ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Потенциал высшего педагогического образования в формировании жизненной стратегии эстетики здоровья будущего учителя физического воспитания

 

Винник Валентин Дмитриевич,

аспирант Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого, преподаватель кафедры физического воспитания, г. Черкассы, Украина.

 

В современных условиях жизни общества все больше обостряются|обостряют| кри­зисные явления, в частности|в том числе|, возникают многочисленные|несчетные| социальные про­тиворечия|противоречивость| и болезни. Поэтому особенно|в особенности| актуальным является вопрос о качестве физкультурно-педагогического образования, от результативности которого|какого| в значительной мере|в значительной степени| зависит уровень здоровья нации. В этом контек­сте эстетический|эстетический| образец здоровой личности учителя физического вос­питания влияет на способность нового поколения к|до| здоровьесбережению| и здоровьетворчеству|. Но,|да| невзирая ни на что, в течение|на протяжении| последнего десятиле­тия в Украине наблюдается динамика ухудшения состояния|стана| здоровья учениче­ской и студенческой молодежи. Следовательно, становится очевид­ным факт того, что без эстетотерапевтической коррекции состояния|стана| здоровья человека невозможно преодолеть отдельные негативные стереотипы его по­ведения. Учитывая это, возникает необходимость переосмыслить имею­щийся потенциал высшего педагогического образования в формировании жизненной стратегии эстетики здоровья будущего учителя физического вос­питания.

Стратегические цели образования определены в «Национальной док­трине развития образования Украины в ХХІ веке|столетии|» и в «Целевой комплексной программе «Физическое воспитание – здоровье нации»». Они связаны|повязал| с про­блемами сохранения|сохранность| и приумножения здорового генофонда общества для обес­печения высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Главная задача образования – воспитание гармонически развитой, морально и физически здоровой личности, которая|какая| ответственно относится к собствен­ному здоровью и здоровью других людей как к|до| наивысшей индивидуаль­ной и общественной ценности [5]. При этом признано|, что важ­нейшим компонен­том достижения красоты здорового тела и духа моло­дежи есть ее физическая культура, которая, по убеждению И. Быховской, «содер­жит огромный потен­циал воспроизведения|воспроизведения| личности как целостности|цельный| в своем телесно|телесный| духовном единстве» [4, с. 65–66]. Такой холистический| под­ход к|до| здо­ровью человека в сущности|по существу| задекларировал тотальную «валеологиза­цию|» обра­зования, кото­рая с начала 90-х годов ХХ века|столетия| охва­тила учебно-воспита­тельный процесс в общеобразовательном и высшем звеньях непрерывного образования в Украине, Беларуси|Белоруссии|, России и в других странах|страна-участнице| постсоветского пространства|простора|.

Однако внедренные в общеобразовательных школах учебный предмет «Валеология» и одноименная дисциплина в ВУЗах по своему содержанию до сих пор не освещают вопрос поиска путей оздоровления человека для гармо­нической жизни. Зато еще со времен античности такие мыслители|, как Аристо­тель, Гераклит, Пифагор, Сократ отмечали эстетическую сущность человека, его стремление к|до| гармо­нии здоровья, которое проявляется в его чув­ствах, суждениях и самовыраже­нии (творчестве) и составляет основу|основание| по­строения жизненных паланов| и страте­гий личности. «Mens| sana| in| corpore| sano|», – произносили древние|стародавние| рим­ляне, – «В здоровом теле – здоровый дух». Слово «sanos|» из латыни бук­вально переводится как целый, невредимый, здо­ровый, здравомыслящий|. Этим понятием человечество пользовалось в тече­ние|на протяжении| многих веков|столетия|, считая его самым адекватным для определения опти­мального физического состоя­ния|стана| человека. В начале ХХ века утверждалась несколько другая позиция, со­гласно которой, здоровый человек отличается гармоническим развитием, хорошо адаптирован к|до| окружающей среде и полно­стью реализует свои физические и умственные|мыслительные| способности.

