ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере студенток медицинского училища

 

Хабусева Марина Сергеевна,

преподаватель психологи, заведующая отделением Харьковского базового медицинского колежда№1,

соискатель Харьковского педагогического университета им. Г. И. Сковороды.

Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент

Головнева Ирина Владимировна.

 

Исследование мотивационной сферы личности традиционно связано с исследованием потребностей. Однако, до сих пор в психологи нет ясности в вопросе соотношения потребностей и мотивов. Так, само определение мотива предполагает исследование или осознанной потребности или предмета потребности. Кроме того, одному мотиву может соответствовать целый ряд потребностей и наоборот, одна потребность может реализовываться через ряд мотивов [2, с. 219].

Учитывая социальную природу человека, которая накладывает отпечаток на все без исключения ее потребности, и, рассматривая человеческую личность, согласно концепции Б.Г. Ананьева, как субъекта труда, общения и познания к основным социальным потребностям можно отнести потребность в трудовой активности, в контактах с другими людьми, в получении новой информации [1, с. 9].

Как отмечает А.Л. Свенцицкий, существуют большие индивидуальные различия в потребностях личности. Кроме того, характер побуждения к труду у одного и того же человека постоянно меняется вместе с возрастом, интеллектуальным, моральным и эмоциональным развитием. Таким образом, мотивы деятельности личности постоянно меняются под влиянием как объективных, так и субъективных факторов [10, с. 44-53].

Вообще, для профессиональной деятельности необходима потребность в профессиональном труде. Но, наряду с потребностью к труду у человека присутствуют и другие потребности - в обеспечении своей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному социальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, и т.п. [9, с. 25-28]. Сама по себе потребность еще не определяет характер профессионального труда, потому, что и сама потребность удовлетворяется по-разному в зависимости от ценностных ориентаций личности.

Планируя свое будущее, намечая конкретные события – планы и цели, человек опирается, прежде всего, на определенную иерархию ценностей, представленную в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно связанны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями [3, 4, 6, 13, 12]. В.С. Мерлин указывает на то, что индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, сказывается на отношении к людям, к обществу и к самому себе [7, с. 204]. Итак, ценности выступают ориентирами деятельности для личности, образуют его аксиологическую направленность [5; 132].

А.В. Капцов и Л.В. Карпушина, разрабатывая проблематику аксиологической направленности личности, обосновывают ее дифференциацию на положительную и отрицательную, гуманистическую и прагматическую. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), по мнению авторов, указывает на важность для личности всего того, что связано с человеком и гармонизацией отношений с другими людьми. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других). В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляються указанные виды направленности, А.В. Капцов и Л.В. Карпушин выделяют сферу профессии, сферу обучения и образования, сферу семьи, общественной жизни и увлечений [5, с.42].

Следовательно, потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и т.д.), или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельностью (заработок, льготы и т.д.) [11].

Таким образом, приоритет тех или иных потребностей у медицинских сестер на разных этапах профессионального становления будет выделять их среди других сообществ.

Так, для исследования особенностей профессионально важных качеств на разных этапах профессионального становления были сформированы следующие экспериментальные группы:

1 группа – студенты 1 курса Харьковского базового медицинского училища № 1, в возрасте от 17 до 25 лет, девушки, в количестве 32 человека. Для этой группы характерны выбор профессии медсестры, подготовка для поступления в учебное заведение соответствующего профиля и начало обучения по выбранной специальности. Девушки этой группы приложили немало усилий для вступления. Нередко теоретическая подготовка сочеталась с практикой – работой в медицинских учреждениях перед вступлением в училище.

2 группа – студентки 2 курса Харьковского базового медицинского училища № 1, в возрасте от 18 до 25 лет, девушки, в количестве 160 человек. Для данной группы характерно приближения к завершению обучения по выбранной специальности и необходимость выбора – продолжить обучение и поступить в медицинский вуз, или практическая деятельность по специальности.

Отметим, что обучение в профессиональном училище продолжается только два года и поэтому и на первом, и на втором курсе встречаются студенты, которые разочаровались в выборе профессии. Но, в отличие от вузов, где кризис и добровольное отчисление из вуза приходится, в основном, на второй курс, в училищах, из-за небольшого срока обучения и немалых усилий, затраченных на поступление, студентки, как правило, продолжают обучение до конца.

Для исследования сферы потребностей использовалась «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной).

Данная методика имеет форму опросника [8]. Она позволяет диагностировать такие установки в мотивационной сфере как:

-                     «Ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированые на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности.

-                     «Ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат – одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

-                     «Ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

-                     «Ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Умеренная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем, это довольно часто встречается среди людей «интеллигентных профессий».

-                     «Ориентация на труд». Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпусков и т.д. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то другие занятия.

-                     «Ориентация на свободу». Главная ценность для этих людей – это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже – это сочетание «свободы» и «денег».

