Сущностная характеристика акмеологической среды, обеспечивающей профессиональное становление скрипачей
Татаринцев Никита Алексеевич,
соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Обучение игре на скрипке связано с рядом определенных особенностей, что отличает путь будущих профессиональных скрипачей не только от других профессий, но и в определенной степени от профессионального пути других музыкантов.
Развитие профессионала в акмеологической среде – это поэтапный процесс формирования и преобразования компонентов профессионализма при взаимодействии с акмеологической средой. Влияние акмеологической среды – воздействие особого социума, системы высшего порядка, включающей изменяющиеся условия, факторы, акмеологические детерминанты, поля и пространства профессионального развития, а также освоенное личное окружение, представление профессионала о нем и его оценку [1].
Формирование акмеологической среды профессиональных скрипачей имеет ряд особенностей, важнейшей из которых является необходимость начинать обучение игре на скрипке будущего профессионала с самого раннего возраста. Обучение музыке начинают обычно в период дошкольного детства, поскольку к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей. Исследователи музыкальных способностей пишут (Фарбер Д.А., Алферова В.В.), что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к их развитию.
Акмеологическая среда в первый начальный обучения носит формирующий характер с появлением первых признаков «акме», развивающим эффектом (деятельность совместная, активная социально-профессиональная); взаимодействие – разделенные и имитируемые действия. На этапе индивидуализации и самоактуализации формируются поддержанные действия, расширяющие инициативу профессионала до сфер контроля, оценки процессов и результатов, побуждающие к самостоятельному выбору целей и определению смысла продуктивной деятельности [2].
Исходя из необходимости начала обучения в раннем возрасте, сложно недооценить значимость этого периода обучения.
На этом этапе необходимо определить способности и возможности будущего скрипача. Леопольд Ауэр писал: «Родители или те, кому поручено первоначальное воспитание ребенка, слишком часто упускают из виду всю серьезность положения, когда они с легким сердцем выбирают для своего питомца музыкальную карьеру и инструмент, долженствующий принести ему славу и богатство <…> Ореол великих артистов настоящего и прошлого времени подстрекает их честолюбие, и, отказываясь последовать совету лиц, знающих по опыту о случайностях подобного предприятия, они решительно склоняются к излюбленной и всецело овладевшей ими идее» [3].
Как показывают исследования, традиционно организованное музыкальное обучение не всегда способствует развитию музыкальных способностей, увеличение часов, отведенных детям на занятия искусством, не всегда заканчивается положительным результатом, проявляющимся в потребности общения с ним (Л. П. Маслова, Л. В. Горюнова). Это часто обусловлено тем, что в обучении большая часть времени уделяется исполнительским движениям.
Организация музыкальной деятельности как учебной зачастую не привлекает внимания детей, не актуализирует у них интереса к музыке. Как отмечает B.C. Мухин [4], чувства малыша по своей силе, страстности могут быть сильными, но они чаще всего не стойки и очень часто бывает так, что ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение интересной для него работы.
Вследствие того, что дошкольный возраст особенно сензитивен в отношении музыкальности, важным условием развития музыкальных способностей является их развитие на ранних этапах онтогенеза [5].
Необходимость интеграции будущего скрипача в специфическую акмеологическую среду является ключевым фактором для успешного профессионального развития и становления. На этом этапе важны не только способности (которые так или иначе можно развить в дальнейшем в процессе обучения), но и заинтересованность ребенка в музыке.
Уровень музыкального образования играет важнейшую роль в профессиональном становлении скрипача и является основным ресурсом формирования акмеологической среды на данном этапе.
В нашей стране имеется разветвленная сеть профессионального музыкального образования, включающая в себя тысячи музыкальных школ, сотни музыкальных училищ, десятки музыкальных вузов. Еще шире сеть общего музыкального образования, связанная с десятками тысяч общеобразовательных школ и музыкальных студий, огромным количеством самодеятельных музыкальных коллективов.
Однако, музыкальное образование имеет и определенные недостатки, которые в содержании музыкального образования и воспитания существенно понижают социальную отдачу этой огромной системы, обуславливают ее внутреннюю зацикленность. Известно, например, что система подготовки кадров в основном работает на самопроизводство, что концерты многих профессиональных музыкантов-исполнителей собирают лишь слушательскую аудиторию, состоящую из специалистов-музыкантов соответствующего профиля. Налицо факт известного превращения музыкального искусства для народа в искусство для искусства.
