ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Исторический и фольклорный фон романа «Опришки» Владимира Гжицкого

 

Панасюк Алла Михайловна,

аспирант кафедры истории украинской литературы Тернопольского национального педагогического университета.

 

Благодаря использованию исторических фактов и их художественной интерпретации в романе В. Гжицкого «Опришки» автору удалось воплотить в реальность свой ​​замысел: показать на масштабном историческом фоне борьбу «черных хлопцев» (повстанцев) под руководством своего организатора-атамана Олексы Довбуша – человека, образ которого был воспет в фольклористике и художественной литературе. Привлечение исторических, фольклорных и литературных материалов помогло В. Гжицкому по-новому трактовать образ Довбуша и его повстанцев, позволило через осмысление социального конфликта раскрыть историческое значение личности национального украинского героя.

Ключевые слова: история, роман, жанр, нарративный дискурс, наррация, фольклор, гетеродиегетический рассказчик.

 

Раnasyuk Alla: Due to historical facts and their artistic interpretation in the novel of V.Gzhickiy «Oprishki», the author incarnated the project in reality – he showed on a scale historical background the fight of «black boys» (oprishkiv) under the management of the organizer-ataman Oleksa Dovbush, man appearance of whom was glorified in folk-lore and artistic literature. History and folk-lore enabled newly to interpret appearance of Dovbush and his oprishki, helped to expose historical maintenance through social element.

Keywords: history, novel, genre, narrative discourse, narration, folk-lore, geterodiegetical narrator.

 

Писатель, публицист, переводчик, мемуарист В.З. Гжицкий занимает достойное место в украинской литературе ХХ века. В сталинские годы он не побоялся коснуться в своем творчестве острой проблемы национальных взаимоотношений в Советском Союзе, за что был арестован и сослан в исправительно-трудовой лагерь не десять лет. После смерти «отца народов» В.З. Гжицкий был оправдан и вернулся к литературному творчеству.

«Опришки» – одно из наиболее известных произведений в художественном наследии В.З. Гжицкого. Происхождение слова «опришок» неясно; может быть сопоставлено с оприч «осторонь» как именование независимого от пана человека (что тоже не совсем ясно) или оприск «скала, обломок». «Опришки – народное повстанческое движение, существовавшее с XV по XIX века в Галиции, Прикарпатье, Закарпатье и Покутье. Оно было направлено против крепостного права и произвола крупных землевладельцев» [14].

В романе автора затронута проблема освободительной борьбы украинского народа под руководством Олексы Довбуша — выдающегося руководителя украинского движения карпатских опришков, выходца из бедной гуцульской крестьянской семьи Василия Довбуша (Добоша). Олекса Довбуш рано присоединился к национально-освободительной борьбе жителей Восточных Карпат, объединявшихся в мобильные отряды опришков, и занимался перераспределением чрезмерных богатств феодалов и их пособников в пользу беднейшего крестьянства.

Произведения на историческую тематику в последние десятилетия все чаще становятся в центре внимания украинского литературоведения. Написан ряд интересных работ и о романе В.З. Гжицкого «Опришки». Так, Р. Лубкивский детально проанализировал не столько личность славного вожака, сколько окружение, породившее народного героя [8]. Подобный подход к анализу романа встречаем и у Н.Сиротюка, который акцентирует внимание на связи Олексы Довбуша с народом как движущей силой исторического процесса [10]. А главным предметом статьи Н. Гончарука и Н. Грицюты стал жанр романа «Опришки»: ученые определяют его как исторический с романтизацией образа Довбуша [4]. 

Однако для нашего исследования важное значение имеют работы не только литературоведческого направления, но и исторического. В этом плане наибольшую ценность представляют труды В. Грабовецкого, который посвятил изучению движения опришков полстолетия своей научной деятельности [6]. 

