ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Основные направления и формы деятельности религиозных организаций в социальной сфере

 

Филина Нина Владимировна,

аспирантка Омской гуманитарной академии.

 

Main areas and forms of religious organizations in social

 

Filina Nina,
graduate student of Omsk Academy of the Humanities.

Автором исследуются основные направления и формы деятельности религиозных организаций в социальной сфере. Анализируются религиозные и нерелигиозные функции церкви, структура религиозного культа. При рассмотрении с практической точки зрения социального служения религиозных организаций автором выделяются приоритетные направления социально-политической деятельности религиозных организаций.

Ключевые слова: социально-политический процесс; функции религии; религиозные и нерелигиозные функции церкви; религиозный культ; социальное служение.

 

The author examines the main trends and forms of religious organizations in the social sector. Analyzes the religious and non-religious function of the church, the structure of a religious cult. When viewed from a practical point of view of religious social service organizations, the author identifies priority areas of social and political activities of religious organizations.

Keywords: socio-political process and the functions of religion, and religious and non-religious functions of the church, a religious cult, social service.

 

В современных условиях, когда вопросы церкви и религии тесно связаны с мировосприятием современного человека, изучение основных направлений, форм деятельности и роли религиозной организации как неотъемлемой части гражданского общества[1] становится особо актуальным.

В эпоху возрождения религиозности в современной России, социум стоит перед необходимостью переоценки отдельных периодов своего развития в первую очередь связанных с церковно-государственными отношениями. Взаимоотношения религиозных организаций и государства находятся на этапе развития и в последние годы испытывают значительные изменения, поэтому изучение конфессиональной политики государства, а также деятельности религиозных организаций в социальной сфере отвечает современным потребностям гражданского общества.

Место религии в социально-политическом процессе[2] можно определить следующими аспектами:

1)                 влияние религиозного сознания на социально-политический процесс;

2)                 церковная деятельность и межконфессиональные отношения в социально-политическом процессе;

3)                 роль религиозных организаций, общностей, групп в социально-политическом процессе.

Проанализируем социальные позиции, которые может занимать религиозная организация в гражданском обществе.

Религиозное сознание превалирует[3]. Наблюдается общность религиозных и этнических групп. Деятельность религиозных организаций является неотъемлемой частью социальной деятельности государства. Религиозные отношения накладываются на социально-политические процессы. Социально-политические институты объединяют в себе власть светскую и духовную. Происходит ритуализация социальных норм, идей и отношений, групп и институтов.

Светское сознание доминирует[4]. Социально-политические процессы могут происходить под воздействием религии так и без воздействия на них религиозного фактора. Деятельность религиозных организаций является социально направленной. Религиозные группы продолжают претендовать на равенство с этническими группами. Может провозглашаться единство церкви и государства.

Духовное сознание занимает вторичное место. Превалируют системы других ценностей. Деятельность религиозных организаций и их взаимоотношения являются особым видом деятельности. Существенные различия между религиозными и этническими группами. Религиозная и светская власти отделены и принадлежат к разным институтам.

Таким образом, степень влияния религии на социально-политические процессы определяется местом религии в обществе. Роль религии в обществе может быть как доминирующая, так и второстепенная, так как она зависит от складывающихся государственно-конфессиональных отношений и изменяется в связи с проходящими процессами сакрализации[5] и секуляризации[6].

Процесс сакрализации в каждой среде и культуре имеет свои особенности. Современная Российская Федерация является классическим примером сакрализации. Существенную роль в диффузии религиозности сыграли:

1)                 подрыв доверия и изменение преобладающих в обществе социальных ориентиров, традиций и идеалов и в особенности – несостоятельность ожиданий и веры в «прекрасное далёко»;

2)                 происходящая в сознании общества переоценка ценностных ориентиров и новое отношение к религии привели к новой модели взаимоотношений общества, государства и религиозных организаций. Религиозные организации стали неотъемлемой частью мировой и национальной культуры, одной из духовных и нравственных начал гражданского общества;

3)                 популяризация религиозных организаций, их участие в миссионерской[7], миротворческой[8], благотворительной[9] деятельности, активное социальное служение привели к тому, что религиозные организации становятся акторами социально-политического процесса;

4)                 религия является инструментом в руках политической элиты для достижения ими своих целей. Происходит подмена понятия «религия», она превращается в формальный, политический культ.

