Украинские общественные организации подльвовских сел в 20-30 гг. ХХ ст.
Захарчин Наталия Геннадиевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины, политологии и права Национального лесотехнического университета Украины, г. Львов.
Развитие современных государств и наций непосредственно зависит от развития гражданского общества. В период между двумя мировыми войнами украинцы находились в составе нескольких государственных образований. Однако, в украинских землях функционировали, а в некоторых регионах активно развивались основные элементы гражданского общества – общественные организации, объединения и товарищества, которые далее стали основой развития украинской нации.
В Восточной Галиции, которая находилась в составе Польского государства, или Второй Речи Посполитой, процесс образования общественных организаций и различного рода товариществ (обществ) характеризовался особенной активностью и поддержкой населения. Некоторые исследователи связывают это явление либо с политической жизнью региона (образованием и активной деятельностью политических партий и организаций, ростом национального самосознания в связи с этим), либо созданием конституционных основ польской государственности с обеспечением им (в сравнении с СССР) гражданских прав и свобод.
Особенным развитием, как в экономическом, так и в культурном плане отличались сёла Восточной Галиции, в частности, сёла Львовского повета (уезда).
Согласно официальной статистике, в 1921 г. в гминах Львовского уезда проживало 143 279 человек, а в 1931 г. – 133 517 человек. В селах уезда незначительное большинство составляли поляки, особенно в селах, расположенных вокруг Львова и на востоке уезда. Украинцы уступали полякам в численности, они преимущественно заселяли сёла в восточной и южной частях уезда.
Почти во всех сёлах существовала разветвленная сеть кружков и товариществ (обществ) общественного характера. Подльвовские сёла, как считали местные чиновники, находились под постоянным экономическим, политическим и культурным влиянием города и, соответственно, организации, которые создавались во Львове, продолжали пропагандировать свою деятельность в сельской местности.
Так, по данным Уездного управления, украинцы организовывались в основном на базе экономических интересов. В сёлах действовали кооперативы – молочников, кредитные, сельскохозяйственные. Их количество значительно превышало польские и с каждым годом возрастало. Если в 1920 г. сельскохозяйственный кооператив был только один, то уже в 1931 г. таких в подльвовских сёлах насчитывалось 54[1] (Табл. 1).
Таблица 1.
Кооперативы Львовского уезда.
Наименование кооператива |
1913 |
1920 |
1926 |
1931 |
Сельскохозяйственные кооперативы |
2 |
1 |
22 |
54 |
Кооперативы молочников |
4 |
- |
9 |
29 |
Кредитные кооперативы |
9 |
2 |
12 |
15 |
Следует согласиться с мнением З. Струк, что кооперативы были не просто хозяйственным, но и прежде всего политически-государственным движением, которое стремилось к принципиальному улучшению качества жизни, а также заботилось о сохранении национальных традиций, росте национального сознания украинского народа[2].
Экономический вектор национального развития украинцев, проявившийся в создании кооперативов, дополнился сетью различных молодежных организаций. Так, если проукраинское «Марийское общество молодежи» было в селах довольно пассивно, то, например, «Кружок союза украинок» развил весьма активную деятельность. Активно задекларировало свою деятельность отделение в Винниках (образовано в 1929 г.), а наиболее массовое отделение находилось в Щирце – здесь около 95 человек входило в его состав. Также действовали и другие молодежные организации – «Отделения молодежи «Сельского господаря», театральные кружки товарищества «Просвита» [3](Табл. 2.).
Таблица 2.
Общественные организации Львовского уезда.
Наименование организации |
1913 |
1920 |
1926 |
1931 |
Луг Сокол Читальни «Просвиты» Ридна школа Читальня им. Качковского Народный дом Селянская спилка (союз) Сельский господарь Сич (Сечь) |
4 9 1
15
14 2 |
4 9 1
15
15 2 |
36 18 68 22 1 22 6 15 2 |
14 15 69 14 1 27 1 27
|
Как следует из архивных данных, наиболее массовой организацией в подльвовских селах оставалась «Просвита». Занимаясь прежде всего культурно-образовательной деятельностью, товарищество одним из первых провозгласило идею экономического развития крестьян, приобщалось к формированию молодежных и спортивных секций «Соколов», «Сичей», «Луга», Народных домов, способствовало формированию национального сознания украинского села.
Активно себя проявляла организация «Сельский господарь», истоки которой уходят в конец ХІХ столетия. Считается, что в 1899 г. в Олеске было организовано первое такое объединение. Оно ставило своей целью повысить уровень земледелия, огородничества и пчеловодства в галицийском селе[4]. Организация обращала внимание и на школьное образование в украинском селе. Так, в Скнилове под Львовом действовала одна из немногих в Восточной Галиции сельскохозяйственная школа, основанная «Сельским господарем».