Как видим, роман «Опришки» настолько многогранен, что до сих пор многие аспекты его проблематики и стилистики остаются нерассмотренными. Так более детального изучения требует вопрос об исторических и фольклорных источниках этого произведения и особенностях их художественной реализации. Именно этой проблеме посвящено наше исследование.

Образ легендарного украинского героя Олексы Довбуша нашел свое отражение не только в исторических документах, но и был воспет в народном творчестве. Это видно из популярной «Песни о Довбуше», что начинается словами «Ой под рощу зеленую Ходит Довбуш молодой», легенды о Довбуше, в которой ангел напророчил ему недолгую жизнь, но, невзирая на все неурядицы, он останется героем у памяти людей [5].

Именно такому народному герою посвятил свой роман «Опришки» В. Гжицкий, работа над которым заняла у писателя свыше тридцати лет времени, ведь начал он ее в 1931 году, а завершил в 1962 году. Сначала некоторые фрагменты произведения выходили под названием «Довбуш» в журнале «Западная Украина» (№ 1-8 за 1932 год). Кроме того, В. Гжицким была написана пьеса «Песня о «черных хлопцах», а впоследствии появилось эпическое произведение под названием «Опришки», что засвидетельствовало новую страницу в истории украинской литературы.

Первые варианты «Довбуша» вызвали интерес и критики, и читателей «... и уже тогда привлекли внимание новизной социальной концепции» [Шаховский 1970: 11]. Исследователи творчества В. Гжицкого С. Шаховский и А. Халимончук отметили главные положительные стороны романа: «Не новизной тематики, ведь об Олексе Довбуше писали Н. Устиянович, И. Федькович, И. Франко, М. Старицкий, Г. Хоткевич, В. Щурат и много других, а широтой замысла, панорамностью в изображении эпохи, освещением причин восстания опришков» [Халимончук 1965: 572]. По своему жанру произведение В. Гжицкого – центробежный роман, то есть он панорамно изображает жизнь главного героя и его побратимов, охватывает в свое семантическое поле галерею персонажей, с каждой страницей воспроизводит жизнь народа.

С помощью бинаризации исторических фактов и их художественной интерпретации автору удалось воплотить в реальность свой замысел – показать на масштабном историческом фоне борьбу «черных хлопцев» (опришков) под руководством своего организатора-атамана Олексы Довбуша, человека, образ которого был воспет в фольклоре и художественной литературе: песнях, легендах, былинах, балладах, преданиях, рассказах старожилов, писателей–Довбушетворцев. Вот почему «произведение читается и как достоверный документ эпохи, и как своеобразный сказ, пронизанный духом песен и легенд» [Лубкивский 1985: 13].

Гуцулы веками передают из уст в уста предания о справедливом защитнике обездоленных бедняков – опришке Олексе Довбуше. Эти рассказы тесно переплетены с выдумкой, но, когда их слушаешь, в воображении оживает тот чудесный мир, где правда побеждала несправедливость. Истоки украинской довбушиады мы находим в высказываниях Ивана Франко, который говорил: «Кто был недавно князем и владыкой тех гор, орлом того воздуха, оленем тех боров, господином тех господ, аж до самых Днестровских вод? Довбуш! Перед кем дрожали смелые и сильные, повиновались гордые? Перед Довбушем» [Франко 1978. Т.14., с.128].

В художественном мире романа героя постоянно сопровождает легендарность. Эксплицитный нарратор заверяет, что в Карпатских горах нет ни одного места, где бы не ступала нога опришка Довбуша. В народе живут такие названия, как гора Довбуша, тропинка Довбуша, амбар Довбуша. Существуют легенды об Олексиных сокровищах, которые он не успел раздать бедным.

