ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Имена народов и имена богов. Этимология. Этническая интерпретация

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

 

Names of the people and names of gods. Etymology. Ethnic interpretation

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

Краснодарский край, или Кубань. Неоглядные равнины в северной и средней частях края сменяются холмистыми полями в предгорьях и лиманами — в Приазовье. А в горах ласкают глаз огромные лесные массивы и цветущие субальпийские луга.

 

The Krasnodar Territory, or the Kuban. There are endless plains in its northern and central parts, hilly fields in the mountain spurs, coastal salt lakes in the Azov Sea area and large forests and flowering subalpine meadows in the mountains.

 

Исходя из традиции ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода — ПЕРСОНИФИКАЦИИ БОГОВ РОДА, ГОРЫ И РЕКИ КАВКАЗА должны иметь ИМЕНА ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА в соответствии с ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ религией РОДА. Существовал ли бог с именем ДИВ-ТАОХ-ТХА-ДХА до 15 тыс. до н.э. — (время возникновения праиндоевропейского РОДА — до разделения языковых родов) — неизвестно. Поклонение ему в ПЕЩЕРАХ, то есть, СТАЦИОНАРНО, в районе Кавказа регистрируется в Авесте во 2—1 тыс. до н.э. — до 4—13 вв. — ПЕЩЕРКИ на Западном Кавказе. «..Латынь обозначала бога словом deus… Соответствия ему лингвисты открыли в санскрите и других древних языках…восходят к древней форме (…близкими, родственными) слова, обозначавшие НЕБО и ДЕНЬ… Эти и другие формы позволяют заключить, что индоевропейский бог — «нечто светящееся, существо светлое, небесное…» [22. С. 29.] «…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины… стекают священные реки..» [20. С. 71]. «Джамна… река… Джумна, или Ямуна… В Ведах и Пуранах, древних писаниях, она известна как «Ямми», сестра Ямараджи (бога смерти) и дочь Сурьи (бога Солнца). …Один из пиков в Гималаях. … Джамна, которая берёт отсюда свои истоки, иногда называется… дочь Калинда …» [21. С. 54—55]. Таким образом, исследователи отмечают, что ДИВ-ТХА — праиндоевропейский БОГ, следовательно, время его появления у ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — 15—12 тыс. до н.э. (время — «Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён» …» [13. С. 70—71]. «…ДХА-вар («Основатель») — бог-творец… Сома — ритуальный напиток. Сома дал Индре силы для совершения подвига.» [14. С. 317]; Хаома (Хаома) — священное растение, сок его; в то же время и ДУХ РАСТЕНИЯ, игравшего большую роль в РИТУАЛЕ древнеиранской религии… ДЭВ-ы — божества, объявленные злыми после утверждения зороастрийской религии… МАЗ-анские ДЭВ-ы — злые демоны ПРИКАСПИЙСКОЙ области Мазандарана….» [15. С. 315—316] «…Чтобы я победителем стал Над служителем ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, обитающим в ВОМЬМИ адских пещерах, и над служителем Друджа — Арджатаспой, в сраженье за его добро и богатство». И даровала ему эту удачу АРдвисура Анахита…» [16. С. 30] «…Чтобы стал я наивысшим властителем Над всеми КИШ-варами, Над ДЭВ-ами и людьми…Над КАВ-ийскими и КАРА-пан-скими властителями, Чтобы две трети МАЗ-анских ДЭВ-ов И служителей Друджа в Варне я в прах поверг». И даровала ему эту удачу Ар-дви-сура Анахита …» [17. С.17]. Таким образом, предположительно (в соответствии с текстом зороастрийской Авесты), древние служители ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога Дива проживали в ПЕЩЕРАХ, то есть, СТАЦИОНАРНО. МАЗ-анские ДЭВ-ы — в области КАВ-КАЗА, у Кас-пийского моря регистрируются в Авесте 2—1 тыс. до н.э. Праиндоевропейский язык и племена регистрируется с 15—13 тыс. до н.э. — [13. С.70—71]; часть других исследователей отмечает 5—6 тыс. до н.э. Появление РЕЛИГИИ отмечается во «Всемирной истории» АН СССР (т.1) —40—50 тыс. лет до н.э. Следовательно, если поклонение богам и проживание в ПЕЩЕРАХ (т.е. СТАЦИОНАРНО) — регистрация 2—1 тыс. до н.э. в Прикаспии [15. С. 315—316], [16. С. 30] — то должны существовать ПЕЩЕРЫ периода 15—13 тыс. до н.э. на КАВКАЗЕ, где проживал ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ РОД ДИВОВ. Во «Всемирной истории» АН СССР (т.1) стоянки человека в пещерах отмечаются в данном регионе в Крыму (Тавриде) 100 тыс. до н.э., далее — непрерывно слоями, включая 15—10 тыс. до н.э. На Кавказе ПЕЩЕРНЫЕ стоянки регистрируются в ДАХ-овской пещере НАРЯДУ с ОТКРЫТОЙ ИЛЬСКОЙ стоянкой — 40 тыс. лет до н.э. В Грузии — с 11 тыс. до н.э. («…в Южном Прикаспии… на протяжении многих веков в ПЕЩЕРЕ …недалеко от южного берега Каспийского моря… жили мезолитические ОХОТНИКИ… пришли сюда около 11 тыс. лет тому назад… охотничьим оружием их был ЛУК… РОГА для выкапывания съедобных корней дикорастущих растений. Единственным домашним животным была в то время собака… туркменистанской части Прикаспия пещер… Небит-Дага. В 6—5 тысячелетиях до н. э… неолитическое время… первые глиняные сосуды…» [6. Т.1. С.121—122]. Таким образом, наличие СТОЯНОК СОВРЕМЕННОГО человека в ПЕЩЕРАХ (как в тексте Авесты) на КАВКАЗЕ в период возникновения ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО языка и ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога ДИВА существует. Постоянное проживание ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ на КАВКАЗЕ регистрируется различными письменными источниками со 2 тыс. до н.э. По текстам канонов индоевропейских религий (санскритские ВЕДЫ-ДИВЫ и персидская зороастрийская АВЕСТА) можно предположить, что названия горам и рекам (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ БОГОВ) давались по ИМЕНАМ БОГОВ. Данная ТРАДИЦИЯ перешла из ВЕД в АВЕСТУ. Тогда, вероятнее всего, при СТАЦИОНАРНОМ проживании и выполнении обрядов в пещерах в Прикаспии — на Кавказе (о чем свидетельствует текст Авесты — 2—1 тыс. до н.э.), НАЗВАНИЯ РЕКАМ и ГОРАМ Кавказа представители ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА 15—13 тыс. до н.э. ДАВАЛИ ПО ИМЕНИ древнего ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА и пантеона его богов. В таком случае ТОПОНИМИКА будет ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ данного мнения. Можно предположить наличие другого языкового РОДА — охотники в ДАХ-овской пещере и охотники на ОТКРЫТОЙ Ильской стоянке на Кавказе. Тогда возможна другая РЕЧЬ (пришедшего другого языкового рода) и ДРУГИЕ БОГИ, ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ рек и гор. Но охотники открытой Ильской стоянки, вероятнее всего, передвинулись далее, в отличие от СТАЦИОНАРНОГО поклонения БОГУ ДИВУ в ПЕЩЕРАХ (до 2—1 тыс. до н.э. по тексту Авесты в районе Прикаспия — МАЗ-анские ДЭВ-ы в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ»). «Из монографии «Мир культуры адыгов», АРИГИ, под руководством проф. Р. А. Ханаху …греческое НАРИЦАТЕЛЬНОЕ существительное [тхеос] — бог и [тхеа] — богиня могут быть близкородственными адыгскому «Тха.. по всей вероятности, время появления теонима «Тха» в адыгских языках гораздо древнее античности… Анализ сущностной стороны Тха также убеждает в большой древности этого бога…» [44]. Следовательно, объяснить «слово «тха» из данных адыгских языков» не удаётся. Аналогично следующее. « О самоназвании Адыг (Адыге) Точное ПРОИСХОЖДЕНИЕ этнонима «адыг» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал: «ЗИХИ — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые ЧЕР-КЕСЫ, сами себя называют — «адига»…» [28]. Таким образом, данные исследователи придерживаются мнения, что Малая Азия и Кавказ НЕ являются местом возникновения ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА в 15—13 тыс. до н.