В 1933 г. перечень сельских товариществ пополнился организациями, созданными при поддержке москвофилов в Львове. К названым москвофильским Читальня Качковского и Селянской спилке добавились «Рольничий союз» (Земледельческий союз. – Н.З.) и «Запорожец». Организации оставались под влиянием т.н. старорусинской партии[5].
Следует отметить, что политическая ситуация во Второй Речи Посполитой и Европе в целом непосредственно влияла на деятельность указанных общественных объединений. Политические симпатии украинцев отражались на общественной, культурной и гражданской жизни в сёлах.
Львовское уездное управление, характеризуя деятельность украинских организаций в регионе, отмечало, что все они политизированные, особенно «Просвита», «Луг», «Сокол», кооперативы и кружки «Сельского господаря». Наибольшее влияние среди населения подльвовских сел имело УНДО (Украинское национально-демократическое объединение) умеренное (оппортунистическое) общественное образование украинцев. Партия имела сеть отделений, постепенно утверждая влияние в кооперативах и культурно-образовательных организациях. «Руководящее ядро фактически всех фракций партии представляло западно-украинский истеблишмент, который контролировал большинство украинских финансовых и кооперативно-хозяйственных заведений и культурно-образовательных обществ, прежде всего «Просвиты» и «Ридной школы»»[6]. Достаточно влиятельными среди украинского населения оставались Украинская социалистически-радикальная партия и москвофильская Русская народная организация. Русская аграрная партия в начале 30-х гг. посредством организации собраний москвофильского «Рольничого (земледельческого. – Н.З.) союза» пыталась расширить свою деятельность не только в городах и местечках Галиции, но и в сёлах. Собрания Рольничего союза проводились в подльвовских сёлах Товщове, Милятычах, Кугаеве, Черепине. На них поднималились вопросы расширения кооперативной деятельности и образование хлеборобских объединений, «для того, чтобы таким способом освободить людность русскую из-под влияния украинских политических партий, которые своей деятельностью разбивают народность русскую и таким способом причиняют вред интересам малорольной (мелкоземельной. – Н.З) русской людности»[7].
Комбинация экономических, культурных и политических задач, преследуемых украинскими общественными организациями, имела свою «сельскую» специфику, отличную от «городской». Накопленный опыт был практически перечеркнут в годы советизации Галиции, но не забыт окончательно. Возрождение национальной государственности на рубеже 1980 – 1990-х гг. происходило с учетом теоретических и практических наработок украинского национального движения первой половины ХХ века. В современных условиях он представляет интерес в контексте развития местного самоуправления; также может быть использован для целей национального воспитания, развития физкультуры и спорта, библиотечного дела и пр.
Литература
1. Васюта І.К. Галицько-волинське село між світовими війнами [Текст]: Монографія. – Львів: Каменяр, 2010. – 507 с.
2. Васюта І. Перегрупування в Західноукраїнському національному русі в перші роки по анексії Східної Галичини (1923-1926) // Вісник Львівського університету. Серія історична. – Випуск 34. – Львів, 1999. – С. 341-354. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.anthropos.net.ua/jspui/bitstream/123456789/2781/1/341-354_Vasiuta_I.pdf.
3. ЛОДА (Львовский областной государственный архив), ф. 7, оп.3, д. 258.
4. Сеньків М. Роль «Сільського господаря» у поширенні агротехнічних знань серед галицького селянства в міжвоєнний період (1919-1939 рр.)// Наукові записки: Серія Історія. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dspace.tnpu.edu.ua/bitstream/123456789/1868/1/Senkiv.pdf.
5. Струк З Українські виробничо-торгівельні кооперативи в Західній Україні (1921 – 1939 рр.): автореф. дис…канд.. істор. наук: 07.00.01 / З.І.Струк, Львівський національний університет імені Івана Франка. – Львів, 2001. – 20 с.
Поступила в редакцию 11.03.2014 г.
[1] ЛОДА, ф. 7, оп.3, д. 258, л.86.
[2] Струк З Українські виробничо-торгівельні кооперативи в Західній Україні (1921 – 1939 рр.): автореф. дис…канд.. істор. наук: 07.00.01 / З.І.Струк, Львівський національний університет імені Івана Франка. – Львів, 2001. – С.10.
[3] ЛОДА, ф. 7, оп.3, д. 258, л.88.
[4]Сеньків М. Роль «Сільського господаря» у поширенні агротехнічних знань серед галицького селянства в міжвоєнний період (1919-1939 рр.) Наукові записки. Серія: Історія. с. 101. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dspace.tnpu.edu.ua/bitstream/123456789/1868/1/Senkiv.pdf.
[5] ЛОДА, ф. 7, оп.3, д. 258, л.244.
[6] Васюта І.К. Галицько-волинське село між світовими війнами [Текст]: Монографія. – Львів: Каменяр, 2010. – С. 419.
[7] ЛОДА, ф. 7, оп.3, д. 258, л.250.