ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Социально-политическая основа взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций

 

Филина Нина Владимировна,

аспирант НОУ ВПО "Омская гуманитарная академия".

Изменение политической системы в Российской Федерации привело к надлому принципов жизнедеятельности, механизма функционирования, совершенствования государства и общества. Перемены коснулись ценностных ориентиров, норм поведения, общественного сознания, форм политического участия граждан. В то же время, утрата существовавших идеологических основ вызвала интерес к религии. Закрепление её позиций, возрастание социально-политического воздействия религиозных институтов, стало существенным фактором общественного развития. В религиозных принципах государственные органы власти и общество всё чаще стали видеть основу, на базе которой можно достигнуть политического, экономического, социального, нравственного согласия и успешности российского государства.

Значимым явлением в социально-политическом процессе стала Русская православная церковь как объединительный символ вызывающий интерес общества и политических институтов. В связи с этим вопрос взаимодействия государственных органов власти и религиозных организаций в пределах политической системы общества становится актуальным. Изучение социально-политических принципов такого взаимодействия, следует из контактов религии и политики.

В политологическом поле принято изучать связь религии и политики через призму предмета и метода осуществления власти. Которая представляет собой умение отдельных субъектов достигать поставленных целей с помощью таких средств как воля, авторитет, право, насилие, система государственных органов.

Политика это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, вопросы и события общественной, государственной жизни, определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономических, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и так далее [3].

Подобные направления деятельности реализуют и религиозные организации. На наш взгляд, значимыми являются совершенствование общественных связей, сближение людей верой, участие в политическом процессе, реализация социальных функций государства.

История и современность показывают, что источником союза религии и политики являются органы государственной власти. Практика демонстрирует, что происходящие политические процессы часто носят религиозный характер или проходят под влиянием религиозного фактора. Очевидно, что такое мягкое влияние оказывается с целью придания политическим событиям интереса и привлекательности со стороны общества. Религия в свою очередь так же оказывает воздействие на политику с объединительной целью, если дело касается политического союза государств, сообществ, групп, где интеграция происходит на религиозной основе.

Внутренняя и внешняя политика государства выстраивается с учётом и под воздействием религиозного фактора. Мировоззрение, нравственность, мораль, общественные устои оказывают как прямое, так и косвенное влияние на политику.

Схожесть религии и политики можно проследить через использование информационно - коммуникационных технологий. В интернете можно встретить официальные сайты религиозных организаций и государственных органов власти, анализируя которые можно найти схожесть информации: структура, новости, главное, нормативно-правовая база и т.д. Таким образом, средства массовой коммуникации являются общей прерогативой. Религиозные организации мощно двинулись на телевидение. Сегодня несколько телевизионных каналов транслируют религиозные передачи, периодические печатные издательства выпускают религиозную литературу, это приводит к информационному насилию со стороны религиозных организаций. С одной стороны это можно объяснить многочисленным притоком верующих, что маловероятно, с другой особой знаковой системой доступной для понимания большому кругу лиц. Политическая элита часто прибегает к трансформации политических установок с привлечением религиозных символов. Всё чаще религиозные организации выступают с предложениями по совершенствованию цензуры в средствах массовых информаций. Дело дошло до того, что государственные органы власти готовы наделить Русскую православную церковь, дополнительными функциями возлагая контроль над средствами массовых информаций. К чему это может привести в многоконфессиональном государстве остаётся дискуссионным вопросом. Если государственные органы власти примут решение о цензуре, то распишутся в своём бессилии, вызывая новую волну недовольств как со стороны медиа-сообщества, так и со стороны общества. В результате многие телевизионные каналы и передачи могут не пройти цензуру. Мы можем стать свидетелями того как религиозные организации превращаются в своеобразные органы власти контролирующие средства массовых информаций.

На наш взгляд, у государственных органов власти достаточно средств для реализации этой функции, через систему принятия законов которые получат общественное одобрение. Ведь единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является народ [13, c.4]. Хотя государственные органы власти, реализуя свои функции, часто об этом забывают.