э. с поклонением богу ДИВУ в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ», дававших рекам и горам ИМЕНА БОГОВ (персонифицируя БОГОВ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА). Академик Трубачёв отмечал ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ основы в ТОПОНИМИКЕ Кавказа, другая часть исследователей отмечает — «адыгейская основа «псы», означающая «вода» или «реки»». Следовательно, исследователи предполагают, что древними жителями давались рекам и горам НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ наименования—«вода, река». Тексты Вед и Авесты (2—1 тыс. до н.э.), а также реальность свидетельствуют об обратном. Например. ИМЯ реки и богини — Джумна в Индии. Рассмотрим основы «Тха», «адыг» и «псы» — вода, река. По тексту Авесты во 2—1 тыс. до н.э. на КАВКАЗЕ проживали СТАЦИОНАРНО и совершали поклонения в пещерах ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ БОГУ ДИВУ и его пантеону ДЭВ-опоклонники. Иранцы сменили веру на зороастризм — река и богиня АДВИСУРА АНАХИТА, следовательно, не могли ДАВАТЬ ИМЯ БОГА ДИВА и его пантеона (ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ РОД И РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК — 15—13 тыс. до н.э. или 5—6 тыс. до н.э.). Кавказоязычные исследователи затрудняются объяснить «точное ПРОИСХОЖДЕНИЕ» указанных основ. Если РЕКИ на Кавказе называли ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ 15—13 тыс. до н.э. с обрядами в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ», то основа — ПСЫ — должна быть БОГОМ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА ДИВА. «СОМА (ИМЯ от корня СУ, «выжимать») — ОБОЖЕСТВЛЁННОЕ растение (или гриб?); НАПИТОК из него; БОГ этого напитка (эти ИПОСТАСИ НЕ всегда РАЗЛИЧИМЫ); наряду с Индрой и Агни ОДИН из ГЛАВНЫХ БОГОВ РВ. В мандале IX, целиком посвящённой этому БОГУ, он называется СОМА Павамана — «СОМА Очищающийся». Выжимание сока сомы и приготовление из него напитка БЕССМЕРТИЯ БОГОВ — амриты составляло один из ОСНОВНЫХ ритуалов РВ. Стебли размачивали в воде, пока они не набухнут; выжимали ДАВИЛЬНЫМИ КАМНЯМИ; сок пропускали через цедилку из ОВЕЧЬЕЙ ШЕРСТИ; смешивали с водой, молоком, кислым молоком, ячменными зёрнами (у НЕРАЗВЕДЁННОГО напитка был РЕЗКИЙ вкус); разливали по ДЕРЕВЯННЫМ СОСУДАМ. ЖРЕЦЫ пробовали СОМУ, который вызывал у них экстатическое состояние. Считалось, что он даёт СИЛУ БОГАМ, особенно Индре, для совершения подвигов и вдохновения ПЕВЦОВ. Он царь растений, ПОВЕЛИТЕЛЬ богов, ТВОРЕЦ вселенной. Происходит он с ВЫСОКОЙ ГОРЫ, откуда ОРЁЛ принёс его для Индры. В РВ многочисленные спекуляции о Соме ЗЕМНОМ и небесном. Служит посредником между НЕБОМ и землёй. Антропоморфный СОМА участвует в сюжете свадьбы с ДОЧЕРЬЮ Савитара Сурьей, в КАЧЕСТВЕ ЖЕНИХА… ТВА-штар (букв. «творец», «БОГ») — создатель ВСЕХ форм во вселенной, живых и неживых. ИСКУСНЫЙ МАСТЕР, с ТОПОРОМ в руках он создал для Индры ДУБИНУ грома — ва-ДЖ-ру и КОЛЕСНИЦУ, для СОМЫ — чудесную ЧАШУ, создал МУЖА и ЖЕНУ, потомство, которому он ПРИДАЁТ форму, помогает беременным… ТРИТА (букв. «ТРЕТИЙ») — восходящий к ИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ прошлому мифологический персонаж…ТРИТА Ап-ТЬЯ (букв. «третий водяной»)… [8. С. 264—265]. Следовательно, в ИНДОЕВРОЕЙСКОМ РЕЛИГИОЗНОМ памятнике — Ведах (РИГВЕДА) 2—1 тыс. до н.э. — регистрируются как ИМЕНА БОГОВ основы — СУ- ,СОМА, —ТВА. Следовательно, основа — ПСЫ — «вода», «река» в кавказских языках является заимствованной из индоевропейских. Данные основы не могли принести на КАВКАЗ сменившие религию зороастрийцы — персы. (у персов-иранцев — сома—ХОМА). Следовательно, можно предположить, что ИМЕНА РЕКАМ с основой —СУ, СОМА, ПСЫ — по ИМЕНАМ БОГОВ своего ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода ДИВА давали ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ в ПЕЩЕРАХ 15—13 тыс. до н.э. или 5—6 тыс. до н.э. (возникновение ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКА). Наличие ДЭВОПОКЛОННИКОВ во 2—1 тыс. в пещерах в Прикаспии (МАЗ-андаран) регистрируется в Авесте. Следовательно, НЕ РОД ПРАКАВКАЗЦЕВ давал названия рекам КАВКАЗА с основой (СУ, СОМА, ПСЫ). Таким образом, проживание ПРАКАВКАЗЦЕВ на открытой Ильской стоянке 40 тыс. до н.э. НЕ фиксируется (отсутствует ТОПОНИМИКА ПРАКАВКАЗСКОГО РОДА в названиях рек и гор). 40 тыс. до н.э. — стоянка в пещере Дах и река с названием ДАХ (ДИВ). Видом СОМЫ-яджны является РАКА. Следовательно, предположительно, также один из БОГОВ праиндоевропейского пантеона. «…Ракий (или Рахий, либо Лакий — критская форма имени, др.-греч…) — персонаж древнегреческой мифологии, миф о котором имеет несколько версий. Ряд версий относят его к времени сразу после Троянской войны, другие же — к VIII в. до н. э. Согласно Антимаху, это сын Лебеса, микенец…» [40]. Тогда все РЕКИ РОСИИ носят ИМЯ БОГА РАКА—РЕКА (один из БОГОВ СОМА-СУ-ПСЫ). Таким образом, подтверждается предположение, что кавказские народы пришли на КАВКАЗ после РОДА ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. Тогда верно предположение аналогии с тюркоязычной семьёй (исследование, проведённое частью казахских учёных) — заимствование пришедшими позднее народами названий рек-ДАИК-ЯИК (ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ИМЕНА БОГОВ — СУ, СОМА, ПСЫ) и названий РОДОВ и ПЛЕМЁН — КАЗАХИ-АДАЙЦЫ и КАСОГИ—АДЫГИ — [26] — «.. В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегу Каспийского моря … Косай—название родового отделения племени адай, второе название туркмен-адай. Досл. «пара лун». Предпочтительней в данном этнониме видеть фонетический вариант слова косак/касак/казак… М.З.Закиев считает, что этноним казах/казак/касак образован на основе древнего этнонима сак при помощи определения ку/ка «светлые», т.е. казак «светлые саки»… Орыс — название рода отделения тазеке. Значение этнонима… От тюркского названия русского народа орус «русский». Возможно, в прошлом какая-то часть русских жила среди казахов. Возможно также, что орыс- трансформированный в тюркском языке аланский этноним аорс > орс > орыс… анализ… показал следующее:… Формирование адаевского племени началось в сармато-аланской среде, на что указывают следующие этнонимы: ален (алан)…асан (асы), арык (арии), есиркеп (ясы/асы), ескара (род асов), каспакбай (род касов), каракесек (народ касов), караш (кара+ас), козбак (род касов), косак (светлые саки), орыс (аорс), тас (аланы-тасы), шакаман (народ саков), шегем (саки)… В тюркский период истории (VI—XII вв.) в родовой структуре племени адай появились следующие родовые имена: байулы (теле), борли (кыпчаки),кадыр (хазары)… В родовой структуре адайцев сохранились топонимы Жайык ( река Урал) и Шегем/Чегем (горное ущелье в Балкарии), которые сигнализируют нам о том, что история адаевского племени развивалась на территории от Урала до Северного Кавказа…» [26]. Отмечено ИМЯ бога «ТРИТА (букв. «ТРЕТИЙ»). «…ЧИСЛО «ТРИ» тоже довольно распространено в фамилиях: ТРЕТЬЯК (третий сын в семье)…ТРЕТЬЯКОВЫ—российский купеческий РОД…В 1892 г. его коллекция стала основой Третьяковской галереи…» [7. С. 387]. «…Ригведы»…персонажи, роль которых становится понятна лишь из их сопоставления с мифами других ДРЕВНИХ народов ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО происхождения, иногда весьма отдалённых от ВЕДИЙСКИХ АРИЕВ — таковы, например, ведийский ТРИТА и герой РУССИХ сказок Иван ТРЕТЕЙ…» [9. С. 7]. Предположительно, наиболее древними СЛОВАМИ человечества являлись ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. Тогда числительные ДВА, ТРИ — основы ДРЕВНЕЙШИХ имён. «Гамкрелидзе и Иванов в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации, который, по их мнению, отразился в близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, а также в мифе о вражде пандавов и кауравов (основной сюжет «Махабхараты»). Кроме того, боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях (девы и асуры в Индии, дэвы и ахуры в Иране, ваны и асы в Скандинавии, отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции)… С культом лошади связаны фигуры божественных близнецов, которые в ряде традиций считались сыновьями богини лошадей. В Греции эти фигуры назывались Диоскурами, в Германии — Алками, в Индии — Ашвинами, в Литве — сыновьями Диеваса... Во многих индоевропейских обществах существовал обряд коллективного вкушения некого божественного напитка… Перед битвой жрецы приготовляли напиток и раздавали его воинам, которым он придавал бесстрашие и неуязвимость в бою. В ведийской традиции напиток именуется «сома», в иранской — «хаома». [39]. Можно предположить, что ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога ДИВА связано с числительным ДВА (как с ИМЕНЕМ — ТРЕТЬЯК). Однако, возможно, он не связан с культом близнецов. «…ЗЕМЛЯ и НЕБО — ПАРНОЕ божество, олицетворяющее мужское и женское начала. Небо-Отец и Земля-Мать первоначально были СЛИТЫ. Это ВСЕЛЕНСКИЕ родители, от которых произощли БОГИ. Космогонический подвиг великих богов — разъединение Неба и Земли и укрепление их порознь…» [10. С. 260]. Предположительно, ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА ДИВА связано именно с ПАРНЫМ БОЖЕСТВОМ — Небо-Земля. Регистрируется основа —ТХА в форме ДХА. «ДХА-тар (букв. «установитель» — абстрактный бог-деятель, создавший элементы мироздания; создаёт плод беременным…Встречается в ПОЗДНИХ частях РВ и АВ… ДАК-ша (букв. «умелый», «искусный») — один из Адитьев… в РВ его называют ОТЦОМ богов…» [10. С. 260]. Аналогично в «Махабхарате» — «КАЙ-ласа — ГОРА в Гималаях, считавшаяся местом ОБИТАНИЯ ряда БОГОВ, в том числе КУБ-еры и Шивы [18];… БОГ богатства КУБЕРА… ЯКШИ… хранители сокровищ КУБ-еры, живущие в ГОРАХ [19. С. 319]. Тогда становится понятной топонимика Кав-каза по ИМЕНАМ богов праиндоевропейского рода ДИВА — 15—6 тыс. до н.э.: КАВ-КАЗ — БОГ КУБ-ЕРА — КУБ-АНЬ. СУ, СОМА — ПСЫ, Кара-СУ-н. Следовательно, ссылка на топонимику Кубани и Кавказа с основой СУ-, ПСЫ как на адыгейскую (кавказской языковой семьи) является несостоятельной. Наоборот, данные основы указывают на ДРЕВНЕЕ проживание ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО рода с богами — СУ (СОМА) — пантеон ДИВА; ДИВ (ДХА, ТХА, ДАК, ДАГ). Див и Зевс — одно и то же ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО бога, принявшего форму Зевс в результате исторического развития греческого языка.«…ЗЕВС (… ), Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», древнеиндийское deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч. … «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaus pitar,.. — лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». Зевс …принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. ..младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта…Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в ПЕЩЕРЕ горы Дикта и поручила его воспитание куретам… вскормившим его молоком козы Амалфеи …Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила….» [25]; «Зевс (др.-греч…, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана …Атрибутами Зевса были: …орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец)… Ему повинуются другие боги…» [31]. «Диктейская пещера (греч. …) или Пещера Психро — пещера расположенная в Диктийских горах над плато Ласити, остров Крит, Греция. Расположена на высоте 1024 метров над уровнем моря… Первые раскопки в ПЕЩЕРЕ произвёл в 1886 году Джозеф Хадзидакис. Исследования были продолжены в 1896 году сэром Джоном Эвансом. В результате раскопок были найдены античные АЛТАРИ, множество …статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили НЕПРЕРЫВНО около 2000 лет… Пещера расположена на высоте 1024 метров над уровнем моря. Состоит из вестибюля (42 х 19 х 6,5 метров), где были установлен алтарь и КАМЕННЫЕ СТОЛЫ для приношений и основного зала (85 х 38 х 5—14 метров). В ГЛУБИНЕ пещеры — небольшое подземное озеро. На стенах и потолке причудливые сталагмиты и сталактиты…» [30]. «Дактили (др.-греч…. «пальцы») — в древнегреческой мифологии мифические существа-лилипуты, обитавшие на Крите на горе Ида… Павсаний называет имена дактилей (они же куреты) из критской Иды: братья Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас... Про дактилей рассказывали, что они были целителями и знатоками кузнечногодела…» [29]. «…Ракий (или Рахий, либо Лакий — критская форма имени, др.-греч….) — персонаж древнегреческой мифологии, миф о котором имеет несколько версий. Ряд версий относят его к времени сразу после Троянской войны, другие же — к VIII в. до н. э. Согласно Антимаху, это сын Лебеса, микенец…» [40]. Следовательно, РАКА-РАКИЯ-РАКИЙ — вид Сомы — напиток и одновременно БОЖЕСТВО, ИМЯ божества. «…примерно с 1600 по 1100г. до н.э… материковой Греции это время называется также МИКЕНСКИМ… Крупные центры Микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы)… Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего 3 и 2 тысячелетий насчитывается 5 основных ГРУПП погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные… углубления в земле, обычно СКАЛИСТОЙ… ЯЩИЧНЫЕ… как бы в каменный ящик из известняковых плит… важным памятником Микен являются ШАХТОВЫЕ гробницы… ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ… гробницы были вырублены в мягкой скале …они представляют собой дальнейшее РАЗВИТИЕ ямных и ящичных погребений… поражает обилием изделий из золота… видом погребений являются КАМЕРНЫЕ гробницы, строившиеся внутри холмов…Камеры представляют собой семейные склепы… Такие гробницы …на всей территории распространения МИКЕНСКОЙ культуры… Последняя группа погребальных сооружений — КУПОЛЬНЫЕ гробницы… КАМЕННОЙ кладки. В архитектурном отношении эти гробницы являются ДАЛЬНЕЙШИМ развитием КАМЕРНЫХ ГРОБНИЦ…» [1. Т. 1. С. 412—414] «…рабовладельческих обществ МИКЕНСКОЙ Греции… Местное население НЕ было уничтожено дорийцами; культура греческих племён 1 тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.» [2. Т. 1. С. 421]. То есть стационарное проживание с «КАМЕННОЙ ОБРЯДНОСТЬЮ». «…ЗЕВС (….), ДИЙ, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», древнеиндийское deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч…, род. п. …«Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч… — лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует»… [25]; « В гомеровских поэмах …данные о религии древних греков главным образом МИКЕНСКОГО времени… многие элементы которых восходят не только к гомеровским, но даже к микенским и ещё более ранним временам. В эпосе богов является громовержец ЗЕВС… по представлениям ранних греков, обитал на горе Олимп… Богов греки представляли себе подобием людей… Каждая ОБЩИНА имела своего бога или богиню… более примитивных верований, например тотемизма:…ЗЕВСА — с быком или орлом…Обычными эпитетами басилеев были: «рождённый Зевсом», «вскормлённый Зевсом». Многие басилеи хвастаются своими длинными РОДОСЛОВНЫМИ, ВОСХОДЯЩИМИ к ЗЕВСУ…» [3. Т. 1. С. 650]. «Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей — Зевсом, — это сколок патриархальной СЕМЬИ времён распада первобытно-общинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами КРОВНОГО родства. В пору …господства РОДОВОЙ знати те или другие БОЖЕСТВА нередко объявлялись ПРЕДКАМИ наиболее влиятельных аристократических РОДОВ… Враждующие друг с другом государства нередко пользовались мифологическим материалом для оправдания своей ПОЛИТИКИ». [4. Т. 1. С. 676]. «…в жизни древней Эллады видна из того, что даже летоисчисление велось по олимпийским играм, совершавшимся каждые четыре года во время празднества Зевса в Олимпии…» [5. Т. 1. С. 684].

