Психологическая устойчивость при столкновении с критическими ситуациями в юношеском возрасте
Шейко Анастасия Александровна,
преподаватель кафедры практической психологии Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, Украина.
Psychological stability of youth in critical situations
A. O. Sheyko.
Статья рассматривает актуальную тему психологической устойчивости личности. В ней дается общая характеристика устойчивости личности и критических ситуаций. Представлены результаты разработки авторской методики, установлены ее валидность и надежность. Демонстрируются результаты ее апробации.
Ключевые слова: устойчивость личности, критическая ситуация, стресс, стрессоустойчивость, юношеский возраст.
This article is devoted the actual topic of psychological stability and critical situations. In it provide the general characteristic of stability, youth and critical situations. Presents the results of the author's methodology, established its validity and reliability, the results of testing the methodology.
Постановка проблемы
В современном мире, в связи повышением темпа жизни, ожиданиями каждого из нас, более динамичными изменениями важной характеристикой человека становится его способность к адекватному реагированию на критические ситуации, в которые он попадает в повседневной жизни с сохранением работоспособности, т.е. психологическая устойчивость.
Анализ исследований и публикаций.
Проблема психологической устойчивости интересовались многие отечественные и зарубежные исследователи. Зарубежные авторы склонны использовать термин стрессоустойчивость (Г. Селье, Г. Лазарус, М. Борневассер, Р. Бернс) в отечественной психологии используют термины эмоциональная, психическая и психологическая устойчивость личности (Л. М. Аболин, И. Г. Малкина-Пых, В. А. Бодров, В. И. Мясников и др.). Но недостаточно проработанными остаются вопросы структуры психологической устойчивости личности в целом и в юношеском возрасте в частности.
Задачи статьи:
1. Общий анализ понятий устойчивости личности и критической ситуации
2. Раскрытие содержания упомянутых выше понятий
3. Приведение результатов апробации авторской методики.
Актуальность исследования психологической устойчивости обусловлена тем, что в наше время существует много стрессоров, влияющих на эмоциональное, когнитивное состояние и на жизнь личности в целом.
Практическая значимость данного исследования связана с избранием юношами и девушками неоптимальных средств при решении задачи стремления к психологической устойчивости.
Целью исследования является общий теоретический анализ проблем устойчивости личности и критической ситуации, а также разработка и апробация методики исследования устойчивости личности.
Психологически устойчивая личность проявляет устойчивость к фрустрационным и стрессогенным воздействиям сложной ситуации. Психологически неустойчивая личность проявляет дезорганизационное поведение, загоняя себя в угол. Дезорганизационное поведение приводит к усилению стрессового состояния, а это в свою очередь приводит к еще более дезорганизационному поведению.
К сожалению, мы не можем вычеркнуть сложные ситуации ни из процесса воспитания, ни социализации, ни из жизни в целом. А поэтому проблема устойчивости и неустойчивости личности и критической ситуации была и остается актуальной в наше время.
Юношеский возраст является одним из наиболее важных и ответственных периодов становления личности. В эти годы (15 - 22 года) происходит становление основных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в дальнейшем будут опосредовать особенности жизненного пути человека, его жизненные планы, уровень профессиональных достижений, самосознание и само отношение, готовность к семейной жизни. Дело идет о мировоззрении, системе ценностных приоритетов, идентичности, профессиональном и нравственном самоопределении. Но развитие этих личностных структур происходит неравномерно и отличаются индивидуальностью и своеобразием. Поэтому личность в юности остается неустойчивой. Неустойчивость может проявляться поведенчески (смена видов деятельности, отказ от учебы и т.д.), мотивационно (потеря одних интересов и появление других и т.д.), эмоционально (эмоциональная неустойчивость), коммуникативно (разрыв с отношений друзьями, родными и т.д.). Проявления неустойчивости в юношеском возрасте могут приводить к снижению эффективности учебной и трудовой деятельности, сопровождаться ухудшением отношений с другими людьми, потерей физического и душевного здоровья, частым возникновением критических ситуаций в общении.
Критические ситуации - это те ситуации, которые могут привести к кризису, как к более глубокой реакции на критическую ситуацию.
В качестве примера критических ситуаций могут выступать: смерть близкого человека, разрыв эмоциональных связей, внутренний конфликт, изменение социального статуса, ухудшение материального положения, тяжелое заболевание, отделение от родителей, друзей, брак, беременность и прочее.
