ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Анализ демографической ситуации в Карпатском регионе Украины (на примере горных районов Львовской области)

 

Бегень Алеся Романовна,

ведущий инженер отдела региональной экологической политики и природопользования Института региональных исследований НАН Украины.

 

Введение

 

Демографическая ситуация в Украине обрела кризисный характер, не позволяя решать важные социально-экономические проблемы. Негативные социально-демографические явления проявились и в Карпатском регионе Украины, в частности горных районах Львовской области. Из спектра демографических проблем следует выделить актуальные и сегодня вопросы ухудшения качества горного населения региона в 19901995 гг., такие как: значительное падение рождаемости и повышение смертности, изменения в брачно-семейной структуре, отрицательное сальдо миграции и состояние его здоровья. В последние годы в Карпатском регионе Украины прослеживается постепенное улучшение демографической ситуации, тенденции которого еще недостаточно изучены. На основе анализа статистических, фондовых, литературных и картографических данных, попробуем раскрыть особенности современной демографической ситуации в горных районах Львовской области.

Для анализа основных демографических показателей использовано материалы Главного управления статистики во Львовской области за 20052012 гг., в частности «Статистические ежегодники Львовской области» [11], статистические сборники «Численность населения Львовской области» [1], «Население Львовской области» [5] и «Миграция населения Львовской области» [4], справочник «Стратегия развития Львовской области к 2015 г.» [12]. Наряду со статданными рассмотрены литературные и картографические материалы (топо-, демо- и этнографические карты), раскрывающие разные социально-экономические, этнические и историко-географические аспекты региона.

 

Половозрастная структура населения

 

Население горных районов Львовской области, как и всего Карпатского региона Украины, во второй половине ХХ начале ХХI в. претерпело сложные структурные изменения, обусловленные социально-экономическими, популяционными и этническими факторами. Прежде всего, изменилась половая структура населения. Еще сто лет назад, когда на западноукраинских землях не было военных действий и миграционные процессы находились в зачаточном состоянии, существовало почти идеальное равновесие между мужчинами и женщинами (50,1 % мужчин и 49,9 % женщин) [8]. Хотя еще в 1848 г. на 1 000 мужчин в Стрыйском и Самборском округах приходилось 1 026 женщин, что подтверждает исторически сложившееся преимущество женского населения в регионе [3]. Данная закономерность связана с тем, что мужчины больше, чем женщины, погибали во время войн и эпидемий. После двух мировых войн наблюдаем увеличившуюся половую диспропорцию. Именно половая диспропорция влияет на воспроизводство населения в регионе [6].

В процессе анализа половой структуры населения горных районов Львовской области выявлено неравномерное соотношение между мужским и женским населением. Удельный вес женского населения выше и составляет 51,8 %, тогда как мужской 48,2 %. Данную половую структуру считают довольно уравновешенной относительно общеукраинских показателей. Для населения Украины женщины над мужчинами преобладают больше чем на 7,4 %, а в исследуемом регионе всего на 3,6 %. Для сельского населения ситуация обстоит лучше, поскольку женщины доминируют лишь на 2,9 %. Наиболее уравновешенную половую структуру наблюдаем в Турковском районе, где преобладание женщин над мужчинами составляет лишь 0,8 %. Существенные несоответствия отметим в Сколевском (3,6 %) и Старосамборском (4,2 %) районах.

В свою очередь, на основе половозрастной пирамиды сделаем вывод о преобладании мужского населения относительно женского до 40 лет. Далее соотношение количества мужчин и женщин уравновешивается. Особенно интенсивно этот процесс наблюдается в Турковском районе.

Средний возраст населения в горных районах Львовской области составляет 37,6 года, что немного ниже, чем в целом по области (38,6 года). Самыми «молодыми» являются жители Турковского района, средний возраст которых составляет 37,0 лет. За последние пять-семь лет городское население постарело более чем на год, а сельское более чем на полгода. Доля трудоспособного населения больше суммы детей, подростков и пенсионеров на 34,9 тыс. человек (13,8 % от общего количества населения). Если для мужчин она выше на 17,8 %, то для женщин на 5,4 %. Это связано, прежде всего, с меньшим пенсионным возрастом у женщин, а также высшей средней продолжительностью их жизни. В разных возрастных группах количество мужчин и женщин остается неодинаковым. Для горного населения трудоспособного возраста отметим преобладание мужского над женским населением.

