ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Влияние эстетических|эстетических| средств корекционно-педагогического| труда дефектолога на духовное, физическое и психическое развитие детей с особенными образовательными потребностями

 

Белан Валентина Андреевна,

аспирант Херсонского государственного технического университета,

преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологи Уманского государственного педагогического университета им. Павла Тычины, г. Умань, Украина.

Научный руководитель – доктор педагогических наук, член-кореспондент Национальной академии педагогических наук Украины, професор

Бутенко Владимир Григорьевич.

 

В статье проанализированы такие эстетические средства коррекционно-педагогического труда дефектолога, как: динамика, ритм, темп, форма, цвет, звук, время и пространство, и установлено, что они выполняют регулировочную и катарсическую функции, оздоравливая организм и положительно влияя на соматику, психику и сознание ребенка с особенными образовательными потребностями.

Ключевые слова: эстетические средства, коррекционно-педагогический труд, дефектолог, дети с особенными образовательными потребностями.

In the article such aesthetic means of correctional and educational work of speech pathologist as dynamics, rhythm, tempo, form, color, sound, time and space are analysed, and it is established that they perform the adjustment and cathartic function making healthier and had positive influence on somatic, mind and consciousness of a child with special educational needs.

Keywords: means, correctional and educational work, speech pathologists, children with special educational needs.

 

В контексте диалога культур развитие современного мирового сообщества происходит по принципам утверждения высшего духовного достояния, накопленного человечеством за весь период своего существования. При этом приоритет предоставляется идеям гуманизма, дальнейшего роста творческого потенциала личности, обогащения ее эстетического отношения к различным явлениям окружающей среды, социальных ценностей и труда. Именно в таком отношении, как отмечают мыслители современности И. Зязюн, М. Каган, Т. Шарден и др., реализуются духовные связи человека и общества. Поэтому эта проблема имеет исключительно важное значение для всех отраслей культуры, в том числе – и для образовании. Ее актуальность возрастает, если речь идет о профессиональной подготовке будущих специалистов гуманитарного профиля, в том числе ии педагогов-дефектологов.

Корекционно-педагогический труд дефектолога отличается от другой родственной профессии своим эстетическим арсеналом. Поэтому определение методов обучения, воспитания и коррекции развития детей с особенными образовательными потребностями и выбор необходимых для этого эстетических средств всегда зависел от профессиональной компетентности дефектолога. В условиях образовательной инклюзии в настоящее время объективно возникает необходимость повышения эстетического качества образовательной среды. Поэтому одним из направлений теоретических исследований и практических поисков в коррекционной педагогике есть выявление оптимальных условий гармонического развития детей с психофизическими отклонениями по эстетическим принципам.

Корекционно-розвивающий потенциал эстетических средств труда дефектолога огромный. Его использование в работе с детьми, имеющими ограниченные психофизические возможности, в контексте развития познавательных процессов, обогащения эмоциональной сферы, формирования духовности, неоднократно подчеркивали отечественные и зарубежные ученые (А. Айдарбекова, В. Баудиш, Б. Брезе, М. Валце, Л. Выготский, Г. Дульнев, О. Граборов, Т. Головина, К. Гордиенко, И. Грошенков, Л. Занков, И. Еременко, В. Синев и др.), указывая на органические внутренние связи эстетичекого воспитания с моральной, трудовой и другими составляющими частями образовательного процесса и удовлетворения неотложной потребности эстетизации всех областей жизни детей.

Отдельные аспекты эстетического в содержании коррекционно-педагогической деятельности дефектолога рассмотренны в трудах А. Гонеева, И. Дмитриевой, Я. Еспаева, А. Лобовой, О. Медведевой, С. Мироновой, О. Федий и других ученых. В то же время, исследователи недостаточно уделили специального внимания изучению влияния эстетических средств труда на духовное, физическое и психическое развитие детей с особенными образовательными потребностями. Поэтому необходимо проанализировать эстетические средства коррекционно-педагогического труда дефектолога и определить их функции и влияние на духовное, физическое и психическое развитие детей с особенными образовательными потребностями.

Коррекционно-педагогический труд имеет социальную значимость, поскольку предусматривает огромную ответственность за развитие гармонической личности аномального ребенка. Освоение этой профессии в системе высшего педагогического образования связано с решением многочисленных учебно-воспитательных задач. Среди них особенное место занимает формирование в будущих дефектологов эстетического отношения
к труду, специфика которого заключается в его творческой направленности на «красоту педагогического действия» (И. Зязюн, Г. Сагач).