Сейчас валеологический подход к|до| профессиональной подготовке буду­щего учителя физического воспитания основывается на универсальном педа­гогическом приеме, который предусматривает формирование здо­рового способа жизни на основании общности целей и использования|употребления| таких средств, как физические упражнения, естественные|природные| силы, гигиенические|гигиеничные| фак­торы. Именно они предопределяют ориентацию молодого человека на телес­ную и духовную красоту, принуждают|заставляют| его изображать|срисовывать| жизненные перспек­тивы, не обремененные болезнями, а счастливую радостную жизнь в красоте профессиональных, семейных и других социальных взаимоотношений.

Следовательно|итак|, ведущая цель валеологии – формирование знаний о здо­ровье, а физического воспитания – практическая|практичная| реализация этих целей в форме прапаганды| здорового образа жизни, практики оздоровления, спортив­ных увлечений|восторга|\ и др. Поэтому в реалиях настоящего времени под­готовка буду­щего учителя физического воспитания сопровождается в со­четании физ­культуры и медицины как валеологической связки, ко­торая имеет перспек­тиву относительно|касательно| привлечения студентов к|до| исследова­нию собствен­ного об­раза жизни|. Однако, как свидетельствует|удостоверяет| практика, проблем­ное поле здоровья фиксируется в та­ких аспектах:

                    эстетика здоровья, как задекларированная с древнейших времен науч­ная истина, не имеет современного теоретико-методологического| обосно­вания с учетом антропологических измерений аксиосферы| жизни педа­гога по|с| физическому воспитанию;

                    не выработан единственный|единого| подход к осмыслению и применению на­учно-теоретических и организационно-методических основ|основания| в реализации комплекса здорвьесберегающих|, эстетотерапевтических и здоровьетворче­ских технологий;

                    слабо развитая система интеграции содержания дисциплин, ориенти­рованных на формирование жизненных| стратегий эстетики здоровья студентов из|с| учета специфики этой профессии в контексте преемственности красоты здорового способа и стиля жизни;

                    сгусток специфических эстетических|эстетических| знаний существует обособ­ленно в таких дисциплинарных отраслях, как этика и эстетика, культуроло­гия, валеология, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и|да| др.

Развитие современной системы образования в Украине характеризу­ется полифункциональностью|, то есть совокупностью интеллектуально разви­ваю­щих, профессионально-экономических|экономичных|, социальных, социально-поли­тических и культуротрансляционных| ролей. Но, по нашему убеж­дению, веду­щей в настоящее время|нынче| есть человекотворческая функция образования, кото­рая обеспечивает преемственность поколений из|с| позиции удовлетворения жиз­ненных потребностей быть физически, психически, ду­ховно и социально здоровой личностью в гармоническом единстве этих составляющих частей. Иначе эту функцию можно определить как здоровьеут­верждаущую|, то есть на­правление|устремляет| образования на формирование жизненных планов, перспектив и стратегий субъектов педагогического процесса на во­зобновление|восстановление|, сохранение|сохранность| и укрепление своего здоровья. Ее реализация тре­бует такого цело­стного|цельного| осмысления образования, которое основывается на изучении специ­фики его компонентов (воспитание, обучение и развитие), а также связей между ними, что в своей совокупности дают возможность дос­тичь запланиро­ванных перспектив развития эстетики здоровья благодаря действенности здоровьетворческого| поведения и образа жизни.

