ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Современное развитие христианского паломничества на территории Галичины и его территориальные особенности

 

Городиський Юрий Ярославович,

аспирант кафедры географии Украины Львовского национального университета им. Ивана Франко, Украина.

 

В статье предложена классификация христианского паломничества по разным признакам. Проанализировано количество религиозных общин за конфессиями на территории Галичины. Исследованы места, где находятся наиболее известные объекты христианского паломничества и приведена короткая их туризмоведческая характеристика. Составлена картосхема размещения главных объектов паломничества на территории Галичины.

Ключевые слова: паломничество, религиозно-паломнический туризм, мощи святых и блаженных, чудотворные иконы, святые целебные источники, христианские реликвии.

 

The articles suggests a classification of pilgrimage according to certain characteristics. The number of religions communities of different denominations on the territory of Galicia is provided and analysed. The places of the most famous objects of Christian pilgrimage are investigated and their brief pilgrimage studies characteristic is provided. The shetch map of their location is made.

Keywords: pilgrimage, religious and pilgrimage tourism, the relics of the bodies of saints and blesseds miracle-working icons, sacred healing springs Christian relics.

 

Постановка проблемы

 

Путешествие к Святым местам с целью поклонения присуще всем временам и всем религиям. Давние греки и римляне осуществляли путешествия к отдаленным храмам, священным рощам, источникам, пещерам, посещали храмы Египта, Ближнего Востока, Причерноморья. Вера сопровождала человечество на протяжении всей его истории и столько же, сколько существует вера, нам известно о паломничестве как путешествии, которое осуществляется к святым местам с целью поклонения, осуществления определенных актов веры [5, с. 5].

Паломничество, или путешествие, с религиозной целью играет важную роль в общественной жизни человека. Оно выполняет много функций для человека: познавательную, рекреационную, туристическую, спортивно-оздоровительную, научную, социальную.

Путешествия паломников осуществляются к религиозным объектам. В христианстве это могут быть чудотворные иконы, мощи святых, святые целебные источники. Эти объекты паломничества используются не только в религиозном туризме, но и как интересные познавательные места в других видах туризма, в частности – культурно-познавательном, сельском и экологическом.

Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность, зависят также от особенностей экономического и политического положения, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения, географического расположения мест паломничества и климата в местах поездок. Географическое исследование объектов паломничества является важным для развития религиозно-паломнического туризма в Украине.

 

Анализ последний достижений и публикаций. В Украине паломничество и религиозный туризм активно исследуют такие ученые: Н. Вояковский [1], Б. Савчук [9], О. Любицева, С. Романчук [5], О. Жаровская [2], Т. Божук [6], А. Ковальчук [3]. Патриарший центр паломника УГКЦ собрал и упорядочил информацию об истории чудотворных икон, мощей святых и храмов, в которых хранятся святыни [7]. Созданы интернет-сайты на религиозно-паломническую тематику, самые известные: «Патриарший центр паломника УГКЦ» [8], «Святыни, которые находятся в храмах Львовской епархии УПЦ» [10], «Святыни Церкви» [11], «Украинская Автокефальная Православная Церковь» [15], «Украинская Православная церковь. Киевский патриархат УПЦ» [16]. Однако в целом общественно-географическому изучению и исследованию объектов паломничества на современном этапе не уделяется достаточно внимания.

Главной целью статьи является географическое исследование мест и объектов христианского паломничества на территории исторической области Галичина в Украине.

 

Изложение основного материала

 

Слово «паломничество» происходит от слова «пальма» – паломники-христиане, которые осуществляли поездки на Святую Землю в Средневековье, привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничество – это странствование богомольцев к «святим местам» [6, с. 85]. Тот, кто отправляется в такое странствование, называется паломником. Паломник – это по большей части глубоко религиозный человек, который всегда готов на некоторое время отказаться от обычного образа жизни ради молитвы, удовлетворения своих духовных целей. В разных регионах мира существуют другие названия этого слова. Например в Украине – паломник, богомолец; странник, поклонник – в России, пилигрим, паломник, – на Западе, хаджи – на востоке [5, с. 6].