Если средства труда педагога-дефектолога рассматривать с позиции целеполагания, то их выбор согласовывается с системой сознательных действий. Среди них, в частности, важное значение приобретает интериоризованный знак, который отражается на направленности действия другого лица. Относительно трудовых действий дефектолога, то они обращены к ориентированию действий ученика, вследствие чего педагогическое действие свертывается в знак-эталон, в прямое обращение к ребенку. Поэтому создание траектории будущих действий воспитанника является ведущей функцией труда учителя. Именно из-за этого процесс целеполагания в работе дефектолога имеет свою специфику, поскольку предусматривает постоянную апробацию целей соответствующими действиями. Эту особенность хорошо иллюстрируют известные психолого-педагогические принципы: «учеба опережает развитие», «обучение должно находиться в зоне ближайшего развития ребенка». Итак, опережающий характер обучения и воспитания в предложенном педагогом образце предусматривает возникновение нового для ребенка результата действия, образ или гештальт (с нем. Gestalt – целостная форма или структура) которого запускает мотивационный механизм.

В контексте деятельностного подхода любой гештальт имеет три уровня психического отражения: перцептивный, понятийный и мыслительно-вербальный. Е. Климов считает, что чувственный, конкретно- и абстрактно-репрезентативный образы объекта труда регулируют трудовой процесс [2, с. 20–21]. Если же принять во внимание чувственную ткань этого образа, то есть основания выделить эстетические средства труда педагога-дефектолога, которые обслуживают его физическую и умственную деятельность. Первая направлена на соматическое освоение эстетических средств выразительности труда, что дает возможность почувствовать наслаждение от красоты педагогического действия. Умственная активность связана с напряжением духовных сил педагога. Этим видам деятельности присущи одни и те же эстетические признаки: динамика темп и ритм.

Термин «динамика» (с греч. δύναμις – сила, мощь) обозначает активность и пассивность, силу движения. Темп (итал. – tempo; от лат. tempus – время) – скорость. Эти понятия непосредственно связаны с категорией «ритм» (греч. rhythmos – размеренность) – равномерное чередование соразмерных элементов целостности. По определению современного отечественного ученого-педагога В. Косяка, ритм является специфическим способом упорядочения пространственно-временного континуума в разнообразии видов деятельности (труд, повседневность, спорт, искусство) [3, с. 4]. В русле теории интегральной индивидуальности личности Б. Ананьева, С. Максименко, В. Мерлина, С. Рубинштейна, В. Русалова, А. Щебетенко и других ученых-психологов ритм разворачивается как биологическая, двигательная, психическая, лингвистическая и художественная категория. Например, биоритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, который обеспечивает гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации человека. Двигательные ритмы вызывают моторную индукцию, которая наблюдается с самого раннего возраста и является инвариантом формообразующих процессов относительно повторов, чередования, симметрии в игре, рисовании, лепке, танце и т. д. Психические ритмы касаются нахождения стимулов, детерминирующих поведение человека во времени, в основе оценки которого лежат внутренние изменения, связанные с механизмом биологических часов. В лингвистике ритм – это периодичность звуковой последовательности, которая характеризует живую речь. Художественный ритм неотъемлем от процесса восприятия, – это одно из важнейших эмоционально-содержательных и формально-выразительных средств композиции произведений изобразительного искусства, музыки, хореоргафии, литературы, кино и других видов искусства, которое «заключается в закономерной повторяемости в пространстве или времени аналогических элементов и соотношений через соизмеримые интервалы и выполняет одновременно функцию расчленения и интеграции эстетического впечатления» [3, с. 8].

Предположения о значении ритма в эстетосфере конструктивного труда личности высказаны многими учеными. Например, Н. Киященко и Н. Лейзеров считают, что изучение ритмических закономерностей в какой-либо творческой деятельности может помочь в объяснении процесса эстетических переживаний: «Исследование ритма и его закономерностей требует более глобального подхода, не ограниченного только пределами| процесса художественного творчества. Сегодня же на новом уровне научных достижений в отрасли психофизиологии такой глобальный подход найдет еще больше весомых аргументов в свою пользу» [6, с. 52]. Научные студии по проблемам ритма подтверждают и углубляют этот тезис.