Наиболее авторитетные представители религиозных конфессий Омской области обсуждали всплеск религиозных умонастроений в социальной среде, пришли к выводу, что возрастание роли религии в социально-политическом процессе не всегда является пробуждением глубокой веры[10]. У большинства новообращённых ещё не сложились стойкие религиозные убеждения. Для определённой части людей религия является эмоциональной реакцией на: потрясение, социальный кризис.

Таким образом, независимо от социально-политических перемен в стране, в сознании социума и в дальнейшем будет сохраняться устойчивый интерес к религии как достоянию мировой и отечественной культуры.

В настоящее время религиозные организации выполняют социальные функции государства и играют весомую роль в обществе.

Понятие «функция религии»[11] в социологическом словаре означает деятельность и направленность религии на индивидов, общество, политический институт. Иначе говоря: является ли религия социальным институтом? Что дает вера каждому индивиду, человеку? Каким образом она влияет на поддержание морального согласия в обществе? Религия, как неотъемлемый элемент гражданского общества, выполняет несколько взаимосвязанных функций. Все религиозные функции принято делить на две группы. К первой относятся специфические функции, то есть присущие только религиозным организациям. Ко второй группе относят общие функции присущие не только религиозным организациям, но различным социально-политическим институтам. Кратко остановимся на наиболее общих и характерных функциях религии, представленных на рисунке 1. «Социальные функции религии».

 

Рис. 1. Социальные функции религии.

 

Предназначение любой религиозной организации заключается в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Человек верит в то, что бог поможет ему в трудной жизненной ситуации, легко разрешит сложный вопрос, накажет зло, восторжествует справедливость, добро. Когда терпение человека на пределе ему на помощь приходит религия, она помогает ему поверить в себя, обрести потерянную любовь поверить в бога. Утешение дарит ему спокойное существование на земле. Эта функция религиозных организаций называется компенсаторная[12]. Прихожане, которые связывают свою жизнь с церковью, религиозной общиной свято верят в то, что их мерзкие добрые дела найдут место в загробном, потустороннем мире, и они будут бессмертны, а их жизнь будет истинный рай на небесах.

Всё чаще и чаще члены нашего общества нуждаются в том, чтобы кто- то их выслушал, дал совет, поддержал их в любых начинаниях. Всё это они могут найти в храмах. Религиозные служители выслушают нуждающихся, утешат, дадут совет, призовут к терпению. Возможно такую миссию помощи, успокоения может оказать любое государственное учреждение, выполняющее социальные функции, но нельзя забывать о том, что:

1)                 бог – главная идея религии. Его действия тождественны деятельности людей, он гуманен, всех любит, прощает, берёт на себя грехи.

2)                 все вероучения любые конфессий провозглашают божественные заповеди. У религиозных организаций разные обычаи, обряды, но бог един.

Существующая терапевтическая[13] функция перекликается по смыслу с компенсаторной. Эта деятельность религии направлена на поддержание в человеке внутреннего спокойствия. Прихожан учат владеть собой в любых жизненных ситуациях, анализировать поступки и принимать верные решения.

Нельзя не отметить ещё одну значимую функцию религии – мировоззренческую[14]. Глубокий смысл мировоззрения кроется в понимании окружающего нас мира, умении человека найти место в этом мире. Однако приоритетное значение в жизни отдаётся богу. Служение и вера не отделимы от человека. Всё, что есть у человека и всё что с ним происходит это воля бога. И если глубоко верующий человек не найдет ответы на волнующие его вопросы, если чудо не произойдет, то такой верующий разочаруется в боге. В такой ситуации человек отходит от веры и может стать атеистом. Вот почему для верующих необходима мировоззренческая деятельность религиозных организаций.