В парадигме поиска ценностно-мировоззренческой идеи, которая приведёт к объединению российского общества, православие рассматривается как духовное, историческое, идейное начало.

Существующие государственные органы власти всегда использовали в своих интересах религиозные организации. У итальянского философа, политика, Никколо Макиавелли [4] существует точка зрения по отношению взаимодействий религиозных организаций и государства. С возникновением первых государств религия использовалась для подчинения общества властью (монархами, князьями, боярами). А, по мнению английского мыслителя, политика, философа Джона Локка [5], государство и религия должны существовать самостоятельно и не оказывать воздействия друг на друга. Рассматривая вероисповедание, как личное желание каждого гражданина, Русо считал, что религия должна быть гражданской, т.к. способствует законности в обществе [6]. Немецкий политик Мартин Лютер высказывал противоположную точку зрения, он считал, что светское государство и религиозные организации должны быть разграничены [7]. Французский реформатор церкви, богослов, Жан Кальвин предлагал объединить церковь с государством, причём государство должно стоять на службе у церкви [8]. Христианский богослов и политик Августин Блаженный высказывал точку зрения о том, что церковь это храм Христа, где он обитает на земле [9]. Фома Аквинский, считал, что в основе лежит психологический фактор – удовлетворения потребности в объединении, это привело к образованию государства, так как без общества человек жить не может. Само государство, по мнению мыслителя должно быть высоко религиозным, его цель «общее благо» [10].

Одной из основных признаков государства является наличие аппарата управления и принуждения. Аппарат управления необходим для реализации основных функций государства, а аппарат принуждения создан для соблюдения законности и правопорядка в обществе. Органы принуждения обладают властными полномочиями, имеют право наказать нарушителя закона. Религиозная организация, в настоящее время, являясь социальным институтом, также имеет систему управления, но аппарата принуждения в церковной системе нет и быть не может. За религиозными организациями норма права не закрепляет полномочий, наказание нарушителей закона. Религиозная организация является духовным союзом, основанным на добровольном союзе. Именно поэтому нельзя государству перекладывать свои полномочия на религиозные институты власти. Религиозная организация может подчиняться государству в вопросах нравственного влияния на общество.

Существует интересная точка зрения, что церковь одновременно являясь институтом гражданского общества и политики, таким образом, церковь заложник существующих противоречий, отделена от государства с одной стороны, а с другой является формой политической системы общества. Именно поэтому функции религиозной организации и государства совпадают. В качестве примера приводим следующие функции: охранительная, духовная, культурная, социальная, внешнеполитическая.

Основной целью и задачей религиозной организации является осуществление духовной власти, для определенной группы лиц, а государство является политической организацией власти в обществе, основываясь на мнение большинства направленно на установление, реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. К их числу можно отнести право на свободу вероисповедания, на религиозную принадлежность. Именно в этом аспекте мы можем видеть общность интересов религии и государства.

При изучении вопроса взаимодействия религии и политики в контексте социально-политической основы существуют проблемы. Первая проблема выражается в несовершенстве нормативно-правовой базы сотрудничества. Другая проблема заключается в политико-правовом статусе религиозных организаций.

Еще в далекой древности вопрос о религиозных объединениях являлся актуальным. В настоящее время их такое многообразие, что они занимают особую духовную нишу. В связи с этим перед каждым государством стоит вопрос об определении политико-правового статуса религиозных объединений и Россия не исключение. Реформы, протекающие в системе управления государством и в общественной жизни России, подвергли Российское законодательство серьезным изменениям.

В результате таких изменений в многоконфессиональной стране вопрос о свободе совести и характере их взаимоотношений не остался без внимания. До сих пор Россия не может чётко и последовательно определить отношения между религиозными организациями и государственными органами власти. В настоящее время существует огромное множество правовых актов, которые способны регулировать политико-правовой статус религиозных объединений. Но, несмотря на это существует несоответствие федерального и регионального законодательств. Наличие таких явлений удерживает дальнейшее прогрессивное развитие отношений в области реализации свободы совести, это может привести к нарушению прав человека. Этот факт противоречит современному политическому направлению нашей страны и должен стать объектом правового реформирования.