Для осуществления паломничества людей побуждает много разных мотивов. Это желание исцелиться от душевных и физических болезней, отказать молитвам за прощение грехов, помолится за здоровье родных и близких, покаяться в поступках, выпросить у Бога счастливой судьбы для себя и семьи, легкой жизни, на Земле, проявить преданность в вере и найти смысл в жизни. Значение паломничества в общественно-религиозной жизни определяет духовную и просветительскую миссию. При посещениях святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, о святых и подвижников благочестия, о их жизни и деятельности. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы всегда были не только местом духовного деяния, но и центрами образования, сохранения исторического и культурного наследия, его распространения и приумножения. Здесь годами накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмные здания были главными архитектурными достопримечательностями своей эпохи, особенно до 18 века. Несмотря на потерю своего основного назначения в советский период, они хранили роль культурных центров в качестве музеев.

На сегодняшний день паломники широко пользуются услугами религиозных организаций или туристических предприятий. Создаются специальные туристические фирмы, которые организовывают такие туры с обслуживанием и экскурсиями на местах. Потоки паломников, интенсивно растут в дни религиозных праздников и событий. Религиозным паломничеством исторически занимались и занимаются в настоящее время специальные службы паломников, создаваемые религиозными центрами той или другой конфессии. К религиозным организациям принадлежат: религиозные общества, религиозные управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения. По большей части, паломничество осуществляется в теплое время года и в религиозные праздники. Каждый паломнический центр или место имеет в церковном календаре дату для проведения паломничеств, храмовых праздников. Таких дат в календаре может быть две и больше в год.

На основании анализа литературных источников нами составлена схема классификации христианского паломничества с выделением таких его видов: за христианскими конфессиями, по значению, за целью путешествия, за объектами посещений, по продолжительности, за организацией, за часовыми характеристиками, по форме участия (см. табл. 1).

Галичина – историческая область, большая часть которой входит в состав Украину, а меньшая часть — в состав Польши. Галичина занимает 8,2% площади современной Украины, в нее входят Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская (за исключением северной части, которая принадлежит к Волыни) области Украины.

 

Таблица 1.

Классификация христианского паломничества.

Критерии

Виды паломничества

Подвиды паломничества, короткая характеристика

1

2

3

За конфессиями

В католицизме

У католиков

У верующих униатских церквей

В православии

Разделение за православными церквями

В протестантизме

Разделение за церквями, направлениями, движениями

В других церквях

Разделение за церквями, направлениями, движениями

По значению

Мировое

К Святой земле, Библейским местам

Макрорегиональное

Разделение за частями света

Общегосударственное

В пределах страны

Региональное

В пределах региона, страны

Локальное

В пределах небольшого района, однодневной пешей доступности

За объектами посещения (ресурсами паломничества)

К конфессиональным рукотворным местам

Отдельные сооружения: храмы, каплицы, колокольни, церкви, костелы

Комплексы сооружений: монастыри, лавры, духовные центры

К естественным культовым объектам

Горы, пещеры, реки, рощи, источники, пруды, колодцы

К местам, связанным с выдающимися религиозными деятелями

Места явления Богоматери, Выдающиеся Библейские места, Места хранения мощей

За организацией

Организованные

 

Туристические предприятия

Религиозные организации

Самодеятельные

 –

За религиозно-временными параметрами

Приуроченные к религиозным праздникам

Разделение за религиозными праздниками

Не связанные с праздниками

Разделение за сезонностью и др.

По форме участия

Индивидуальные

Разделение по возрасту паломника

Семейные

Разделение за семейными критериями: молодые семьи без детей, семьи с детьми, семьи

Групповые

Разделение за возрастными и социальными группами

 

С древних времен здесь существуют и развиваются разные направления христианства. Здесь пересекаются интересы православия, католицизма, протестантизма и других религий и течений. Галичина – историческая область с достаточно интересной с научной точки зрения религиозной ситуацией, повышенной религиозностью населения, большим количеством и высокой плотностью христианских храмов разных конфессий.

