ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

История делопроизводства в канцелярии Туркестанских генерал-губернаторов (вторая половина XIX – начало XX веков)

 

Эргашев Бахтияр Эргашевич,

доцент кафедры историографии-источниковедения Самаркандского государственного университета.

 

Делопроизводство – основной вид деятельности Канцелярии. В силу этого делопроизводственные материалы служили основным видом исторических источников, функцией которых являлось документное обслуживание управляющих систем в условиях Туркестана генерал-губернаторского управления.

Делопроизводство на протяжении XVIII – XIX вв. велось в системе государственного аппарата Российской империи – в условиях Туркестана это в Канцелярии генерал-губернатора.

Делопроизводственная деятельность Канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства и её материалы превосходили в количестве, чем по другим организациям края во 2-ой половине XIX – начала ХХ в., и они сохранились в более лучшем виде, благодаря архивной деятельности самой Канцелярии. В свою очередь делопроизводственные документы Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора мы относим к разновидности исторических источников. Многогранность их состоит в явном прослеживании причинно-следственных связей. Свидетельство этому, сравнение делопроизводственной деятельности Канцелярии генерал-губернатора 1867-1868 гг. с таковой после принятия Положения Управления Туркестанским краем 1886 г.: создание Туркестанским генерал-губернатором новых подразделений, а с ними и разработками новых видов делопроизводства Канцелярии генерал-губернатора. Так, Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора наряду со своими функциями сочетала в себе ведение гражданских дел по Туркестанскому военному округу, функции Канцелярии Военно-народного управления Туркестанского генерал-губернатора, т.е. функции всех трёх учреждений края. Наряду с этим, начиная с 1887 по 1917 г. правитель Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора являлся и правителем Канцелярии Совета Туркестанского генерал-губернатора. Всё это порождало необходимость большего количества усложнившейся документации в Канцелярии. Бесспорно, это осложняло организационную подготовку документов и разработку системы разновидностей документации. Например, одной из форм ведения делопроизводства стал переход от столбцовой формы к тетрадной, закрепление формуляра, применение различных бланков документов[1].

Анализирую документы Канцелярии генерал-губернатора, можно заметить полное совпадение методов делопроизводства и их характеристики с Центральными госучреждениями Российской империи.

Делопроизводственную документацию, по своей разновидности можно подразделить на следующие три основные группы:

1) переписка Канцелярии с вышестоящими организациями: Военным Министерством и его Азиатской частью, Правительствующим Сенатом и департаментом Герольдии, Канцеляриями Министерства внутренних дел, землевладения, государственных имуществ и т.д.;

2) внутренние документы: подготовка документов делопроизводства по столам, подготовка докладов по определенным вопросам, ответы и запросы на имя военных губернаторов, документы передачи по характеру другим отделениям, переписка с другими ведомствами края, документы путевой канцелярии и т.д.;

3) документы прошения на имя Туркестанского генерал-губернатора, военных губернаторов областей, прошения на имя Правителя Канцелярии.

В делопроизводственных документах Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора всегда ставилась нумерация дела. В частности, в некоторых научных работах в списках об указании источника писались номер дела Канцелярии, год и страницы, но в последующее время в списках стали указывать название фонда, опись, номер дела и листы использования.

При исследовании документов Канцелярии следует обратить внимание на то, что нижестоящие учреждения или должностные лица посылали вышестоящим доношения (донесения). Донесения нижестоящего лица вышестоящему называются рапортом. Рапортами могли называться и донесения, посылаемые в Сенат. Донесение об исполнении какого-либо распоряжения могло называться экзекуцией.

Учреждения и организации одного уровня посылали друг другу промемории. Посылка документов учреждениям, не связанным подчиненностью, называлась ведением.

Обращение частных лиц в государственные учреждения с прошениями в XVIII в. назывались челобитными[2].

Из трёх видов делопроизводственной документации для статьи работы нами избрана вторая категория о внутренней документации Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. Роль внутренней документации постепенно начала возрастать, так как под этим понятием следует подразумевать обслуживание документов внутри Канцелярии. Кратко можно выделить из понятия внутренней документации следующие моменты: 1) при поступлении в Канцелярию документы регистрировались, им присваивались номера по направлениям делопроизводства отделений и столов; 2) ставились даты начала делопроизводства; 3) в регистрационном журнале записывалось краткое содержание документа и отмечались, какому делопроизводителю отдан для исполнения.