Всезнающий нарратор подчеркивает, что на высоте 700 метров в Яремче сохранились пещеры и скалы Довбуша, за которыми скрывались опришки в коротких перерывах между походами. Главная причина того, что Олекса Довбуш сумел так долго продержаться не пойманным, это то, что был он прекрасным стратегом, организатором, главарем. Возглавленные им опришки как таинственно и неожиданно появлялись, так и неожиданно исчезали с награбленным панским добром, которое раздавали бедным. Поэтому против опришков выступали хорошо муштруемые отряды польских господ: главнокомандующего польского войска Йозефа Потоцкого и полковника Пшелушского. Историки приводят такое соотношение: полтора десятка плохо вооруженных крестьян против регулярной польской армии, или один против ста. Но, невзирая на все, Довбушу удавалось проскальзывать незамеченным, словно вода сквозь пальцы. Такие факты делали имя Довбуша легендарным. Но на самом деле вся правда крылась в родной гуцульской земле: в горах, которые были для Олексы открытой книгой, и в верных ему людях. Олекса был той нитью, которая связывала человеческие поколения историей и памятью.

В украинском писательстве сложилась традиция в изображении образа Довбуша. Каждый пытался воссоздать своего Олексу. В. Гжицкий оказался мастером, который не просто следует народной традиции создания образа Олексы Довбуша, но и часто переносит акценты с исторически легендарного героя на его побратимов опришков, без которых бы сам Довбуш не справился, ведь его, народного героя, породила именно опришковская сила: «И задумал Олекса пойти в опришки. Понял, что только силой можно вырвать у господ власть над холопом, а сила в группе, это каждый знает, ну, а группа – это опришки» [Гжицкий 1970: 145]. Потому-то и назвал писатель впоследствии свой роман «Опришки», а не «Довбуш», с акцентом на массовости, а не единичности, на том, что главным персонажем произведения является человеческая масса, народ и его судьба, его надежды и стремления, а Довбуш лишь тот, кто все это сможет направить в верное русло. Вот почему после смерти атамана опришкинство не прекращается, а продолжает свою вековечную борьбу с панами.

Однако роман беллетриста не только изображает движение опришков во главе с атаманом Олексой Довбушем, но и затрагивает значительно более широкие, более глобальные вопросы того времени и настоящего: что породило и питало опришковское движение и каковы его причины? Новаторство писателя заключалось еще и в том, что он сразу же пытается понять историческое значение и показать свое видение этого движения, вкладывая его в уста польского князя Сангушко. Он убежден, что главная причина зарождения опришков имеет социальный характер и ведет свой исторический отсчет еще от голода, нашествия, мора 1710 года, анархии в Польше, барства, войны, бунтов крестьянских, «на Украине, восстания на Волощине и снова и снова несогласия и нехватки единства между шляхтой польской. Вот что способствовало развитию опришкинства в горах, вот что позвало к жизни Довбуша...» [Гжицкий 1970: 57 – 58]. Толчком к появлению опришков стало также внедрение «пєцового» – (полузолотой монеты за сожженные дрова из барского леса) и «клямкового» (налог за то, что гуцул не может в своем доме достойно принять господина), жестокая расправа над отцом Олексы Василием Довбушем и поведение Дидушка. Однако, несмотря на такие предпосылки, в русле поэтики романтизма опришки изображены не разбойниками, а бунтарями, благородными мстителями, защитниками обездоленных и просто умными и благородными людьми. Рисуя внутреннюю организацию опришковских отрядов, всезнающий нарратор пытается разносторонне показать их деятельность и борьбу.

 Поскольку движущей силой в произведении выступает народ как главная масса исторического процесса, а не его главарь, и принимая во внимание обилие приключенческих перипетий в сюжете произведения, считаем, что по жанру «Опришки» В. Гжицкого – социально-исторический приключенческий роман.

