год. Более того, в исследуемой группе дети респондентов обучаются в престижных ВУЗах страны на коммерческой основе, а сами опрошенные лица не имеют проблем с жильём, постоянно улучшают его качество за счёт продажи-покупки квартир и домовладений и проведения дорогостоящих ремонтов в них. Подобная статистика выглядит аморальным демонстрационным вызовом на фоне скромного финансирования отечественного здравоохранения.

Отдельной темой психологического и психиатрического исследования должна стать проблема медиков-гедоников, которые используют в целях личного обогащения боль от страданий, испытываемую пациентами. За возможность избавления от боли человек готов на многое, включая денежную плату. В силу своей некомпетентности, больные не знают (а обязаны знать!), что при наличии боли главная обязанность врача – устранить, купировать её во избежание более тяжёлого развития болезни. Они также не знают, что все медицинские мероприятия, связанные с устранением боли в бюджетных медицинских учреждениях бесплатны. Этим и пользуются медики-мытари, продлевая боль пациента до тех пор, пока он не заплатит называемую денежную сумму незаконного вознаграждения.

Создание криминальных схем извлечения доходов в российском здравоохранении приобретает форму предпринимательства. Вот некоторые примеры переоценки ценностей и принятие новых, базирующиеся на меркантильной основе, а также их результаты в медицинской среде:

-           факт направления пациентов для приобретения лекарств в аптеку, при покупке препарата в которой врач получает денежный «откат» с каждого проданного им лекарственного препарата;

-           создание системы деятельности, заключающейся в настойчивой «рекомендации» по приобретению материалов и инструмента в травматологии (металлические спицы, пластины, аппараты Елизарова и многое другое), в офтальмологии (покупка пациентом искусственного хрусталика для проведения операции по удалению катаракты), в кардиологии (установка кардиостимуляторов), и многое другое. Смысл схемы в том, что пациенты направляются в организацию, торгующую медицинскими препаратами, материалами, инструментами, находящуюся в собственности либо самого врача, либо его родственников, либо он получает традиционный «откат» от торгующей организации. Важно то, что многое из списка, рекомендуемого больным к покупке, является бесплатным, положено к выдаче больному и закуплено медицинским учреждением.

Массовая коммерциализация современной российской медицины, искусственно привнесённая либеральными реформами, вступила в противоречие с духовно богатым культурным наследием России. Тревожным результатом воинствующего гедонизма в отечественном здравоохранении является изменение внутреннего, духовного образа медицинского работника, характерными чертами которого являются равнодушие, безразличие, нарушение принципа «не навреди больному». В медицинских коллективах происходит изменение в оценке таких ценностей как «наличие-отсутствие» медицинских знаний, умений и навыков, необходимость их постоянного получения и развития. Убедительным примером, подтверждающим разрушительный процесс получения научных знаний, является материальный «конвейер» сдачи экзаменов за плату на всех уровнях – от студенческих сессий до сертификационных и аттестационных циклов в процессе подготовки и переподготовки медперсонала. Форумы в Интернете переполнены подобными фактами. Также, по данным социологических исследований «профессиональное выгорание» («больные надоели до смерти») наступает в настоящее время значительно раньше с момента вступления в профессиональную деятельность, чем несколько лет назад.

Негативные последствия воинствующего гедонизма обогащения в современной отечественной медицине проявляются в следующих разрушительных процессах:

- лень и нежелание работать в принципе (ярко выражено в бюджетных организациях) – один из тревожных сигналов в медицинских коллективах (принцип профессионального выгорания, приведённый выше, а также отсутствие правильного отношения к труду, как к основной форме жизнедеятельности человека). По данным социологических опросов ответы респондентов о причине нежелания работать с полной отдачей на 96% состояли из убеждения, что они «не хотят работать за копейки». В ходе интервьюирования были получены ответы следующего содержания: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!», «Нам нечего ждать милости от природы: взять их у неё – наша задача!». Смысл ответов можно трактовать как приветствие взглядов на личное обогащение за счёт «благодарных больных»;

- больной человек по гедонически-потребительским убеждениям медиков является таким же материалом, как и другой материал для работников других профессий. Это служит им оправданием для отсутствия милосердия и сострадания к пациентам;