Этимология ТОПОНИМИКИ КАВКАЗА.

 «Мезмайская (Мезмайская 1) — пещера, расположенная в горном массиве Кавказских гор, в Апшеронском районе Краснодарского края России. Находится в ущелье балки Глубокой, между горными вершинами Уриель и Мезмай… Через несколько десятков метров за входом в пещеру пол превращается из каменистого в глиняный, на котором легко поскользнуться и упасть. Вероятно ещё ДРЕВНИЙ человек натоптал несколько ступенек, то есть пещера была известна довольно ДАВНО, задолго до её открытия в 1987 году…1987 год — открытие Мезмайской пещеры, осуществлено Северо-Кавказским палеолитическим отрядом (начальник отряда — Петербургский археолог Голованова Л. В.).

 1993 год — археолог Л. В. Голованова находит в одном из среднепалеолитических слоёв пещеры скелет неандертальского младенца (возраст — около 2 месяцев). На несколько лет позже, также в слое среднего палеолита обнаружены фрагменты черепа ещё одного младенца (возраст — около 2 лет). Данные открытия стали всемирно известны и вошли в Мировую историю изучения неандертальцев… получил датировку около 40 тыс. лет. Это скелет младенца-неандертальца, который сохранился лучше, чем европейские аналоги. Скелет послужил материалом для исследований ДНК неандертальца. Анализ найденных здесь костей (остатков) бизонов позволил установить, что на протяжении среднего и позднего палеолита в окрестностях жили четыре разных вида бизонов… Исследования позволили сделать вывод: генетические и антропологические данные из Мезмайской пещеры подтверждают близость неандертальцев Северного Кавказа и ЦентральнойЕвропы…» [37]. «По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий» (как и Эльбурс в Иране). Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд». Армянское Альберис — вероятно, фонетический вариант грузинского названия, однако не исключена возможность связи с общеиндоевропейской основой, к которой восходит топоним «Альпы». Другие названия: Минги тау (Минги-тау) — вечная гора (карачаево-балкарское)… Ельбурус — направляющий ветра (ногайское), Асхар-тау — снежная гора асов (кумыкское), местоположение географически не определено, Джин-падишах — царь горных духов (тюркское), Альбар (Альборс) — высокий; высокая гора (иранское). Ялбуз — грива снега (турецкое), Къусхьэмаху (Кусхамаф) — гора, приносящая счастья (адыгейское), Урюшглюмос — гора дня, Шат, Шат-гора — старорусское название (от карач.-балк. шат, чат — выступ, ложбина, то есть «гора с ложбиной»)… Международным коллективом ученых, в ходе исследования Мезмайской пещеры были обнаружены слои, содержащие вулканический пепел от двух древних извержений:… около 40 тысяч лет назад. По предположениям ученых, после последнего извержения население Мезмайской пещеры (неандертальцы), покинуло её…» [37]. «Река Курджипс в Гуамском ущелье. Устье реки находится в 114 км по левому берегу реки Белая. Длина реки составляет 100 км. По данным государственного водного реестра России относится к Кубанскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Белая, речной подбассейн реки — подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — Кубань. Курджипс начинается на Лагонакском нагорье с восточного склона хребта Абадзеш (2376 м) и из многих родников на северных отрогах горы Оштен. Устье реки находится в 114 км по левому берегу реки Белая юго-западнее Майкопа. Река пробивает себе дорогу в удивительных по красоте каньонах. Почти вся долина реки покрыта лесами. Внизу лиственные породы, а в верхнем течении реки почти исключительно кавказская пихта. Самые верховья представляют прекрасные горные пастбища. В верховьях много дичи: оленей, кабанов, медведей и т. д. Принимает 82 притока. Наиболее значительные притоки: Мезмай, Морозка, Хокодзь, Прицуха, Лучка….» [35]. «..Лаго-Маджоре (итал. Lago Maggiore, буквально — большое озеро) — озеро на границе Швейцарии и Италии….» [36]. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИНДИИ…О религиозных верованиях периода разложения первобытнообщинного строя и складывания государства в Индии дают представление Веды…Богами НЕБА считались ДЬЯУС…; богом огня — Агни…богами грозы — Индра или РУДРА; богом дождя — ПарДЖанья… СА-РАС-ВАТИ — богиня мудрости и ОДНОВРЕМЕННО СВЯЩЕННАЯ РЕКА того же НАИМЕНОВАНИЯ в Восточном ПЕН-ДЖ-абе и т. д… Значение того или иного БОЖЕСТВА и его культа в процессе исторического развития заметно менялось. Так, Рудра, считавшийся покровителем ОХОТНИКОВ, превратился в покровителя скотоводства… Культ состоял из жертвоприношений богам (в древнейший период иногда и человеческих) и магических действий. По мере складывания патриархальной семьи возникал культ предков («отцов»)…Участниками культовых действий были все члены ПЛЕМЕНИ, общины, семьи… произносились ГИМНЫ в честь богов; гимны эти сочинялись ПЛЕМЕННЫМИ поэтами — риши. Из СОХРАНИВШИХСЯ от этого периода ГИМНОВ и состоит Ригведа. При ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ происходило возлияние СОМЫ — пьянящего напитка, который также БЫЛ ОБЪЕКТОМ полонения КАК БОГ СОМА, одновременно бывший и богом Луны. Никакой иерархии богов в тот период ещё не существовало… Язык, на котором были составлены Веды (ведийский санскрит), бывший в период второй половины 2 тысячелетия до н.э. одним из диалектов племён Пенджаба, оказался, таким образом, законсервированным, тогда как разговорный язык продолжал развиваться.» [3. Т. 1. С. 604—605]. Таким образом, регистрируется факт ПЕРСОНИФИКАЦИИ БОГОВ ДРЕВНИХ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ (БОГ ДИВ и его пантеон — в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ корнях 15—12 тыс. до н.э.) в РЕКИ И ГОРЫ. ТО есть, «СА-РАС-ВАТИ — богиня мудрости и ОДНОВРЕМЕННО СВЯЩЕННАЯ РЕКА того же НАИМЕНОВАНИЯ в Восточном ПЕН-ДЖ-абе»; «возлияние СОМЫ — пьянящего напитка, который также БЫЛ ОБЪЕКТОМ полонения КАК БОГ СОМА, одновременно бывший и богом Луны», Данная традиция ПРОДОЛЖЕНА при СМЕНЕ древней ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ РОДОВОЙ религии на ЗОРОАСТРИЗМ в ИРАНЕ — «АДВИСУРА АНАХИТА» — БОГИНЯ И РЕКА (по тексту зороастрийской АВЕСТЫ). АРМЯНЕ на КАВКАЗЕ сменили, в отличие от ПРАСЛАВЯН (прямых ПРЕДКОВ нынешних ПРИРОДНЫХ великорусских казаков ДИВИНЫХ, сохранивших до нынешнего времени РАКУ-вид СОМЫ), религию ДИВА на зороастризм. Следовательно, ДРЕВНИЕ ИМЕНА БОГОВ — ГОР И РЕК КАВКАЗА давали древние ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, совершающие обряды в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ», то есть, стационарно. Наше исследование (монография) построено, как таблица Менделеева — можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ СВОЙСТВА, АВТОМНЫЙ ВЕС СЛЕДУЮЩЕГО ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА (ещё не открытого). Например. Если иранский НАВРУЗ — значение «НОВЫЙ ДЕНЬ», то есть, РУЗ/РООЗ/РОС = ДЕНЬ, и если это НЕ ЗОРОАСТРИЙСКИЙ (АВЕСТИЙСКИЙ) праздник, а БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ общий ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ (РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА), то мы предполагаем, что у какого-либо народа должен был сохраниться в названии БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ вариант (ОБЩИЙ), равный ДЕНЬ=бог ДИВ. Такой праздник действительно обнаружился в ДАГ-естане. Название праздника НАВРУЗ носит наименование—ДИЙ-ДИХУ. Следовательно, наше предположение ВЕРНО. НАВРУЗ НЕ ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ИРАНСКИЙ по АВЕСТЕ — (земледельческий) или ТАДЖИКСКИЙ праздник, а БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ, РАННИЙ ОБЩИЙ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ (15—12 тыс. до н.