Уменьшение продолжительности жизни, происходящее в 8090 годах ХХ в., приостановилось, и начался определенный его рост. В 2008 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в горных районах составила 71,6 года (в Украине 68 лет), для мужчин 66,4, для женщин 77,2 года. При этом в регионе наблюдается явление сверхсмертности мужчин. Половозрастная структура населения характеризуется значительным преобладанием (на 20 %) женщин в возрасте старше 55 лет.

Количество детей и подростков немного меньше количества людей старшего возраста и низкие показатели естественного прироста населения отрицательно скажутся на воспроизведении горного населения. Одновременно происходит увеличение удельного веса пенсионеров. В начале ХХ в. в Галичине на людей старшего возраста приходилось лишь 5,7 %, а в 1959 г. их число достигло 10,1 % [6]. Сегодня доля пенсионеров достигла 27,130,2 %, что отражает процесс старения горного населения. Данный процесс привел к увеличению количества иждивенцев и росту демографической нагрузки на людей трудоспособного возраста.

В общем, современная половозрастная структура населения горных районов Львовской области лучше от всеукраинской благодаря меньшей разнице между количеством мужского и женского населения, большему количеству детей и подростков. Это позволяет ожидать, что при сохранении стабильных показателей воспроизводства населения, жители горных районов будут оставаться одной из самых молодых и демографически стабильных групп населения Украины.

 

Естественное состояние населения

 

В середине XIX в. в горных районах Львовской области проживало около 8085 тыс. человек [7]. Таким образом, за полтора века численность населения возросла примерно в два раза. При этом коэффициент прироста населения в течение этого периода колебался от 15 до 57 ‰ [2].

К сожалению, причиной медленного роста численности населения Украинских Карпат и сегодня остается низкий естественный прирост. Для исследуемого региона характерный первый тип воспроизводства населения. В 2012 г. наблюдаем низкие показатели рождаемости 12,4 ‰, смертности 16,1 ‰, естественный прирост -3,7 ‰. Этот показатель хуже, чем средний по Львовской области (-2,8 ‰). На протяжении последних двух лет население региона уменьшилось на 1,8 тыс. человек. Еще с 1985-х г. показатели естественного состояния постоянно снижаются, и происходит депопуляция.

Существенные отличия процесс депопуляции имеет в отдельных административных районах. Наилучшую демографическую ситуацию с уравновешенным естественным приростом наблюдают в Турковском районе. Постепенно стабилизируется ситуация и в других районах (особенно в Сколевском), где значения естественного сокращения не превышает 45 ‰. Для сельской местности характерны худшие демографические показатели, чем в городских поселениях. Близкую к оптимальной демографическую ситуацию наблюдают в городах Турка и Старый Самбор, поселках Славское и Борыня.

Значительное снижение показателей рождаемости и рост смертности обусловлено рядом причин. Смертность вызвана, в основном, болезнями системы кровообращения, органов дыхания, а также онкологическими заболеваниями. Особенно быстро увеличивается удельный вес болезней системы кровообращения и новообразования. Побуждают к такой ситуации психострессовые факторы, вызванные неудовлетворительным социальным и экономическим положением, снижением жизненного уровня населения, а соответственно ухудшением медицинского обслуживания и качества питания, что негативно сказывается на иммунной системе организма. Несколько понизилось количество заболеваний органов дыхания из-за уменьшения объемов вредных выбросов в атмосферный воздух предприятиями.

Высокой в горных районах Львовской области остается и детская смертность. Ежегодные показатели детской смертности несколько выше среднеобластных значений. Больше всего детей в возрасте до одного года умирает в Турковском (14 ‰) и Старосамборском (13,5 ‰) районах.