Религиозное общество, организация – это объединение верующих определенного вероисповедания [6, с. 16]. В 2013 г. в регионе действовало 34 религиозно-конфессиональных направления и течения. Здесь расположенные 21 религиозно-управленческие центры разных направлений. Наибольшей христианской конфессией является Украинская Греко-католическая церковь, которая представлена Львовской Архиепархией, Самбирско-Дрогобычской епархией, Сокальско-Жовкивской епархией, Стрыйской епархией, Тернопильско-Зборивской епархией, Ивано-Франковской епархией, Бучацкой епархией и Коломыйско-Черновицкой епархией [4, с. 16]. Украинское Православие представлено семью управлениями УПЦ-КП (Львовская епархия, Дрогобицко-Самбирская епархия, Ивано-Франковская епархия, Коломыйская епархия, Тернопильско-Бучачская епархии, Тернопильско-Кременецкая епархия, Тернопильско-Теребовлянская епархия) [16], управлением УАПЦ (Львовской епархией, Ивано-Франковская епархия, Тернопольская епархия) [15], Римо-католицизм представлен тремя епархиями: Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская [16].

На начало 2013 г. всего зарегистрировано 3281 религиозных организаций УГКЦ. Православная церковь, представлена 2088 религиозными организациями общинами. Достаточно разнообразной остается протестантская религиозная среда, ведь ее презентуют более 574 религиозных организаций [12, 13, 14]. Среди других религиозных организаций свое место на религиозной карте Галичины имеют религиозные организации иудейского вероисповедания, в том числе – три религиозных организации прогрессивного иудаизма. Мусульманские общества представляет Духовное управление мусульман Украины и два независимых сообщества мусульман (табл. 2).

 

Таблица 2.

Количество зарегистрированных религиозных организаций в Галичине на начало 2013 г.

Область

Католических

Православных

Протестантских

Других

Всего

Львовская

1637

899

298

28

2862

Тернопольская

907

675

154

38

1774

Ивано-Франковская

737

514

123

16

1390

 

В христианстве объектами поклонения являются чудотворные иконы, мощи святых, святые целебные источники и др. Среди объектов христианского паломничества, которые хранятся в храмах, наибольшее количество составляют чудотворные иконы (рис. 1). За всю историю христианской церкви появились большое количество чудотворных икон, то есть икон, с которыми связывают определенные чудеса и прежде всего исцеления больных разными болезнями людей. Каждая из чудотворных икон имеет свое характерное изображение и свою историю.

 

Рис. 1. Объекты христианского паломничества на территории Галичины.

 

Чудотворная икона (чудотворный образ) – изображение святых, связанные с чудом. Образ Богоматери в христианском искусстве занимает особенное место, поскольку выражает основополагающую христианскую догму – Боговоплощение. Каждая икона Богоматери раскрывает один из аспектов Ее служения и роли в истории спасения. Относительно названий, типов чудотворных икон, то они связаны или с какой-то местностью или храмом, или с распространенным именованием Богородицы (в частности, Елеуса).

Изображение Богоматери уважается почти во всем христианском мире. Лишь некоторые направления в протестантизме отбрасывают почитание икон. Существует несколько основных типов композиции икон Богоматери [8]:

-                   Богоматерь Оранта (от лат. orans – «тот, который молится») – один из основных типов изображения Божьей Матери. Оранта изображалась с поднятыми вверх руками — жест адорации (молитвы). Это один из самых давних жестов обращения к Богу и означает мольбу, просьбу;

-                   Икона Божьей Матери Знамения «Большая Панагия все праздники» – изображение Марии во весь рост, на груди у которой в складках мафория изображенный Спас Эммануил;

-                   Богоматерь «Умиления» («Елеус»), милостивая Богоматерь, – Богородица держит на руках младенца Иисуса, Христос обнимает Мать Божью, прислонившись щекой к ее щеке;

-                   Богоматерь «Одигитрии» – икона, где изображена Богородица с Иисусом-ребенком. Обычно маленький Иисус сидит на руках матери, правой рукой благословляет, а левой – держит сверток, реже – книгу, которая отвечает иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя);

-                   «Сень Божьей Матери» – изображение Богородицы с сенью, которую она протягивает перед всеми;

-                   Панахранта (Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица – один из иконографических типов изображения Богородици, близкий по типу к «Одигитрии».

