ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности развития лиц юношеского возраста на уроках танца

 

Леймане Юлия Гурамовна,

докторант кафедры педагогики Рижской академии педагогики и управления образованием (RPIVA).

 

В настоящее время урок танца чаще всего рассматривается как способ улучшения физической формы, лишь немногие направления танцев (например, контактная импровизация) позиционируются иначе. Однако, урок танца является прекрасной средой для развития личности в физической, эмоциональной, а также коммуникативной сфере. Особенно актуальным такие возможности урока танцев являются для лиц юношеского возраста.

Юность — период завершения физического созревания и стремительного роста самосознания человека. Так как процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно, возрастные границы, отделяющие юность от других периодов, весьма подвижны. Одним из наиболее обширных определений юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года (Сапогова, 2001). Некоторые исследователи называют старшеклассников представителями юношеского возраста – 14-18 лет (Кон, 1979; Божович, 1968) Существуют варианты периодизации, определяющие юношеский возраст от 18 до 22-23 лет (Моргун, 1992; Абрамова, 1999). В юношеском периоде могут выделяться ранняя юность, соответствующая старшему школьному возрасту, и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школы. (Эльконин, Драгунова, 1967). Таким образом периодизация юношеского возраста неоднозначна. Однако, учитывая ускорение физического и полового созревания современных детей, и с другой стороны, удлинения периода обучения относительно еще недавнего времени, в данном исследовании юношеский возраст определяется в возрастных границах от 16 лет до 21 года, что соответствует периоду обучению в старшей школе, а также некоторому периоду после окончания школы.

В юношеском возрасте основой развития является как биологическая так и социальная составляющая. Однако, по мере взросления человека, роль социальных факторов начинает преобладать. (Аршавский, 1967) Высокое развитие уровня самосознания побуждает лиц юношеского возраста систематизировать знания о себе, что в конечном итоге приводит к самоопределению через самовоспитание. (Кон, 1982; Гребенюк, 2001) Чрезвычайно важным в юношеском возрасте становится общение, которое выполняет ряд функций: канал для получения специфической информации, которую нельзя получить от взрослых; вид деятельности и межличностных отношений; специфический эмоциональный контакт. (Кон, 1979) Общество сверстников – это уже не столько общество одинаковых по возрасту юношей и девушек, это уже общество людей с одинаковыми потребностями.

Со взрослыми юноши и девушки пытаются быть на равных, хотят видеть в них друзей и советчиков. В этом возрасте возрастает потребность в общении с близкими взрослыми, обращение к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, однако, эффективное взаимодействие возможно только лишь в условиях сотрудничества, на основе взаимопонимания. Таким образом, влияние взрослых не снижается, а переходит в другое качество (Павелкiв, 2011)

Многие молодые люди пытаются реализовывать себя через обучение, через общение, через дополнительное образование. Одним из видов такого дополнительного образования являются уроки танцев. Однако, чтобы понять возможности реализации юношей и девушек на уроке танцев, следует понять, а что же такое «урок танцев». В педагогической науке термин «урок» трактуется как форма организации целенаправленного взаимодействия постоянного состава учащихся (примерно одного возраста) и учителей, систематически применяющаяся для решения задач развития, воспитания и обучения. (Бим-Бад, 2002;Махмутов, 1985) Сущность урока в процессе обучения как целостной системы сводится к коллективному и индивидуальному взаимодействию учащихся и учителя, в результате которого учащиеся усваивают знания, навыки и умения. (Скаткин, 1971) Системообразующей урока является цель – осознанный образ предвосхищаемого результата – преобразования, на достижение которого направлено действие (Петровский, Ярошевский, 1990) Объектом преобразования в данном случае является деятельность ученика, а результатом — его уровень знаний, развитости и воспитанности. Актуализация (воспроизведение и применение в новой ситуации ранее усвоенных знаний), формирование новых способов действий и понятий, применение усвоенного – это три этапа процесса обучения, и одновременно обобщенные дидактические задачи урока, которые решаются на любом уроке. По мере решения этих задач учащимися формируется их нравственные привычки, готовность к труду, эстетические взгляды, мировоззрение. (Махмутов, 1985). Такого рода этапы характерны и для урока танца, где в свою очередь танец представляет собой вид искусства, в котором движения, жесты и положения тела танцовщика являются средством создания художественного образа. (Большая советская энциклопедия, 1973). Танец выступает как средство общения благодаря тому, что является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. Танец выполняет разнообразные социально-психологиеские функции: создает образ партнера и группы; способствует взаимопониманию между партнерами; устанавливает и регулирует отношения и познание других людей. (Бубнова, 2008) Содержание и форма определяют совершенство танцевальных образов. Движения, позы, пластика, мимика, динамика, темп, ритм движения, пространство, рисунок, композиция являются основными средствами выразительности в танце. (Багдасарян, Орлов, Телицын, 2003). Урок танцев в свою очередь представляет собой изучение разнообразных гармоничных движений тела, с помощью которых можно выразить свои эмоции, мысли, идеи. Трудно выделить единую структуру урока танца, у каждого вида танцев она своя (Ваганова, 1963; Никитин, 2003; Беликова, 1976), однако можно вычленить компоненты, встречающиеся на всех уроках танца: разогрев, изучение основного материала, расслабление. Если сопоставить часть структурных компонентов урока танца с выше названными этапами урока, то следует отметить, что каждый из элементов структуры урока включает в себя и актуализацию уже имеющихся знаний на примере новых возможностей использования, и формирование новых способов действий и понятий, а также применение усвоенного посредством как коллективной так и самостоятельной работы. Таким образом, урок танца включает в себя: физическое совершенствование (развитие тела); эмоциональное совершенствование (работа над танцевальным образом); совершенствование коммуникативных навыков (взаимодействия участников урока).