Можно выделить два типа критических ситуаций:
1. Ситуация, что может привести к серьезным осложнениям в реализации жизненного замысла. Но она не является тупиковой, потому что есть возможность возврата к обычному течению жизни.
2. И ситуация, которая является собственно кризисом, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Все это приводит к построению новых ценностей, нового Я – концепции.
Возможна типология критических ситуаций:
1. Отдельное жизнедеятельное отношение характеризуется деятельным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость реализации мотива. При нормальных условиях личность будет испытывать трудности. Типом критической ситуации при этом будет фрустрация.
2. Внутренний мир характеризуется сознательным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость во внутренней согласованности. При нормальных условиях личность чувствует сложность, а типом критической ситуации в этом случае конфликт.
3. Жизнь как целое характеризуется волевым типом активности. Основой является внутренняя необходимость в реализации жизненного замысла. При нормальных условиях личность испытывает трудности и сложность, а типом критической ситуации будет кризис.
Кризис – это состояние человека, когда блокируется его целенаправленная жизнедеятельность, явления, которые угрожают удовлетворению потребностей, проблема, от которой невозможно убежать, а также решить быстро или обычным способом.
Надо отметить, что критические ситуации – это динамическое явление, а не застывшее (реакции, возникшие вследствие фрустрации, могут конфликтовать с моральными установками личности) [1].
Проводя анализ смежных понятий критической ситуации, нами было выделено понятие стресс, как наиболее подходящее для нашего исследования.
Эмоциональный стресс опосредован сложными психологическими процессами под влиянием психологических стрессоров или стрессогенной ситуацией в целом. Вышеуказанные процессы обеспечивают оценку и сравнение стимула с предыдущим опытом. Когда при такой переработки возникает ощущение угрозы, то стимул превращается в стрессор. Частой причиной этого является несоответствие между потребностями субъекта и требованиями окружающей среды, а также ресурсами субъекта (психическими и физическими), которые необходимы для удовлетворения потребностей. Стрессоры, значимые для возникновения эмоционального стресса бывают: физические, психические, а также ситуации, в которых ощущение угрозы, связанное с прогнозированием стрессогенных ситуаций. Индивидуальная подверженность стрессу уменьшается, когда дело идет об экстремальных, чрезвычайных ситуациях, каких-либо катастрофах, войнах, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает не у всех пострадавших. Но при этом какие-то повседневные события могут привести к расстройству здоровья и развития эмоционального стресса. В качестве примера можно привести следующие битовые ситуации: потеря близких, отношений, имеющих значение, болезни, конфликты, ситуации с большим напряжением. Как видим, это те же примеры ситуаций, ведущих в первом случае к кризису, а в другом к стрессу. Так что можно утверждать, что эти два понятия в данном случае являются синонимами. Также доказательством сделанного вывода служит определение стресса как неспецифической реакции организма на требования, выдвинутые к нему.
Вероятность стресса увеличивается из-за индивидуально значимых жизненных событий. Одной из самых значимых причин возникновения стресса является фрустрация. При повышении фрустрационной напряженности вероятность появления психического стресса зависит от стрессоустойчивых качеств личности. Такие черты личности объединяются в такое понятие как «чувство когерентности», которое повышает возможность противостояния стрессогенным факторам. В данной ситуации важно интегрированное поведение. Чем выше интеграция поведения, тем легче происходит преодоление стрессогенных ситуаций [3].
При борьбе с кризисами и стрессами ведущее значение имеет такое свойство личности как стрессоустойчивость.
Она является необходимым свойством, позволяет сохранить физическое и психическое здоровье. Актуальным в изучении стрессоустойчивости является изучение индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность адаптации в обществе. В качестве синонима к стрессоустойчивости называется эмоциональная устойчивость [4].
Эмоциональная устойчивость отвечает за уменьшение отрицательного влияния сильных эмоциональных переживаний, предупреждения стресса, активацию готовности к действиям в критических ситуациях.
Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости в отечественной психологии:
1. Возведение эмоциональной устойчивости к воли.
Эмоциональная устойчивость в этом подходе объясняется как способность управлять возникающими эмоциями во время деятельности.
2. Эмоциональная устойчивость как интегрирующее свойство личности.
Включает в себя взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных аспектов психической деятельности, что обеспечивает лучшее достижение цели в критической эмоциональной обстановке.
3. Эмоциональная устойчивость как свойство темперамента.