Функционально-образовательный аспект здоровья сле­дует рассматри­вать во взаимосвязи с культурной, экономической|экономичной|, социально-политической и духовной областями жизни человека. В педагогике эта катего­рия исследу­ется в контексте образования и воспитания как система ценно­стей и пред­ставлений о жизни, достойной человека. Об этом свиде­тельствует концепту­альный вывод И. Беха, который|какой| объясняет, что «целесооб­разно орга­низован­ный воспитательный процесс должен в конечном|концевом| итоге сформиро­вать|формующий| у воспи­танника индивидуальную концепцию здоровья лично­сти – это индиви­дуальный идеал (духовный) здоровья, который|какой| эффек­тивно реализуется на психологическом оптимуме ребенка, подростка и взрослого человека» [1, с. 75]. Из|с| этого следует, что эффективность образова­тельных механизмов форми­рования жизненных стратегий здоровья личности зависит от многих факторов, ведущую роль среди которых|каких| играет культура самого человека, его отношения к своему здоровью и здоровью других лю­дей.

Понятие «культура личности» формировалось|формующий| в течение значитель­ной части истории и преимущественно охватывало|охватывающий| духовно-этиче­скую сферу лич­ности. Зато культура человеческого тела в контексте его фи­зического здоровья оставалась вне поля зрения. Об этом свидетельствуют данные ис­следования И. Быховской [3], согласно которым|каким| лишь|только| 7–15 % взрос­лого насе­ления постоянно заботится о своем теле. Это объясняется тем, что граж­дане стран|страна-участницы| постсоветского пространства|простора| больше беспокоится об элементар­ном биологическом выживании в новых социально-экономических условиях.

Из многозначительной|многозначной| сущности физической культуры личности в обра­зовательно-функциональном аспекте есть основания|подстава| выде­лить ее культу­ротворческую| роль, которая заключается в содействии формиро­ванию кра­соты движений (развитие физических способностей и морфофункциональ­ных| возможностей организма), здоровья и обеспечение безопасности жизнедея­тельности (в процессе реализации оздоровительной, рекреационной, реабилитационной, бытовой и профессиональной деятельно­сти).

Современный ученый-валеолог| России С. Попов в образовательно-функ­циональном контексте определяет три программы освоения культурного пространства|простора| здоровья личности:

1)                 ментальная (здоровье| передается|передает| наследственно);

2)                 социализационная| (соблюдение| системы| социальных| норм, стандар­тов| и ролей здоровья|);

3)                 стратегическая (стремление к идеальным нормам здоровья, ориенти­рованных на будущее) [6].

В процессе формирования культуры здоровья будущего учителя физи­ческого воспитания социализационная программа реализуется в процессе за­нятий физическими упражнениями, с помощью|посредством| воспитания необходимых фи­зических качеств, развития двигательных умений и навыков, с последую­щим выполнением им контрольных нормативов государственной образова­тельной программы. Стратегия освоения культурного про­странства|простора| здоровья охватывает индивидуальное поле личности будущего учи­теля физического воспитания в форме жизненных приоритетов, планов, пер­спектив, ценност­ных ориентаций|ориентации|, эстетико-физических| и духовно-этиче­ских норм. В этом кон­тексте методологической основой|основанием| признается личностно ориентирован­ный|ориентируемый| подход к формированию здорового образа жизни, что явля­ется ведущим фактором эстетических|эстетических| детерминант физиче­ски, психиче­ски, социально и ду­ховно здорового человека, процесс иденти­фикации кото­рого|какой|, как отмечает Г. Шевченко, предопределяется миссией выс­шей школы относительно|касательно| сочета­ния многих «Я» в интеграции разного|различного| рода здоровьетвор­ческой деятель­ности [7, с. 208]. Ее основной задачей|задачей| является помощь человеку в сохранении|сохранности| своей личности, телесности|телесный| и культуры для достижения цели жизни, что, по убеждению Т. Бурлаковой, заключается в том, чтобы как можно дольше остаться практически|практично| здоровым человеком [2, с. 250].