Деятельность религиозных организаций незаменима и в регулировании норм и правил поведения. Верующие должны уметь себя вести не только на службах и церковных праздниках, но и в повседневной жизни. Нормы морали и нравственности религиозные организации по крупицам собирали столетия. Именно религиозные организации первыми занималась просветительской деятельностью среди населения.

Новая ступень в развитии государства и общества привела к нравственному упадку, вызвала волну девиации, изменились ценностные ориентиры современного общества. Несмотря на трудности, религия продолжает выполнять коммуникационную[15] функцию. Религиозная организация пытается установить диалог с верующими во время молитв, выполнения обрядов, ритуалов. Религия объединяет людей не только в стенах храма, но и за его пределами. Общение людей в домашних условиях, общность интересов, организация кружков и клубов даёт положительный результат. Верующие, живущие в разных странах, городах, областях, но единые в своих религиозных убеждениях, легко устанавливают контакты друг с другом. Верующие люди легко договариваются и быстрее устанавливают контакты, в различны областях: медицины, образования, экономики, внешней политики. Передают и хранят культурные традиции народов мира.

Значимой, социальной функцией является легитимизация[16]. Очень важно, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась в рамках правового поля.

Выполняя объединительную функцию, религия выступает механизмом идейной интеграции людей. Условно интегративную[17] деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы. Первая группа объединяет людей по конфессиональной принадлежности (православные, буддисты, мусульмане). Вторая группа связанна с определенной формацией, где религия может являться катализатором существующих социальных отношений.

Несомненно, велик вклад религии в развитии культуры. Религия стояла у истоков письменности, книгопечатания, иконописи, живописи, искусства. Причём не всё в области культуры и искусства религия принимала, отчего-то она отказывалась, не воспринимала. Накапливая ценнейший опыт религиозных, культурных ценностей религиозная организация сохраняет и передает его новому поколению

Изучая основные функции религии, можно выделить функции церкви как неотъемлемой части религии. Важнейшие из них представлены на рисунке 2 «Религиозные и нерелигиозные функции церкви».

 

Рис. 2. Религиозные и нерелигиозные функции церкви.

 

Более подробно остановимся на двух специфических функциях, которые определяются природой религии.

Идеологическая[18] функция. Особенность религиозного сознания побуждает необходимость в идеологической функции у любой религиозной организации. Поскольку религиозное выражение не может основываться на логике, рациональных доказательствах, поэтому религиозные догматы, идей, представления нуждаются в вере, и сознание верующего человека нуждается в систематическом воспроизведении этой веры. В связи с этим появляется потребность постоянного дублирования богослужения, обрядов, молитв способствующим восприятию и оживлению веры. Служителям культа необходимо регулярно доказывать верующим истину, пользу, потребность в вере. Как правило, с этой целью деятельность всех религиозных организаций основана на: культовых ритуалах, массовых проповедях, собраниях, беседах и т.д. Культовая работа на наш взгляд может являться одним из направлений идеологической функции направленной на воспитание у каждого единоверца религиозных убеждений.

Не менее важным направлением религии является миссионерская деятельность. Наиболее часто миссионерская функция встречается в мировых религиях, которые стремятся расширить географию своего влияния и подобно сетевому маркетингу распространяют свою веру, охватывая все уголки не только Омской области, но и Российской Федерации.

Сама по себе миссионерская функция не оказывает вреда, однако в последние годы по заверению министра культуры Омской области наблюдается своеобразный всплеск паломников, как на территорию Российской Федерации, так и в Омскую область, причём эти всплески носят политический характер. По оперативным данным в период выборов, массовых волнений фиксируется увеличение приездов иностранцев с миссионерской целью. Что заставляет представителей религиозных организаций иностранных государств приезжать в города Российской Федерации остается только догадываться. Но этот факт неоспорим религия оказывает влияние и на политический процесс. Религиозные организации способны оказывать влияние на мнение прихожан. Учитывая размах и количество прихожан в отдельные религиозные организации, причём нетрадиционные, остаётся только молиться, чтобы у лидеров этих религиозных организаций не было искажённых целей. Несмотря на контроль и систему отчётов со стороны органов государственной власти, к которым относятся прокуратура, суды, полиция, министерство юстиции, министерство культуры и т.д. ни одна из вышеперечисленных организаций не знает реальной картины. Есть только официальная статистика, но точное количество приходов, количество прихожан, род их деятельности остается загадкой, домыслом.

