ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Ломоносов и сады, виноград. Сарматы и вино. Этимология. Лингвистическая палеонтология

 

Шутёмова Нина Анатольевна,

диссертант Кубанского государственного университета, г. Краснодар.

 

Lomonosov and the gardens, the grapes. Sarmatians and the wine. Etymology. Linguistic paleontology

 

Shytiomova Nina Anatoljevna,

the author of dissertation of Kuban state university, Krasnodar, Russia.

 

The well-known Abrau-Dyurso wine-producing state farm, the native place of Soviet-made champaigne wines, with its distilleries, is situated not far from the wonderful Lake Abrau, 19 kilometres from Novorossiisk.

 

У чудесного озера Абрау, что в 19 километрах от Новороссийска, раскинулись плантации виноградников и находится известный далеко за пределами страны совхоз-завод «Абрау-Дюрсо» - родина советского шампанского.

 

«Поэзия как способ мышления не только там, где великие произведения, но всюду, где размышляют и говорят… «история литературы должна всё более и более сближаться с историей языка, без которой она так же ненаучна, как физиология без химии».[15. С. 205]. «…Некий В. Шнирельман утверждал не так давно… — а ведь сказавший сие господин… в Институте этнологии и антропологии в Москве преподаёт, имея кандидатскую степень…» [23. С. 16] «…многие историки сейчас замечать не желают. Славяне…упоминаются латинскими и византийскими историками с 6 века… именно в этом столетии появляется так называемая ПРАЖСКО-КОРЧАКСКАЯ археологическая культура, с которой сейчас модно связывать возникновение славян, невзирая на то, что ни культуры по-ЛАБ-ских и бал-ТИЙ-ских славян, ни культуры их колонистов в Восточной Европе, кривичей и ильменских словен, не показывают никакой преемственности от неё… Вообще, некоторые, весьма кичащиеся своей пресловутой «объективностью» историки именно в отношении славян странно необъективны. Что за дикий метод — начинать историю группы народов с первого упоминания КНИЖНОГО ОБЩЕГО названия для этой группы? Тогда не может быть никаких финских ПЛЕМЁН до первого упоминания финнов Тацитом, однако рекомые племена преспокойно украшают собой все карты доисторической Европы, начиная чуть ли не с каменного века. Тогда не германцы ГО-ТЫ и ТЕВ-ТОНЫ, которых видел Пифей во 2 веке до начала христианской эры, КИМВРЫ и те же ТЕВ-ТОНЫ, ходившие несколько позже походом на Рим, поскольку слово «германцы» впервые употреблено Цезарем сто лет спустя. Тогда ГУННЫ не тюрки и не монголы — слово «тюрки» появляется в источниках в 6 веке, имя монголов — четырьмя столетиями позже. Но этот метод применяется исключительно и только к славянам… Складывается впечатление, что некоторые историки… Вопреки источникам, археологии, здравому смыслу — 6 век, и точка!» [24. С. 45 — 46].

«…К слову сказать, одно из первых упоминаний СЛАВЯН мы, КАК НИ СТРАННО, находим тоже в АРМЯНСКИХ книгах…Моисей Хоренаци упомянул в 5 веке народ СКА-ЛАВ-АЦИ, в котором ещё Н.М.Карамзин узнал славян — СК-ЛАВ-ИНОВ, как называли греческие и латинские авторы, САКА-ЛИБА, как называли их арабы… прагосударство «Семь племён»… более раннее упоминание — «СУ-ОВЕНЫ», обозначенные на карте Птолемея во 2 веке…» [25. С. 45].

«Таким образом, можно сделать общий вывод, что в верхнем палеолите, т.е. не ранее 50—40 тыс. лет назад складываются первобытные РЕЛИГИОЗНЫЕ верования [1. Т. 1. С. 72]. «Примером ОТКРЫТОГО лагеря орды может служить Ильская стоянка. Около 40 тысяч лет тому назад здесь поселился человек… зубр… мамонт… В ДАХовской ПЕЩЕРНОЙ стоянке обнаружены кости, которые принадлежат тем же видам животных, что и в Ильской. Кроме того, здесь были также кости тигрольва. В одном из Губских навесов (№5) были найдены кости пещерного льва…» [14. С. 9].

« …В период ПАЛЕОЛИТА далёкие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими названиями являются Волга (РА), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Чёрное море (…)… Около 15 тыс. ЛЕТ ТОМУ НАЗАД кончился ЛЕДНИКОВЫЙ период и началось формирование ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ племён… В ПЕРВОЙ половине КАМЕННОГО века, ДО 4—3 тысячелетий образовались ТРИ зоны индоевропейских языков: …северная, …центральная, …южная…ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ (праславянский) язык …существовал много столетий: со второй половины 1 тысячелетия до н.э. до 6—7 вв. н.э…» [9. С. 70—71]. Территорию ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОГО РОДА исследователи определили по ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИМ названиям РЕК. «… Праиндоевропейцы (в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века... Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно…» [54]. «…Армянская гипотеза предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. Аргументируется в трудах академиков Тамаза Гамкрелидзе и Вячеслава Иванова… Вероятно, система числительных в праиндоевропейском имеет долгую предысторию, и не представляется возможным определить время её формирования…» [53]. «...Латынь обозначала бога словом deus… Соответствия ему лингвисты открыли в санскрите и других древних языках… восходят к древней форме (…близкими, родственными) слова, обозначавшие НЕБО и ДЕНЬ… Эти и другие форы позволяют заключить, что индоевропейский бог — «нечто светящееся, существо светлое, небесное…» [16. С. 29.] «…Обителью богов в индийской мифологии всегда были заоблачные горные вершины… стекают священные реки…» [13. С.71]. «… чтобы я победителем стал над СЛУЖИТЕЛЕМ ДЭВОВ — Хумайака С длинными когтями, ОБИТАЮЩИМ В ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ, И над служителем Друджа — Арджаспой, в сраженье ЗА ЕГО добро и богатство» [10. С. 30]; «Комментарии… Иран… ДЭВЫ — БОЖЕСТВА, объявленные злыми после утверждения ЗОРОАСТРИЗМА в качестве государственной религии… МАЗ-анские ДЭВЫ — злые демоны при-КАС-пийской области МАЗ-андарана… Ажи ДАХ-ака—мифическое чудовище (в СРЕДНИЕ века — Аж-ДАХ-а)…Трэтона (Траэ-ТАО-на, Фраэ-ТАО-на) — один из мифических персонажей, вошедший в героический эпос средних веков и последующего времени под именем Феридун, победитель дракона ДАХ-аки…» [11. С. 315—316] «Интересные подробности сообщает историк древности о Парфиене, одной из областей Парфии, её ядре. Отметим сразу же, что боги у парфян назывались дивами (дэвами), что обязывает нас внимательнее присмотреться к верованиям парфян…» [47. С.18—19]. Следовательно, сынами бога Дива («таохами» по-древнегречески) [2. Т. 1.] в Диауэхи являлись индоевропейцы из рода Дива.

«Гамкрелидзе и Иванов в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации, который, по их мнению, отразился в близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, а также в мифе о вражде пандавов и кауравов (основной сюжет «Махабхараты»)… Во многих индоевропейских обществах существовал обряд коллективного вкушения некоего божественного напитка… Перед битвой жрецы приготовляли напиток и раздавали его воинам, которым он придавал бесстрашие и неуязвимость в бою. В ведийской традиции напиток именуется «сома», в иранской — «хаома». [52]. «Дуалистический принцип». Наглядным примером первых имён ПРАиндоевропейцев — (числительные) — служит следующее. «…Родились у нас котята — Их по счёту ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз — котёнок самый белый, Два — котёнок самый смелый, Три — котёнок самый умный… Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам… Посмотреть и посчитать!» Сергей Михалков. Котята [49].