Урок танцев играет большую роль в развитии и формировании личности, а как указывалось выше, развитие и самосовершенствование является важным для лиц юношеского возраста: юноши и девушки сами выбирают себе вид деятельности (в данном случае танец), тем самым делая вклад в свое развитие, приближаясь к своему идеальному образу – самовоспитание; посредствам танца еще глубже постигают свой внутренний мир; удовлетворяется потребность в общении со сверстниками, объединенными одним интересом и видом деятельности (танцами); удовлетворяется потребность общения со взрослым - преподаватель выступает как представитель мира взрослых, явлющийся знающим человеком в области интересов учащихся. Таким образом уроки танцев представляют собой благоприятную среду для развития лиц юношского возраста.

 

Литература

 

1.                  Абрамова Г. (1999) Возрастная психология. Москва: Академия, 672 с.

2.                  Аршавский И. (1967) Очерки по возрастной физиологии. Москва: Медицина, 474 с.

3.                  Багдасарян В., Орлов И., Телицын В. (2003) Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия. Москва: Локид, 495 с.

4.                  Беликова А. (1976) Бальные танцы. Москва: «Советская Россия». 115 с.

5.                  Бим-Бад Б. (под ред.) (2002) Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 528 с.

6.                  Божович Л. (1968) Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 464 с.

7.                  Большая Советская Энциклопедия в 30 томах (1973) http://bse.chemport.ru/tanets.shtml.

8.                  Бубнова О. (2008) Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. No 88 (http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-tanets-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-obscheniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-ritmiki-v-muzykalnoy-shkole).

9.                  Ваганова А. (1963) Основы классического танца. Ленинград – Москва: Издательство «Искусство», 179 стр.

10.              Гребенюк А. (2001) Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, 254 с.

11.              Кон И. (1979) Психология юношеского возраста. Москва: Просвещение, 90 с.

12.              Кон И. (1982) Психология старшеклассника. Москва: Политиздат, 207 с.

13.              Махмутов М. (1985) Современный урок. Москва: Педагогика, 184 с.

14.              Моргун В. (1992) Концепция многомерного развития личности и её приложения. Философская и социологическая мысль № 2, Киев, С. 27–40.

15.              Никитин В. (2003) Модерн-джаз танец: история, методика, практика. Москва: ГИТИС, 438 с.

16.              Павелкiв Р. (2011) Вікова психологія: підручн. Киiв: Кондор-Видавництво, 469 с.

17.              Петровский А., Ярошевский М. (под ред.) (1990) Психологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 494 с.

18.              Сапогова Е. (2001) Психология развития человека. Москва: Аспект пресс, 460 стр.

19.              Скаткин М. (1971) Совершенствование процесса обучения. Москва: Педагогика, 205 с.

20.              Эльконин Д., Драгунова Т. (ред.). (1967). Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Москва: Просвещение, 360 с.

 

Поступила в редакцию 27.05.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.