Функциональный подход на наш взгляд наиболее подходящий для изучения религии как социального феномена. Однако функциональный подход не лишён недостатков и ограничений, которые необходимо учитывать:

·                    функции религиозных организаций неодинаковы они зависят от потребностей государства, общества, индивида;

·                    в функционалистических теориях религия выполняет объединительную роль между обществом и государством, основываясь на моральные ценности, духовные нормы, религиозные каноны;

·                    религия в определённых ситуациях может служить фактором дезинтеграции в социально-политических процессах.

Российская практика показывает, что религиозные организации могут выполнять как традиционные присущие религиозным организациям функции, так и нетрадиционные, то есть не присущие религиозным организациям функции, например, в области экономики, политики, здравоохранения. Возрастающая роль религиозных организаций в обществе в государстве приводят к перекладыванию на религиозные организации основных функций государства. Чаще к ним относят те, которые вызывают трудности со стороны органов государственной власти обязанных работать строго по регламенту. В связи с этим религиозные организации широко охватывают общественную жизнь. Оказываются более мобильны и влиятельны. Религиозные организации оказывают воздействие на социум, индивида и это влияние, деятельность религиозных организаций может нести как позитивные, так и негативные последствия. Обобщённый результат деятельности религиозной организации принято называть социальной ролью религии.

Социальная роль религии – это результат деятельности религиозной организации в определенный исторический период. Свои функции религиозные организации реализуют по средствам активного взаимодействия субъекта с объектом в результате, которого достигаются поставленные цели или реализуются религиозные функции. В связи с этим всю деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы практическую и духовную.

Практическая религиозная деятельность включает в себя производственную, социально-политическую, медицинскую, воспитательно-педагогическую, управленческую деятельность.

Духовная религиозная деятельность включает в себя познавательную, прогностическую, ценностно-ориентированную деятельность.

Религиозная деятельность подразделяется на культовую и некультовую.

Значимым видом деятельности религиозной организации является культ[19] – система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному.

Выделяют следующие разновидности культа:

·                    богослужение[20];

·                    обряды[21];

·                    религиозные праздники;

·                    паломничества;

·                    религиозные пляски;

·                    распространение религиозной литературы;

·                    просмотр кино видео фильмов.

Структуру религиозного культа можно представить в виде таблицы 1.

 

Таблица 1.

Структура религиозного культа.

Содержание[22] религиозного культа

Объекты[23] религиозного культа

Субъекты[24] религиозного культа

религиозные представления, идеи, догмы, заповеди, законы

 

сверхъестественные силы и реальные предметы, которые, по мнению верующих, наделены сверхъестественными свойствами. Дух, бог, демон

религиозная группа, община, верующий индивид,

священнослужитель

Структура религиозного культа

Элементы[25] религиозного культа

Средства[26] религиозного культа

Результат[27] религиозного культа

поклоны, коленопоклонения, падение ниц, преклонение головы, обрядовые действия, проповедь, молитва, богослужение, заклинание, воспевание

храм, молитвенный дом, религиозное искусство, религиозные предметы

удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, эмоции.

 

Внекультовая религиозная деятельность включает в себя два аспекта: теоретический и эмпирический. Теоретическую область некультовой деятельности составляют: выработка религиозных концепций, положений; труды богословов; научные изыскания, направленные на государственно-конфессиональные взаимодействия.

К эмпирической области некультовой деятельности, как правило, относят деятельность религиозных организаций, паломничество, религиозное образование, распространение вероучения непосредственно или через СМИ, культурно-просветительская деятельность, распространение предметов религиозного назначения, благотворительная деятельность.