В этом подходе подчеркивается роль эмоционального возбуждения в критических условиях деятельности.
4. Характеристики эмоциональной устойчивости.
Для этого подхода важны в первую очередь качества и свойства эмоционального процесса в критической ситуации.
Согласно исследованию авторов статьи «О подходах изучения экстремальной устойчивости»
а) эмоциональными детерминантами, влияющими на эмоциональную устойчивость являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результатов, эмоции и чувства, которые ощущаются в данной ситуации, эмоциональный опыт человека;
б) эмоциональная устойчивость как свойство личности состоит из следующих компонентов:
· мотивационный,
· эмоциональный опыт личности,
· волевой,
· интеллектуальный [2].
Мы увидели, что стрессоустойчивость - это важная сторона личности, поскольку она дает возможность человеку относительно спокойно принимать все изменения, а также это умение эффективно действовать в нестабильных критических условиях. Так как не существует устойчивости одной для всех, по моему мнению, нужно еще выделять стрессоустойчивость к определенному типу критической ситуации.
Таким образом, в нашем исследовании мы исходили из положения о том, что устойчивость или неустойчивость личности может проявляться в различных сферах жизни поведенчески, мотивационно, эмоционально, коммуникативно.
Исходя из этого мы поставили цель диагностики устойчивости или неустойчивости личности в различных сферах. Нами были сформулированы 70 первичных утверждений, вероятно отражающих различные аспекты личности и ее жизни. Каждому утверждению соответствуют 6 вариантов ответа: «полностью не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен».
Изложение основного материала исследования
Выборку составляют 151 человек – студентов ХНПУ им. Г. С. Сковороды и среди них – 133 девушки и 18 юношей. Возраст исследуемых составляет 17-23 года.
Задачей исследования было создать авторскую методику исследования психологической устойчивости в различных сферах жизни и личности.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Перед Вами утверждения, характеризующие различные сферы Вас и Вашей жизни. Оцените насколько верно утверждение для Вас от 1 до 6, где 1 - «полностью не согласен», а 6 - «полностью согласен».
Обработка данных осуществлялась с помощью пакета StatSoft STATISTICA6.
Надежность методики.
Первое, что было сделано в обработке сырых данных, была проверка внутренней согласованности методики. Для этого рассчитывалась статистика альфа Кронбаха для всех 70 пунктов. Размер альфа Кронбаха для шкалы из 70 утверждений составила 0,873, что является выше, чем минимально приемлемая величина, равная 0,7.
Установлено, что пункт 5 «Тех, кто придерживается одних и тех же взглядов на жизнь, считаю чудаками: жизнь меняется и нужно уметь приспосабливаться» ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности, при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,874. Также ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности пункт 24 «За свою жизнь я уже несколько раз менял свои убеждения» при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,875. Пункт 26 «В этом мире я могу полагаться только на себя» ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности, при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,874. Пункт 27 «Я веду себя за столом у себя дома также как в гостях» ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности, при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,874. Пункт 34 «Для меня важно, чтобы моя работа не противоречила моей жизненной позиции» ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности, при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,874. Пункт 66 «Если бы у меня появился двойник, я бы охотно общался с ним» ухудшает психометрический показатель одномоментной надежности, при его удалении альфа Кронбаха составляет 0,875.
Следующей задачей, которая была нами поставлена, является оценка вклада каждого утверждения авторской методики в общую сумму баллов. Таким образом можно узнать слабые и сильные стороны опросника и его эффективность в целом. Для этого нами был использован метод корреляции Кендела.
Установлено, что для пункта 22 «Было так, что мое мнение расходилась с мнением большинства окружающих» τ = 0.16, р> 0.05. Так что этот пункт должен быть удален. Установлено, что для пункта 23 «Ничто не может повлиять на осуществление моих планов, если я решил их осуществить» τ = 0.14, р> 0.05. Так что этот пункт также должен быть удален. Тоже самое касается пункта 32 «Напряженное окружение никак не влияет на мою работоспособность» и пункта 62 «Я ни чем не хуже других» их τ = 0.10, р> 0.05.
Для пунктов 4, 6,12, 13, 17, 19, 40, 43, 68 значения асимметрии и эксцесса указывают на значительное отклонение от нормального распределения, это свидетельствует о крайнем согласии или несогласии относительно этих пунктов исследуемыми, следовательно, их можно удалить с конечной версии опросника.
