ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко в культурно-художественном пространстве Донетчины 1932-2012 годов

 

Гончарова Виктория Сергеевна,

соискатель Национальной академии руководящих кадров культуры и

искусств, г. Киев.

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент

Садовенко Светлана Николаевна.

 

Развитие современного украинского искусствоведения, пути культурной трансформации, анализ исторических достижений и традиций, в частности, в музыкальном искусстве, актуализируют потребность углубленных исследований культуры отдельных регионов Украины.

Двигатель индустриального прогресса Украины и СССР в целом, Донецкий регион, начиная с 30-х годов ХХ века, стал центром экспансии мужской силовой эстетики. Именно героический шахтерский труд определил тонус формирования и развития культурно-художественного пространства Донетчины и наложил отпечаток на творческое становление ведущего музыкального учреждения региона, Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко.

Цель данной статьи – провести комплексное исследование основных этапов творческой деятельности самого молодого театра Украины – Донецкого национального академического театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, который в 2012 году отметил свое 80-летие, и проанализировать его роль в культурно-художественном пространстве Донецкого региона.

Будущий Донецкий театр оперы и балета был открыт осенью 1932 года в городе Луганске, на базе Винницкой передвижной оперы. Театр возглавили главный дирижер А. Ерофеев, главный режиссер В. Манзий и главный художник П. Злочевский [4, 14]. Первые годы после открытия творческая работа коллектива театра была направлена на постановку классических оперных и балетных спектаклей западноевропейских, русских и украинских композиторов. По решению правительства УССР в 1941 году театр был переведен в город Сталино (название Донецка до 1961 года) в новое помещение, построенное по проекту архитектора Л. И. Котовского, в котором он находится и поныне. После перевода в Сталино, театр получил название «Донецкий русский музыкальный театр», а его творческая деятельность была направлена на популяризацию героических произведений великих русских композиторов: П. Чайковского, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. В годы Великой Отечественной войны Донетчина стала центром сопротивления Краснодонцев молодой гвардии, мученическая смерть которых повторила в секуляризованном виде подвиг Маккавеев. Именно героический мужской дух, который вобрал в себя рыцарской дух слободской Украины в сочетании с юго-российским казацким (донским) духом, откуда преимущественно приходили русскоязычные слобожанцы и российские «донцы» (из уничтоженных коллективизацией станиц донского казачества), определяет тонус культурной жизни в «столице шахтерского края» на протяжении указанного периода. Первые послевоенные годы в деятельности Донецкого русского музыкального театра связаны с именами режиссеров А. Варламова и А. Здиховского. В постановках А. Варламова особенно привлекательными были широкие мазки в показе драматургического развития, заметное тяготение к разработке динамичных ансамблевых и массовых сцен. В свою очередь Александра Здиховского более привлекала романтика и поэтичность, а созданные им спектакли демонстрировали стремление к целостности замысла и разработанности мизансцен («Социалистический Донбасс», 1946, С. 3). Героика революционного прошлого заняла важное место в репертуаре театра в эти годы, поэтому можно констатировать тот факт, что конец 40-х годов ознаменовался важным сдвигом в репертуарной политике Сталинского государственного русского театра оперы и балета (новое название с 1946 года). Важно, что Юрий Станишевский, анализируя режиссуру в украинском советском оперном театре, отметил, что вторая половина 40-х - середина 50-х годов - это очень сложный, порой противоречивый и интересный период в истории развития оперной режиссуры, обозначенный не только многочисленными трудностями, но и постоянными поисками и значительными художественными достижениями [3, 277]. В середине 50-х годов руководство театра начало пополнение состава солистов, а также коллективов оркестра и хора молодыми артистами, активная работа которых положительно повлияли на художественный уровень оркестра, хора и солистов оперы, благодаря чему усилилось внимание к всестороннему раскрытию композиторского замысла. На протяжении 1947 – 1960 гг. были поставлены такие оперы, как: «Тихий Дон» И. Дзержинского (1949 г.), «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса (1950 г.), «В бурю» Т. Хренникова (1954 г.), «Борис Годунов» М. Мусоргского (1958 г.), балеты «Шурале» П. Яруллина (1953 г.), «Красный мак» Я. Глиэра (1953 г.) и «Шопениана» Ф. Шопена (1954 г.). С середины 50-х годов началась гастрольная деятельность, которая помогла расширению и углублению культурных связей и контактов Сталинского государственного русского театра оперы и балета, привлекла внимание и благосклонность новых зрителей, а также способствовала формированию культурно-художественного пространства Донетчины в контексте развития художественной культуры УССР. Период 1960 – 1990 гг. характеризуется подъемом творческой деятельности Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета (новое название с 1977 года), увеличением активности гастрольных поездок. Генеральной линией творческой жизни театра в течение 60 ‑ 70-х гг. была работа над постановкой новых, современных опер и балетов, благодаря которой театр официально получил статус «лаборатории по созданию советских опер и балетов». Именно на сцене Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета впервые были поставлены такие оперы, как «Молодая гвардия» и «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса, «Сквозь пламя» В. Губаренко, «10 дней, которые потрясли мир» М. Карминского, «Капля меда» А. Арутюняна, «Донецкое прошлое» А. Ленского. Впервые в Украине были поставлены оперы «Любовь Яровая» Д. Энке, «Богдан Хмельницкий» К. Данкевича, «Служанка» М. Вериковского. Тем не менее, не прекращается работа по постановке спектаклей мировой классики, среди которых: «Иоланта», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Богема», «Тоска» Дж. Пуччини, «Умница» К. Орфа, «Князь Игорь» А. Бородина, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти. Важно, что репертуар театра в середине 60-х гг. пополнился новыми спектаклями, которые учитывали вкусы почти всех слоев населения, что в свою очередь было залогом стремительного развития популярности и мастерства Донецкого театра оперы и балета. В подтверждение этого приведем статистические данные, по информации которых по состоянию на 1952 год было запланировано 120, в 1954 году ‑ 100, а в 1965 году ‑ 431 спектакль из имеющегося репертуара театра [1, лист 11; 2, лист 76]. Начало 90-х гг. в работе Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета характеризуется кризисными явлениями, которые вызвали почти полное прекращение творческой деятельности театра. Тяжелый процесс трансформации Украины в независимое государство, проблемы с финансированием, которые привели к застою в культурно-художественной жизни страны, заставили коллектив театра искать новые постановочные формы и виды творческой деятельности. Именно поэтому, в период 1991 ‑ 2011 гг. активно развивается фестивальное движение, ставшее альтернативной формой деятельности ведущего театрального учреждения Донецкого региона.