В настоящее время вопросы регулирования политико-правового статуса религиозных объединений трактуются в юридической науке неполно в рамках анализа светского характера государственно-церковных взаимоотношений или дополнительно - при колляции некоммерческих организаций.

Политико-правовое положение религиозных объединений определено нормативно-правовыми актами, представленными в виде схемы 1.

 

Схема 1. Виды нормативных актов, регулирующих политико-правовое положение религиозных объединений.

 

В современной науке под правовым статусом принято понимать, установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят: правосубъектность; установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей. Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д. [2].

Таким образом, под политико-правовым статусом религиозного объединения понимают, установленное нормами права положение религиозных объединений, совокупность их прав, обязанностей, гарантий и ответственности.

В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [17] в главе три, закреплены права религиозных организаций, которые можно представить в виде схемы 2.

 

Схема 2. Основные права религиозных организаций.

 

К обязанностям религиозных организаций можно отнести следующие выдержки из действующих нормативно-правовых актов представленных в виде схемы 3.

 

Схема 3. Обязанности религиозных организаций.

 

Гарантии религиозных организаций закреплены в различных источниках права, так например: трудовые правоотношения гарантируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации; способность осуществлять предпринимательскую деятельность – Гражданским кодексом Российской Федерации; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания в Конституции Российской Федерации.

Юридическая ответственность религиозных объединений, исходя из правового статуса, отображается в нормах отраслевого законодательства, правовых актах, регулирующих государственный контроль и надзор за исполнением законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. В систему контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности религиозных организаций входят различные органы государственной власти и подведомственные подразделения различных уровней власти. К их числу можно отнести министерства, комиссии, комитеты, прокуратуру, суды.

В то же время государственно-конфессиональные отношения регламентируются нормативно-правовыми актами государства. Политико-правовой статус различных религиозных объединений в государстве основывается на содержании и внутреннем устройстве права. Учитывая принцип светскости, закреплённый в Конституции Российской Федерации, государство должно быть равно удалено от религиозных объединений. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле признаётся особая роль православия в «истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», декларируется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Поэтому, все религиозные объединения обладают равным политико-правовым статусом, который закреплён в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Политико-правовое положение религиозных объединений неодинаково, поскольку осуществление прав и исполнение обязанностей, предоставленных религиозным объединениям, зависит от конкретной социально-политической ситуации, а также общественной значимости и влияния религиозного объединения. В этом отношении Русская православная церковь занимает лидирующую позицию как крупнейшее религиозное объединение России, пытающееся играть роль идеологического стержня российской государственности. Отдельные религиозные организации, такие как Русская православная церковь, приобрела особый статус в многоконфессиональном российском государстве.

В настоящее время в Российской Федерации договора и соглашения между государственными органами власти и религиозными объединениями определяют развитие государственно-конфессиональных отношений, и недостатки такой системы уже обнаружились на практике. Взаимоотношения воинских частей с Русской православной церковью очевидно, однако подписание соглашений с другими религиозными объединениями заключаются реже.

На региональном уровне, епархия Русской православной церкви заключает соглашения о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации, однако статус таких соглашений выражается только в наделении или признании особого статуса Русской православной церкви в государстве. Нередко подобные соглашения приводят к тому, что определённые права и обязанности возникают у третьих лиц. Например, сотрудничество с воинскими частями зависит от позиции офицеров, отвечающих за воспитательную работу. В отношении отдельных религиозных организаций, часто применяются негласные установки не допускать их в армию, хотя в некоторых гарнизонах командиры охотно сотрудничают с протестантами.

Существующие обстоятельства могут обернуться против религиозных объединений. На современном этапе взаимодействие государства и религиозных организаций остаётся за рамками правового поля, руководствуясь политическим согласием власти и иерархов. Любые изменения политического курса способны существенно повлиять на государственно-конфессиональные отношения.