Конструктная валидность методики.
Для выявления внутренней структуры нами был проведен факторный анализ, что позволило нам определить факторный состав и факторные нагрузки результатов опросника. В ходе выполнения работы было выделено следующие четыре фактора.
Первый фактор (информативность 11,30%) образовали пункты: 55, 9, 63, 70 (представлены в порядке уменьшения факторной нагрузки). Содержание пунктов, образовали данный фактор (например, пункт 55 «У меня чувствительный и беспокойный сон») указывает на то, что он может быть обозначен как фактор внутренней картины здоровья.
Второй фактор (информативность 9,70%) объединил следующие пунктами: 18 10 33, 50, 60 (также перечислены в порядке убывания факторной нагрузки). Психологическое содержание пунктов, образовали этот фактор (показательный пункт 18 с наибольшей нагрузкой (0,62) «Я всегда знаю, чего хочу», он может быть обозначен как мотивационный фактор.
Третий фактор (информативность 8,10%) объединил следующие пунктами: 39, 1, 51, 61 (также перечислены в порядке убывания факторной нагрузки). Психологическое содержание пунктов, образовали этот фактор (показательный пункт 39 с наибольшей нагрузкой (0,55) «Когда я в ярости, то не могу контролировать собственную речь» может быть обозначен как эмоционально-волевой фактор.
Четвертый фактор (информативность 7,10%) объединил следующие пунктами 48, 58, 42 (также перечислены в порядке убывания факторной нагрузки). Кроме указанных пунктов, вошедших в данный фактор, достаточно значительный показатель факторной значимости имеет пункт 54, который мы также условно относим к содержанию фактора. Психологическое содержание пунктов, образовали этот фактор (показательный пункт 48 с наибольшей нагрузкой (0,57) «Бывает, что я горжусь собой, а затем ругаю себя из-за незначительной неудачи» заключается в том, что он характеризуется как фактор самооценки.
Таким образом в конечном варианте методики диагностики психологической устойчивости личности четыре фактора: внутренняя картина здоровья (4 пункта), мотивационный (5 пунктов), эмоционально-волевой (4 пункта), и фактор самооценки (4 пункта). Данный психодиагностический опросник полностью соответствует требованиям психометрического обоснования личностных опросников.
Ретестовая надежность опросника.
Повторное тестирование одной и той же выборки (50 человек) было проведено через три недели. Корреляция между результатами двух тестирований оказалась на уровне r = 0,728, что свидетельствует о достаточно высокой ретестовой надежности опросника.
Таблица 1.
Описательные статистики «Методики диагностики психологической устойчивости личности».
|
Среднее значение |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Стандартное отклонение |
Внутренняя картина здоровья |
15,631 |
7 |
24 |
3,102 |
Мотивационный |
21,513 |
5 |
30 |
4,502 |
Эмоционально – волевая сфера |
17,561 |
6 |
24 |
3,547 |
Самооценка |
18,932 |
7 |
24 |
3,981 |
Дискриминативная валидность методики диагностики психологической устойчивости личности проверялась определением корреляционных связей показателей психологической устойчивости с показателями эмоционального интеллекта, мотивационных достижений, мотивационных отношений, невротизации и психопатизациии. Установлена положительная связь между эмоционально-волевой сферой и показателями эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсин (0,74, р <0,01). (0,72, p <0,01), между показателями мотивации достижений и мотивацией отношений и показателями мотивационного компонента психологической устойчивости личности. Отрицательные связи между показателями невротизации и психопатизации и всеми показателями психологической устойчивости личности (0,34 и -0,43, р <0,01 соответственно).
Выводы
Теоретическая модель психологической устойчивости в юношеском возрасте в нашем исследовании представлена такими компонентами как: внутренняя картина здоровья, мотивационный, эмоционально-волевая сфера и самооценка.
Стандартизация методики диагностики показала высокую надежность и валидность. Методика имеет достаточно высокую ретестовую надежность и может быть использована для диагностики указанных компонентов психологической устойчивости личности.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке теоретического обоснования и практического подхода к преодолению проблемы психологической неустойчивости личности в юношеском возрасте и без учета возраста.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. – 702 с.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200с.
3. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению экстремальной устойчивости // Вопросы психологии. 1990, № 1, с 106-132.
4. Соколова Э.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. 1996, № 1 (9), С. 5-25.
5. http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=26.
Поступила в редакцию 17.07.2013 г.