«…в Южном Прикаспии… на протяжении многих веков в пещере …недалеко от южного берега Каспийского моря… жили мезолитические охотники… пришли сюда около 11 тыс. лет тому назад, охотничьим оружием их был лук… рога для выкапывания съедобных корней дикорастущих растений. Единственным домашним животным была в то время собака… туркменистанской части Прикаспия пещер… Небит-Дага. В 6—5 тысячелетиях до н. э… неолитическое время… первые глиняные сосуды…» [3.Т.1. С.121—122]. Таким образом, уже в 11—6 тыс. до н.э. в пещерах Кавказа появляются сосуды для священного напитка — стационарное проживание. Дэвопоклонники (древнейшей религии ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ) с напитком СОМОЙ-РАКОЙ фиксируются в Авесте во 2—1 тыс. до н.э. в «ПРИКАСПИЙСКОЙ области МАЗАНДАРАНА».

«…в накалённой Туркмении, роясь в земле древних ПАРФЯНСКИХ городищ, советские археологи извлекли из праха множество глиняных черепков… Черепки говорили по-АРАМЕЙСКИ… они оказались бухгалтерскими квитанциями, деловыми расписками… счетоводы царских ВИННИЦ, в обмен на сданную подать: «По расписке этой, из виноградника податного, который КШШИ называется, сосудов 6, да из местности ХПТК сосуд ВИНА молодого 1…» …Две тысячи лет назад… новоизготовленным ВИНОМ из «местности ХПТК», прочесть имя которой мы не можем потому, что в АРАМЕЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ не обозначались гласные звуки…» [35. С. 17—18]. «…уголков Восточного побережья Крыма—Судак… невысоких гор… гора Ай-Георгий, гора Алчак… гора Перчем… гора СОКОЛ… благоприятные условия для виноградарства… история Судака, основание которого историко-археологические данные позволяют отнести к началу 3 ст. н.э. Она отразилась в тех названиях, которые …носил в прошлом. СугДЕЕЙ называли его византийцы, СолДАЙей — итальянцы, СурДАГом — восточные народы. В древнерусских летописях он известен как Сурож. По его имени арабы и итальянцы некоторое время Чёрное море называют Сурожским. Упоминается Сурож в «Слове о полку Игореве», в «Задонщине и в былинах о богатырях — сурожанах. В 1223г. …ограблен татарами, которые… захватили Крым. В 1365г… генуэзцы захватили город… В 1371 г. они начали возводить крепость на месте более ранних укреплений, используя остатки прежних сооружений как строительный материал… В 15 ст. Судак … попадает под власть… турок. Город постепенно разрушается… В 1783г. Крым был присоединён к Российской империи… Интенсивно эксплуатируя Судак как центр виноградарства и виноделия… царское правительство не обращало внимания на упадок его культуры…» [34]. «…амурский и лесной виноград Северного Кавказа…в их исторических судьбах много общего. Оба они обязаны своим рождением ледниковому периоду. На Дальнем Востоке и на Северном Кавказе похолодание наступало достаточно постепенно, вызывая не гибель, а приспособление всего растительного сообщества… Не было резким и катастрофическим оледенение Большого Кавказа и прилегающих территорий. С этим связано сохранение здесь многих древних (реликтовых) растений… Особенно выразительно это получилось в дальневосточной тайге… берёза… рядом с дубом, ясенем и грецким орехом, черёмуха и рябина — с грушей и сливой, вишней и абрикосом, виноград…» [18. С. 90—91]. «Важным источником исторических сведений являются прямые ЛИТЕРАТУРНЫЕ упоминания и художественные изображения. Если бы они были доказательством ПРИОРИТЕТА в СЕЛЕКЦИИ, то пальму первенства пришлось бы отдать Египту. Здесь найдены наиболее древние свидетельства возделывания винограда. В могиле фараона Пепи (26 столетие до н.э.) найдены иероглифы, упоминающие пять сортов вин. Увы, первые упоминания и художественные изображения — свидетельства весьма косвенные. Во-первых, письменность появилась на очень ПОЗДНЕМ этапе СЕЛЕКЦИИ винограда, а, во-вторых, страны, где ЛИТЕРАТУРНО или как-либо ещё зафиксировано виноградарство, не обязательно были теми самыми, где оно раньше всего началось. Народ, преуспевший в СЕЛЕКЦИИ, очень может быть, не оставил никаких исторических памятников… Изображения лоз ещё в древности встречались на войлочных кибитках степных кочевников, не выращивавших не только винограда, но и однолетних растений… дикий лесной виноград очень широко распространён. Это порождало… мысль о том, что виноградарство …независимо начиналось во многих местах… Изучение истории убеждает, напротив, в ОДНОЦЕНТРОВОМ (моноцентрическом) зарождении виноградарства… Обозначив на карте пути заимствований стрелками, можно убедиться, что они в общем направлены с востока на запад… предположение было сделано НЕМЕЦКИМ ИСТОРИКОМ В.Геном во второй половине прошлого века… Он считал, что культура винограда сложилась где-то к югу от КАСПИЙСКОГО МОРЯ. Отсюда культурные сорта были разнесены расселявшимися племенами в разных направлениях… Сейчас большинство исследователей пришло к объединению моноцентрической и полицентрической (многоцентровой) гипотез. Возможно, утверждают ИСТОРИКИ, один наиболее РАННИЙ центр действительно находится к югу от Каспийского моря… Один из способов поиска родины культурного винограда заключается в …анализе его экологической приспособленности, гораздо более консервативной, чем свойства плодоношения. Приспособленность к условиям, сохраняющаяся в мало изменённом виде на протяжении тысяч лет, — своего рода слепок климата прародины. ..