По всем законам романного жанра, художественной историографии и миссии главного героя – народного освободителя, защитника простонародья нарратор наделяет его соответствующими для такого типа людей качествами, а именно: мужеством, умом, чрезвычайной красотой, бесшабашностью, чуткостью к обездоленным и яростью к обидчикам, добротой, смелостью, организованностью, дальновидностью (несмотря на то, что Довбуш был необразованным) и легендарной силой. То есть изображает героя таким, каким он остался в народной памяти. Герой романа не раз повторял, что если человек родился, значит, он должен умереть за правду. Одной из ключевых фраз героя становятся слова о том, что он сам готов бедствовать, но никогда не позволит господину господствовать. Для этого интерпретация образа народного героя нарратируется разносторонне. Такую образную динамику помогает раскрыть гомодиегезис Довбуша, который повествует о себе. Рассказчик представляет народное и барское виденье фигуры атамана. При этом важную роль играет и романтичное изображение его портретной характеристики, которая имеет фольклорный источник: «Было что-то такое в его лице, что от него глаза нельзя было оторвать ... он достаточно высок... и намного более широк в плечах. Однако поступь имел легкую и ступал тихо, как дикий кот» [Гжицкий 1970: 35].

Таким образом, образ вожака опришков изображен не только реалистично, но и с помощью романтических красок, образов, которые имеются в народных легендах, сказках, переводах, которые, бесспорно, были известны автору романа. В частности, Р. Лубкивский отметил: «...истоки ...начинаются, по-видимому, из той же подольской земли, где в народе широко бытуют легенды и песни о славном Довбуше... Может, именно здесь, среди крепостных стен Теребовли, будущий писатель в первый раз услышал легенды или рассказы, от которых написались первые страницы «Опришков» [Лубкивский 1985: 12.].

Однако акцент автор все же делает на модерных средствах изображения героя, и главным в этом является не народно-поэтическое виденье Довбуша, а художественно авторская, собственно писательская точка зрения, в которой общественное, коллективное, братское преобладает над индивидуальным, личностным. У С. Шаховского читаем: «Гжицкий отмечает то, что вожак опришков лучше всех в своем окружении понимал обстоятельства и цель борьбы народа. Он преодолел в себе всякое стремление к личной прибыли, свое правило «равнять всех» стремится привить и своим побратимам по оружию и борьбе, хотя это удается далеко не всегда» [Шаховский Т.1. 1974: 12].

 Именно поэтому польская шляхта сравнивала Довбуша с Б. Хмельницким, а «героизм, рыцарство Довбуша, его личное бескорыстие, высокие идеалы, за которые он боролся, – все это возвеличивало Довбуша в глазах современников. О нем еще при жизни ходили легенды» [Гжицкий 1970: 155]. Модернизируемый автором романа Довбуш предстает перед читателями в эпизоде с учреждением «крестьянского государства» и размышлениями о тогдашних порядках, что позволяет говорить о герое не только как о лидере опришковского движения, но и как о мудром державотворце, который опирается на человеческую группу, а не исповедует авторитарность и собственные амбиции.

Гетеродиегетическая наррация помогает создать образ Олексы Довбуша многогранно, всеохватно, ярко. Он надеется не только сам на себя, но и на своих единомышленников. Несмотря на то, что атаман опришков ведет разбойную жизнь, автор разбойником его не называет и опровергает бытовавшее мнение о том, что повстанцы являются дикими варварами, ведь Довбуш все делает по справедливости, даже проявляет свое милосердие и человечность, что подтверждается историческими фактами, потому что и сам он – человек: « – Я человек – не зверь. У меня человеческая душа и ум. Я всегда пробую с людьми по-людски» [Гжицкий 1970: 85].

Об этом свидетельствует и народная мудрость, которой пользуется опришок Олекса как наставлением для других побратимов: «Человеческая кровца – не водица, разливать не годится», бывало, говорил он [Гжицкий 1970: 80]. Риторический вопрос, вложенный в уста Довбуша: «То кто же мы такие есть? Разбойники? Как вы скажете?», нарратор объясняет художественно риторическим ответом Фоки-горбуна: «А мы разве не слуги нашего бедного народа... Мы не разбойники, господин атаман! О нас и о вас, наш отец, люди песни слагают, сказки повествуют. И пойдет наша слава на весь мир!» [Гжицкий 1970: 206].