э.) — праздник БОГА ДИВА-ДНЯ-ДВА. На это же указывает следующий факт. «На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо ПЕРВЫМ СЧИТАЛСЯ МАРТ; когда же год стал считаться с СЕНТЯБРЯ, январь стал пятым; наконец с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым…» (1877г.) [23. С. 78]. То есть, Русская Масленица — это ДИЙДИХУ=Нав РУЗ, отмечался у русских в марте. Характерно, что название ДИЙ—ДИХУ сохранилось в ДАГ-е-СТАНЕ, на Кавказе, где совершали обряды ДЭВ-опоклонники в «ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ» (по тексту Авесты), то есть, СТАЦИОНАРНО. Тогда должно подтвердиться следующее наше предположение. Подтверждением ПРОЖИВАНИЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ на КАВКАЗЕ с 15—12 тыс. до н. э. (время протоиндоевропейского языка и праиндоевропейцев по учебнику Кодухова) будут, таким образом: а) регистрация проживания и совершения обрядов в «КАМНЯХ», то есть, традиция — ПЕЩЕРАХ, скалах, ДОЛЬМЕНАХ, ГРОБНИЦАХ, ХРАМАХ; б) ГОРЫ и РЕКИ РАВНЫ БОГАМ древних ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, то есть, ИМЕНА БОГА ДИВА и его ПАНТЕОНА — СОМА, РАКИЙ, КУБЕРА и т. д. должны носить РЕКИ и ГОРЫ КАВКАЗА. Необходимо отметить УДИВИТЕЛЬНЫЙ факт. В МИКЕНСКОЙ культуре более позднее (в связи с развитием индоевропейского языка) греческое ИМЯ бога ЗЕВС звучало как раннее праиндоевропейское ДИВ ( «Зевс (др.-греч…, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба…» [31]). То есть, некоторые индоевропейские племена в НЕОЛИТЕ переместились на территорию нынешней Греции (ДИВ с КАВКАЗА в НЕОЛИТЕ переместился на греческий ОЛИМП — бог ЗЕВС=микен. ДИВ). Тогда нынешние ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ в СОЧИ—2014 на КАВКАЗЕ являются ВОЗВРАЩЕНИЕМ бога ДИВА-ЗЕВСА на ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ РОДИНУ—ГОРЫ КАВКАЗА. Кроме того, удивительно то, что ИГРЫ-2014 будут проходить ВЕСНОЙ — Нав-РУЗ=ДИЙДИХУ. Следовательно, ПОЛНОЕ возвращение ЗЕВСА—ДИВА на КАВКАЗ по времени ОБРЯДА (весна—март начало года у древних РУССКИХ). Следующее предположение — ОДНА из вершин КАВКАЗА должна носить ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА ДИВА, являться его ПЕРСОНИФИКАЦИЕЙ, ведь это его историческая ПРАРОДИНА. Традиции совершения обрядов в «КАМНЕ» в Греции подтвердились—в ПЕЩЕРАХ, СКАЛАХ, ГРОБНИЦАХ. ХРАМАХ—ДЭВОПОКЛОННИКИ богу ДИВУ—ЗЕВСУ. Тогда становится понятной древняя РЕЛИГИОЗНАЯ связь РУССКИХ с ГРЕКАМИ. Веру в Дива сохраняли из праиндоевропейских народов греки (микен. ДИВ=ЗЕВС), римляне, индийцы (канон ВЕДЫ-ДИВЫ, Ригведа), сменившие веру на христианство. Персы-иранцы, Средняя Азия, даже Армения сменили веру на зороастризм (в Армении затем христианство). Русские с греками оказывались связанными Дивом=Зевсом, затем христианством. Также традицией «совершения обрядов» в «КАМНЕ» — ПЕЩЕРАХ, ДОЛЬМЕНАХ, ГРОБНИЦАХ, СКАЛАХ, ГРОТАХ, ХРАМАХ. Тогда понятны следующие фразы. «…Некоторые из обычаев накануне Богоявления НЕ имеют христианского значения… «Мнози от неразумия, — замечается в Стоглаве, — простая чад православных христиан во градех и селех творят ЕЛЛИНСКОЕ БЕСОВАНИЕ, различные игры и плясание…» [24. С. 81—82]. Таким образом, ГРЕЧЕСКОЕ « ЕЛЛИНСКОЕ БЕСОВАНИЕ» в РОССИИ имеет ОБЩУЮ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ традицию, так как ДИВ (микен.)= ЗЕВС. Следовательно, в РОССИИ, у русских кубанских казаков ДИВИНЫХ «ГРЕЧЕСКИЕ» ДИВСКИЕ-ЗЕВСКИЕ традиции более ДРЕВНИЕ; они распространялись с территории ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО КАВКАЗА 15-12 тыс. до н.э., получив название греческих. Стоянки охотников в ПЕЩЕРАХ на КАВКАЗЕ — в 11 тыс. до н.э ( ПЕЩЕРА в ГРУЗИИ). То есть, «КАМЕННАЯ» традиция. Тогда понятно следующее. «Самое ДРЕВНЕЕ КАМЕННОЕ поселение обнаружено французским археологом Ж.Б.Форе в двухстах километрах северо-западнее И-РАК-ского города Басра на территории древней Месопотамии. Возраст СТРОЕНИЙ—8 тысяч лет. Древнейшая из сохранившихся СТУПЕНЧАТЫХ ПИРАМИД была построена примерно 47 веков тому назад в эпоху правления фараона Джосера…» [12]. Следовательно, можно предполагать, что «каменная» культура — 8 тыс. до н.э. в Ираке — распространялась как ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ культура ДИВА с КАВКАЗА по различным территориям — Япония (горы ДЭВА и т.д.). Следующее предположение. Если корень АЗАН (авест.) — «день» — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ [42] (то есть, 15 тыс. до н.э.) то черкес-чиркас — наименование ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ. Данное предположение подтверждается исследованиями казахских учёных (тюркская языковая семья). Необходимо отметить следующее. У представителей ИБЕРО— КАВКАЗСКОЙ языковой семьи и ТЮРКСКОЙ языковой семьи попытки объяснить НАИМЕНОВАНИЯ ГОР и РЕК (ТОПОНИМИКИ), например, КАВКАЗА, опираются на НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Аналогично объясняются наименования НАРОДОВ, ПЛЕМЁН. Например. «..