Какая бы черта приспособленности винограда не бралась, каждый раз обнаруживается её поразительное единство… Некоторые черты приспособленности винограда свидетельствуют о том, что он сформировался на склонах гор…» [19. С 18—19]. «…решили проверить свойства дикого предка винограда на опыте. Каково же было удивление… единством приспособленности не обладает… Культурный виноград экологически единообразен по той простой причине, что весь он вышел из ОДНОГО места. После этого открытия вырастает значение и того факта, что приспособленность культурного винограда соответствует условиям единственного центра зарождения виноградарства, на который указывают историки, — южного побережья Каспия. Выяснив, что культурный виноград зародился в одном месте, а именно в ГОРАХ, окружающих южные берега Каспия…посвящена истории русского виноградарства…несмотря на давность события, можно всё же довольно конкретно нарисовать его подробности. Впервые виноград был введён в КУЛЬТУРУ во времена НЕОЛИТИЧЕСКОЙ революции, ознаменовавшей начало осёдлой жизни и земледелия. Не случайно родиной культурного винограда оказалось Закавказье. Горные долины и ущелья были естественными крепостями…Охота и собирательство…окультуренный виноград из ОДНОЙ горной долины распространился по многим другим землям…» [20. С. 20—21]. «…Дикий лесной виноград широко распространён, и попытки его окультуривания, несомненно, делались и в других местах… зарождение КУЛЬТУРНОГО винограда связано с каким-то чрезвычайно РЕДКИМ явлением, НЕ зависящим ОТ ВОЛИ ВИНОГРАДАРЕЙ… редчайшим событием, определившим НАЧАЛО виноградарства, было зарождение МУТАНТА, то есть, одной-единственной ЛИАНЫ с резко преобразованными признаками плодоношения. Благодаря работам… селекционеров… можно нарисовать подробности события. ВМЕСТО однополых растений (мужских или женских), как это обычно бывает у ДИКОГО винограда, в лесу выросло растение с ОБОЕПОЛЫМИ цветками. Можно сказать и точнее: НЕОЖИДАННО заплодоносило растение, которому предназначалось родиться МУЖСКОЙ особью. У мужских особей СОЦВЕТИЯ (пустоцветы) всегда намного КРУПНЕЕ, чем у женских, и оттого ГРОЗДЬ ОБОЕПОЛОГО мутанта РЕЗКО ВЫДЕЛЯЛАСЬ по РАЗМЕРАМ. Дальнейшая судьба лианы зависела от НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ и искусства ПЕРВОБЫТНЫХ виноградарей. Они сумели СОХРАНИТЬ ЕЁ и РАЗМНОЖИТЬ… изучение ОБЩЕЙ ИСТОРИИ виноградарства привело к открытию для СЕЛЕКЦИИ зимостойкого винограда русских лесов… на нашем Дальнем Востоке…событие, которое стало своего рода ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ правильности предположений об окультуривании винограда. В тайге нашли ЛИАНУ АМУРСКОГО винограда с ОБОЕПОЛЫМ цветком. Она также «собиралась» родиться МУЖСКИМ пустоцветом, если бы не МУТАНТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ её ЦВЕТКА. Грозди у неё гораздо КРУПНЕЕ обычных. На наших глазах ПОЯВЛЯЕТСЯ новое культурное растение…» [20. С. 20—21] . По тексту Авесты, во 2—1 тыс. до н.э. в ПЕЩЕРАХ (то есть, проживали стационарно) КАВКАЗА (ПРИКАСПИЯ) совершали обряды потомки индоевропейцев — ДИВОпоклонников. Праиндоевропейские племена (по Кодухову) существовали с 15—12 тыс. до н.э. — праиндоевропейский РОД ДИВОВ. Для обрядового напитка РАКА—СОМА им требовались растения в большом количестве (ныне культурные абрикосовые сады, весенняя обрезка мужчинами—казаками на Кубани-Кавказе для напитка РАКИ и ВИНОГРАД у ДОНСКИХ казаков и в ЮЖНОЙ Осетии с сохранением названия—РАКИЯ). Для того, чтобы заметить изменения в ЛИАНЕ, необходимо было ЗАГОТАВЛИВАТЬ ДИКИЙ виноград в БОЛЬШИХ количествах (для напитка—поклонение богу ДИВУ). Следовательно, это были представители РОДА ДИВА — ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ. Пример. «…Во многих индоевропейских обществах существовал обряд коллективного вкушения некого божественного напитка, который позволяет смертному приобщиться к богам с танцами, музыкой и песнями. Перед битвой жрецы приготовляли напиток и раздавали его воинам, которым он придавал бесстрашие и неуязвимость в бою. В ведийской традиции напиток именуется «сома», в иранской — «хаома». У европейских народов потребление галлюциногенного напитка было заменено ритуальным употреблением пряных алкогольных напитков (мёд на пирах и блотах северных народов, вино — на эллинских симпосиях)…. В Греции этот напиток назывался амброзией, в Индии — амрита («не-мёртвый»). Готовили его жрецы. Приносимые в жертву богам продукты питания сжигались на костре: огонь считался «устами божества», так как дым восходит к небу…» [52]. «…МИТРУ…почитаем мы молоком, содержащим (сок) ХОМЫ…Он первым из НЕБОЖИТЕЛЕЙ (язатов) Поднимается над ВЕРШИНОЙ Хара, ПРЕДШЕСТВУЯ бессмертному, БЫСТРОКОННОМУ Солнцу, Первый ОВЛАДЕВАЕТ Прекрасными золотыми высями И оттуда, могучий, Обозревает все АР-ИЙ-ские жилища,…где ВЫСОКИЕ горы, изобилующие пастбищами и водами, Дающими скоту (обильный корм)…» [12. С. 34]. Пещеры, напиток. Из текста зороастрийской Авесты. «XXVI (Рефрен I. Ты можешь восславить ради меня…) Ей ЖЕРТВУ приносил Смелый конник Заривай Перед лицом воды ДАИТЙИ — сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец. И просил её «Даруй мне такую удачу, О добрая, мощная Ардвисура Анахита, чтобы я победителем стал над СЛУЖИТЕЛЕМ ДЭВОВ — Хумайака С длинными когтями, ОБИТАЮЩИМ В ВОСЬМИ АДСКИХ ПЕЩЕРАХ, И над служителем Друджа — Арджаспой, в сраженье ЗА ЕГО добро и богатство». И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита, Которая всегда дарует удачу просящему, Заотру в дар приносящему, благочестиво жертвующему. (Рефрен 2. За великолепие…)» Из текста Авесты. [10. С. 30] «Комментарии… Иран… ДЭВЫ — БОЖЕСТВА, объявленные злыми после утверждения ЗОРОАСТРИЗМА в качестве государственной религии… МАЗ-анские ДЭВЫ — злые демоны при-КАС-пийской области МАЗ-андарана… Ажи ДАХ-ака — мифическое чудовище (в СРЕДНИЕ века — Аж-ДАХ-а)…Трэтона(Траэ-ТАО-на, Фраэ-ТАО-на) — один из мифических персонажей, вошедший в героический эпос средних веков и последующего времени под именем Феридун, победитель дракона ДАХ-аки…» [11. С. 315—316]. Вид СОМЫ-яджны для Дива—рака (бог РАКИЙ—ЛАКИЙ). РАКА на Кавказе ныне сохраняется только у ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ — природных кубанских казаков родов Дивиных и Мезенцевых и в Южной Осетии — у осетин (также в Чехии, Словакии). У представителей ИБЕРО-КАВКАЗСКОЙ языковой семьи напиток для поклонения БОЖЕСТВАМ отсутствует. Пример. «В адыгской мифологии опьяняющий напиток присутствует — это ПИВО, приготавливаемое из ПРОСА (сюжет, популярный в мифологиях народов Европы), неоднократно упоминается его употребление во многих праздничных случаях, однако напитку или процессу его употребления не придано значимого РЕЛИГИОЗНОГО или магического смысла, что могло бы позволить говорить о существовании соответствующего культа»; [55]. Таким образом, религия Дива и напиток РАКА НЕ заимствованы у адыгейцев.