Длительная работа над романом помогла автору раскрыть тему освободительной борьбы народа всесторонне. М. Сиротюк отметил, что мастерство В. Гжицкого и его новизна в раскрытии этой темы в украинской литературе заключается в том, что прозаик главный акцент сделал не столько на изображении главного героя, сколько на его связи с народом как движущей силой исторического процесса. Это, в свою очередь, сделало возможным изображение Олексы Довбуша не идеализированным, а близким к идеалу: он с уважением и любовью относился к женщине, в частности к женщине-матери, которая символизировала святость, чистоту, семейный уют. Именно из таких соображений он оставил в живых Карпинску – молодую польскую роженицу с младенцем, о чем свидетельствует история. Кроме этого, опришки во главе с Довбушем показали себя бескорыстными правдоискателями, порой даже наивно снисходительными.

Есть в произведении и много интересных творческих домыслов художника, отступлений от исторической правды, ведь это позволяет совокупно раскрыть представляемый им мир эпохи, не сосредоточиваясь лишь на чем-то одном.

Рожденный во время реализма, однако имеющий модернистский тип мышления, В. Гжицкий сумел в своем романе соединить народное виденье исторических событий, саму историю и устное народное творчество, однако история у него оказалась лишь фоном фактографии, а фольклор – ее наполнением та расширением. Вот почему преимущество народно-песенного фона дает основания считать произведение, по мнению С. Шаховского, «энциклопедией гуцульских поверий, обычаев, ежедневного поведения народа» [Шаховский 1970: 12-13]. А вот другой исследователь творчества писателя А. Халимончук считал роман «Опришки» не только историко-романтическим, но и частично летописным вариантом» [Халимончук 1965: 572].

Поскольку доминантой романа является фольклоризм в сочетании с глубоким психологизмом, бытовыми деталями, воссозданием обычаев, обрядов, ритуалов гуцулов, гетеродиегетическими комментариями нарратора, то этот новейший историзм был актуален, ведь он колоритно, правдиво и с акцентированием историософской глубины осмысливал мир и человека, современность и прошлое, борьбу добра и зла. Все это свидетельствует о высоком художественном мастерстве Гжицкого – романиста.

Ярким эпизодом романа является история с космацким войтом Дидушком. Исторический Дидушок был связан с Довгопиллям, куда наведался Довбуш и, напав на барское имение, уничтожил его, а пана убил собственноручно. Чтобы более полно раскрыть образы опришков, а не только главного героя романа, В. Гжицкий вкладывает так называемое «оружие для пана» в руки верного побратима Олексы Довбуша опришка Льда, который и есть, по произведению, убийцей Дидушка.

Еще один художественный домысел использует автор, когда изображает поход на «пидпанка», который стал барским управителем у Злотницкого в Борщеве. В действительности пан Золотницкий (у Гжицкого – Злотницкий) был зажиточным польским магнатом, которого Довбуш собственноручно уничтожил, а его имение сжег. В романе «Опришки» пан погиб опять же от рук верного опришка Василия Баюрака, отрубившего Злотницкому голову; вместе с тем была повешена жена пана, убившая Андрея Лаврова – еще одного побратима атамана. Но история утверждает, что Андрей Лавров умер после того, как смоляки его поймали и четвертовали.

Есть в произведении момент, когда романист все же дает оружие в руки Довбуша, а не его опришков. Это автор делает, по-видимому, умышленно, зная, что исторический Олекса Довбуш в этой ситуации совершил акт милосердия, пожалев польского полковника Пшелуского и его войско, и отвернул бой. По историческим фактам сам Пшелуский еще и пережил Довбуша, хотя его побратим Василий Баюрак был на самом деле казнен в Станиславе в 1754 году, в отличие от художественного Баюрака, который погиб вместе со своими товарищами Льдом и Квитчуком во время додуманной автором мнимо вероятной картины боя с поляками.