С нашей точки зрения, в трудовом процессе непременно возникают определенные ритмические переживания, которые в сочетании с оптимальным темпом и динамикой действий вызывают эстетическую реакцию, эмоцию, чувство. На примере музыкального ритма Б. Теплов доказал, что в процессе восприятия музыки у человека поневоле происходят скрытые мышечные движения, которые являются условием ритмического переживания. Именно эти движения стают носителями эстетической информации. Это касается и труда дефектолога, ритм, темп и динамика которого влияют на эмоциональное состояние самого педагога и его воспитанников.

Темпо-ритмические и динамические признаки являются универсальными и необходимыми для педагога, поскольку ритмическая, в хорошем темпе и с определенной напряженностью сил работа является необходимой составляющей частью качественного и содержательного труда, выразительного по своей форме. Выразительность при этом исполняет регуляторно-энергетическую функцию влияния на духовность, соматику, психику и сознание ребенка с особенностями в развитии, а также на химические, биологические и другие процессы в его организме. Благодаря этому трудовые усилия дефектолога имеют оздоровительное действие, что на практике коррекцинной педагогики обусловило возникновение такого направления, как эстетотерапия, потенциал применения средств которой безграничен и всеобъемлющ: ребенок постоянно пребывает в энергетической звуковой, цветовой, ритмической, временной и пространственно-динамической среде, в следствии чего ускоряется его гармоническое развитие.

По убеждению О. Федий, эстетотерапия – интегрированное понятие. «Это своеобразное педагогическое «лечение» человеческой души с помощью разнообразных средств влияния на эмоционально-чувственную сферу индивида (игра, общение, искусство, природа, движение, фольклор и тому подобное), которое предусматривает устранение психологического дискомфорта и создание условий относительно творческой реализации личности» [5, с. 40]. Ученая достаточно четко классифицировала средства и виды эстетотерапии. В целом в искусстве выделены литературные, музыкальные, театральные, хореографические, изобразительные, фотографические и телевизионные средства. В области природы различаются такие средства, как: ландшафт, песок, камни, вода, воздух, растения, шум, животные, аромат, вкус, цвет, свет.

Из духовной сферы взято религиозное средство в форме веротерапии. Эстетико-лечебными средствами считается сказка и кукла, а также игра и образ. С коммуникативной отрасли выделены следующие средства: любовь и дружба, микросоциум, телефоное общение, коллектив. Стимулирование эмоционального и душевного состояний человека также осуществляется средствами смеха и слез. В спорте эстетические средства движения принадлежат к кинезотерапии. Физический и умственный труд объединяет в себе трудо- и хоббитерапию. Использование компьютера с лечебной целью – это, так называемая, delete-терапия [5, с. 43–45]. Однако следует отметить, что в коррекционно-педагогической деятельности, как правило, их используют дифференцированно, поскольку совокупно применить каждую эстетико-терапевтическую методику нет возможности. Поэтому мы считаем, что все виды эстетотерапии целесообразно интегрировать формальными, цветовыми, звуковыми и временно-пространственными средствами.

Априорно, что форма наделена выразительными признаками благодаря эстетическому восприятию. Чтобы ощутить эту выразительность, нужно владеть способностью к абстрагированию, воображению, познанию и оценке. Другими словами, необходим субъект эстетической деятельности. Важнейшими особенностями восприятия им формы является предметность, структура, константа, апперцепция, осмысленность, избирательность и иллюзия (ошибка отражения). Однако, согласно теории гештальта, сущность формы невозможно понять путем суммирования свойств ее частей, а благодаря стимульной ситуации, которая имеет тенденцию вызывать перцептивные образы единства. В немецком языке глагол «gestalten» означает «придать чему-либо значимую форму». Это достигается благодаря таким принципам, как близость, сходство, целостность, замкнутость, смежность, общее зонирование. Такая методология восприятия распространяется на когнитивные, коммуникативные и художественно-творческие процессы.

Когнитивные, лингвистические и художественные гештальты ярко прослеживаются в любом виде эстетической деятельности человека. Именно поэтому в современной коррекционно-психологической и педагогической теории и практике используют многочисленные средства гештальт-терапии, к которым принадлежит и цвет.