«…о ценностях в царском кургане… В царской усыпальнице… перезахороненные ценности САРМАТСКОЙ ЦАРИЦЫ попали в руки археологов и стали достоянием науки…окраине Новочеркасска…На нескольких медальонах… — сбор винограда… Датируются 1—2 веками нашей эры… употребление ВИНА — это также часть истории виноградарства и виноделия… привоз виноградных вин в причерноморские степи был настолько ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ… без обеспеченного сбыта…не было бы развитого …виноделия… объяснять увлечение кочевников вином только варварством и невоздержанностью к пьянящему напитку…Вино …было источником…сахаров…говорится о СКИФАХ и САРМАТАХ, народах СЕВЕРО-ИРАНСКОГО языкового корня…при чём здесь…история РУССКОГО виноградарства…существует много доказательств того, что скифы и сарматы в значительном числе влились в СОСТАВ живших ЗДЕСЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН… Почему скифы и сарматы… за многие столетия не попытались… разводить виноград или плодовые деревья… Посеяли и сжали хлеба в один год в одном месте — на следующий год переехали на другое…ВИНОГРАДАРСТВО и САДОВОДСТВО требовали ПОЛНОЙ осёдлости …» [21. С. 23— 26]. Следовательно, индоевропейцы совершали обряды в ПЕЩЕРАХ ((осёдло), кроме того, изготовление священного напитка — СОМЫ—РАКИ/РАСЫ требовало осёдлости. (У великорусских кубанских казаков РОДА ДИВИНЫХ — у каждого САДЫ из АБРИКОСОВ, ОБРЕЗКА весной — ВОИНАМИ—КАЗАКАМИ и ныне, для изготовления напитка РАКА; в Осетии, ЧЕХИИ, СЛОВАКИИ — РАКИЯ из винограда). У кавказцев — отсутствие древней необходимости в садах, так как нет необходимости в СВЯЩЕННОМ напитке для поклонения богу ДИВУ. У ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ—СКИФОВ, САРМАТОВ, СЛАВЯН на КАВКАЗЕ—поклонение древнему ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКОМУ богу ДИВУ требует НАПИТКА СОМА-РАКА (поздняя ХАОМА в Авесте) из АБРИКОСОВ (ДЕРЕВЬЯ) или ВИНОГРАДА (САДЫ). «…переселялись не только из ДАГестана, но и из более южных районов…нелегко установить границы между разными ЭТНИЧЕСКИМИ группами…Новые поселения ставились часто на месте СТАРЫХ АЛАНСКИХ укреплений, во многом продолжая их традиции…ДОН…амфора… В кругу — ДВУСТОРОННИЙ ДВУЗУБЕЦ, магический знак, изображение которого часто встречается на вещах того времени.» [22. С. 28]. Вполне возможно, ДВУСТОРОННИЙ ДВУЗУБЕЦ—ДВА—ДИВ—ДАК—РУС—ДИВИН—ДИВОВ—РУСАНОВ (ДЕНЬ, как НАВРУЗ — «новый день»). Аналогично ТРЕЗУБЕЦ—ТРИТА—ТРЕТЕЙ—ТРЕТЬК—ТРЕТЬЯКОВ. Казаки РОДА РУСАНОВ регистрируются на КУБАНИ (архив автора — Н.А.Ш.).

«…Очень важны для истории Ставропольского края, как и для истории России в целом, имеющиеся в науке данные о длительном нахождении здесь ДРЕВНЕРУССКОГО населения…не позднее 7—8 веков. Славяне (русы) были связаны с Западным (Тмутаракань) и Центральным Кавказом…» [4. С. 62].

«…Противостояние сторонников норманской и антинорманской теории, пожалуй, одно из самых долгих в истории. Предметом спора является Русь как объединенное полноправное государство со всеми присущими ему признаками. Из двух противоположных теорий ведущей по сей день остается норманская. …Основателем теории стал М.В. Ломоносов, не согласившийся с норманистами… из тех же славян — и мы, русь… А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. «Опровержение довода мы находим в самой цитате. Основное, что выделяет летопись: а) русский народ берет начало у славян; б) русские как этнос одиннадцатого века берет исток от славян-полян. Этноним же был получен от варягов, что не решает вопрос о Руси одиннадцатого века. Вторым доводом антинорманисты приводят сообщения арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы). Они гласят, что русы — славянский народ. Но это единственный арабский автор относивший русь к славянам, остальные арабские авторы описывают их отдельно, а Аль-Масуди, например, прямо причисляет их к урманам. В большинстве своем антинорманская теория состоит из гипотез и доводов, составленных учеными и историками. Среди них такие как С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский, А. Г. Кузьмин, М. П. Погодин, и др. Это обстоятельство стало существенным минусом теории. Фактологических объяснений под собой она имеет намного меньше, чем норманская теория….» [48].

Доводы сторонников норманской теории.

«…Повесть временных лет, созданная в десятом, начале одиннадцатого века, гласит, что название государства происходит от названия племени варягов — русь, которое было призвано славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) для разрешения межплеменного конфликта в 862 году. Этот факт является самым весомым в истории. Упоминания о Руси как государстве ранее мы не встречаем. Следственно, до 862 года, славянские племена, населявшие территорию будущего государства Российского, жили разрозненно под собственными именами. Варяг Рюрик, согласно Ипатьевской летописи, сел княжить в Ладоге. После смерти братьев Синеуса и Трувора (существование которых подвергается сомнению), князем был основан город Новгород, куда он сам перебрался, объединив всю власть и земли Руси в своих руках…

Однако откуда были призваны варяги — летописи не сообщают… Император Византии Константин сообщает, что славяне являлись данниками росов…

… «И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти»…

… В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, предположительно ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.)…» [48].

«..Норманская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов… Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным… Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера,… Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен… Двумя наиболее видными представителями антинорманистского направления были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй, наоборот, подчёркивал их ЮЖНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ …Советская историография, после некоторого перерыва в первые годы после революции, вернулась к норманнской проблеме на государственном уровне… псевдонаучной автохтонистской теорией лингвиста Н. Я. Марра, отрицавшей МИГРАЦИИ и объясняющей эволюцию языка и этногенез с классовой точки зрения. Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени «русь»… Историк и археолог Б. А. Рыбаков многие годы представлял советский антинорманизм. С 1940-х годов он отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья. В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существования славянского протогосударства во главе с русью до прихода Рюрика. ...в то время как АРХЕОЛОГИ (М. И. Артамонов, В. В. Седов) помещали каганат на ЮГЕ, в районе от Среднего Поднепровья до Дона. Не отрицая влияния норманнов на севере, они всё же выводят этноним Русь из ИРАНСКИХ корней… Аргументы норманистов Древнерусские летописи. В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол (см. статью Призвание варягов, Русь (народ) и Рюрик). ОТКУДА призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («ИЗ-ЗА МОРЯ», « ПУТЬ К ВАРЯГАМ ПО ДВИН-е»»). Кроме того, варяги-русь ставятся в один ряд со скандинавскими народами: шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители о. Готланд — совр. шведы): И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли ЗА МОРЕ к варягам, к РУСИ. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти….»… Летописи оставили в древнерусской транскрипции список имён варягов-руси (до 944 года), большинство отчётливой древнегерманской или скандинавской этимологии. В летописи упоминаются следующие князья и послы в Византию в 912 году: Веремуд, Рулав, ..Гуды, Руалд, КАРН,… Руар, Ак ТЕВу,.. ТРУАН, Лидул… Первые имена со славянскими или иными корнями появляются лишь в списке договора 944 года, хотя вожди западно-славянских племён с начала IX века известны под отчётливо славянскими именами… За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян...Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют русь как шведов, норманнов или франков. Важнейшим АРГУМЕНТОМ норманской теории является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на ДВУХ языках: росском и славянском, и толкование названий на греческом… При этом Константин сообщает, что славяне являются «данниками» (пактиотами — от лат. pactio «договор») росов. Этим же термином характеризуются сами же росские КРЕПОСТИ, в которых жили росы…Арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса сжиганием в ладье с последующим возведением кургана. Данное событие относится к 922 году, когда согласно древнерусским летописям русы ещё разделялись от подвластных им славян. Могилы такого типа обнаружены под Ладогой и более поздние в Гнёздове...В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением СОКОЛА, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.)…При археологических исследованиях слоев IX—X веков в Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены предметы скандинавского типа (железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии и др.), что свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской государственности. Возможные лингвистические доказательства… Целый ряд слов древнерусского языка имеет ДОКАЗАННОЕ древнескандинавское происхождение. Существенно, что проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, слова бытовые и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, ТИУН, стяг, пуд, якорь, ябедник, кнут, голбец и другие….» [51] «…Тиун (ТИВун) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами.… Тиунами могли называть и служителей княжеского двора (огнищный тиун, конюшенный тиун). Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун)… Тиуна мог судить только сам князь… Тиуна мог судить только сам князь Тиуны в Русском государстве и Великом Княжестве Литовском. В XIV—XVII вв. существовали тиуны великого князя , которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом Княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями (позднее — наместники), производили сбор дани (т. н. полюдье). В отдельных местностях Галицкой Руси, где действие сохраняло древнерусское право, тиуны были выборными представителями сельских общин….» [57]. Имена КАРН, Ак ТЕВу,.. ТРУАН, Лидул. КАРНА—божество санскритских ВЕД; также КАРНА и ЖЛЯ действуют в древнерусском «Слове о полку Игореве» как божества — «… О далече зайде СОКОЛЪ, птицъ бья, — КЪ МОРЮ! А Игорева храбраго плъку не кръсити! За нимъ кликну КАРНА и ЖЛЯ, поскочи по Руской земли…» [32. С. 80]. Труан-Троян. «…Въстала обида въ силахъ Дажъбожа внука, вступила ДЪВОЮ на ЗЕМЛЮ ТРОЯНЮ, въсплескала лебедиными крылы на синъмъ море у ДОНУ плещучи…» — «Слово о полку Игореве» [32. С. 80]. Лидул—область ЛИДИЯ. Таким образом, данные имена носят общеиндоевропейский характер, регистрируются в районе Кавказа, как и СОКОЛ.