Следовательно, в Российской Федерации необходимо всем институтам власти соблюдать равный политико-правовой статус для всех религиозных объединений, что соответствует принципу светского характера государства закреплённого в статье 14 Конституции Российской Федерации и многоконфессиональному составу российского общества.

Таким образом, блок «религиозного законодательства» отражает не столько абстрагированное видение государством положения религиозных организаций в политической системе, а видение, сформированное под воздействием этих организаций, отражающее частично и их собственную самоидентификацию.

Усиленная интеграция Православной церкви в общественно-политическую жизнь государства поставила перед религиозными организациями вопрос о необходимости выработки собственной общественно-политической доктрины, которая, помимо идеологической составляющей, включала в себя два важнейших вопроса: вопрос о возможности участия Русской православной церкви в политике и о границах сотрудничества государства и церкви [1, с. 257-290].

Так, принятые в 2000 году «Основы социальной концепции Русской православной церкви» отразили официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Русская православная церковь сформулировала и предложила свою концепцию государственно-церковных отношений - концепцию «соработничества государства и церкви», где Церковь заявила о себе как равноправном партнёре и акторе политических отношений [16].

Структурно «Основы...» состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества, определяет возможности её разрешения. С точки зрения анализа социально-политических основ взаимодействия органов государственной власти и Русской православной церкви, наибольший исследовательский интерес представляют раздел III «Церковь и государство» и раздел V «Церковь и политика» [16].

Данный документ определяет, что «Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чём и видится нравственный смысл существования государства» [16]. Этим Церковь определяет своё отношение к светской власти, ставя себя на место духовного советника государства. Как организация божественная, Церковь оставляет за собой приоритет в трактовке понятий добра и зла, а также, используя свой авторитет, имеет, по её мнению, право определять смысл существования государства в целом. При всём этом отмечается важность принципа отделения государства от Церкви и невмешательство их в дела друг друга.

Вместе с тем, Церковь не видит себя существующей отдельно от государства или находящейся в реальной оппозиции к нему. Она указывает на идеальный, с точки зрения православия, общественный строй средневековой Византии, где власть государственная и церковная действовали в обоюдном сотрудничестве. Именно на этом идеале базируется главный принцип социальной концепции Русской православной церкви - поддержка и соблюдение интересов светской власти в обмен на защиту и покровительство, а также невмешательство в дела культа.

Для Российского государства характерно разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, а также происходит деление на уровни власти: федеральный, региональный и местный, что определяет различные виды взаимодействий религиозных организаций с институтами власти [12, c.10].

На современном этапе определились приоритетные взаимоотношения органов государственной власти с религиозными организациями в таких областях как наука, культура, здравоохранение, образование, средства массовой информации, защита окружающей среды.

Не всегда взаимодействие Русской православной церкви и органов государственной власти может быть плодотворно. В таких вопросах, как выборы, компании в поддержку кандидатов от различных партий, ведение внешней и внутренней политики в области обороноспособности России, религия бессильна и сотрудничества по этим вопросам быть не может.

Как отмечал патриарх Алексий II, «...Церковь не враждебна государству. Она уважает государственную власть и молится за нее даже тогда, когда во главе её стоят богоборцы и гонители Церкви. Одновременно Церковь призвана высказывать свою точку зрения на события общественной жизни, на поступки политических и государственных деятелей. Мы стремимся к отношениям взаимопомощи с государством и различными общественными силами. Но эта взаимопомощь должна быть свободной и не сопровождаться огосударствлением Церкви» [23].

Если представить, что государственно-конфессиональные отношения равноправные, то следует что российское государство светское. Русская православная церковь придерживается православной этики и вследствие этого взаимоотношения должны быть на принципах нейтралитета.

Религиозные организации очень ответственно подходят к вопросам государственно-конфессиональных отношений. Действующая нормативно-правовая база несовершенна. Государство возлагает на себя контроль над религиозными организациями и исполнение законов предусматривающих предотвращение противоправных действий со стороны религиозных организаций. Существующие акты, которые определяют взаимодействие религиозных организаций с органами власти, регулируют вопросы, связанные с государственной регистрацией, помощью, совместными мероприятиями.