В настоящее время роль религиозных организаций в жизни общества и индивида резко возросло. Сфера деятельности религиозных организаций существенным образом расширяется. Совсем недавно отдельные направления деятельности религиозных организаций были запрещены законом, а сегодня являются значимыми и востребованными. Так, например введение в систему образования предмета «Основы православной культуры и светской этики», разработка и реализация программ направленных на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, возросла потребность общества и в социальном служении. Каковы же основные направления и формы социального служения религиозных организаций в наши дни на примере Омской области? Изучив официальные сайты религиозных организаций Омской области, их отчёты, уставы, деятельность религиозные организаций можно представить в виде таблицы 2.

 

 Таблица 2.

Основные направления и формы социального служения религиозных организаций в Омской области.

Основные направления социального служения религиозных организаций города Омска

Основные формы социального служения Религиозного учреждения Омского отделения благотворительной католической организации «Каритас»

Основные формы социального служения Русской православной церкви

Основные формы социального служения Церкви христиан веры Евангельской Омской области

Сотрудничество с местными органами власти и общественными институтами

 

фестиваль древнерусской культуры;

творческие вечера;

открытие центра по изучению государственно-конфессиональных отношений;

фестиваль казачьей культуры; фестиваль «Преображение»;

Евангелие добрых дел «Спасенный для служения»;

акции по уборке снега, участие в субботниках;

Кормление

выдача продуктов питания;

социальная столовая;

Обеды для бедных «народная столовая»;

социальная столовая;

выездные пункты горячего питания;

Деятельность в медицинской сфере

социальное отделение в ГБ №9;

патронатная служба;

праздничные мероприятия, посвященные дню пожилого человека в ГБ №7;

 

Церковь и пенсионеры

выдача одежды;

консультирование по социальным проблемам;

клуб пенсионеров «Святых Ихакима и Анны»;

акция «Оптика»;

фольклорно-этнографическая студия «Сретение»;

 

Приюты

социально-медицинская служба для бездомных;

неделя милосердия;

дом ночного пребывания;

реабилитационный центр наркозависимых;

весенняя конференция для заключенных «Дорога домой»; миссия «Северное сияние»;

Религиозное образование и работа с молодежью

центр развития семьи «Мой малыш»;

детский центр «Страна радости»;

школа юных органистов;

центр образования с гостиничным комплексом;

 

конференции «День православной книги»;

«Дело крещения Руси не завершено»; «Россия и язычество: мифы и реальность»;

Семинары «Духовные и культурно-исторические традиции зимних православных праздников»; «Молодежное служение»;

олимпиада по «Основам православной культуры»;

православный лагерь «Преображение»;

круглый стол «Актуальные проблемы церковно-общественных отношений»;

диспут о гражданских браках;

рождественские чтения;

православный подростковый лагерь «Стрела»;

молодежные встречи по воскресеньям;

летняя молодежная школа «Вера и дело»;

детское служение;

молодежное служение;

молодежные встречи «Будь счастлив»;

 

Работа со средствами массовой информации, издательская деятельность

 

авторская программа «Вера и слово»;

в эфире ГТРК «Омск» программа «Благовест»;

ежемесячный выпуск журнала «Покаяние»

Социальная помощь нуждающимся семьям, инвалидам

социальная акция «Корова»;

швейный отдел;

акция «Дари тепло»;

акция «Оптика»;

митрополичья Рождественская елка;

конкурс «Рождественских рисунков»;

домашние группы;

женское служение;

 

 

Анализируя деятельность религиозных организаций Омской области можно сделать вывод, что социальное служение религиозных организаций находится на стадии становления. Многие религиозные организации в основном православного прихода ограничиваются совершением религиозных обрядов, таинств. Отдельные религиозные организации и вовсе заняты строительством, ремонтом или сбором денежных средств на эти цели. Отдельные религиозные организации (мусульмане, иудеи, армянские общины, буддийские, евангельские, баптисты, католики) уделяют особое внимание тем проблемам, решение которых плохо или совсем не удаётся государству. Отдельные прихожане оказались не готовы помогать и разделять страдания других. Наблюдается изолированность верующих и духовенства в приходах. У священнослужителей наблюдается отсутствие желание помощь, сделать доброе дело. Очень часто можно слышать ответ церковь должна зарабатывать, должна, на что-то существовать.