«…Дербент — полунезависимое княжество в узком проходе между берегом Каспийского…моря и спускающимся к нему отрогом Кавказского хребта, в теперешнем Дагестане. Потому и «Ворота» — тот, кто сидит в крепости, решает, пройти или нет дальше подошедшему к её стенам войску. Когда-то крепости здесь не было — и северные ветры… доносились до самой Та-Кемет,Чёрной земли фараонов и пирамид — киммерийцы Л-АГДАМ-ме, скифы ПАРТА-ТУА… (Б.А.Рыбаков видел в этом скифском вожде праславянина-сколота, реконструируя его имя, как Перпет, но увы — доказательств этому слишком мало.)…» [26. С. 25—26]. Парфы-парфяне—апарны и тивы-таи-таохи-дайки-даи-дивы-дыи. (нынешние ДИВ-ины и МЕЗ-енцевы— РУС-ские КУБ-анские КАЗ-аки)

Итак, норманисты — ДОВОДЫ. «…русь, которое было призвано славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) для разрешения межплеменного конфликта в 862 году. Этот факт является самым весомым в истории. Упоминания о Руси как государстве ранее мы не встречаем…» «Тиун Тиун (тивун) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами…» [57].

«…в 628 году…Армянский историк Моисей Кагантакваци в своей книге «История агван» сообщает…Войско осадило город ПАР-ТАВ-У—мы ещё вернёмся к этому ГОРОДУ, но уже под новым именем Бер-ДАА… и ныне…под названием БАР-ДА стоит над одним из притоков КУР-Ы… соединяющей АГДАМ с Евлахом, в западной части Азербайджана. Тогда же это ЕЩЁ была АРЯНСКАЯ ЗЕМЛЯ — точнее, назывался ЭТОТ… край А-Л-БА-НИЕЙ…Вышедший вместе с другими послами…в лагерь осаждавших армянский летописец…Моисей …записал несколько слов из языка…Историков результаты его …очень удивили—все до одного слова , записанные Моисеем, оказались …СЛАВЯНСКИМИ…Так, ЗНАТНЫХ людей …воины называли ТИУ-НАМИ—так и четыреста лет спустя, во времена «Русской Правды» Ярослава Мудрого, будут звать КНЯЖЕСКИХ слуг на Руси…» [27. С. 43—44].

Таким образом, 862 год и 628 год. Тивун — у древнерусов на КАВКАЗЕ (ДИВИН). Следовательно, ТИВУН — НЕ ЗАИМСТВОВАНО у СКАНДИНАВОВ.

Далее. «…В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.)». Однако следующее. «…с 14—13 вв. до н.э. …в ГОРАХ и ущельях КАВКАЗА… обработки бронзы…Мужчины-воины…ПРЯЖКАМИ…чаще всего —ОРЛА… Каково происхождение КОБАНСКОЙ культуры…доказали её исконно местные, КАВКАЗСКИЕ КОРНИ..» [5. С. 13]. О ВЕЛИКОРУССКИХ КАЗАКАХ, в частности, именно о КУБАНСКИХ ВЕЛИКОРУССКИХ следующее. « С ДОНА…У нас хлеба не пашут, рыбу ловят, ЗВЕРЯ БЬЮТ…тем живут!» [42. С. 16]. « …В глубоком небе чуть заметно, как муха на голубом высоком потолке, стоял над толпой какой-то воздушный хищник.—КУРКУЛЬ реет ! – Где? Не вижу. Эге, высоко…» [43. С. 47]. «…Голутьба к Стеньку липнет, он её …обучил и в море взял… пошто держать?... Я дал волю, лети, СОКОЛ, с КУРКУЛЯТАМИ…» [44. С. 150]. «—СОКОЛЫ, круши!...» [45. С. 252], «…видно, везде ВОРОНЬЁ клюёт СОКОЛА? Боится и клюёт…» [46. С. 104]. «КУРКУЛЬ—КОРШУН… Приутих КУРКУЛЁНОК! Рано от гнезда взлетел…Разбойник!...» [43. С. 47]. «Казак остановился: — Вам, БРАТЫ-СОКОЛЫ, дорога на ДОН…» [36. С. 15]. «…Ириньица…разливает в большие чаши мёд. — А и что-то закручинился, ГОЛУБЬ—голубой? Пей вот! — Атаман поднял голову. Взгляд потускнел, на худощавом лице — усталость. — Жонка, НЕ зови меня голубем, — сарынь я. — Ой, то слово чужое! А что такое сарынь, милой? — Сарынь — слово басурманское — СОКОЛ, а по-нашему, по-КОЗАЦКИ—КОРШУН! — Уж лучше я буду звать тебя СОКОЛОМ. Не кручинься, пей, вот так. — Ух, много пил, — а и крепкий твой мёд! Не кручинюсь… Плечи и руки томятся по делу. Много его на Москве, да во Пскове наши играть зачинают…Меня же тянет на ДОН.» [37. С. 43].

