ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Исследование особенностей проявления тревожности у младших школьников

 

Микляева Анна Николаевна,

соискатель кафедры психологии Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды,

старший научный сотрудник АО «Научно-технологический институт транскрипции, трансляции и репликации».

 

В статье рассматриваются особенности возникновения тревожности и ее проявлений у младших школьников, анализируется влияние роли детско-родительских отношений на возникновение тревожности. Описываются результаты проведенного исследования, в результате которого были обнаружены связи между разными видами тревожности, а также описываются обнаруженные гендерные различия.

Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, стили родительского воспитания, гендерные различия.

 

The peculiarities of anxiety’s origin and its demonstration in primary school children are discussed in this article. It is analyzed the influence of the role of children-parents relationships on the anxiety’s origin. There are described the results of the research, which resulted in turning out the connection between different kind of anxiety. Uncovered gender differences are described too.

Keywords: anxiety, primary school children, styles of parents upbringing, gender differences.

 

Эмоциональная сфера является одной их основных регуляторных систем, которые обеспечивают активные формы жизнедеятельности организма [5]. Именно эмоции являются первым звеном в цепочке приспособительных процессов, именно они быстрее всего реагируют на влияния окружающей среды. Через эмоции происходит взаимодействие с окружающим миром, они отображают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека.

Ребенок учится распознавать собственные эмоции в процессе взаимодействия со взрослыми и неправильное поведение взрослых может стать причиной возникновения страхов и тревожности [2]. Важным элементом в осознании ребенком собственных эмоций является проговаривание их взрослым, т.к. вербализация – самый важный инструмент осознания.

Тревожность как эмоциональное состояние возникает, когда человек оказывается в ситуации неопределенной опасности. Повышенная чувствительность является предпосылкой для возникновения тревожности, однако она не гарантирует возникновения тревожности у всех сензитивных детей. Возникновение тревожности часто зависит от того, как родители общаются с ребенком. Исследования показали, что определенные стили семейного воспитания в большей мере влияют на возникновение тревожности у детей. К таким стилям относятся воспитание по типу гиперпротекции, когда родители чрезмерно опекают ребенка, контролируют его даже в мелочах, ограничивают многие сферы жизни ребенка, постоянно одергивают его, критикуют. По данным С.Блюменфельда, И.Александренко и Г.Георгиц, гиперпротекция в отношениях с детьми приводит к неустойчивости и чрезмерной агрессивности детей [9,10,11].

Воспитание, в котором родители отвергают ребенка, приводит к возникновению у него тревоги вследствие того, что ребенок не в состоянии удовлетворить свою потребность в любви и защите. При таком типе воспитания у ребенка постоянно присутствует страх, что мать его разлюбит, что он недостоин материнской любви, такие дети пытаются получить любовь матери всеми способами.

Симбиотические отношения с матерью также могут стать причиной возникновения детской тревожности. В таких отношениях ребенок очень волнуется и теряется, когда ему приходится решать разные вопросы самостоятельно.

Авторитарный стиль детско-родительских отношений также часто становится причиной возникновения детской тревожности. Ребенок, живя в такой семье, постоянно вынужден находиться в состоянии напряжения и волнения, ведь он может сделать что-то недостаточно хорошо и получить порицание со стороны матери [10].

Тревожность бывает двух видов – ситуативная и личностная. Ситуативная тревожность возникает в условиях экстремальной ситуации или в моменты сложных жизненных обстоятельств [3].

Личностная тревожность – это черта личности, которая заключается в том, что ребенок переживает тревогу в различных жизненных ситуациях, такие дети часто подавлены, находятся в депрессии, а окружающий мир и все, что встречается такому ребенку, кажется для него пугающим.

Исследование тревожности проводилось среди учеников 3-х классов коллегиума пгт. Песочин и лицея пгт. Коротич Харьковской области. Все ученики обучаются по обычной программе. Общее количество испытуемых – 90 человек, среди которых 44 девочки и 46 мальчиков.

Для исследования особенностей проявления тревожности мы применили методику CMAS (в адаптации А.М. Прихожан) и методику исследования личностной тревожности А.М. Прихожан. Для статистической обработки результатов мы использовали коэффициент линейной корреляции rxy К.Пирсона и t-критерий Стьюдента для независимых выборок и метод дисперсионного анализа (ANOVA).

Мы исследовали взаимосвязь между показателями методики CMAS и методики исследования личностной тревожности А.М. Прихожан с помощью коэффициента линейной корреляции rxy К.Пирсона. В результате проведенного корреляционного анализа мы получили такие результаты: по всем показателям методик коэффициент корреляции оказался значимым на статистическом уровне. Результаты проведенного анализа предоставлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Взаимосвязь (rxy) явной тревожности (по методике CMAS), школьной тревожности, самооценочной тревожности, межличностной тревожности, магической тревожности и общего уровня тревожности (по методике А.М.Прихожан), N = 90.