Вымышленной является и история так называемого народного учителя опришков (в частности, наставника самого Олексы Довбуша), верного до смерти товарища, умного калечки-горбуна Фоки, а по словам исследователя И. Сирака, «украинского Квазимодо», «секретаря Довбуша», который «учит опришков грамоте, пишет от имени Олексы письма по примеру тех документов, которые посылал врагам Емельян Пугачев» [Лубкивский 1985: 13]. Этот условный прием позволил В. Гжицкому изобразить атамана не как стихийного бунтаря и разбойника, а как целеустремленного, по-народному мудрого стратега, который пользуется трудом других на пользу общим интересам.

Художественно домыслил нарратор романа месть горбуна Фоки Степану Дзвинчуку за смерть Олексы и впоследствии его легендарное захоронение. Ведь «роль поэтической фантазии в историческом романе очень значительна. Творческое воображение помогает писателю найти те звенья, которых недостает в «документальной» картине исторического времени, проникнуть в духовный мир персонажей, изобразить во всей жизненной многогранности их обиды» [Сиротюк 1962: 40].

Не обошел нарратор Гжицкого и личной жизни атамана опришков, его чувств к любимой Ксении Дзвинке (по некоторым легендам – Марийки), выстроив тем самым романтическую сюжетную линию романа, насыщенную поэтичностью, песенностью, фольклорностью.

Неисторический момент любви Дзвинки и Довбуша изображен в возвышенно романтическом ключе. Однако чисто романтической такую любовь назвать трудно. А если и так, то разве что со стороны Олексы. Дзвинка же изображена более материалистически и натуралистически. Ее фольклорный образ представлен лишь внешне, однако внутренний мир героини раскрыт более многогранно. Л. Кореневич так комментирует этот момент романа: «Дзвинка любила Довбуша не столько для себя, сколько для людей» [Кореневич 1965, 10: 146]. Поэтому, к сожалению, романтичной паре Довбуш-Дзвинка сложиться не удалось: внезапное перерождение чувств Ксении к своему сказочному рыцарю в романе очерчено пунктирно, психологически немотивированно, читатель лишь может додумать, что перспектива женщины быть всю жизнь одинокой заставила ее сделать именно так. Здесь беллетрист сделал акцент на выгоде, приземленности, материальности, счастливом будущем, женской гордыне, в то время как Олекса думал не о своих чувствах, а о народе.

Как видим, даже личностно-романтическая сюжетная линия Довбуш-Дзвинка приобретает общечеловеческое значение, которое еще раз доказывает, что главный герой в этом произведении не Довбуш, а народ в образе опришков.

Именно так автор раскрыл героизм, массовость, единодушие опришковского движения, и в этом ему помогла историческая документалистика и устное народное творчество, которые дали возможность сполна раскрыть тему романа, выстроенную на народно-легендарном материале и задокументированных данных.

Интересно изобразил автор и образ украинства – те исконные национальные черты, которые характерны для жителей Украины. Важно подчеркнуть, что опришки в романе выступают не украинскими шовинистами, а простыми людьми, нацией, которая добра не только к своим, но и к чужим. Для этого писатель вводит в круг опришков-побратимов людей не только из другой местности, но и других национальностей – от поляка до немца.

Еще одной доминантой романа «Опришки» является то, что с помощью небольшого количества персонажей (но таких, которые представляют разные слои общества, – от пана к крестьянину), автор сумел максимально раскрыть тему и идею произведения и подвел читателя к мысли, что в те тяжелые времена выиграть в борьбе за справедливость мог лишь тот, кто телом, духом, кровью и сердцем был с народом, был его единственной верой и надеждой.

