Промышленный дизайн: тенденции современного развития
Чжан Далей,
кандидат искусствоведения, доцент, заместитель декана художественного факультета финансово-экономического университета, г. Чжэнчжоу, Китай.
Pascal Mourgue – известный французский дизайнер современности – заметил: «Все, что мы делаем, — это работа над стилем жизни, над «бытием». Объект как таковой не очень интересен» [1]. Данная мысль как нельзя более точно характеризует состояние современного промышленного дизайна. Изменяясь под влиянием времени, культурных ориентиров и потребностей людей, используя последние достижения технологии и материалов, промышленный дизайн стал средством «придания многогранного высокого качества объектам, процессам, услугам, системам на протяжении всех их жизненных циклов» [7].
Теоретики ВНИИТЭ, конкретизировав сущность промышленного дизайна, отметили, что он направлен на «комплексное формирование у различных объектов – изделий, сооружений и систем, таких функциональных свойств, которые обеспечивают высокое качество пользования объектами, и свойств культурных, обеспечивающих соответствие объектов эстетическим критериям, ценностным ориентациям людей, их этническим и другим социокультурным особенностям» [3, с.10].
Являясь по своей сути синтезом художественного конструирования и эргономики, промышленный дизайн выступает:
· как этап процесса производства,
· как научная деятельность, непрекращающийся поиск инновации технологий и материалов,
· как искусство, так как «формальные, визуальные, эстетические и концептуальные элементы являются главенствующими инструментами для данного направления проектной деятельности».
Визуально эти составляющие представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структура промышленного дизайна.
В качестве научной деятельности промышленный дизайн создаёт функциональные приоритеты в инжиниринге, сетевой кооперации, трансфере технологий и подготовке кадров. Дизайн как искусство поддерживает социальные приоритеты, выпуская инклюзивные инновации, используемые в интересах общества. Руководствуясь тематическими приоритетами, в рамках проектной деятельности создаются технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности и извлечения инновационной ренты [1].
Экспериментируя с бытовой и промышленной техникой, производственными установками и транспортом, мебелью и оборудованием, кухонной утварью дизайнеры порой до неузнаваемости изменяют структурные и функциональные особенности объектов. При этом вектор направлен, прежде всего, на изменение предметного мира, и лишь потом на людей.
Основополагающей тенденцией индустрии современного промышленного дизайна является объединение на базе одного предприятия всех этапов по разработке и внедрению на рынок инновационного продукта. Данная особенность ярче всего проявляется на примере крупных производственных компаний Китая. Руководствуясь принципом «design thinking» производители могут в максимально короткие сроки разработать, презентовать и выпустить на мировой рынок принципиально новый продукт. Такие унифицированные компании предлагают своим клиентам широкий спектр самых разнообразных услуг:
· Специалисты-дизайнеры выявляют ценность отдельных продуктов и услуг, разрабатывают брендинговые стратегии, формируют портфель продуктовой линейки, разрабатывают программы действия и управляют проектом по внедрению в производство (и продажу) новинок.
· Для лучшего понимания потребителя проводится тщательный анализ повседневной жизни людей, выявление тенденций культурного развития, видеоэтнография, разрабатываются конкретные модели использования того или иного продукта.
· В процессе разработки инновационных продуктов определяется архитектура и дизайн изделия, происходит построение 3D-моделей, разрабатывается промышленная графика.
По аналогичной схеме работают и ряд европейских компаний, таких как Smart design, Design Continuum, fuseproject, IDEO, ZIBA, сотрудники которых «вкладывают весь свой опыт и знания, а также креатив и дизайнерскую интуицию, в выполнение сугубо стратегических задач, связанных с разработкой нового изделия» [6].
Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса Product Development Group SmirnovDesign, отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта – разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта» [6]. Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера - он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию. С подготовкой такого уровня хорошо справляются в высших учебных заведениях Японии и Китая, Голландии, Италии и Франции, где процесс обучения напрямую связан инженерной сферой и реальным производством. Обучение же российских студентов специальности «промышленный дизайн» пока не отвечает данному стандарту, однако на государственном уровне предпринимается ряд мер по совершенствованию образовательных процессов [5].
Подводя итоги, можно отметить, что основным вектором современного промышленного дизайна является использование дизайнера как многофункционального специалиста и координатора деятельности. В связи с этим подготовка специалистов нового типа должна осуществляться не только (и не столько) в стенах учебного заведения, сколько на производстве. Образовательный процесс должен включать в себя не только профильные (художественные) дисциплины, но и широкий спектр предметов по изучению психологии, маркетинга, рекламы и продвижения. Отдельным направлением обучения промышленных дизайнеров должно стать материаловедение (изучение материалов и новейших технологий производства).
Литература
1. Бурова Т.А., Воробьев А.В., Зараковский Г.М., Пенова И.В Возможный вклад дизайна в экономическое и социокультурное развитие России [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.advtech.ru/vniite/stat5.doc (дата обращения: 25.10.2013).
2. Дизайнеры о дизайне. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sovinterior.ru/stat1.php?t=23&n=96 (дата обращения 11.10.2013).
3. Задесенец Е.Е., Сергеева Г.К. Дизайн-технологии создания и продвижения инновационной продукции на потребительский рынок. – М.: ВНИИТЭ, 2009.
4. Крохалев В. С. Инновации и традиции в культуре на примере деятельности промышленных дизайнеров // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2012. – № 5; URL: http://www.es.rae.ru/vsoa/169-687 (дата обращения: 01.11.2013).
5. Трунов Е. Проблемы развития промышленного дизайна — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nakedart.ru/about-studio/articles/prom-design.html (дата обращения: 14.10.2013).
6. Храмкова Е. Промышленный дизайн: в поисках product identity — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/632886/ (дата обращения: 25.10.2013).
7. Commission of the European Communities. Brussels. 7.4.2009 (Commission Staff Working Document: Design as driver of user-centered innovation). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/cf/_getdocument.cfm?doc_id=2784 (дата обращения: 09.10.2013).
Поступила в редакцию 08.11.2013 г.