Методики

 

CMAS

ШТ

СТ

МТ

МагТ

ОТ

CMAS

1,00

0,78*

0,47*

0,48*

0,51*

0,76*

ШТ

0,78*

1,00

0,43*

0,46*

0,51*

0,68*

СТ

0,47*

0,43*

1,00

0,25*

0,20

0,58*

МТ

0,48*

0,46*

0,25*

1,00

0,27*

0,59*

МагТ

0,51*

0,51*

0,20

0,27*

1,00

0,51*

ОТ

0,76*

0,68*

0,58*

0,59*

0,51*

1,00

Примечание: * - вероятность расхождения по критерию Пирсона, p≤0,0001.

 

Так, взаимосвязь между показателем явной тревожности по методике CMAS и показателем школьной тревожности по методике А.М.Прихожан составляет 0,78 при р ≤0,0001. Это свидетельствует о том, что между школьной тревожностью и личностной тревожностью существует связь – с повышением уровня явной тревожности у детей повышается и уровень школьной тревожности.

Явная тревожность также взаимосвязана с самооценочной тревожностью – полученный показатель корреляции 0,47 при р ≤0,0001. Таким образом, можно сказать, что при увеличении проявлений явной тревожности будут возрастать и показатели ситуативной тревожности.

Следующим показателем, который оказался взаимосвязанным с параметром явной тревожности, оказался показатель межличностной тревожности (0,48 при р ≤0,0001). Как видно из таблицы 1, взаимосвязь между данными показателями имеет прямой характер, а это значит, что при возрастании явной тревожности у детей будет возрастать и межличностная тревожность.

Показатель магической тревожности отражает боязнь детей разных несуществующих существ и явлений. Данный показатель также связан с явной тревожностью: 0,51 при р ≤0,0001, то есть чем выше явная тревожность у ребенка, тем выше и показатели магической тревожности.

Также мы получили показатели по взаимосвязи между общей тревожностью и явной тревожностью. Полученный показатель составил 0,76 при р ≤0,0001, что свидетельствует о наличии прямой взаимосвязи между этими показателями.

Самооценочная тревожность взаимосвязана со школьной тревожностью - 0,43 при р ≤0,0001, что дает возможность рассуждать о том, что повышение уровня школьно тревожности повлечет за собой повышение уровня самооценочной тревожности. Полученные результаты подтверждают исследования, описанные в научной психологической литературе, в которых продемонстрировано непосредственное влияние школьной тревожности на личность учеников, и, в частности, на самооценку [4, 8, 9, 11].

Межличностная тревожность также взаимосвязана со школьной тревожностью. Мы выявили прямую взаимосвязь между данными показателями на уровне значимости 0,46 при р ≤0,0001, что свидетельствует об росте показателя школьной тревожности при увеличении показателя межличностной тревожности.

Мы получили показатели взаимосвязи магической тревожности и школьной тревожности (0,51 при р ≤0,0001). Приведенные показатели свидетельствуют о наличии прямой связи между магической и школьной тревожностью.

Общая тревожность взаимосвязана с показателем школьной тревожности – 0,68 при р ≤0,0001, это значит, что при возрастании уровня общей тревожности будет увеличиваться и показатель школьной тревожности. Так как общая тревожность характеризует склонность личности испытывать тревогу в целом, можно сказать, что она является показателем тревожности как черты личности. В таком случае, можно сказать, что школьная тревожность с большей вероятностью возникает у высоко тревожных в целом детей.

Самооценочная тревожность оказалась взаимосвязанной с межличностной тревожностью на уровне значимости 0,25 при р ≤0,0001. Полученный показатель демонстрирует, что при повышении уровня тревожности, связанном с межличностными отношениями детей со сверстниками и взрослыми, у них также повышается уровень тревожности, связанный с самооценкой и ее проявлениями. Также самооценочная тревожность повышается при повышении уровня общей тревожности ( 0,58 при р ≤0,0001).

Межличностная тревожность связана с магической тревожностью (0,27 при р ≤0,0001) и общей тревожностью (0,59 при р ≤0,0001) – при повышении уровня межличностной тревожности повышается показатель двух других ее видов. Также магическая тревожность растет при повышении показателя общей тревожности (0,51 при р ≤0,0001).

Полученные результаты демонстрируют, что общая тревожность взаимосвязана со всеми другими видами тревожности на статистически значимом уровне. Также выявлена взаимосвязь всех видов тревожности с показателем явной тревожности по тесту CMAS.