- снижение уровня личной ответственности и вины за состояние здоровья больного в лечебном процессе, за его жизнь. Это является результатом утраты духовности, нравственной деградации, а также возможности круговой поруки в целях сокрытия врачебных ошибок, не желанием больных бороться за свои права, безнаказанности, и не наступивших правовых санкций за совершённые поступки;

- принципы построения отношений с коллегами носят форму неприкрытого обмана, желания немедленно, всегда и во всём делегировать личные обязанности, объёмы работы своим коллегам; желание «спрятаться» за принятыми решениями и поступками коллег в целях снятия с себя вины в случае наступления нежелательных последствий лечения больного;

- снижение уровня профессионализма, как результат коррупционного решения задач получения специального образования, подготовки и переподготовки, коммерциализации аттестационной и сертификационной работы;

- прямое, либо косвенное отрицательное влияние на здоровье населения.

Последнему пункту перечисленных последствий необходимо уделить особое внимание, поскольку в результате проникновения идеологии воинствующего гедонизма обогащения и потребления в сознание российских медиков, у них формируется стойкое убеждение в правильности произошедшей в их сознании переоценки общечеловеческих ценностей и сделанного выбора в пользу новых направлений культурной парадигмы. Последствиями негативного, субкультурного мировоззрения становятся врачебные ошибки и халатность, приводящие к инвалидности, либо смерти пациентов. Средства массовой информации отмечают, что «официальной статистики, которая позволила бы определить действительные масштабы «врачебных ошибок», сегодня в России нет. В Следственном комитете проанализировали уголовные дела против медиков и выяснили, что смертельные ошибки происходят все чаще» [5]. Цена врачебной ошибки – жизнь больного человека. Никакие материальные блага, либо их отсутствие, не могут быть оправданием бессердечности, равнодушия, бездуховного отношения к больным людям. Подобные действия – результат меняющегося мировоззрения современного человека, переосмысление им базовых общечеловеческих ценностей.

Исследуемые в данной статье негативные процессы являются не массовыми, но достаточно тревожными исключениями в жизнедеятельности отечественного здравоохранения, способными при отсутствии корректирующего внимания со стороны государства нанести непоправимый урон нравственным общечеловеческим ценностям России.

Проведённый анализ явления воинствующего гедонизма в российском здравоохранении как одной из негативных сторон трансформационной парадигмы общества, позволяет делать выводы о его отрицательном влиянии на процесс функционирования и модернизации отечественной медицины, на конечный результат лечебного процесса и здоровья населения. Гедонизм как культурная ценность не является характеризующей составляющей традиционной парадигмы России. В основу культурного российского наследия заложены знания и опыт сакральной и светской духовности, которые структурообразующим стержнем присутствуют во всех направлениях жизнедеятельности социума. Российская медицина, основанная на принципах гуманности, демонстрировала на протяжении веков истинное милосердие, сострадание и любовь к людям, страдающим от болезней. Современное развитие здравоохранения предполагает соответствие новым открытиям в области науки, внедрением нанотехнологий в процесс лечения больных. Научные открытия способствовали появлению таких новых направлений медицинских знаний и врачебной практики как клонирование, трансплантация, пластическая хирургия, эвтаназия. Подобная медицинская деятельность стала поводом к возникновению и развитию новой науки – биоэтики, призванной обеспечить реализацию «нравственной стороны деятельности человека в медицине и биологии» [6]. Готово ли отечественное здравоохранение с подобным уровнем нездоровых ценностей трансформирующейся культурной парадигмы – к более высоким моральным требованиям открывающихся перед Человечеством знаний? Данный вопрос требует не только обсуждения, но и принятия кардинальных мер для восстановления традиционной духовности в российском здравоохранении.

 

Литература

 

1.                  Аурелио Печчеи. Человеческие качества. М., 1980. С. 137.

2.                  Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций, http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3710.

3.                  Большая Медицинская Энциклопедия, т.7, с. 109, 1977.

4.                  В.А. Лисовский, С.П. Евсеев. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. http://aupam.narod.ru/pages/invasport/kompleksnaya_profilaktika_zabolevaniyj_reabilitaciya_boljnihkh_invalidov/page_11.htm.

5.                  http://su.irkutsk.ru/?doc=1279.

6.                  http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%EE%FD%F2%E8%EA%E0.

 

Поступила в редакцию 01.04.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.