Чудотворные иконы Божьей матери особенно уважаются украинскими христианами. Среди наиболее известных чудотворных икон: Вишгородская («Владимирская», XI ст.), Игоревская (XI ст.), Черниговская (XII ст.), Печерская (XIV ст.), Холмская, Зарваницкая, Самборская, Марии Повчанской, Покрови из Сечевой церкви на Запорожье и другие. Если анализировать в разрезе регионов Украины, больше всего чудотворных икон находится в западных регионах, которые, как известно, имеют высокий уровень религиозности населения.

На территории Галичины насчитывается более 50 чудотворных икон (см. рис.), немало из которых известные не только на территории Украины, но и за ее пределами. В частности, самые известные: Унивская чудотворная икона Божьей Матери, Грушивская чудотворная икона Божьей Матери, Креховская чудотворная икона Божьей Матери, Деревнянская чудотворная икона Божьей Матери, Гошовская чудотворная икона Пресвятой Богородици, икона Матери Божьей Зарваницкой, Почаевская Икона Божьей Матери и др.

Чудотворные иконы размещены в населенных пунктах по всей территории области. Они есть как в больших городах – административных центрах УГКЦ, так и в маленьких селах. Наивысшая концентрация чудотворных икон – в северо-западной и центральной части региона Галичини.

Размещение чудотворных икон имеет определенная связь с историческими особенностями развития территории и особенностями населения. В предгорных и горных районах области (Турковский, Сколивский, Старосамборский, Дрогобычский, Рожнятивский, Богородчанский, Верховинский, Косивский административные районы) чудотворных икон мало. Это частично можно объяснить низкой плотностью населения.

Нетленные мощи (Святые мощи) – это тела, останки умерших святых и блаженних христианской (православной и католической) церкви, которые после смерти остаются нетленными (не проявляют признаки гниения, распадения) и прославленные Церковью [6, с. 79]. В самой же догме Вселенского Собора говорится, о том, что мощи приобретают свои чудодейственные свойства не за заслуги покойника и не из-за его святости. По преданию, сам Господь вселяет свой дух в тело умершего человека, предоставляя телу мистических способностей, что позволяет исцелять людей от разных заболеваний, создавать божественные чудеса.

Нетленность в христианстве из раннего средневековья является фактором культового чествования. Именно нетленность была главным аргументом при канонизации праведников в вере. Мощи святых и блаженных вместе с чудотворными иконами, представляются одним из главных источников святости. Эта догма была принята Седьмым Вселенским Собором Православной и Католической церкви в 787 г.

Наличие в церквях мощей святых считается очень важным моментом. Останки помещают в специальное помещение и в специальный «колодец», к которому миряне, прихожане церкви, могут иметь полный доступ. Часто у католиков и православных, несмотря на разделение религиозных взглядов, уважаются мощи одного и того же святого. Во все времена христианами хранятся и почитаются любые останки святых, канонизованных и беатификованых во время земной жизни так и после смерти. В христианстве насчитывается около 40 тыс. мощей святых и блаженных (православной, греко-католической и римско-католической церквей), которые хранятся в виде пепла, костей, а также телесного нетления.

Среди святых и блаженных католической и православной церкви есть множество святых, тела которых были найдены нетленными. Среди самых известных святых римско-католической церкви это: Бернадетта Субиру, Папа Иннокентий XI, Папа Пий IX, Папа Пий X, Альберт Великий, английские короли Эдмунд и Едвард, польский принц Святой Казимир, Святой Франциск Ксавьер (иезуитский миссионер, его нетленные мощи хранятся в Гоа в Индии) и др. Есть множество случаев телесного нетления среди украинских святых. Это – нетленные мощи Святой Ольги (ее мертвое тело было обнаружено нетленным во времена Владимира Великого) и Святого Владимира, тело которого было обнаружено нетленным в XVII в.