Низкий уровень рождаемости, наряду с высокой смертностью, усиливают негативные изменения в половозрастной структуре населения. Отметим, что в 2012 г. мужчин умерло на 10,8 % больше, чем женщин. Основной особенностью изменений возрастного состава региона остается уменьшение количества детей. Повышение размера единовременного пособия при рождении ребенка, способствовало постепенному увеличению родившихся (на 350 человек за последние три года).

В пределах исследуемого региона в 2012 г. зарегистрировано 1982 брака и 468 разводов. По сравнению с 2004 г. количество браков увеличилось на 550 (28,3 %) единиц, а количество разводов уменьшилось на 25 единиц.

 

Механическое состояние населения

 

На общем приросте населения горных районов Львовской области отрицательно сказываются высокие показатели миграции населения при очень низких показателях миграционного прироста. Постоянные миграции за пределы исследуемого региона имеют давнюю историю и берут начало от первых крепостных эмигрантов в страны Северной Америки. Основными факторами эмиграции были малоземелье и избыток трудовых ресурсов. Высокими темпами отмечалась постоянная миграция и в советский период, когда миграционные потоки направлялись в крупные города, где были лучшие условия для удовлетворения социальных и экономических нужд горцев [10]. До 198090-х гг. постоянная миграция направлена исключительно в другие регионы СССР. После снятия строгих ограничений изменилось направление миграционных процессов и появилась возможность для эмиграции в развитые страны Западной Европы и Северной Америки.

Миграционные процессы усилены спектром социально-экономических проблем. К ним следует отнести низкий уровень комфортности проживания горного населения. Согласно проведенной оценке Львовской области [9], Дрогобычский, Сколевский, Старосамборский и Турковский районы занимают соответственно 23, 25, 26 и 27 места в области по индексу комфортности проживания. Кроме того, по уровню заработной платы горные районы существенно уступают другим районам Львовской области.

На миграционное сокращение в 1990-х гг. приходилось 80 % общего уменьшения численности населения, тогда как в 2006 г. лишь 14,3 %, а в 2012 г. 12,8 %. Существенное уменьшение оттока населения наблюдается в горных районах с 2002 г.

По состоянию на 1 января 2012 г. отрицательное сальдо миграции составило 0,27 тыс. человек. Миграционными потоками охвачено 6,1 тыс. человек, что на 0,3 тысячи больше, чем в 2010 г. Поток прибывших составил 2,9 тыс. человек, а выбывших 3,2 тыс. человек. Большинство миграционных потерь связано с внешней (межгосударственной) миграцией и оттоком населения из сельской местности. Стремительный миграционный отток наблюдают в Турковском районе, немного меньший в Сколевском районе. Небольшое положительное сальдо миграции наблюдают в Старосамборском и Дрогобычском районах.

Сальдо внешней миграции остается отрицательным, хотя в последние годы наблюдают определенные тенденции улучшения ситуации. Поскольку негативные тенденции в социально-экономической сфере не преодолены, следует ожидать дальнейшую интенсификацию миграционной активности населения. Привлекательными для эмиграции остаются такие страны как США, Канада, государства Западной и Центральной Европы. Миграционный поток в постсоветские страны носит незначительный характер.

Массовые внутренние перемещения не влияют на уменьшение или увеличение численности населения региона. На протяжении многих лет в регионе происходил миграционный прирост городского населения за счет переезда сельских жителей. Коэффициенты внутреннего перемещения значительно ниже в Турковском и Сколевском районах. Это объясняется отсутствием мест трудоустройства и высших и среднеспециальных учебных заведений.

Низкий уровень занятости, падение жизненного уровня большинства населения порождают такое явление, как сезонные трудовые миграции. В советский период существовала только внутренняя временная трудовая миграция. В последние 1520 лет возникли благоприятные условия для сезонной трудовой миграции в соседние Польшу, Чехию, Венгрию и другие центрально-европейские страны.