Таким образом:

1.                  Определены и охарактеризованы основные этапы творческого становления Донецкого театра оперы и балета: 1932 ‑ 1941 гг. - основание театра и его деятельность на территории Луганска; 1941 ‑ 1946 гг. ‑ переезд театра в собственного помещение в городе Сталино (название Донецка до 1961 года) и творческая деятельность в годы Второй мировой войны; 1947 ‑ 1960 гг. ‑ период формирования творческого потенциала в послевоенные годы; 1960 ‑ 1990 гг. ‑ первый подъем театра, расцвет творческой активности в ХХ ст.; 1991‑- 2011 гг. ‑ формирование нового статуса театра в период развития независимого украинского государства.

2.                  Анализ художественной динамики основных этапов и формирования репертуарной политики позволяют выделить кульминационные ступени в творческом становлении Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, а именно:

• постановка первой редакции оперы К. Данкевича «Богдан Хмельницкий» (1951 год), самой мужской оперы российско-украинского ареала, в которой басы главных героев создавали экспрессионистскую напряженность (басы в операх «Гамлет» А. Тома, «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока), а общий веристской мужской наклон отвечал драматическому напряжению гражданского горения пафоса спектакля;

• творческая деятельность Анатолия Соловьяненко, лирического тенора, который охватил драматический репертуар, выраженный мужским стержнем высоко-регистрового пения (60-е годы ХХ ст.);

• творческая деятельность Вадима Писарева, который унаследовал традиции С. Дягилева и восстановил в Украине балетные solo ‑ мужской виртуозный воинский стиль гопака украинских казаков (конец 90-х гг. - Наше время).

3.                  Раскрыта специфика формирования репертуарной политики Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко. Выявлено, что в довоенные и военные годы (1932 – 1946 гг.) деятельность театра была направлена на постановку классических произведений героического содержания, которые подчеркивали героический мужской дух «столицы шахтерского края» и поддерживали жителей Донецкого региона в борьбе за «лучшее будущее». Первый расцвет творческой активности Донецкого театра оперы и балета связан с постановками шедевров зарубежной классики наряду с премьерными спектаклями произведений советских композиторов, которые были впервые поставлены именно на донецкой сцене. Анализ влияния интеграционных процессов независимой Украины на творческую деятельность и специфику формирования репертуарной политики Донецкого театра оперы и балета позволил констатировать, что развитие независимого украинского государства, которое проходило в атмосфере разрушения идеалов и переоценки культурных ценностей согласно новым общественным условиям, требовало пересмотра постановочных форм, структуры спектаклей и режиссерских концепций. Базовой составляющей творческой деятельности Донецкого театра оперы и балета указанного периода стало фестивальное движение. Новая репертуарная политика театра, формирование которой зависело от программы фестивалей, а также зарубежных гастролей театра, включала в себя зрелищные и монументальные произведения, подавляющее большинство которых составляли западноевропейские и российские спектакли.

 

Литература

 

1.                  Архів ДАДО. — Ф. Р-4983. — Оп. 1. — Спр. 324. — 155 арк.

2.                  Архів ДАДО. — Ф. Р-4983. — Оп. 1. — Спр. 32. — 126 арк.

3.                  Станішевський Ю. Режисура в українському радянському оперному театрі / Ю. Станішевський. –– К.: Наукова думка, 1973. –– 320 с.

4.                  Якимчук О. М. Становлення музичного життя Луганщини першої половини ХХ століття: виконавство, театрально-концертна діяльність, педагогічні школи: автореф. дис. … канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 / Олена Миколаївна Якимчук. — Х., 2010. — 19 с.

 

Поступила в редакцию 22.11.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.