само название «меоты» выводится из адыгейского языка; — в ряде древних наименований рек — Псат, Пcатий, местности Псехано и меотийского племени ПСЕССЫ лежит АДЫГЕЙСКАЯ основа «псы», означающая «вода» или «реки»…» [41]. Необходимо отметить также регистрацию «ВОЗДУШНОЙ» традиции обрядов в КАВКАЗСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ и отсутствие РЕГИСТРАЦИИ «КАМЕННОЙ» традиции в данной языковой семье. Тогда как «КАМЕННАЯ» (ПЕЩЕРНАЯ), то есть, СТАЦИОНАРНАЯ, в ПРЕДГОРЬЯХ (ПЕЩЕРЫ), ТРАДИЦИЯ регистрируется у ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ до смены религии с ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ДИВА на ЗОРОАСТРИЗМ. («…—«…Над СЛУЖИТЕЛЕМ ДЭВ-ов — Хумайака С длинными когтями, ОБИТАЮЩИМ в ВОСЬМИ адских ПЕЩЕРАХ…в сраженье за его добро и богатство». [16. С. 30]. Регистрация данного факта — в районе КАВКАЗА (« …В период ПАЛЕОЛИТА далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (РА), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Чёрное море (…)… Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён… [13. С.70—71]. «…ДЭВ-ы — БОЖЕСТВА, объявленные злыми ПОСЛЕ утверждения зороастрийской религии… МАЗ-анские ДЭВ-ы — злые демоны приКАСпийской области Мазандарана….» [15. С. 315—316] «…Над служителем ДЭВ-ов — Хумайака… обитающим в ВОСЬМИ адских пещерах… в сраженье за его добро и богатство». [16. С. 30] «…Чтобы две трети МАЗ-анских ДЭВ-ов… я в прах поверг». И даровала ему эту удачу Ар-дви-сура Анахита …» [17. С.17]. Таким образом, предполагаем следующее. При СТАЦИОНАРНОМ НЕПРЕРЫВНОМпроживании индоевропейцев (от ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — 15—12 тыс. до н.э. до НЫНЕШНИХ природных ВЕЛИКОРУССКИХ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ родов ДИВИНЫХ с напитком РАКОЙ — вид СОМЫ) на КАВКАЗЕ ГОРЫ и РЕКИ должны носить ИМЕНА праиндоевропейских БОГОВ (это ПЕРСОНИФИКАЦИЯ данных богов, ТРАДИЦИЯ, ЗАФИКСИРОВАННАЯ, как указывалось выше, в древних ПИСЬМЕННЫХ памятниках. Отмечается следующее. «…Кубань. Население —русские, украинцы, адыги, армяне, ассирийцы, греки… Кубань — исторический регион на Северном Кавказе, прилегающий к реке Кубань и её притокам, который принадлежал Черкесии и Крымскому ханству до казацкой колонизации. Название восходит к карачаево-балкарскому названию реки — Къобан (поднимающаяся, разливающаяся, из древнетюркского означающего «река» или «поток», от половецкого Куман). Русские власти стали называть указанную территорию Кубанью ещё до полного завоевания её казаками. По мере завоевания, эти земли заселялись казаками, что ставило их на охрану южных рубежей. Земли были переданы в дар казакам по Указу Екатерины II, и входили в состав Кубанской области Российской империи… В настоящее время ареал, именуемый «Кубань», охватывает территории расположения следующих субъектов РФ: Краснодарский край — большая часть. Республика Адыгея — вся, Республика Карачаево-Черкесия — большая часть, Ставропольский край — западная часть, Ростовская область — небольшой район южной части…. Кубановедение…» [33]. Таким образом, кроме попыток трактовки названия КУБАНЬ, КУБИНКА нарицательными наименованиями финно-угорской языковой семьи, в СОВРЕМЕННОМ КУБАНОВЕДЕНИИ основной является ТЮРКСКАЯ НАРИЦАТЕЛЬНАЯ трактовка. При этом отмечается, что ОСНОВНОЕ население на Кубани — РУССКИЕ. Необходимо отметить, что почти ВСЯ данная территория входила до 1917 года в ТЕРРИТОРИЮ ВЕЛИКОРУССКОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО войска. Кроме того, вариант трактовки наименования «КУБАНЬ» в ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семье в нынешнем КУБАНОВЕДЕНИИ НЕ рассматривается. По численности ( по данным конца 20-начала 21 века ) национальности распределяются следующим образом — РУССКИЕ (около 86 %), АРМЯНЕ (около 4 %), меньше них —УКРАИНЦЫ (около 4%), АДЫГИ (ОКОЛО 1%) (ПО УЧЕБНИКУ Касьянова и советским статистическим данным [11]). Далее. «…Кубань (река) (Северный Кавказ)… Кубань (карач.-балк. Къобан, др.-греч. ..Гипанис, лат. Hypanis, Vardanes, абаз. Къвбина, адыг. Псыж, кабард.-черк. Псыжъ) — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики…Название. Кубань (Ковбань,Псыжь ,Къвбина, Кобан, Кубан, Губань и т. д.) — одно из около трёхсот названий этой реки. П. Кречмер сравнивает гидроним с др.-инд. Kubha, ведийским названием реки Кабул, притока Инда. Данный гидроним мог сохраниться от индоиранцев, живших в Северном Причерноморье в эпоху бронзы, передавшись русским через тюркское посредство…» [34]. Таким образом, в данном случае имеются ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ наименования. Греческое — нарицательное. Ближе всех к ТРАКТОВКЕ (от ИМЕНИ ДРЕВНЕГО БОГА — как фиксируют письменные памятники) подошёл «П. Кречмер сравнивает гидроним с др.-инд. Kubha, ведийским названием реки Кабул, притока Инда». В Индии РЕКИ и ГОРЫ являлись ПЕРСОНИФИКАЦИЕЙ БОГОВ. Названия ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ, древние. Вероятнее всего, 15—12 тыс. до н.э. — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ РОД ДИВА на КАВКАЗЕ в ПЕЩЕРАХ (позднее — МАЗАНСКИЕ ДЭВЫ, ДАКИ, ДАИ), 11 тыс. до н.э. — ПЕЩЕРА Грузии, неолит — Греция — пещеры (Див-микен.), 8 тыс. до н.э. — каменная культура — И-РАК, далее — ИМЕНА ДИВА — РЕКИ и ГОРЫ ИНДИИ, ЯПОНИИ, Америки — ДАК-ота, ГУРОНЫ, культура в ПЕЩЕРАХ. Ошибочно считать «гидроним мог сохраниться от индоиранцев, живших в Северном Причерноморье в эпоху бронзы, передавшись русским через тюркское посредство». «Каменная культура» в пещерах предполагает СТАЦИОНАРНОЕ проживание. Так что сохранение ДИВА у русских, фамилии РОДОВ ДИВИН — ВЕЛИКОРУССКИЕ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ с напитком — БОГОМ РАКОЙ (регистрируемого ныне на КАВКАЗЕ только у индоевропейцев — осетин (ДИГОРЦЫ, ДИГУРОН) в форме РАКИЯ) подтверждает СТАЦИОНАРНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОЖИВАНИЕ индоевропейцев — ВЕЛИКОРОССОВ на КАВКАЗЕ с 15—12 тыс. до н.э. Кроме того, ИРАНЦЫ сменили религию ДЭВА на зороастризм. Тогда РЕКИ должны были бы носить ИМЯ БОГИНИ АДВИСУРА АНАХИТА и т.д. (авестийский пантеон), а НЕ КУБАНЬ. Далее. «…Города и районы Кубани Река Кубань. Кубань берет начало от слияния рек Уллукам и Учкулап, вытекающих из-под ледников, расположенных на склонах горы Эльбрус. Река является главной водной артерией края. В верхнем течении река, прорезая поперечные хребты, прокладывает путь в каньонах и ущельях, суживающихся местами до 50 — 60 м… Все левобережные притоки Кубани берут начало со склонов Западного Кавказа. Кубань — одно из множества ее названий (их около трёхсот). Современное название реки в течение времени видоизменялось: Къобхан — Кобан — Кубан — Губань — Кубань. Смысловое значение приведённых вариантов сохранялось, и означает (из карачаево-балкарского) «быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся». Предполагают, что название возникло от половецкого Куман, от древнетюркского означающего «река» или «поток». По другим данным название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис) — «конская река», в смысле «буйная, сильная река»…» [27] . Таким образом, тюркская трактовка «(из карачаево-балкарского) «быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся»… название возникло от половецкого Куман, от древнетюркского означающего «река» или «поток» опирается на НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ основы. Аналогично и следующая индоевропейская трактовка — «название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис) — «конская река», в смысле «буйная, сильная река». Таким образом, данные трактовки также НЕ совпадают с ДАННЫМИ древних индоевропейских письменных памятников — РЕКИ и ГОРЫ — ПЕРСОНИФИКАЦИЯ БОГОВ с ТЕМИ ЖЕ ИМЕНАМИ. ДАННЫЕ факты регистрируются в ИНДИИ — ДЖУМНА — РЕКА и БОГИНЯ; САРАСВАТИ — РЕКА и БОГИНЯ и т.