Входящие документы учитывались в специальных книгах, в которых раздельно в хронологической последовательности записывались документы, полученные от Императора, Правительствующего Сената, Военного Министерства и других учреждений. Отдельно регистрировались исходящие документы. В Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора количество входящих и исходящих документов не сходилось - как всегда количество входящих превосходило исходящих.

При регистрации документов с Канцелярии генерал-губернатора часто приводились копии делопроизводство, о чем в правом верхнем углу была соответствующая запись. Если прошения были поданы лицами из местных жителей, то канцелярия пользовалась услугами переводов и их тоже прикрепляли к делу. К внутренней документации относятся также документы Канцелярии, которые появились в ходе подготовки дел и рассмотрения в отделениях, - это протоколы или журналы заседаний. Например, в Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора рассматривались вопросы, поступившие от областных Правителей. Канцелярия для этого запрашивала протокол журнала присутствия Областного Правителя. Если вопрос требовал заключения Совета генерал-губернатора, тогда Канцелярия генерал-губернатора подготавливала протоколы Областного присутствия с заключением Канцелярии генерал-губернатора на обсуждение Совета. После решения Совета вся документация, уже дополненная журналом Совета Туркестанского генерал-губернатора, заново поступала в Канцелярию генерал-губернатора для окончательного принесения решения.

В XIX – начале XX в. основные разновидности делопроизводственной документации Канцелярии генерал-губернатора сохранились. Вместо челобитных стали писаться прошения, а вместо промеморий – отношения.

Среди документов Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора особым видом источника можно выделить отчеты военных-губернаторов областей и генерал-губернаторов, которые по ведомственной подчиненности отправлялись в Военное Министерство. Губернаторские отчеты содержали наиболее полные сведения о крае и составлялись по составленному вопроснику. В условиях Туркестана отчеты губернаторов являются наиболее полными источниками о жизни народов края, содержат обширный фактический и статистический материал. Все отчеты получали соответствующее оформление после первичного заслушивания в канцелярии. В материалах Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора отчеты военных губернаторов не всегда оформлялись. Так, имеются отчеты, поданные за предыдущие годы, в которые годы отсутствуют отчеты за некоторые годы.

В Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора в делопроизводственной деятельности встречаются дела столбцовой формы, несмотря на их замену тетрадными. Такая форма оформления деловых бумаг оказывала значительное качественное влияние на содержание. При тетрадной форме бумага экономилась, исчезала необходимость в кратком изложении сути всего дела. Однако среди документов Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора встречаются и столбцовый метод подготовки бумаг.

Имеются делопроизводственные бланки, которые начали использовать с 1830 года, на которых были отмечались основные реквизиты: наименование ведомства, название учреждения, его структурная часть, дата, номер, заголовок, исполненные типографским способом.

Справочные издания делопроизводственной документации ученые-источниковеды относят к самостоятельному виду исторических источников, так как содержат информацию исключительно о государственном аппарате. В качестве примера может служить составление канцеляриями адресов календарей, которые в Российской империи издавались с 1765 по 1917 г. Адрес-календари содержали информацию о чиновниках различных учреждений, в том числе по Военно-народному Управлению. Однако информативность адреса-календарей минимальна, в них содержались сведения о чиновниках, их должности, чине и фамилии. Несмотря на эту ограниченность, этот вид является ценным историческим источником, так как несет в себе сведения о чиновниках по Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. Следует подчеркнуть, что адрес-календари в Туркестане, как и отчеты военных губернаторов, не были систематическими и последовательными.

Российская империя, заинтересованная в сохранении социального состава чиновничества, вела его учет при помощи формулярных списков. Формулярные или на языке Канцелярии послужные списки – форма систематического и регулярного учета всего чиновничества существовала в практической деятельности Канцелярии с середины XVIII в. до 1917 г. В Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора на каждого канцелярского служителя тоже велись формулярные списки. Согласно нашим данным, они сохраняются в 33 описе фонда И-1, в алфавитном порядке по Военно-народному Управлению Туркестанского генерал-губернатора. Они заполнены на основании Указа Сената от 16 июля 1849 г. Формуляр включает следующие 15 граф по заполнению послужного списка:

1. Чин, имя, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание.

2. Сословное происхождение (из какого звания происходит).

3– 6. Имеет ли имение (отдельно учитывались родовые, приобретенные имения у него самого, у родителей).

7 – 9. Где получил воспитание и окончил ли заведения по полному курсу наук, когда вступил в службу, какими чинами, в каких должностях и где проходил, не было ли каких особенных по службе деяний или отличий, чем награжден, предавался ли судебному расследованию.

10. Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда.

11. Был ли под штрафом или под следствием.

12. К продолжению статской службы способен, повышения в чине достоин ли.