Проанализировав взаимодействие религиозных организаций и органов власти, мы пришли к выводу, о необходимости согласованных действий в социально-политических вопросах.

С нашей точки зрения определяющей детерминантой социально-политических основ взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций является модель государственно-конфессиональных отношений, представляющая собой систему выстраивания и реализации взаимных интересов государства и религиозных организаций в определённом историко-культурном временном отрезке; предопределяющая объём гражданской правоспособности религиозных объединений, наличие или отсутствие имущественных или неимущественных прав, налогообложение их деятельности, предоставление им льгот и государственных субсидий, возможность участия в тех или иных отношениях.

Следует заметить, что в науке используются различные критерии классификации государственно-конфессиональных отношений. В церковно- исторической науке главным критерием классификации указанных отношений является тип соотношения двух властей - светской и церковной; в политической или юридической науках - правовой статус церкви [25, с. 3-14].

В российской науке интерес к выявлению сущностных характеристик взаимоотношений государства и религиозных объединений и предлагаемых на этой основе возможных моделей взаимодействия обусловлен некоторым отстранением государства от диалога с религиозными объединениями, при том, что Православная церковь (как и другие конфессии) уже представила в своей социальной доктрине богословское видение государственно-конфессиональных отношений. Так, в Основах социальной концепции Русской православной церкви [16] рассмотрены следующие возможные модели взаимоотношений церкви и государства, представленные в виде схемы 4.

 

Схема 4. Модели взаимоотношений церкви и государства.

 

Учитывая возможные формы взаимодействия государства и Русской православной церкви, мы выделяем индифферентную модель государственно-конфессиональных отношений, в рамках которой сферы сотрудничества государства и религиозных объединений ограничиваются, устанавливаются достаточно жесткие пределы их взаимодействия, цели и задачи реализуются независимо друг от друга. Для данной модели характерны нейтральные формальные отношения. Модель сотрудничества (партнёрства) выделяется тогда, когда государство и религиозная организация получают взаимные преимущества при взаимодействии. Формально может сохраняться равенство между государством и всеми существующими конфессиями, но фактически государство в своих практических отношениях с какой-либо конфессией оказывает поддержку последней. Однако, при «бюрократической деформации» взаимодействие может привести к фактическому слиянию этих институтов. Модель господства-подчинения характеризуется подавлением (подчинением) интересов одного института другим. В рамках данной модели отношения государства и религиозных организаций могут перерасти в открытый конфликт.

Следует заметить, что теоретические модели государственно-церковных отношений находят своё практическое применение в контексте отдельно взятой политической характеристики государства – политического режима, представляющего собой совокупность методов, средств и способов осуществления государственной власти. Так как политический режим напрямую влияет на статус религиозной организации в государстве, то он будет влиять на отношения, возникающие в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни между государством и конфессией, то есть на государственно-конфессиональные отношения.

Таким образом, политическое «пропитывает» сферу социального, регулируя, воспроизводя требуемые политике отношения через право, мораль, традиции, культуру, религию. Социально-политические основы взаимодействия органов государственной власти и Русской православной церкви детерминированы не только взаимосвязью религии и политики, но и различием природы государства и религии, их функциональную нагрузку, систему государственно-конфессиональных отношений. Приоритетными направлениями взаимодействия органов государственной власти и Православной церкви в современный период являются: социально-культурное, социально-нравственное, социально-экономическое социально- политическое, направления.

Взаимоотношение религиозных организаций и государственных институтов власти носит многогранный характер. Эти взаимоотношения могут носить созидательный характер, а также разрушительный. Трудно переоценить вклад Русской православной церкви в происходящие социально-политические процессы. Русская православная церковь, проникая во властные структуры, становится политической элитой. Поддерживая курс политики государства, она получает существенные льготы.

Проанализировав социально-политические взаимодействия Русской православной церкви и органов государственной власти, приходим к выводу, как бы религия не была отделена от власти, она всегда зависима от политических взглядов существующего режима на различных этапах становления. Во взаимоотношениях с государством Русская православная церковь всегда имела свою точку зрения на происходящие события. Учитывала во взаимодействии свои личные интересы, а если они не совпадали, то могла вступить на путь конфронтации вместо сотрудничества.