д. Мы уже отмечали, что, если РЕГИСТРИРУЕТСЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ КОРЕНЬ (15—12 тыс. до н.э.) — СУ, СОМА (бог) [42], то должны быть РЕКИ НА КАВКАЗЕ с ДАННЫМ именем ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА. Тогда рассмотрим следующее. «…возлияние СОМЫ — пьянящего напитка, который также БЫЛ ОБЪЕКТОМ полонения КАК БОГ СОМА, одновременно бывший и богом Луны» — то есть, регистрация ИМЕНИ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА из ПАНТЕОНА ДИВА. Однако в ИБЕРО-КАВКАЗСКИХ языках, как и в ТЮРКСКИХ, трактовка НАИМЕНОВАНИЙ рек и гор КАВКАЗА носит также НАРИЦАТЕЛЬНЫЙ характер, что СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ о более ПОЗДНЕМ, чем ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ РОД ДИВА, приходе данных языковых семей на Кавказ. Об этом же говорит «ВОЗДУШНАЯ» обрядовость, в отличие от «КАМЕННОЙ» (ПЕЩЕРНОЙ) у ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ—ДЭВОПОКЛОННИКОВ… Например. «…само название «меоты» выводится из адыгейского языка; — в ряде древних наименований рек — Псат, Поатий, местности Псехано и меотийского племени ПСЕССЫ лежит АДЫГЕЙСКАЯ основа «псы», означающая «вода» или «реки»…» [41]; «…Кубань (карач.-балк. Къобан, др.-греч. ..Гипанис, лат. Hypanis, Vardanes, абаз. Къвбина, адыг. Псыж, кабард.-черк. Псыжъ)… Кубань (Ковбань, Псыжь, Къвбина, Кобан, Кубан, Губань и т. д)… русским через тюркское посредство…» [34]. Следовательно, в ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семье отмечается соответственно НАРИЦАТЕЛЬНАЯ ТРАКТОВКА наименования РЕК КАВКАЗА — «древних наименований рек — Псат, Псатий, местности Псехано и лежит АДЫГЕЙСКАЯ основа «псы», означающая «вода» или «реки»»; «Кубань… абаз. Къвбина, адыг. Псыж, кабард.-черк. Псыжъ». Однако основа СУ, СОМА (ПСЫ) является ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОСНОВОЙ 15—12 тыс. до н.э. Мало того, как и КУБЕРА, СОМА является ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ БОГОМ. Тогда РЕКИ Кавказа являлись БОГАМИ, как и ГОРЫ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, названия СУ, СОМА, ПСЫ давали древние ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЫ — ДИВОПОКЛОННИКИ 15—12 тыс.до н.э. — НЕПРЕРЫВНО проживающие на КАВКАЗЕ (нынешние великорусские казаки Дивины). Тогда ИМЕНА РЕК и ГОР КАВКАЗА — например, СУ, СОМА, ПСЫ; КУБЕРА—КУБАНЬ — заимствованы пришедшими ПОЗДНЕЕ ИБЕРО-КАВКАЗЦАМИ. ФАКТЫ сугубо КАВКАЗСКОЙ, как и ТЮРКСКОЙ, НЕ нарицательной топонимики на КАВКАЗЕ отсутствуют, что свидетельствует о более позднем приходе на Кавказ представителей данных языковых семей. Аналогично название племён. Например. Наименование «меотийского племени ПСЕССЫ», «местности Псехано» «лежит АДЫГЕЙСКАЯ основа «псы», означающая «вода» или «реки»». Следовательно, основа СУ, СОМА, ПСЫ — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ (15—12 тыс. до н.э.) в ПЕЩЕРАХ. (МАЗАНСКИЕ ДЭВЫ ПРИКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ). СОМА — БОГ пантеона ДИВА. Тогда местность СОМОВО, меотийское племя СОМЫ (по имени бога СОМА) на Кавказе имеют ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ ОСНОВУ. Следовательно, как великорусские кубанские казаки рода ДИВИНЫ, индоевропейцы меотийского племени ПСЕССЫ—СОМЫ—нынешние русские СОМОВЫ (как КАРПЫ — у ДАКОВ-ДАЕВ) [43]. Следующее наше предположение. РАКА — вид СОМЫ-ЯДЖНЫ. Но СОМА — это одновременно БОГ. Следовательно, РАКА, как вид СОМЫ, тоже БОГ. ТОГДА у какого-то народа должен быть зафиксирован БОГ РАКА (КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА СОМЫ 15—12 тыс. до н.э. То есть, предположение — как определение свойств следующего ещё не открытого элемента в таблице Менделеева. Нахождение искомого — подтверждение верности решения. Действительно, БОГ РАКА существует (как решение НАВРУЗ—ДИЙДИХУ). То есть, нахождение ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ДИЙДИХУ и РАКА. «…Ракий (или Рахий, либо Лакий — критская форма имени, др.-греч....) — персонаж древнегреческой мифологии, миф о котором имеет несколько версий. Ряд версий относят его к времени сразу после Троянской войны, другие же — к VIII в. до н. э. Согласно Антимаху, это сын Лебеса, микенец…» [40]. Тогда все реки РОССИИ носят ИМЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА РАКА — РЕКА, РАКА в БЕЛОРУССИИ, озёра (LAKE) на Западе, согласно индоевропейской традиции отождествлять РЕКИ и ГОРЫ с БОГАМИ рода ДИВА. Тогда это нынешние РУССКИЕ А-РАК-чеевы. Интересный факт, что именно МИКЕНЕЦ — РАКИЙ (бог РАКА — разновидность бога СОМЫ), так как ДИВ-ДИЙ (микен.)=Зевс. То есть, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ВЕРНЫ. Так что предположения «П. Кречмер сравнивает гидроним с др.-инд. Kubha, ведийским названием реки Кабул, притока Инда» — верны. Надо добавить, что это — ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ БОГ КУБЕРА (КУБАНЬ). Кроме того, регистрируется и форма по ИМЕНИ другого ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО БОГА — «Кубань… абаз. Къвбина, адыг. Псыж, кабард.-черк. Псыжъ». То есть, вариант БОГ СОМА — бог РАКА (основа СУ, СОМА,ПСЫ) — 15—12 тыс. до н.э [38]. Топонимика гор подтверждает предположения.«..Казбек — ледяной(ая) пик (вершина),… — потухший стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа… Осетинское название Казбека — Урсхох (Уршхох) — дословно означает «белая гора». Другое название Чырыстийы цъупп — «пик Христа». Грузинское название — Мкинварцвери — переводится как «гора с ледовой вершиной». Ингушское название этой горы — Башлам (ингуш. Баш лоам — «тающая гора») …» [32]. Объяснение топонимики — НАРИЦАТЕЛЬНАЯ лексика. Однако в ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ основах (15—12 тыс. до н.э.) регистрируется форма « *…день           санскр. ahar, авест. Azan…» [42]. То есть, существует ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ вариант ДЕНЬ=ДИВ=ДВА=АЗ-АС-КАЗ. Тогда ДИВ — КАЗ. Следовательно, название КАЗ-бек в основе БОГ ДЕНЬ-ДИВ. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Если ГОРЫ КАВКАЗА — это ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИХ БОГОВ (15—12 тыс. до н.э. в ПЕЩЕРАХ-КАМНЕ), то должно существовать ИМЯ ГЛАВНОГО БОГА — ДИВА-ДАЯ-ТАОХА.