13. Был ли в отпусках, когда и в какое время.

14. Был ли в отставке с награждением чина, мундиром или без.

15. Семейное положение, жена, дети, число, месяц и год рождения, имена[3].

Эти положения полностью соблюдались в формах заполнения формуляров, в левой стороне писался послужной список всех канцелярских чиновников. Эти формулярные записи являются учетным документом, источником, дающим точные сведения о канцелярских служителях. В Канцелярии генерал-губернатора послужные списки – формуляры записаны столбиками, поэтому, если чиновник находился на высших должностях, формуляры оказывались очень объёмными кажется, что некоторые формуляры как будто повторяются, однако это не так, потому что при каждом изменении должности и чиноповышении формуляры обновлялись. При ознакомлении с послужными списками Правителей Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора оказались в наличии все формуляры, кроме генерал-майора Мустафина Владимира Андреевича, возможно, из-за того, что он имеет только военное звание. Что же касается гражданского чина, то они в делопроизводственных документах Канцелярии не встречаются, хотя В.А. Мустафин возглавлял Канцелярию Туркестанского генерал-губернатора с 21 мая 1906 г. по 20 марта 1911 г.[4].

Делопроизводственная документация Канцелярии порождала явный диссонанс при её изучении с одной стороны, с точки зрения внешних признаков, а с другой – в плане источниковедческого исследования. В исторических исследованиях использовались, главным образом, отчетная документация (отчеты генерал-губернаторов) и, как правило, без тщательной источниковедческой разработки. Достоверность сведений в делопроиз-водственной документации Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора проблема не вызывает сомнения. В связи с этим широкий систематический источниковедческий анализ отпадает. В следствии неимения других альтернативных источников в целом делопроизводственная документация Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора использовалась в традициях позитивной историографии – из неё извлекались отдельные факты.

Обширные комплексы делопроизводственной документации Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора не исследовались с источниковедческой точки зрения, хотя такое изучение могло бы дать более полное представление о том, как работала Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора.

Источниковедческая разработка комплексов делопроизводственной документации – задача весьма сложная из-за большого количества документов. Поэтому при исследовании вопросов источниковедения, истории Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора следует особое внимание обратить на организацию системы делопроизводства в Канцелярии с тем, чтобы оценить степень полноты сохранившихся комплексов делопроизводственной документации, выбрать оптимальный способ работы с большими массивными документами. В центре внимания исследования - ряд разновидностей делопроизводственных источников: входящие и исходящие документы, дела по отделениям и столам Канцелярии, по канцелярии, справки, приказы и т.д.

Нужно отметить тот факт, что в конце XIX – начале XX в. новые виды исторических источников в рамках источниковедческой дисциплины не возникали, но происходят изменения в типологии исторических источников, появляются фото- и киноматериалы, чуть позже – машиночитаемые документы. Эти изменения касаются и материалов Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора, многие документы отпечатаны. Несмотря на эти достижения, заметная доля рукописных и мало изученных и исследованных сторон делопроизводства Канцелярии. Поэтому в основу данной статьи положены задачи на основе изучения делопроизводственных документов Канцелярии пополнить страницы источниковедения, истории Туркестана второй половины XIX - начала XX в., ибо на современном этапе российские ученые, исследующие историю Туркестана, считают, что Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора, созданная в 1867 г. выполняла функции высшего краевого исполнительного органа. Деятельность её была весьма многосторонней и разнообразной по содержанию. На первых порах она сосредоточила в своих отделениях всю полноту полномочий в экономической, политической и административной сферах[5].

 

Литература

 

1.                  Шепелев Л.Е. Изучение делопроизводственных документов XIX - начала ХХ в // Вспомогательные дисциплины. - Л., 1968. Вып. 1. С. 119-138.

2.                  Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории.

3.                  Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. - Т.: Типолитография О.А. Порцева, 1912. С.451-452.

4.                  Бахтурина А.Ю.. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы первой мировой войны (1914 – 1917 г.). - М.: РоссПЭН, 2004. С. 365.

 

Поступила в редакцию 27.01.2014 г.



[1] Шепелев Л.Е. Изучение делопроизводственных документов XIX - начала ХХ в // Вспомогательные дисциплины. -Л., 1968. Вып. 1. С. 119-138.

[2] Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории. С.395.

[3] Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории. С.419.

[4] Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. -Т.: Типолитография О.А. Порцева, 1912. С.451-452.

[5] Бахтурина А.Ю.. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы первой мировой войны (1914 – 1917 г.). -М.: РоссПЭН, 2004. С. 365.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.