Таким образом, у кубанских ВЕЛИКОРУССКИХ казаков сохранилось название себя как ОРЛОВ, СОКОЛОВ, КОРШУНОВ—КУРКУЛЕЙ, в отличие от ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ. «Запорожец…Брий, хлопец, гладенько, не зрижь тильки оселедця… у ДОНЦОВ, — вони волосы рощат… Запорозцу бороду не можно носить, то ЯЙЦКИ КОЗАКИ носят, воны тож московитски данныки…» [38. С. 70]. В челнах люди… в КРАСНЫХ шапках — запорожцы, в БАРАНЬИХ — ДОНЦЫ.» 51 [39. С. 69]. « —Им что, как у чубатых — всё грабленое…» [40. С. 76]. «Старые КАЗАКИ, взглядывая на шапку Разина, ворчат. — Матерой НИЗОВИК, а шапка ЗАПОРОЖСКАЯ, — НЕ ГОЖЕ ТАКОЕ!» [41. С. 89]. Объяснение слова КУРКУЛЬ ПРИШЕДШИМИ КАЗАКАМИ (часть из Приднестровья) и ИНОГОРОДНИМИ украинцами — в 1911г, исследователь Певнев. Пример. «…1803 …К этому времени относится появление слова «куркуль». «Куркулями» назывались те пластуны Андреевского поста, которые несли службу на пикете, расположенном против РЕЧКИ КУРКУЛЬ (теперь станица Варениковская)… Солдаты, служившие на Андреевском посту, заметили, что тамошние ЧЕРНОМОРЦЫ название «КУРКУЛЬ» считали кровным оскорблением, не зная малороссийского языка, полагали, что это малороссийское бранное слово…Черноморцы других постов, хотя и НЕ ЗНАЛИ ЗНАЧЕНИЯ этого СЛОВА, но подозревая, что это ВЕЛИКОРУССКОЕ бранное слово, считали своей обязанностью оскорбляться. Так это слово и вошло в употребление в смысле бранного, причём ни обижающий, ни обижавший в большинстве случаев не знают ЕГО ЗНАЧЕНИЯ» [17. С. 19]. Итак, самоназвание КУРКУЛЬ—КОРШУН, СОКОЛ, ОРЕЛ отмечается у донских и кубанских казаков времён Степана Разина. Ещё ранее — «СОКОЛ на лебедей»; «Коли Игорь СОКОЛОМ полетъ, тогда Влуръ ВЛЪКОМЪ потече…» — в древнерусском «Слове о полку Игореве» [33. С. 88]. Следовательно, Имеется СТАЦИОНАРНОЕ ПРОЖИВАНИЕ — КАМЕННАЯ ОБРЯДОВОСТЬ В ПЕЩЕРАХ, ВИНОГРАД и ДЕРЕВЬЯ — АБРИКОСЫ для НАПИТКА РАКИ—СОМЫ. Сохранение ОРЛА—КОРШУНА (название кубанских казаков, в отличие от украинских запорожских) — КУРКУЛИ—КОРШУНЫ. Следовательно, ПРЯМАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА «с 14—13 вв. до н.э. …в ГОРАХ и ущельях КАВКАЗА… обработки бронзы… Мужчины-воины… ПРЯЖКАМИ… чаще всего — ОРЛА… Каково происхождение КОБАНСКОЙ культуры», а не у варягов—скандинавов. У горцев —КАВКАЗЦЕВ — отсутствие НАПИТКА РАКА—СОМА, то есть, не было необходимости разводить САДЫ (АБРИКОСЫ) и ВИНОГРАД для ОБРЯДОВОГО СВЯЩЕННОГО НАПИТКА РАКИ—СОМЫ. ГОРЦЫ—КАВКАЗЦЫ ассоциируют себя с ВОЛКАМИ, в отличие от ВЕЛИКОРУССКИХ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ—КУРКУЛЕЙ—КОРШУНОВ—СОКОЛОВ—ОРЛОВ. ДЭВОПОКЛОННИКИ в АВЕСТЕ в пещерах КАВКАЗА — 2—1 тыс. до н.э. (Мазендеран).

 Слово «ТИУН—ТИВУН» также регистрируется АРМЯНСКИМ историком на Кавказе в 628 году. ВАРЯГИ прибыли к СЛАВЯНАМ в 862 году. Следовательно, слово ТИУН—ТИВУН—ДИВИН существовало у славян (ПРЕДКОВ ДРЕВНЕРУСОВ) ДО прибытия СКАНДИНАВОВ (РЮРИКА). Государство у ПРЕДКОВ СЛАВЯН—РУСОВ—ТИУНОВ—ДИВИНЫХ—это ДИАУЭХИ(1200—800гг. до н. э.) — «ТАОХИ»—«ЗЕМЛЯ СЫНОВ ДИВА», в УРАРТУ—аларо—ДИИ., ПАРНЫ—ДАКИ—ДАИ с ВИНОГРАДНИКАМИ и богами—дэвами/дивами, Син—ДИК-а. То есть, ПРАСЛАВЯНЕ имели опыт СОБСТВЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. Царские РОДЫ — СОБСТВЕННЫЕ, родословная — ОТ БОГА ДИВА (от ЗЕВСА — позднее у греков). ДИВИНЫ—ТИВУН—ЗИХИ (ЗЕВС). Далее. Название РУСЬ. «Этноним же был получен от варягов, что не решает вопрос о Руси одиннадцатого века. Вторым доводом антинорманисты приводят сообщения арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы). Они гласят, что русы — славянский народ. Но это единственный арабский автор, относивший русь к славянам, остальные арабские авторы описывают их отдельно… В большинстве своем антинорманская теория состоит из гипотез и доводов, составленных учеными и историками. Среди них такие как С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский, А. Г. Кузьмин, М. П. Погодин, и др. Это обстоятельство стало существенным минусом теории. Фактологических объяснений под собой она имеет намного меньше, чем норманская теория….» [48] «…племени варягов — русь, которое было призвано славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) для разрешения межплеменного конфликта в 862 году. Этот факт является самым весомым в истории. Упоминания о Руси как государстве ранее мы не встречаем. Следственно, до 862 года, славянские племена, населявшие территорию будущего государства Российского, жили разрозненно под собственными именами», «И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти…, Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»), «Двумя наиболее видными представителями антинорманистского направления были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй, наоборот, подчёркивал их ЮЖНОЕ происхождение. Идеологической установкой для советских историков стало доказательство тезиса о славянской этнической принадлежности племени «русь»… Историк и археолог Б. А. Рыбаков многие годы представлял советский антинорманизм… В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существования славянского протогосударства во главе с русью до прихода Рюрика. …в то время как археологи (М. И. Артамонов, В. В. Седов) помещали каганат на юге, в районе от Среднего Поднепровья до Дона. Не отрицая влияния норманнов на севере, они всё же выводят этноним Русь из ИРАНСКИХ корней…». Итак, «Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Но возможно, это КАСПИЙСКОЕ, ЧЁРНОЕ, АЗОВСКОЕ МОРЕ. Путь по ДВИ-не (ДАУГ-аве) также возможен на юг по водному пути — названия КУБАНЬ на ЮГЕ и на СЕВЕРЕ (ТОПОНИМИКА).