Проблема формирования в будущего учителя физического воспитания жизненной стратегии эстетики здоровья в высшей школе охватывает |охватывающий|широкое функциональное поле медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных|оздоровительных| и социальных проблем, поскольку именно здоровье формируется|формующий| в результате|вследствие| взаимодействия экзогенных (естест-венных|природных| и социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол|стать|, возраст|век|) факторов. Поэтому в системе физкультурно-педагогического обра-зования в настоящее время|нынче| сосредоточена совокупность здоровьестрате-гических| технологий, благодаря использованию которых высшее образова-ние имеет значительный потенциал относительно|касательно| формирования у студентов:

                    рефлексии как способности|способность| выходить|исхаживать| за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать эстетический контекст своего здоровья, выяснять свои здоровьетворческие| возможности|состоятельности|, способности, социальные и личностные качества;

                    коллизионности|, то есть умение обнаруживать|выявлять|, идентифицировать и анализировать скрытые причины и факторы состояния|стана| здоровья и культуры здорового образа жизни как в личностном, так и в социальном аспектах;

                    интенциональности| – предоставление личностного смысла собственной оздоровительной деятельности, взаимодействиям с людьми (способствует|содействует| выработке индивидуальных жизненных целей и ценностных ориентаций|ориентации|);

                    опосредованности| – доведение|доказывает| сознания|осмысленности| к уровню перевода|переклада| внеш­них|наружных| действий во внутренние импульсы здоровьетворческого| поведения;

                    ориентированности – умение выбирать оздоровительные системы для построения индивидуального эстетического мировоззрения, плана и про­граммы деятельности;

                    автономии – способность человека, независимо от внешних социаль­ных действий, культуры и среды, организовывать и строить страте­гию и тактику достижения вершин совершенства здоровья;

                    жизнетворчество – определение и утверждение системы личностных смыслов по поводу красивой жизни в хорошем|добром| здоровье и деятельности относительно|касательно| его поддержки;

                    самоактуализации|актуализует| как высшего уровня проявления духовного и творческого потенциала личности, стремления к|до| самостоятельности, автономности и полного выявления|обнаружения| своих индивидуальных здоровьетворческих возможностей, переход|перехождение| от перспективы к|до| реалиям;

                    самореализации – стремление к|до| признанию красоты своего «Я» в культуре здорового образа жизни и самостоятельное создание условий для ее полного проявления.

Чтобы достичь желаемой|желанной| результативности в развитии здоровьестратегических качеств будущего учителя физического воспитания высшее образование должно на высоком уровне выполнять|исполнять| эстетическую здоровьеконцептуальную функцию, сущность которой|какой| заключается в соблюдении в учебно-воспитательном процессе совокупности ведущих гуманистических идей педагогики здоровья по принципам «поиска красоты и истины» Сократа, самоактуализации|актуализует| А. Маслоу, свободы О. Газмана, личностно ориентированного|ориентируемой| обучения|обучения| и воспитания И. Беха.

 

Литература

 

1.                  Бех І. Д. Особистісно зорієнтоване виховання: науково-методичний посібник / І. Д. Бех. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.

2.                  Бурлакова Т. Л. Педагогічні аспекти формування культури здоров’я у молодших школярів / Т. Л. Бурлакова // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. – 2010. – № 17 (204). – Ч. ІІ. – С. 246–251.

3.                  Быховская И. М. Homo somaticos: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. – М.: эдиториал УРСС, 2000. – 208 с.

4.                  Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измере­нии: традиции и современность / И. М. Быховская. – М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. – 158 с.

5.                  Національна доктрина розвитку освіти // Освіта України. – № 33. – 23 квітня 2002. – С. 4–6.

6.                  Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благопо­лу­чии школьников) / С. В. Попов. – СПб.: Союз, 1998. – 256 с.

7.                  Шевченко Г. П. Проблемы образования и воспитания студенческой молодежи в эпоху постмодернизма / Г. П. Шевченко // Духовність особистості : методологія, теорія і практика: зб. наук. праць. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2011. – Вип. 3 (44). – 232 с.

 

Поступила в редакцию 16.10.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.