-                     «Ориентация на власть». Эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто – это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

-                     «Ориентация на деньги». Обычно проявляется в двух противоположных случаях, когда деньги есть и когда выражен их дефицит.

Кроме того, методика позволяет выявить уровень и гармоничность ориентации. Так, если все ориентации выражены сильно и в равной степени, то можно говорить о высокой мотивации и гармоничной ориентации.

При чрезмерно низких показателях по всем шкалам ориентаций можно говорить о низкой мотивированности.

При низкой выраженности одних ориентаций и высокой – других, можно предположить дисгармоничность ориентаций.

Результаты исследования специфики установок в мотивационно-потребностной сфере у студентов 1-х и 2-х курсов представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1.

Показатели выраженности установок в мотивационно-потребностной сфере у студентов 1-х и 2-х курсов (в условных баллах).

Наименования ориентаций

1группа 1 курс

2 группа 2 курс

Ориентация на процес

8,59±2,81

6,34±1,84

Ориентация на результат

6,22±2,18

5,51±1,64

Ориентция на альтруизм

8,22±4,24

5,30±1,99

Ориентация на эгоизм

4,00±2,06

4,05±1,98

Ориентация на труд

4,66±1,96

5,10±1,91

Ориентация на свободу

6,22±2,15

5,95±1,92

Ориентация на власть

2,63±2,27

3,51±2,16

Ориентация на деньги

3,72±1,92

4,04±1,78

 

«Ориентация на процесс» является наиболее выраженной у первокурсников - 8,59 ± 2,81. По этому показателю они значительно отличаются от от второкурсников - t = 4,34, p ≤ 0,001.У первокурсников также более выражена «Альтруистическая ориентация» - 8,22 ± 4,24. По этому показателю они также значительно отличаются от второкурсников - t = 3,81, p ≤ 0,001. «Ориентация на власть» является наименее выраженной у первокурсников - 2,63 ± 2,27. По этому показателю они значимо отличаются от второкурсников (3,51 ± 2,16) - t = 2,02, p ≤ 0,05. Более глубокий анализ результатов данной методики предполагает выявление узловых установок. Как математический эквивалент связей между установками нами брались показатели значимой корреляции между показателями выраженности установок. Полученные в ходе данного исследования результаты представлены на рисунке 1. Из данных представленных на рисунке 1 мы видим, что в группе первокурсников существуют следующие группировки установок: «ориентация на власть – ориентация на деньги - ориентация на свободу» и «ориентация на альтруизм» - ориентация на эгоизм- ориентация на процесс - ориентация на результат». Если первая плеяда типична и весьма распространена в юношеском среде и отражает процессы индивидуализации, выделения из группы на основе очень обобщенных установок: денег, власти и свободы. Вторая же плеяда довольно интересна. Во-первых, в данной группе «ориентация на альтруизм» положительно коррелирует с «ориентацией на эгоизм», что может быть показателем использования первокурсниками социально одобряемой мотивации поведения помощи другим, для достижения собственных целей, и свидетельствует о несформированности моральной дихотомии «эгоизм-альтруизм». Во-вторых, эти установки, относящиеся к сфере межличностных отношений, оказываются тесно связанными с установками, которые относятся к деятельности, ее процессу и результату. Можно предположить, что именно ориентация на межличностное общение, послужила причиной выбора деятельности медицинской сестры (эта профессия относится к типу «Человек-Человек»). Так, в данной группе именно «ориентация на альтруизм» и «ориентация на процесс» является наиболее выраженными.

 

Рис. 1. Схема взаимосвязей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере первокурсников. Примечание: прямая корреляция.

 

Кроме того, при интерпретации данных результатов нельзя игнорировать влияние, которое оказывают на формирование социальных установок социальные институты. Так, на первом курсе медицинского училища изучается много предметов, подчеркивающие гуманистический характер деятельности медицинской сестры.

Отметим, что в основе двух выделенных плеяд (подструктур) лежат наиболее выраженные ориентация и ориентация, которая наиболее фрустрируется - «ориентация на альтруизм» и «ориентация на деньги». Важно отметить, что структура установок в мотивационно-потребностной сфере первокурсников имеет разрыв, то есть, по сути, состоит из двух частей. Таким образом, в потребностной сфере первокурсников есть отдельная структура для успешно реализованной потребности и отдельная - для потребности, которая фрустрируется. Возможно, этот разрыв является проявлением функционирования защитных механизмов при, в целом, недостаточно развитой мотивационной структуре. Обычно, при сложившейся мотивационной сфере сферу, которая фрустрируется, присоединяют к успешной и используют энергию последней для преодоления возникших трудностей. Однако, сложившаяся у первокурсников структура не позволяет осуществить подобное перераспределение психической энергии. У них фрустрируемая зона, попросту изолируется, что является проявлением их примитивного и неэффективного защитного механизма, созданного в мотивационной сфере.