Среди святых и блаженных украинской Греко-Католической церкви это: Святой Йосафат, Блаженная Йосафата и Василий Величковский. Святые украинской православной церкви, тела которых после смерти оказались нетленными: Феодосий Чернигивский, Йов Почаивский, Амфилохий Почаивский, Кукша Одесский, Войно-Ясенецкий Лука, Антоний Печерский. Наиболее уважаемые святые украинского православия: Александр Свирский, Серафим Саровский, Констянтин Меркушинский, Адриан Ондрусивский, Сава Сторожевский.

На территории Галичины хранятся множество мощей святых и блаженных христианской церкви. Наибольшее количество религиозных реликвий принадлежит к УГКЦ. В городе Борислав Дрогобычского района, Львовской области, в церкви св. Анны, которая входит в состав Самбирско-Дрогобицкой епархии УГКЦ хранится более 1,5 тыс. мощей. Это уникальная коллекция мощей святых и блаженных Вселенской церкви. На данное время для общего обзора выставлено 187 реликвий, а самые ценные реликвии можно увидеть преимущественно на большие праздники или когда к церкви приводят тяжелобольных. В церкви представлены 54 реликвии, связанные с жизнью Иисуса Христа [6].

На протяжении последних лет в церкви выставлены для поклонения верных мощи святых Вселенской церкви. Среди самых известных – апостолов: Петра, Павла, Иуды Тадея, Филипа, Андрея Первозванного, Якова старшего, Тома, Варфоломия, Якова младшего (сына Алфея), Матия (был выбран вместо Иуды Искариотского), Симона Зилота; Евангелистов: Матвея, Ивана Богослова, Марка, Луки, Ивана Крестителя, праведных Якима и Анны (покровительницы храма), мощи апостолов семидесяти (избранных после первых двенадцати), Антония Падевского (помощник в поиске затерянных вещей), Валентина (покровителя всех влюбленных и помощника в исцелении от эпилепсии), Шарбеля; святых отцов: Василия Большого, Григория Богослова, Ивана Золотоустого, Григория Ниского, Августина; представителей монашеских чинов: Франциска Асиского и трех францискан, Ивана Боско и трех салезиан, о. Пио и двадцати пяти капуцинов, Павла от креста и пятнадцати пасионистов (экзорцистов), Франциска Ксаверия и трех иезуитов, Тома Аквинского и двух доминиканцев, Альберта Большого, священномученика Йосафата; блаженных новомучеников УГКЦ: Олимпии Биди и Лаврентия Гарасимива, Йосафаты Гордой и Тарасикии Мацкив и др. [8].

Все мощи, которые хранятся в церкви св. Анны, – это миниатюрные частицы, едва заметные невооруженным глазом и запечатанные в небольших прозрачных капсулах. Капсулы вложены в специально изготовленные дощечки с изображением святого. Мощи делятся на три группы: первая – частицы костей; вторая – кровь, кожа, ногти, волосы; третья – материальные вещи, например, лоскуток одежды и тому подобное [7].

Потребность людей в оздоровлении и спасенных побуждает к поискам источников Господа. Одним из первых чудотворных источников, найденных уже в христианские времена, в Византийской империи в V ст., был Живоносный источник в Константинополе. Чаще всего святые источники связанные с появлением Матери Божьей. Именно Она указывает путь к Господу, помогая преодолеть препятствия и неудачи. Около источников по-особенному переживаешь Божье присутствие как большой и непостижимый дар милосердия, любви и освящения [2 с. 14].

Святой целебный источник – это один из объектов религиозного туризма; поток воды, который образуется в результате выхода подземных вод на поверхность земли, обычно, на месте явления Матери Божьей; вода из источника отмечается чудодейственной лечебной силой, над источником может быть построенная каплица Матери Божьей [6, с. 27].