Корень РУЗ-РОС, АХАР, АЗАН— ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ (НЕ более поздний иранский), значение—ДЕНЬ, как ДИВ(ДВА). *He-r > n -    день    санскр. ahar, авест. Azan… *dwi-   два      ст.-слав.. дъва, дъв, рус. два, две, польск. dwa, алб. dy>dy, лит. *dvuo>du, латыш. divi, гэльск. vo, ирл. da>do, валлийск. dau, нем. zwene>zwei, готск. twai, англ. twa>two, др.-норв. tveir, др.-прусск. dwai, греч. , , лат. duo, оск. dus, умбр. tuf, санскр. dva, *dei-no-   день    ст.-слав.. дьнь, рус. день, словенск. dan (род. п. dne), чешск. den (род. п. dne), польск. dzien, в.-луж. dzen, н.-луж. zen, лит. diena, латыш. diena, санскр. dinam ср. р. «день», лат. nundinae ж. мн. «базарный день каждые девять дней», лат. dies, алб. gdhin, валлийск. dydd, ирл. dia>dia, готск. sintins, др.-прусск. deinan, др.-прусск. deinan, готск. sinteins «ежедневный», ирл. denus «промежуток времени»

*deiw-o-         бог, то есть «сияющий»      ст.-слав.. дивъ (род. п. дивесе, им. мн. дивеса), рус. диво, болг. ди?вен «чудесный», польск. dziw, лит. dievas «Бог»; d?vas «чудо», латыш. dievs «Бог»; diva «чудо», др.исл. tivar «боги», санскр. devas «Бог», авест. daeva «демон», осет. дав?г, греч. theos; Zeus, …» [56]. НАВ-РУЗ=ДИЙДИХУ в ДАГЕСТАНЕ (НОВЫЙ ДЕНЬ). То есть, ДИВ-ДАК-ТАОХ—ТИВУН=РУС-РОС (РОУЗ-РУЗ). Следовательно, ДАКИ—ДАИ—РУСЫ—РОСЫ—одно название, потомки одного рода. Далее следующее. «в 862 году. Этот факт является самым весомым в истории. Упоминания о Руси как государстве ранее мы не встречаем. Следственно, до 862 года, славянские племена, населявшие территорию будущего государства Российского, жили разрозненно под собственными именами». Однако, фиксируется следующее. «Византийские авторы …наличие в АЛАНИИ «ЦАРЕЙ» — вождей (Саросий—6 век и И-ТАК-сий—7 век..» [6. С. 44]. КАВКАЗ — 654—655 гг. «…правитель ДЕРБЕНТА Шахрияр (ШАХР-БАРАЗ) заявлял арабам, напавшим на Дербент в 654—655гг.: «Я нахожусь между двумя врагами. ОДНИ из них ХАЗАРЫ, другие РУСЫ… Кроме жителей этих местностей, нет других, кто умел бы воевать с ними»… Эти САМЫЕ РАННИЕ сообщения о РУСАХ в ПРИКАСПИИ и на Северном Кавказе передают арабские писатели. Учёные считают, что уже в 7 веке между ДЕРБЕНТОМ и землёй БАЛАНДЖАР… Для истории важно, что край связывают с территорией Прикумья…на востоке Ставропольской возвышенности. БАЛАМИ сообщает, что арабы воевали в ОБЛАСТЯХ БАЛАНДЖАР, ДЖУРАН и РУС на КАВКАЗЕ… По византийским данным на Тамани уже в 8 веке существовала РУССКАЯ епархия Таметарха (Тьмутаракань. Средоточием тмутараканских (таманских) РУСОВ был «ГОРОД РУСИЯ в устье РУССКОЙ реки», согласно сведениям греческих, византийских и арабских писателей… в 860 г.…» [7. С. 54]. Таким образом, название города—РУСИЯ, РУССКОЙ реки на Кавказе и РУСОВ свидетельствует о существовании данных наименований в 7 веке, то есть, ДО ПРИХОДА ВАРЯГОВ—СКАНДИНАВОВ. Вероятно также, что ВАРЯГИ — РУСЬ пришли по ВОДНОМУ ПУТИ (ДВИНЕ—ВОЛГЕ) с КАСПИЯ—КАВКАЗА. Кроме того, «арабы воевали в ОБЛАСТЯХ БАЛАНДЖАР, ДЖУРАН и РУС на КАВКАЗЕ», что свидетельствует о ГОСУДАРСТВЕ РУС на КАВКАЗЕ в 7 веке, до прихода РЮРИКА. Армянский историк в 627г. «слышит от осаждающих Партаву воинов… славянскую речь… (ТИУН, САЛО—авт.), 644 г. — правитель Дербента Шахрияр упоминает в письме арабскому правителю РУСОВ и хазар, которых он не пропускает в ЗАКАВКАЗЬЕ, 844 — таможенник халифата ибн Хардабег описывает РУССКИХ купцов, приходящих в Багдад с Каспия» [28. С. 221]. «618 г. — …в осаде Констнтинополя… эту осаду ХРОНИКИ ТИФЛИССКОГО собора приписывают именно РУСАМ… отмахнуться от этого сообщения как от «ПОЗДНЕГО», ЧТО и ДЕЛАЮТ ИСТОРИКИ-НОРМАНИСТЫ… Но, ВО-ПЕРВЫХ, это сообщение подтверждается византийским... В то же время СИРИЙСКИЙ писатель Псевдозахария Ритор упоминает о народе РУС, что соседствует с амазонками…ошарашивает описание РУСОВ Псевдозахарией — у него это народ ВЕЛИКАНОВ…» [29. С. 29—31]. «…Но ведь от Балтики до Кавказа…именно от Балтики к Каспию ведёт один из самых древних…торговых путей—Волжско—Балтийский…» [30. С. 33]. «…о реальном торговом пути из Балтики Волгой в Каспий или через Дон в Чёрное море… путь из Киева в Новгород был более чем непростым делом. БАЛТИЙСКО-ВОЛЖСКИМ путём пользовались много-много РАНЬШЕ… На КАВКАЗСКОМ побережье Каспия…в Азербайджане, найдены могилы из грубо отёсанных КАМЕННЫХ глыб, выложенных в форме корабля. Такие…встречаются… на южном побережье Балтики… могильники…конец неолита…начало бронзового века…» 31. С. 38]. То есть, «КАМЕННАЯ» обрядовость ДИВОПОКЛОННИКОВ АВЕСТЫ на КАВКАЗЕ (Мазендеран), распространение ВИНОГРАДА для РАКИ—СОМЫ (РЕКА-РАКА-RIVER-LAKE-SOUP-SU). Таким образом, на Кавказе до 9 века (618г., 627г.) отмечается ОБЛАСТЬ—ГОСУДАРСТВО РУС. Следующее. «…ПАМЯТНИКОМ является большой КАМЕННЫЙ КРЕСТ с высеченными на нём ДРЕВНЕРУССКИМИ БУКВАМИ и датой, устанавливаемой, как 1041 год. Крест был ВРЫТ в древности в землю…берега реки ЕГОРЛЫК… у нынешнего ПРЕГРАДНОГО Красногвардейского района… На СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ… найдено несколько ДВУСТВОРЧАТЫХ КРЕСТОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ… окрестностей КИСЛОВОДСКА — датируется 12 веком… БРОНЗОВЫЙ КРЕСТ, датирующийся 13 веком, с НАЧЕРТАНИЯМИ СЛАВЯНСКИХ БУКВ… в окрестностях БУДЁННОВСКА… средневекового города МАДЖАРЫ…» [8. С. 55]. Ранее нами уже было высказано предположение, которое ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ данными фактами. ДЛЯ КАМЕННОЙ обработки необходимо стационарное ПРОЖИВАНИЕ и ХОРОШЕЕ ЗНАНИЕ ОБРАБОТКИ. Следовательно, РУССКИЕ (ДРЕВНЕРУСЫ) ДИВИНЫ ПРОЖИВАЛИ ДАВНО, знали КАМЕННУЮ ОБРЯДОВОСТЬ и обработку КАМНЯ. Далее. Некоторые кавказоязычные исследователи отмечают, что службы в храмах Северного Кавказа велись на ДВУХ языках. «…1396 год — Зихско-Матрахского митрополит Иосиф, находился в Матрахе. В то время И. Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках ЯССКОМ или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧКРКЕССКОМ» (Источник — Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886).Однако, несмотря на тысячелетний период христианства и существование церковного института, христианским этот период в истории Черкесии можно назвать лишь условно, так как Иисус Христос (Ауш Джерыдже — Иисус Греческий), так и не став центральной фигурой пантеона, лишь пополнил черкесскую мифологию…» [55]. Исследователи отмечают следующее: «…На рубеже VIII—IX вв. ЗИХИЯ, возглавляемая вождями, была довольно значительной страной. Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 гг., рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki): «… Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь …» — Сигизмунд фон Герберштейн («Записки о Московии». XVI в.)…» [50]. Итак, исследователи в 8—15 веках отмечают «По ГРЕЧЕСКОМУ вероучению служат Богу на языках ЯССКОМ или АССКОМ, и ЗИХСКОМ или ЧЕРКЕССКОМ» и «ЧЕРКАСЫ пятигорские или Чики (Chiki )… исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на СЛАВЯНСКОМ языке, которым главным образом и ПОЛЬЗУЮТСЯ». Мы ранее выдвинули предположение, что оба языка — индоевропейские, как и греческий, но один из них — ДРЕВНЕРУССКИЙ (или ЯССКИЙ-АССКИЙ, или ЗИХСКИЙ—ЧЕРКЕССКИЙ). КАМЕННЫЙ крест с ДРЕВНЕРУССКИМИ буквами 12 века ПОДТВЕРЖДАЕТ наше предположение. Это НЕ КАВКАЗОЯЗЫЧНЫЕ (НАДПИСИ). Таким образом, или ЯССЫ-АССЫ — это РУССКИЕ, или ЗИХИ—ЧЕРКЕСЫ. Но тогда бой с КАСОЖСКИМ КНЯЗЕМ РЕДЕДЕЙ — это БОЙ ДВУХ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЗЕЙ из РАЗЛИЧНЫХ КНЯЖЕСТВ — ГОСУДАРСТВ (как Московское княжество с Новгородским). Аналогично с НАДПИСЯМИ на КРЕСТАХ 12—13 вв. у нынешнего БУДЁННОВСКА. Следовательно, ПОСТОЯННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ ПРОЖИВАНИЕ РУССКИХ КАЗАКОВ рода ДИВИНЫХ в городе. Таким образом, НЕ АРМЯНЕ являются ОСНОВАТЕЛЯМИ ГОРОДА БУДЁННОВСКА. Итак, государство РУС (область—княжество) с АЛАНСКИМИ (или КАСОЖСКИМИ — ЗИХСКИМИ ) ЦАРЯМИ регистрируется на КАВКАЗЕ РАНЕЕ прихода СКАНДИНАВОВ(ВАРЯГОВ—РУСИ). Возможен приход РУСИ с КАВКАЗА. ЗИХСКИЙ (ДИВСКИЙ) — КАСОЖСКИЙ (КАЗАЧИЙ) или АЛАНСКИЙ (АССКИЙ) язык является ДРЕВНЕРУССКИМ — НАДПИСЬ РУССКИМИ БУКВАМИ на ХРИСТИАНСКОМ КРЕСТЕ 12 века (служба велась на двух языках). Другие надписи, например, надгробные в СИНДИКЕ и зеленчукской плите, выполнены на ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ языке, что затрудняет идентификацию народов. Надпись на КАМЕННОМ и БРОНЗОВЫХ крестах, выполненная ДРЕВНЕРУССКИМИ — славянскими буквами, подтверждает тот факт, что или ЗИХСКИЙ, ИЛИ АССКИЙ язык — это ДРЕВНЕРУССКИЙ-славянский. Тогда ЗИХИ (сыны ЗЕВСА-ДИВА) — это РУССКИЕ (КАЗАКИ—ДИВЫ-ТАОХИ-ЗИХИ—ДИВИНЫ сыны).