Наличие изоляции (по аналогии с истероидными личностями) и несформированности дихотомии «эгоизм-альтруизм» может свидетельствовать о незрелости личности и достаточно сильной ориентации на удовлетворение собственных (эгоистических) потребностей у первокурсников. По сути, в их мотивационной сфере ведущей является потребность в регуляции.

Результаты исследования структуры сферы потребностей у второкурсников в графическом отображении предоставлены на рисунке 2.

У второкурсников (рис. 2) объединяющими установками являются «ориентация на процесс» и «ориентация на власть». Данные группировки показывают, что второкурсники ориентированы на рутинную деятельность и имеют выраженное стремление занять «положение» в группе однокурсников. Последнее подтверждает наличие такой группировки, в котором «ориентация на власть» сочетает два сцепления: «ориентация на результат» - «ориентация на свободу» и «ориентация на эгоизм» - «ориентация на деньги».

 

Рис. 2. Схема взаимосвязей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере второкурсников. Примечание: прямая корреляция.

 

Как и у первокурсников, у второкурсников медицинского училища узловыми оказываются наиболее выраженая потребность и потребность, которая более всего фрустрируеться. Первая – это «ориентация на процесс», вторая - «ориентация на власть». Но, структура установок второкурсников не имеет разрывов и перепады в выразительности потребностей (даже между крайними показателями) незначительны. Структура установок в мотивационно-потребностной сфере второкурсников целостная, что позволяет перераспределять психическую энергию между различными ориентациями и способствовать поддержанию их всех на достаточно высоком уровне. Кроме того, связь этих двух подструктур указывает на то, что у второкурсников происходит ресоциализация, т.е. выделение из группы на основании уже не общих, а профессиональных качеств.

Отметим, что у студентов не наблюдается четких нравственных представлений. Именно поэтому в выборке студентов нет четкого противопоставления «Ориентации на альтруизм» и «Ориентации на эгоизм». Но, уже у второкурсников происходит отделение от значимого взрослого, осознание своих сил, становление субъектности. Это приводит к формированию дихотомии «альтруизм-эгоизм», что образует нравственную ось личности.

Подводя итог, можно сказать, что анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

-                     у первокурсниц наиболее выражены феминные потребности (наиболее выражена «Ориентация на альтруизм» и менее «Ориентации на власть», «деньги», «эгоизм».) Возможно, что именно сложившиеся гендерные стереотипы и их влияние на потребностную сферу в значительной мере обусловливают выбор профессии, которую относят к категории гендерно-стереотипизированных;

-                     первокурсницы не имеют (или имеют слабо сформированные) механизмы компенсации, вследствие чего у них ограничены возможности перераспределять энергию из успешных сфер в сферы, которые фрустрируются. Можно предположить определенную личностную незрелость первокурсниц и ведущую роль потребностей в регуляции их активности;

-                     у второкурсниц потребностная сфера имеет более развитую структуру, способную обеспечить перераспределение энергии из успешных сфер в фрустрируемые сферы. Именно в группе студенток второго курса потребности реализованы наиболее ровно, а в структуре отмечается наибольшее число значимых связей. Связи между подструктурами также обеспечивают ресоциализацию, то есть процессы усвоения профессиональных ценностей и формирования профессиональных качеств и выделения на их основе из группы сверстников;

-                     отметим, что, как у перво-, так и у второкурсниц нет противопоставления «альтруизма и эгоизма», что подтверждает наше предположение об определенной личностной незрелости студенток.

 

Литература

 

1.                  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьеев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

2.                  Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Речь, 2002. - 440 с.

3.                  Волочков А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал, 2004. – Т.25, №2. – С.17-33.

4.                  Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение / Е.И. Головаха – К.: Наук. Думка, 1988. – 144с.

5.                  Краснощеченко И.П. Ценностные основания психологического образования / И.П. Краснощеченко // Психология в вузе. – 2007. – №3. – С.37-48.

6.                  Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. – 2001. – №3. – С.26-36.

7.                  Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

8.                  Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [учебное пособие] / Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-М», 2002. – 672 с.

9.                  Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека / Сазонов В.П. // Педагогика. – 1993. – № 2. – С.25-28.

10.               Свенцицкий А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности / А.Л. Свенцицкий // Социальная психология личности / [Под ред А.А. Бодалева]. – Л.: Знание, 1974. – С. 44-53.

11.               Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 2001. – 512 с.

12.               Трофімов Ю.Л. Психологічні особливості системи ціннісних орієнтацій полезалежних/поленезалежних особистостей / Ю.Л. Трофімов, О.Б. Напрасна // Практична психологія та соціальна робота. – 2007. – №2. – С. 3-11.

13.               Плотніков П.В. Соціалізація та ціннісні проблеми молоді України / П.В. Плотніков // Вісник Київського національного університету імені Т. Шевченка, 2003. – №5-7. – С.106-109.

 

Поступила в редакцию 18.07.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.