На территории Галичины известно больше 30 святых целебных источников (см. рис. 1), о которых знают паломники не только на территории Украины, но и за ее пределами. К самым известным относятся: святой целебный источник в с. Остривчик-пристальный Буского района, святой целебный источник «Кукушкин колодец», святой целебный источник Крехивского монастыря, святой источник Архистратига Михаила, святой целебный источник «Маруся», святой целебный источник в с. Тышковичи, святой источник Унивской Лавры, святой целебный источник, в с. Раковец, святой целебный источник в с. Урич, источник Божьей Матери в с. Лесок, целебный источник святого Ануфрия, святой целебный источник, «Около Бука», святой источник Страдецкой горы, святой целебный источник Пресвятой Богородицы, в с. Межиброды, святой целебный источник в с. Билычи, святой целебный источник в с. Грушив, святой источник в Плужных. Каждый из целебных источников имеет оригинальную историю и по-своему привлекательный для паломников. Большинство источников расположено в холмистых, предгорных и горных местностях области (Розточье, Гологоры, Вороняки, Прикарпатье, Карпаты).

 

Выводы

 

На территории Галичины размещено десятки мест паломничества разного типа и разного религиозного значения. Все эти объекты имеют историческую, культурную и религиозную ценность. Они являются предпосылкой развития в регионе религиозно-паломнического туризма: местного, регионального, общегосударственного. К важнейшим мерам, которые будут способствовать развитию паломничества к этим религиозным святыням, нужно отнести: во-первых, качественное дорожное покрытие, ведь подавляющее большинство мест расположено в сельской местности, или далеко за их пределами; во-вторых, информационное обеспечение, ведь немало мест, в которых размещены паломнические святыни, на туристических или автомобильных картах или на местности не обозначены вообще. Самые известные из мест паломничества требуют дополнительной инфраструктуры, в частности, заведений питания и размещения паломников.

 

Литература

 

1.                  Вояковський Н. Шляхами наших прочан / Н. Вояковський. – Львів: Місіонер, 1998. – 122 с.

2.                  Жаровська О. Паломницькі святині / О. Жаровська: вид. 2-ге, випр. – Львів: Свічадо, 2011. – 224 с.

3.                  Ковальчук А.С. Географія релігій в Україні: [Монографія] / А. С. Ковальчук. – Львів: Видавничий центр ЛНУ ім., Івана Франка, 2003. – 308 с.

4.                  Конфесійна карта Львівщини: інформаційно-статистичний довідник. – Львів, 1997. – 84 с.

5.                  Любіцева О. О. Паломництво та релігійний туризм: [Навч. посібник] / О. О. Любіцева, С. П. Романчук – К.: Альтерпрес, 2011. – 416 с.

6.                  Релігійний туризм: термінологічний словник-довідник / автор-упор. Т. Божук. – Львів: Укр. Бестселер, 2010. – 152 с.

7.                  Паломницькі місця. Довідник / автори-упорядники І. Голота, М. Влад, М. Гузіль, В. Гіщинський. – Львів: «Карти і Атласи», 2011. – 178 с.

8.                  Патріарший паломницький центр УГКЦ [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://pilgrimage.org.ua.

9.                  Савчук Б. Молитовник-путівник для прочанина / Б. Савчук. – Львів, 2006. – 278 с.

10.              Святині, що знаходяться в храмах Львівської єпархії УПЦ [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://orthodox.lviv.ua/lvivep/svjatini.htm.

11.              Святині Церкви [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://moshi-sviatih.ckto.ru.

12.              Статистичний щорічник Івано-Франківської області за 2012 рік. – Івано-Франківськ: Головне управління статистики у Івано-Франківській області, 2012. – 258 с.

13.              Статистичний щорічник Львівської області за 2012 рік. – Львів: Головне управління статистики у Львівській області, 2011. – 276 с.

14.              Статистичний щорічник Тернопільської області за 2012 рік. – Тернопіль: Головне управління статистики у Тернопільської області, 2012. – 315 с.

15.              Українська автокефальна православна церква УПЦ [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://patriarchia.org.ua.

16.              Українська Православна церква Київський патріархат УПЦ [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.cerkva.info/ru/web-sites/site-uoc-kp.html.

17.              Єпархії Української Православної Церкви (Московського Патріархату) [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://uk.wikipedia.org.

 

Поступила в редакцию 20.05.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.