 Это на наш взгляд можно объяснить погоней не за качеством работы, а за количеством открытых приходов. От психологического климата и отношения к прихожанам со стороны служителей религиозных организаций, от основных положений вероучения и форм работы зависит, востребованной ли окажется религиозная организация и будет ли потребность в её функционировании или она останется лишь частью истории. Важно чтобы социальное служение реализовывалось через действенные формы, а не ограничивалось конференциями, лекциями, круглыми столами, конференциями.

Социальное служение религиозных организаций это потребность общества, индивида, государства. Следовательно, органы государственной власти должны способствовать расширению и развитию этого явления. Социальная деятельность религиозных организаций нуждается в поддержке и помощи со стороны органов власти.

Анализируя представленную таблицу можно убедиться, что социальное служение Русской православной церкви имеет под собой богатую историю. Однако перенять опыт социального служения православных храмов будет затруднительно, так как во многих приходах социальная работа не ведётся. Создавать видимость Русской православной церкви удаётся благодаря особой роли в истории России и снисходительным отношением со стороны органов государственной власти. Сказанное можно подтвердить и договорными отношениями с исполнительными органами власти Омской области, которые были достигнуты только с Русской православной церковью. В настоящее время на правительственном уровне Омской области обсуждается проект договора с митрополией Русской православной церкви.

Социальное служение католических религиозных организаций Омской области напоминает профессиональную социальную работу в сравнении с Русской православной церковью. Католическая церковь за время своего существования приобрела значимый опыт социального служения. Католики применяют в своей религиозной деятельности различные формы и технологии направленные на оказание материальной и психологической помощи нуждающимся. В представленных отчётах католические религиозные организации очень подробно освещают социальную работу, которая проводится ежедневно.

Социального служения Церкви христиан веры Евангельской Омской области выстраивается на миссии, направленной на спасение душ от наркотиков, алкоголя. Евангельские общины плодотворно работают с социально неблагополучными семьями, с лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Верой к богу они возвращают потерянную молодежь в общество. Что, несомненно, является важным и значимым в современном социально-политическом процессе.

Таким образом, активное участие религиозных организаций в социально-политическом процессе задают новый угол государственно-конфессиональных взаимодействий направленных на объединение социальной работы государственных учреждений и социального служения. Подобная интеграция внесёт новые формы действенной, оперативной востребованной помощи для малоимущих социально незащищенных категорий населения. Даёт возможность для взаимообогащения, учёта, изучения, передачи накопленного опыта в социальной сфере.

Сегодня религиозная организация стала значимым институтом гражданского общества, приобрела большой опыт социального служения. Теперь место религиозной организации в государстве будет зависеть от единоличного, фактического места религии в общественно-политическом процессе, и осмысления дальнейшего вектора развития в области социального служения. Религиозной организации необходимо понять, в чём заключена обязанность, и каковы в настоящее время её цель и задачи.

 

Литература

 

1.                  Бовченюк О. «Нравственность. Духовность. Личность» // Омская правда. -2010. №95. – С.3

2.                  Васильева С. Простые истины согласия // Омский вестник. – 2009.№110. – с.16

3.                  Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с.

4.                  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – 874 с.

5.                  Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В.И. Веремчук. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 254 с.

6.                  Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.

7.                  Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. [Текст] М: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.

 

Поступила в редакцию 19.08.2013 г.



[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 143.

[2]

[3] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 579.

[4] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 174.

[5] Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – с.723

[6] Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – с.713

[7] Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – с.533

[8] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с.358.

[9] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с.854.

[10] Васильева С. Простые истины согласия//Омский вестник. – 2009.№110. – с.16; Бовченюк О. «Нравственность. Духовность. Личность»// Омская правда. -2010.№95. – С.3.

[11] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с.861,676.

[12] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 288.

[13] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 796.

[14] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 358.

[15] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 287.

[16] Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – с. 467.

[17] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 249.

[18] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 236.

[19] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 313.

[20] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 53.

[21] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 437.

[22] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 744.

[23] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 441.

[24] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 779.

[25] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 912.

[26] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 761.

[27] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – с. 675.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.