Итак, с учетом механического состояния населения в регионе продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Миграционные процессы решают определенной степени проблему занятости жителей, но поскольку выезжают преимущественно лица воспроизводственного возраста, это сказывается на снижении естественного прироста населения.

Низкий уровень рождаемости и миграция граждан в трудоспособном возрасте остаются основными причинами «старения» населения в регионе, т. е. увеличивается количество пенсионеров и усиливается демографическая нагрузка на работающее население.

 

Выводы

 

В последние пятьсемь лет определяется постепенное, едва заметное, улучшение демографической ситуации в горных районах Львовской области. Следует отметить позитивные шаги в уравновешивании половой структуры (особенно в Турковском районе), незначительный рост продолжительности жизни и первые признаки стабилизации естественного прироста населения. Несмотря на отдельные положительные тенденции в регионе происходит старение горного населения, фиксируют отрицательные показатели сальдо внешней миграции, остается высокой смертность, существует ряд других социально-демографических проблем, требующих неотложного решения.

Изменения в количестве и структуре горного населения сказываются на социально-экономическом развитии Карпатского региона Украины, указывают на необходимость совершенствования демографической политики. Сложные демографические процессы в горных районах Львовской области продолжают препятствовать формированию трудового потенциала территории. Дальнейшее улучшение социально-демографические ситуации в исследуемом регионе должно предусматривать существенное повышение жизненного уровня населения, ускорения развития социальной сферы и социальной защиты горных жителей.

 

Литература

 

1.                  Численность населения Львовской области: [стат. сб.] / Госкомстат Украины. Глав. управ. стат. во Львов. обл. Львов, 2012. 72 с. (на укр.).

2.                  Копчак С. И. Население Украинского Прикарпатья (историко-демо­графический очерк): докапиталистический период. Львов, 1974. 186 с. (на укр.).

3.                  Кубиевич В. Население Карпатской Украины // Карпатская Украина: география история культура. Львов, 1939. С. 3749. (на укр.).

4.                  Миграция населения Львовской области: [стат. сб.] / Госкомстат Украины. Глав. управ. стат. во Львов. обл. Львов, 20062012. (на укр.).

5.                  Население Львовской области в 20052012 гг.: [демограф. ежегодники] / Деркомстат Украины. Глав. управ. стат. во Львов. обл. Львов, 2006 2013. (на укр.).

6.                  Огонивський В. П. Население западных областей Украинской ССР (18971964) // Экономическая география. К.: Изд-во Киев. ун-та, 1968.  Вып. 4. С. 4652. (на укр.).

7.                  Перхач О. Р. Демогеография региона в условиях депопуляции населения (на материалах Львовской области): автореф. дис. … канд. геогр. наук: спец. 11.00.02 «экономическая и социальная география» Львов, 1999. 20 с. (на укр.).

8.                  Перхач О. Г. Динамика и прогноз численности населения Львовской области // Вестн. Львов. ун-та. Сер. географ. Львов: ВЦ ЛНУ им. И. Франко, 1999. Вып. 24. С. 4146. (на укр.).

9.                  Побурко Я., Кардаш В., Панкевич Л. Методологический подход к расчету индекса комфортности проживания в регионе // Социал.- эконом. исследования в переходный период. Применение стат. методов (Регионал. аспект): Ежегод. науч. трудов. Львов, 1999. С. 1522. (на укр.).

10.              Сливка Р. Социоприродная деятельность бойковского населения Карпат // География и современность. К.: Изд-во Нац. пед. ун-та им. М. Драгоманова, 2001. Вып. 5. С. 137143. (на укр.).

11.              Статистические ежегодники Львовской области за 20052012 гг. / Глав. управл. стат. во Львов. обл. Львов, 20062012. Ч. 1, 2. (на укр.).

12.              Стратегия развития Львовской области к 2015 г. Экономика. Общество. Среда. Мониторинг за 2007 г. / Глав. управ. стат. во Львов. обл. Львов, 2008. Вып. 6. 326 с. (на укр.).

 

Поступила в редакцию 18.07.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.