Партнёрство государства и церкви предмет государственно-конфессиональных отношений обусловлен как потребностью общества, так и потребностью государства. Выражающийся в сохранении единства государства его консервативностью и разработкой механизмов регулирования взаимоотношений между социальными группами и политическими институтами. Учитывая социально-политические процессы, происходящие в России, необходимо менять формы и методы взаимодействия с религиозными организациями. На наш взгляд необходима новая модель не государственно-конфессиональных отношений, а модель «новой миссии», которая будет объединять общество – государство – религии. Новая, прогрессивная модель позволит выстраивать новые отношения между государством и обществом, а также приведёт к сближению, объединит религиозные организации с целью решения существующих социально-политических проблем.

 

Литература

 

1.                  Безбородое М.И. Основные принципы церковно-государственных отношений в социально-политической доктрине РПЦ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. Том 6. № 2. - СПб.: Изд-во С,- Петерб. ун-та, 2010. – с. 298 С.257-290.

2.                  «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81 (дата обращения: 06.02.2013).

3.                  «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0 (дата обращения: 06.02.2013).

4.                   «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE (дата обращения: 06.02.2013).

5.                   «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BA,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 06.02.2013).

6.                   «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE,_%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%96%D0%B0%D0%BA (дата обращения: 06.02.2013).

7.                   «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80 (дата обращения: 06.02.2013).

8.                  Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%BD (дата обращения: 06.02.2013).

9.                   «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (дата обращения: 06.02.2013).

10.               «Википедия» свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 06.02.2013).

11.              Гражданский кодекс Российской федерации часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2013 года)// Информационно-правовой портал Гарант[Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10164072/1/#10000 (дата обращения: 06.02.2013).

12.              Конституция Российской Федерации [текст] – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2012. с. 6, ст.10.

13.              Конституция Российской Федерации [текст] – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2012. с. 4, ст. 3 п. 1.

14.              Конституцией Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008) [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 06.02.2013).

15.              Клименко Е.Н. Правовой статус религиозных объединений в России// «Черные дыры» в Российском законодательстве.- 2007.-№4.-с. 158. с. 42-43.

16.               Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://promolenko.narod.ru/literat/koncepcia.htm (дата обращения: 06.02.2013).

17.               «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26.09.97 №125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/2291 (дата обращения: 06.02.2013).

18.              «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/64903?actual=1&text=%25D0%25BE%25D1%2582%252012.01.96%2520%25E2%2584%25967-%25D0%25A4%25D0%2597%2520 (дата обращения: 06.02.2013).

19.              «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»: Федеральный закон от 03.30.2010 №327-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http: http://www.referent.ru/1/168428?actual=1&text=03.30.2010%2520%25E2%2584%2596327%25D0%25A4%25D0%2597%2520 (дата обращения: 06.02.2013).

20.              «Об общественных объединениях»: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/78600?actual=1&text=19.05.95%2520%25E2%2584%259682-%25D0%25A4%25D0%2597%2520 (дата обращения: 06.02.2013).

21.              «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 01.04.2012 с изменениями, вступившими в силу с 14.04.2012) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/192199?actual=1&text=08.08.2001%2520%25E2%2584%2596129-%25D0%25A4%25D0 %25972520 (дата обращения: 06.02.2013).

22.              «Об утверждении порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций»: Приказ Минюста Российской Федерации от 03.03.2009 №62 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referent.ru/1/132778?actual=1&text=03.03.2009%2520%25E2%2584%259662 (дата обращения: 06.02.2013).

23.              Патриарх Алексей II.Христианство не доказуется, а показуется://Приходский вестник выпуск №26 (112) декабрь 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.borovsk-khram.ru/newspaper/paper3_112.html (дата обращения: 06.02.2013).

24.              Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Экзамен, 2002.-144 с.

25.              Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социологические исследования. — 2007. — № 2. – с. 158. С. 3 — 14.

 

Поступила в редакцию 20.02.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.