В процессе обучения скрипача в музыкальной школе и далее в училище акмеологическая среда приобретает преобразующе-созидательные формы, характеризующиеся трансформацией за счет влияния личности на среду, коррекцией ее мотивационной сферы. Профессионализм на этапе адаптации – набор индивидуально проявляемых качеств: стремление осознать и реализовать личностный потенциал, создание положительного образа «Я» (проявление интеграции гностического, волевого, организационного компонентов); стремление принадлежать сообществу профессионалов (проявление социально – перцептивного компонента); осознание себя как личности и индивидуальности; стремление помогать другим как цель жизни, организовывать сотрудничество как стиль жизни и совершенствовать созидательное действие как содержание цели жизни (интеграция организаторского, операционального, прогностического и других компонентов) [2].
Следующим этапом развития и становления профессионального скрипача является обучение в ВУЗе.
На этом этапе формируется еще один важный для профессионального музыканта аспект акмеологической среды – рефлексивный, связанный с творческим раскрепощением личности, системой развивающих отношений, отличающейся сменой зоны доминанты: во взаимодействии суперпрофессионал осуществляет средообразующую функцию; поведенческая тенденция проявляется в установке на ее позитивное изменение, осознание того, что позитивное направление развития социума должно обеспечивать возможность свободного личностно-профессионального развития, выработку индивидуального способа жизнетворчества, актуализацию конструктивного потенциала; реализуются потребности высокого уровня [2]. Особенности рефлексии в профессиональной деятельности музыкантов затрагиваются в научной работе А.М. Гальберштам.
Рефлексия является неотъемлемым свойством сложных систем, причем степень развитости рефлексии находится в отношениях прямой зависимости со степенью сложности системы. Это позволяет исследователям говорить о системообразующей роли рефлексии в сложных системах.
Основными характеристиками рефлексии являются:
а) связь рефлексии с осмыслением реальности (как внешней, так и внутренней по отношению к субъекту), с процессами смыслообразования;
б) неразрывная связь рефлексии с «Я», с сознанием, с глубинной сущностью человеческого существа как микрокосмоса;
в) рефлексия выступает средством интеграции познанного – новой информации, опыта – в личностный контекст, средством приращения знания.
В существующих традициях психологического изучения творчества рефлексии отводится одна из ведущих ролей в творческом процессе. Причем представления о содержании этой роли колеблется: от рассмотрения рефлексии в качестве необходимого условия протекания творческого процесса до приписывания ей статуса центрального, ядерного момента творчества.
А.М. Гальберштам были сделаны следующие выводы касательно рефлексии:
· развитая профессионально-личностная и операциональная рефлексия является необходимым условием эффективной деятельности музыканта-исполнителя;
· для наиболее эффективных музыкантов-исполнителей характерно не только высокое развитие рефлексии, но и доверие к интуитивным процессам, благодаря которому достигается гибкий баланс этих компонентов в условиях сценического выступления.
· высокий уровень рефлексии музыкантов-исполнителей обеспечивает совпадение сознательных и неосознаваемых представлений об эффективности их профессиональной деятельности [6].
На основании изложенного можно выделить следующие основные особенности формирования акмеологической среды на разных этапах. Акмеологическая среда в первый начальный этап обучения носит формирующий характер; в процессе обучения скрипача в музыкальной школе и далее в училище, акмеологическая среда приобретает преобразующе-созидательные формы; на этапе обучения в ВУЗе происходит формирование рефлексивного аспекта.
Формирование акмеологической среды профессиональных скрипачей имеет ряд особенностей, важнейшей из которых является необходимость начинать обучение игре на скрипке будущего профессионала с самого раннего возраста. При этом для успешного становления скрипача как профессионала необходима его интеграция в акмеологическую среду на всех этапах его обучения.
Литература
1. Деркач A.A., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала: Монография / РосНОУ. Воронеж: Научная книга, 2006.
2. Соловьев И.С. Развитие профессионала в акмеологической среде. Специальность 19.00.13, Москва, 2011.
3. Моя школа игры на скрипке, Л.Ауэр, Издательство Композитор, Санкт-Петербург, 2004 г.
4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999.
5. Могилина Е.В. Психологические условия развития музыкальных способностей. Специальность 19.00.01, Новосибирск, 2005 г.
6. Гальберштам А.М. Взаимосвязь проф. Рефлексии и эффективности муз.-исполнительской деятельности студентов, специальность 19.00.07, Москва, 2001.
Поступила в редакцию 28.12.2012 г.