Романист четко очертил время и пространство изображаемой эпохи, которая хронологически охватывает небольшой промежуток времени, – всего два года – 1743 - 1745. Это наиболее активный период из жизни исторического атамана, период его духовной зрелости. Место действия романа – горы и долины украинских Карпат, обрисованные писателем с большой симпатией природолюба. При изображении пространственно-временного измерения автор романа использует социоведческий аспект. Для этого своих персонажей опришков он изображает как настоящих хлеборобов, пастухов-чабанов, трудолюбов. Используя различные средства народно-песенного стиля, публицистические вставки, нарративные комментарии, фольклорные элементы (пословицы, поговорки, народные поверья, детальные описания обычаев и обрядов, гуцульских ритуалов Коломыи, сказки из народных уст и т.п.), автор еще раз доказывает, что он является талантливым нарратором-рассказчиком, который способен своим повествованием увлечь за собой реципиента, максимально приблизить его к тому, что он читает.

Кроме того, хороший знаток местного говора, усвоенного непосредственно из уст народа, В. Гжицкий не прибегает к нарочитой стилизации или перенасыщению языка своего произведения: в «Опришках» слышен своеобразный народный сказ, пронизанный тоном песен и легенд, который искусно сочетается с писательским мастерством автора произведения. Все это и дало возможность прозаику создавать образы произведения то в реалистическом ключе (крестьянский труд в долинах), то в романтическом и героически-легендарном (Довбуш и опришки), то в обличительно-сатирическом и гротесковом плане (господа). По утверждению С. Шаховского, в композиции такого произведения «естественно сосуществуют героико-поэтические формы изложения с бытовыми натуралистическими описаниями, с многочисленными художественными деталями. Они являются, вместе с тем, историческим фоном событий» [Шаховский Т.1. 1974: 13]. Иного мнения придерживаются литературоведы Н. Гончарук и Н. Грицюта, которые авторскую осведомленность в фольклорных материалах и гуцульском быте, описанные на страницах романа, трактуют как недостаток писательской манеры письма беллетриста, называют ее этнографическим описанием, «которое нарушает художественную целостность произведения» [Гончарук, Грицюта 1964, 1: 212]. Мы не согласны с такой мыслью, поскольку природоведческий аспект, подробные описания местности, аутентичная лексика являются не недостатком прозы художника, а оригинальной доминантой его индивидуального стиля и собственного авторского «я». Экскурсионный тип письма, манера вести за собой дает возможность реципиенту быть не пассивным наблюдателем, а своеобразным соавтором и участником описанных событий, творцом модерного художественно-нарративного дискурса.

Атаман опришков погибает, но его дух вечно жив. Он воплощается в образе Фоки – верного опришка-калечки, который на следующий же день уничтожил убийцу Довбуша – Степана Дзвинчука. Главного опришка похоронили молча: «выше Кедроватого, за Ганджиной, среди полонин, есть высокая, стремительная скала» [Гжицкий 1970: 282]. Некоторые литературоведы видят в таком финале трагедию главного героя (Л. Кореневич), однако такой трагический оптимизм является счастьем для Довбуша, ведь его дело не умерло, оно в светлой памяти живет и поныне.

В сюжетно-композиционной структуре романа автор интересно изображает такую дуальную противоположность, как господа и крестьяне, у которых социальное и моральное лицо – это две стороны одного конфликта. Господа, как отдельная прослойка тогдашнего общества, относятся не по-человечески не только к простонародью, но и к себе равным – панам. Это отметил и С. Шаховский: «Конфликт в сюжете имеет не только социальное, но и моральное содержание, потому что все персонажи из барского лагеря – это бездельники, развращенные лежебоки, моральные ублюдки. Для них не существуют никакие нормы поведения или моральные принципы» [Шаховский 1970: 13]. Под словом «пан» подразумевается не только польско-благородное барство, но и богатеи и духовенство – реальные исторические фигуры жестоких угнетателей украинского народа. Автор в юмористически-сатирическом ключе высмеивает господ словами самих крестьян и, как пример, приводит анекдот пастуха Николая Юринги об их происхождении: «Ударил ангел псом об иву – выскочил из пса шляхтич Вербицкий; ударил о яблоню – Яблуновский.