Для дальнейшего изучения тревожности мы провели исследование гендерных различий. Для определения отличий между показателями мальчиков и девочек мы применили t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Мы получили результаты, согласно которым отличия между мальчиками и девочками по показателям межличностной тревожности и общему показателю тревожности находятся на статистически значимом уровне. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Средние показатели межличностной тревожности и общего показателя тревожности по методике исследования личностной тревожности А.М. Прихожан у девочек и мальчиков, N = 90.

Методика

Среднее значение

Станд. откл.

t-Стьюдента

Уровень значимости р

Межличностная тревожность, девочки, n=44

2,06

0,69

-3,47

 

< 0,0007

Межличностная тревожность, мальчики, n = 46

2,6

0,77

Общий показатель тревожности, девочки, n=44

2,136364

0,69

 

 

-3,24

 

 

< 0,001

 

Общий показатель тревожности, мальчики, n=46

2,565217

0,71

 

Результаты, полученные с помощью методики исследования личностной тревожности А.М.Прихожан, мы проанализировали с помощью дисперсионного анализа (ANOVA) для того, чтобы получить картину гендерных различий в выраженности определенных видов тревожности. Для анализа гендерных различий в проявлении тревожности мы используем лишь те результаты дисперсионного анализа, которые оказались статистически достоверными. Для наглядного представления результатов исследования мы применили график средних показателей.

Так, гендерные различия в проявлении межличностной тревожности были выявлены на уровне значимости p <0,001 (рис. 1). Можно увидеть, что средние показатели межличностной тревожности у мальчиков существенно выше аналогичных показателей у девочек. Выявленный факт можно объяснить тем, что сфера межличностного общения требует проявления коммуникабельности, открытости, способности легко заводить разговор и т.д. В связи с личностными особенностями девочек, они более легко и непринужденно общаются как со сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми, тогда как у мальчиков чаще отмечаются проявления замкнутости и стеснительности.

В психологической литературе встречаются исследования различия в проявлении межличностной тревожности у мальчиков и девочек. Так, Л.П. Баданина [1] выявила, что у мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, тогда как у девочек в этом возрасте ведущей является школьная тревожность. Автор также заявляет, что в целом у девочек 7-ми лет уровень тревожности выше, чем у мальчиков данного возраста. Однако в пубертатном возрасте, по данным Н.В.Бирюковой и соавторов, показатели тревожности у мальчиков становятся выше, чем у девочек. Так как ученики 3-х классов находятся в процессе перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту, можно сказать, что наше исследование подтверждает данные, полученные Н.В.Бирюковой [6].

 

Рис. 1. Гендерные различия в проявлении межличностной тревожности у испытуемых.

 

Различия между мальчиками и девочками по показателю общей тревожности были выявлены на уровне значимости p <0,01 (рис. 2). Согласно полученным результатам, уровень общей тревожности мальчиков существенно выше, чем у девочек. Эти данные с одной стороны, противоречат результатам исследований некоторых авторов (А.М.Прихожан, А. Г. Грецов, Н. В. Бирюкова, А. И. Винокуров, В. Д. Кузакова и др.), в которых доказывается, что уровень тревожности мальчиков и мужчин выше, чем у девочек и женщин [6, 7]. Однако, как мы писали выше, существуют исследования, демонстрирующие, что в подростковом возрасте у мальчиков повышается уровень тревожности и на некоторое время он становится более высоким, чем у девочек [1].

 

Рис. 2. Гендерные различия в проявлении общей тревожности у испытуемых.

 

Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать такие выводы. Обнаружены взаимосвязи показателей явной тревожности (по методике CMAS) с показателями школьной тревожности, самооценочной, межличностной и магической тревожности. Также мы обнаружили взаимосвязи между шкалами методики изучения личностной тревожности А.М.Прихожан. Все обнаруженные взаимосвязи оказались достоверными на уровне значимости р ≤0,0001, что свидетельствует о высокой надежности полученных результатов.

Также мы обнаружили различия в проявлении тревожности у мальчиков и девочек по показателям межличностной и общей тревожности. Оба показателя оказались выше у мальчиков в сравнении с девочками на статистически значимом уровне.

 

Литература

 

1.                  Баданина Л. П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников [Текст]: дисс. канд. психол. наук/ Л.П. Баданина – СПб, 1996. - 146с.

2.                  БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. -144 с.

3.                  Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи [Текст]: /И.В. Гребенников. – М: - 1975. - 204 с.

4.                  Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков [Текст] / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988.

5.                  Изард К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: 1980. - 207 с.

6.                  Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003 - 544 с.

7.                  Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001 - 752 с.

8.                  Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении [Текст]: дисс. канд. психол. наук/ В.Р. Ксловская - М., 1972.

9.                  Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова. — М.: Знание, 1988.

10.              Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

11.              Тревога и тревожность. [Текст]: Хрестоматия / под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер. 2001.-247 с.

 

Поступила в редакцию 15.07.2013 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.