 

Литература

 

I. Литература:

1.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С. 72.

2.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С.

3.                  АН Всемирная история: В 10-ти томах. Под ред. Ю.П. Францева. М., 1956. Т.1. С.121—122.

4.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 62.

5.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С.13.

6.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 44.

7.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 54.

8.                  История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года: Региональный учебник для общеобразоват. шк. / А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. — Ставрополь: СКИПКРО, 1996. — 304 с.: ил. Невская. С. 55.

9.                  Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М., 1979. — 351 с., ил. 1 отд. л. карт. С. 70—71.

10.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 30.

11.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 315—316.

12.              Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы — сост. Ю. М. Алиханова и др. — М., 1984. — 352 с. С. 34.

13.              Митрохин Л.В. Индия: вступая в век ХХI. — М.,1987. — 477 с. С.71.

14.              Наш край на уроках истории: Пособие для учителей истории 7—10 кл. школ Краснодарского края / Н. В. Анфимов, Н. Ф. Юркин, В. А. Кусый. С. 9.

15.              Николаев П.А. и др. История русского литературоведения. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / П.А.Николаев, А.С. Нурилов, А.Л. Гришунин; Под ред. П.А. Николаева — М.: Высш. школа, 1980.—349 с. С. 205.

16.              Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. — М., 1982.—175 с. С. 29.

17.              Певнев А. П. Кубанские казаки. Пособие для учеников станичных школ. Екатеринодар. Типография Кубанского областного правления, 1911. С. 19.

18.              Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 90—91.

19.              Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 18—19.

20.              Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 20—21.

21.              Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 23— 26.

22.              Потапенко А.И. Старожил земли русской. Очерки о русском винограде. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. С. 28.

23.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 16.

24.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 45—46.

25.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 45.

26.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 25—26.

27.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 43—44.

28.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 221.

29.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 29—31.

30.               Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 33.

31.              Прозоров Л. Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Сварог. Наследие предков). С. 38.

32.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399 с. С. 80.

33.              Прокофьев Н.И. Древняя русская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Просвещение, 1980.—399 с. С. 88.

34.              Судак. Киев, «Мистецтво», 1971 г.

35.              Успенский Л. В. Слово о словах (очерки о языке): Для сред. и ст. шк. возраста / Худож. И. А. Кожемякина. — К., 1987. — 367 с.: ил. — (Шк. б-ка). С.17—18.

36.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 15.

37.               Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 43.

38.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 70.

39.               Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 69.

40.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 76.

41.              Чапыгин А. П. Разин Степан. Роман. — Архангельское книжное издательство, 1961. С. 89.

42.              Чапыгин А. И. Разин Степан. Роман. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. — 504 с. С. 16.

43.              Чапыгин А. И. Разин Степан. Роман. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. — 504 с. Чапыгин. С. 47.

44.              Чапыгин А. И. Разин Степан. Роман. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. — 504 с. С. 150.

45.              Чапыгин А. И. Разин Степан. Роман. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. — 504 с. С. 252.

46.              Чапыгин А. И. Разин Степан. Роман. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1986. — 504 с. С. 104.

47.              Щербаков. Где жили герои эддических мифов? // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса». —1989. — № 9. — С.18—19.

II.Интернет-источники:

48.              http://dark-only.livejournal.com/4063.html (дата обращения: 10.02.2014).

49.              http://deti-online.com/stihi/stihi-mihalkova/kotyata/ (дата обращения: 10.02.2014).

50.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Зихи (дата обращения: 10.02.2014).

51.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Норманская_теория (дата обращения: 10.02.2014).

52.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейская_религия (дата обращения: 10.02.2014).

53.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейский_язык (дата обращения: 10.02.2014).

54.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Праиндоевропейцы (дата обращения: 10.02.2014).

55.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов (дата обращения: 10.02.2014).

56.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_праиндоевропейских_корней (дата обращения: 10.02.2014).

57.              http://ru.wikipedia.org/wiki/Тиун (дата обращения: 10.02.2014).

 

Поступила в редакцию 31.03.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.