– Мико! То наш Яблуновский от яблони происходит? – не понял кто-то из овцеводов.

– Да нет, от пса, все от одного пса...» [Гжицкий 1970: 41].

История и фольклор – это два аспекта одного романа В. Гжицкого «Опришки», которые дали возможность по-новому трактовать образ Довбуша и его опришков, помогли раскрыть историческое содержание эпохи через социальный конфликт и фольклорный элемент. Сюжетно-композиционную основу своего произведения прозаик использует в качестве своеобразного художественного обрамления исторических событий, ведь он осознает, что романная историческая и художественная правда в модерном миропонимании должны совмещаться. Это дало возможность в большом романном полотне через конфликт социальных и личных чувств Довбуша и опришков показать реальную действительность. Наррация ведется динамически от имени традиционного для писателя гетеродиегетического рассказчика с акцентом на массовости, а не единичности, что позволило автору представить богатый фольклорный материал и показать объективность и неотделимость народа от истории. Реалистически-романтическое и исторически-фольклорное в матрице произведения переплетены и создают особенный хронотоп, а изображение прошлого с позиции современности способствует авторскому самовыражению и самореализации. Такое произведение воспринимается как патриотическое, проникнутое любовью к своему краю и простонародью, верой в его счастливое будущее, а ретроспективная история, художественно изложенная с позиции человека ХХ века, позволила сопоставить прошлое и современность.

 

Литература

 

1.                  Будівський П.О. Славний ватажок опришків (народ про Довбуша). - К., 1994. - 345 с.

2.                  Гжицький В. Опришки (роман). Оповідання. – К.: Дніпро, 1970. – 389с.

3.                  Гнатюк В. Народні оповідання про опришків. / Гнатюк В. // Етнографічний збірник. Т.26. – Львів, 1910.

4.                  Гончарук М., Грицюта М. Великі ідеї не вмирають // Вітчизна. – 1964. - №1. – с.210-212.

5.                  Зінчук М. Українські народні казки: Книга 3. Казки Гуцульщини- Львов: Світ, 2008. – 328с.

6.                  Грабовецький В. Олекса Довбуш (1700-1745). – Л.: Світ, 1994 – 272с.

7.                  Кореневич Л. Щастя і трагедія Довбуша // Дніпро. – 1965. - №10. – с.144-147.

8.                  Лубківський Р. Гжицький В. Опришки: Роман. – Львов: Каменяр, 1985. – 263с.

9.                  Приходько І.Ф. Творчі портрети українських письменників ХХ століття: Посібник для вузів і шкіл. – Хмельницький: Поділля. – 1993. – 160с.

10.               Сиротюк М. Український радянський історичний роман: проблема історичної і художньої правди. – К.: 1962. – 394с.

11.              Франко І. Я. Зібрання творів у 50-ти томах. – К.: Наукова думка, 1978.- Т. 14. – 244 с.

12.              Халімончук А. Гжицький В. Чорне озеро. Опришки. – К.: Дніпро. – 1965. -575с.

13.              Шаховський С. Гжицький В. Твори в 2-х томах, Т.1, К.: 1974. – с.12.

14.              Швидько Г.К. Історія України XVI-XVIII століття. – Київ, видавництво «Генеза», 1999.

15.              Харченко С.Я. Олекса Довбуш в історії, фольклорі та літературі: Проблема історичної та художньої правди. – К., 1999. - 495 с. Рец.: Вісник Луганського держпедуніверситету ім. Тараса Шевченка. - 1999. - № 6.

 

Поступила в редакцию 22.08.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.