 

Литература

 

I. Литература:

1.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 412—414.

2.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 421.

3.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 650.

4.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 676.

5.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 684.

6.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Всемирная история. Т.1. С.121—122.

7.                  Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Фамилии… — М., 1998. — 576 с. — (Энциклопедии). С. 387.

8.                  Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270 с. С. 264—265.

9.                  Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270 с. С.7.

10.              Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. Сост., вступ. статья, коммент. и словарь Т. Елизаренковой. — М., 1984. — 270 с. С. 260.

11.              История Кубани: Учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Касьянова, И. С. Короткого. Краснодар, 2005. — 336 с.

12.              Календарь ДЛЯ ЖЕНЩИН. 21 января 2013.ОАО «Кострома». РИО, 2012.

13.              Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 70—71.

14.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 317.

15.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 315—316.

16.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 30.

17.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С.17.

18.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 323.

19.               Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 319.

20.              Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С.71.

21.              Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С. 54—55.

22.              Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. — М., 1982.—175 с. С. 29.

23.              Церковно-народный месяцеслов И.П. Калинского / Послесл. В. Аникина. — М.: Худож. лит., 1990. — 238 с. (Забытая книга). Загл. Обл.: Месяцеслов. С. 78.

24.               Церковно-народный месяцеслов И.П. Калинского / Послесл. В. Аникина. — М.: Худож. лит., 1990. — 238 с. (Забытая книга). Загл. Обл.: Месяцеслов. С. 81—82.

 

II.Интернет-источники:

25.              http://ancientrome.ru/religia/greece/person/zeus.htm (дата обращения: 10.02.2014).

26.              http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3404-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B/page-15 (дата обращения: 10.02.2014).

27.              http://otdih.nakubani.ru/priroda/reka-kuban/ (дата обращения: 10.02.2014).

28.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыги (дата обращения: 10.02.2014).

29.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Дактили (дата обращения: 10.02.2014).

30.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Диктейская_пещера (дата обращения: 10.02.2014).

31.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс (дата обращения: 10.02.2014).

32.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Казбек (дата обращения: 10.02.2014).

33.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Кубань_(регион) (дата обращения: 10.02.2014).

34.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Кубань_(река) (дата обращения: 10.02.2014).

35.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Курджипс (дата обращения: 10.02.2014).

36.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Лаго-Маджоре (дата обращения: 10.02.2014).

37.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезмайская_пещера (дата обращения: 10.02.2014).

38.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейские_корни (дата обращения: 10.02.2014).

39.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейская_религия (дата обращения: 10.02.2014).

40.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Ракий (дата обращения: 10.02.2014).

41.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Синды (дата обращения: 10.02.2014).

42.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 10.02.2014).

43.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Фракийцы (дата обращения: 10.02.2014).

44.              http://www.aheku.org/articles/russian/epos/956 (дата обращения: 10.02.2014).

 

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.