В условиях коррекционно-педагогического процесса знания дефектологом физиологического воздействия цвета на человека дает возможность использовать такую совокупность средств колористики, которая нормализует психологическое состояние детей, создает комфортные условия для труда и отдыха, повышает умственную активность и работоспособность в целом.

Среди весомых средств духовного, физического, психо-эмоционального развития личности особенное место занимает такой сильный внешний раздражитель, как звук, который способен вызывать у человека различные изменения в настроении: благоприятные (радость, вдохновение, успокоение) и разрушительные (раздражение, угнетение, опустошение). Согласно современным взглядами, звук считают динамическим фактором, который способен регулировать саногенезисис [4, с. 35].

Благодаря возможности устранения разных психосоматических расстройств звуковыми средствами в психо-, медико- и педагогической практике возникла звукотерпия, что имеет несколько направлений: терапия звуками природы, музыко-, вокало-, слово-, било- или колоколотерапия. Каждый из них имеет эстетическую ценность, которая заключается
в гармонизации психики ребенка. В сочетании с цветами, временем и пространством звуки исполняют роль протофеноменов, то есть коммуникативную, информационную и эстетическую функции.

Развитие чувства времени и пространства у детей выполняет регулирующую функцию в средовом ориентировании. Оно непосредственно связано с движением, для которого свойственны темп, ритм, динамика, благодаря чему определяются такие свойства жизни, как протяженность, течение, длительность. Об этом свидельствуют труды выдающихся просветителей прошлого. Например, Я. Коменский, выделяя период «Материнской школы», предлагал пройти с детьми «первые шаги хронологики». И. Песталоцци связывал развитие детей с усвоением временных взаимоотношений. К. Ушинский считал, что воспитание чувства времени влияет на развитие моральных качеств личности: обязательности, ответственности, своевременности выполнения поручений. При этом критерием эстетичности звуков, цветов, времени и пространства в момент их восприятия и осмысления является катарсис, который, по мнению Л. Выготского, есть «превращением ощущений, очищением, наслаждением» [1]. Именно катарсис является источником перестройки и подъема сознания: в религии – это прощение; в эстетическом воспитании – гармонизация индивида с окружающей средой и людьми; в психике ребенка – снятие комплексов, раскрепощение, освобождение от отрицательной энергии; в физиологиии – нормализация всех органических процессов.

Таким образом, роль эстетических средств коррекционно-педагогического труда дефектолога состоит в том, что динамика, ритм, темп, форма, цвет, звук, время и пространство выполняют регулировочную и катарсическую функции. Имея энергетическую природу, они положительно влияют на душевное состояние, соматику, психику и сознание аномального ребенка, оздоровляют его организм. Целесообразное и творческое их использование дефектологом в своей работе предопределяет широкий спектр эстетотерапевтических технологий, которые в своей совокупности составляют совершенный образ средств трудовой деятельности, как основы эстетического отношения к ней.

Таким образом, логико-семантический анализ эстетических средств коррекционно-педагогичсеского труда дефектолога показывает, что динамика, ритм, темп, форма, цвет, звук, время и пространство выполняют регулировочную и катарсическую функции. Имея энергетическую природу, они положительно влияют на душевное состояние, соматику, психику и сознание аномального ребенка, оздоровляют его организм. Целесообразное и творческое их использование дефектологом в своей работе предопределяет широкий спектр эстетотерапевтических технологий, которые в своей совокупности составляют совершенный образ средств трудовой деятельности, как основы эстетического отношения к ней.

 

Литература

 

1.                  Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

2.                  Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебное пособие для вузов по спец. «Психология» / Е. А. Климов. – М. : Изд-во МГУ, 1988. – 197 с.

3.                  Косяк В. А. Універсум ритму: Навчальний посібник / В. А. Косяк. – Суми: ВТД «Університетська книга», 2008. – 138 с.

4.                  Самсонова Г. О. Звукотерапия. Музыкальные оздоровительные технологии / Г. О. Самсонова. – Тула-Москва: Дизайн-Коллегия, 2009. – 248 с.

5.                  Федій О. А. Естетотерапія: Навчальний посібник / О. А. Федій. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 256 с.

6.                  Эстетическая деятельность в социалистическом обществе / Ин-т философии АН СССР; Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. – М.: Искусство, 1986. – 208 с.

 

Поступила в редакцию 03.09.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.