Проблемы деструктивных религиозных организаций в современном обществе
Кузнецов Константин Валерьевич,
ассистент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского.
Существенной особенностью развития общественной жизни России является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.
Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1995 по 2005 гг.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 %. Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. В настоящее время наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6% россиян. 4% граждан РФ заявили о своей приверженности исламу. Менее 2% исповедуют неправославное христианство или принадлежат к иным конфессиям, 18,5% - считают себя атеистами, и лишь 2,3% затруднились с религиозной самоидентификацией.
Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.
В-третьих, быстрое возрастание в общественном сознании престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.
В-четвертых, вместо неприглядной практики прошлого, заключающейся в администрировании в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма, активно проводится свободная, все расширяющаяся деятельность церкви в самых разных сферах общественной жизни.
В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально-политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.
Однако, при всей важности происходящих перемен имеют место и иные тенденции, суть которых заключается в том, что усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, как одного из факторов, формирующих национально-этническое самосознание, как носителя огромного морального потенциала, общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном cоперничестве, бесцеремонном вторжении в деликатную духовную жизнь граждан зарубежных религиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т.д.
На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как общественная неразбериха, политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации страны в целом и регионов в частности. Сложившаяся ситуация порождает у людей состояние фрустрации, чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалось заполнить сколько-нибудь ценной системой светских идей и ценностей, понятных и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его. В этих условиях религиозные общины и организации предлагают свои ориентиры и опору, как в личных, так и общественных вопросах, имея для этого и цельное мировоззрение и проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития.
Вместе с тем, как показывает современная общественная практика, тяга к религии характерна не только для верующих в традиционном смысле данного понятия. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. Об этом говорит хотя бы анализ выступлений в средствах массовой информации и публикаций в прессе деятелей нации, искусства, политических лидеров.
Социологические опросы и простые наблюдения показывают значительное распространение и такого явления, как внешнее участие в религиозной жизни, увлечение религиозной символикой и атрибутикой со стороны людей в общем нерелигиозных, а также тяга к нетрадиционной религиозности, мистике, различным проявлениям оккультизма.
Когда мы говорим о последователях тех или иных сект, то, прежде всего, представляем себе взрослых людей и редко задумываемся о том, что взрослые эти зачастую тянут за собой детей – собственных или чужих. Для адептов любого деструктивного культа характерно рассматривать окружающий их мир как мир тьмы, а людей, его населяющих, представлять слепцами или, хуже того, врагами.
Сектанты пытаются всеми способами уйти из этого мира, а заодно увести за собой и детей.
Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект, абсолютное большинство которых можно отнести к деструктивным, или тоталитарным. Численность людей, вовлеченных в эти деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает, по самым разным оценкам, до одного миллиона человек, и огромное число среди них - дети и подростки. Впрочем, сколько конкретно запутано детей в этой паутине, сказать почти невозможно. У нас даже официальной статистики на этот счет не ведется. Но если учесть, скажем, что в достаточно благополучной Франции, чье население уступает по численности населению Российской Федерации и где борьба с тоталитарными сектами ведется, не в пример нам, довольно жестко и последовательно, более 40 тысяч детей до 18 лет находятся под прямым влиянием сект, можно представить, какая вакханалия творится у нас.
Так что, не стоит полагать, что руководители сект не интересуются судьбой детей и для них главное – завлечь в свой культ людей взрослых, от которых будет больше пользы во всех смыслах, в том числе и в материальном. Это совсем не так. Интерес к детям со стороны сект огромен. Они даже и не скрывают этого.
Рон Хаббард, основатель секты сайентологов, писал: «Спасите ребенка – и вы спасете нацию». Слова хорошие, нелишне только напомнить, что «спасение по Хаббарду» возможно лишь в сайентологической секте. Если следовать, например, теории Муна, то ребенок – это третий мессия после самого преподобного. Один из текстов свидетелей Иеговы уточняет: «Чем раньше начинается формирование ребенка, тем более велики шансы, что дети прочно укрепятся в истине и сделают своим призванием службу ей». Истина же здесь только одна – та, что проповедуется адептами секты. Раэль – французский мессия, утверждающий, что еще в 1973 году с ним в контакт вступили инопланетяне и поручили ему открыть на Земле их посольство, предлагает давать детям соответствующие тесты уже в детских садиках, чтобы «выявить будущих избранных».
В связи с вышесказанным, одним из эффективных средств формирования негативного отношения к религиозным сектам у учащихся является занятия в общеобразовательных учреждениях. С их помощью можно донести реальную религиозную ситуацию в стране, социально – психологические аспекты деятельности деструктивных и экстремистских религиозных организаций; дети смогут овладеть умениями оценивать социально опасные ситуации, связанные с проявлениями религиозного экстремизма; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей.
Литература
1. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: учебно-методическое пособие. – СПБ.: СПбАППО – 2004.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.
3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.
4. Православная церковь. Современные ереси и секты в России / Под ред. митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. СПб. – 1995.
5. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Поступила в редакцию 04.02.2013 г.