Синтез жанровых форм как тенденция жанрообразования в современной баянной музыке украинских композиторов
Сташевский Андрей Яковлевич,
кандидат искусствоведения, доцент Института культуры и искусств Луганского национального университета им. Тараса Шевченко.
Современная баянная музыка, являющаяся составной частью академической камерно-инструментальной ветви мировой музыкальной культуры, сегодня представляет собою широкую палитру музыкальных образцов, в которых удачно переплетаются передовые творческие искания и прогрессивный опыт в области технологии музыкальной композиции.
Наиболее показательным аспектом художественного обновления современной баянной литературы, созданной украинскими композиторами в последние десятилетия, выявляется ее жанровая и формообразующая стороны. А наиболее яркой тенденцией этого обновления выступает заметное усиление индивидуализации формо- и, собственно, жанрообразования, что прежде всего проявляется через использование синтеза жанровых атрибутов и их формообразующих компонентов.
Типичным образцом жанрового синтеза в современной баянной музыке Украины является Соната на тему DSCH (Остинато, речитатив и фуга) Владимира Балыка. Указанное жанровое название этого произведения (то есть соната) большей частью является идейным жанровым определением. В ней мы не найдем структурных сегментов, типичных для классической сонатной формы и присущих ей методов построения драматургии. С другой стороны, второе жанровое определение произведения (название частей) – Остинато, речитатив и фуга – открыто свидетельствует о присутствии в его композиционной струткуре полифонического цикла с фугой, что говорит о наличии полифоничности жанровой атрибутики [1]. Это произведение является ярким отражением тенденции синтеза жанровых признаков в современной баянной музыке, в следствие чего появляются новые жанровые формы и полижанровые образования. Так, роль сонатного аллегро, то есть І части сонатного цикла выполняет напряженно-активное Остинато. Речитатив же, с его сдержанной поступью является аналогом ІІ (медленной) части сонатного цикла. И, наконец, подвижная и энергичная Фуга с ее «непрерывным бегом» – выполняет роль финала сонаты. По своему идейному и драматургическому содержанию все части сочинения, представляющие барочные полифонические жанры, максимально приближенные к частям традиционного сонатного цикла.
Примеры жанрового синтеза по принципу объединения жанровых атрибутов сонаты и полифонического цикла с фугой можно пронаблюдать и в творчестве для баяна других украинских композиторов, в частности в баянных сонатах Юрия Шамо – Сонате №1 (Хорал, токката и фуга), Сонате №3 (Прелюдия, речитатив, фуга); в Сонате Валентина Бибика (Фуга и постлюдия) и др. Синтез жанровых признаков сонаты и сюиты представляет шестичастная Соната №2 «Славянская» Владимира Зубицкого, сонаты и старинной сюиты (цикла инструментально-барочных миниатюр) – Соната Максима Шоренкова (Граве, Каденция, Бассо-Остинато).
Иной вид жанрового синтеза – объединение сольно-инструментальной циклической формы с симфоническими методами драматургии. Такое усиление симфонизации в инструментальных произведениях провоцирует их авторов на использование двойных жанровых названий, в частности – Сюита-Симфония Виктора Власова, Соната-Симфония Виктора Дикусарова и др. Также не менее интересными примерами жанрового синтеза являются произведения, представляющие объединение сонатности с другими малыми и развернутыми формами. Одночастная Соната-экспромт «Буковинская» Виктора Власова, с ее сквозным развитием и каркасом, условно представляющим сонатное аллегро на самом деле впитала немало признаков от своей второй части названия, то есть лаконичность, импровизационность, быстротечность, непринужденность и др. Объединение свойств сонатности и принципов формообразования, характерниних для жанра рапсодии (импровизационно-рапсодийные методы развертывания материала, мозаичность структурных построений и др.) ярко просматриваются в сочинении Владимира Довганя Сонате-рапсодии «Верховинская». Синтез жанровых признаков, отражающихся также в самом названии произведений можем встретить и на уровне малых форм и отдельных частей некоторых циклов (например, Токката-бурлета из Концертной партиты №1 Владимира Зубицкого).
В творчестве украинского композитора Владимира Зубицкого встречаются также и композиции, представляющие собой феномен жанрового синтеза на уровне крупных монументальных жанров. Это «Sinfonia Robusta» для баяна, фортепиано и камерного оркестра, в которой легко просматривается сплав инструментального (двойного) концерта и симфонии. Его же оратория «Океан судеб» на стихи Шарля Бодлера для солистов-вокалистов, баяна, смешанного хора и симфонического оркестра представляет собой тройной жанровый симбиоз – инструментального концерта, симфонии и, собственно, оратории.
По-настоящему новаторский подход в плане экспериментирования с музыкальной формой и жанрами представляет баянное творчество композитора Владимира Рунчака. Целый ряд жанровых моделей органически переплавленных в единой развернутой и мощной драматургии наблюдается при детальном рассмотрении его симфонии «Страсти по Владиславу» для баяна, чтеца, рок-группы, видеоряда и симфонического оркестра. Композиция, состоящая из двух частей – «Эпитафия» и «Пассакалия» (взгляды на картину М. Ге «Что есть истина?») на макроуровне объединяет признаки таких жанровых моделей как:
а) страсти (чтец – «евангелист», оркестр в функции квази-хора, отдельные эпизоды – в форме и характере определенных частей литургийного реквиема);
б) симфония (основа – симфонический оркестр, симфоническая драматургия);
в) инструментальный концерт (диалог главного солиста с оркестром);
г) концертная симфония (напряженное симфоническое развитие, усиленная функциональность оркестра);
д) двухчастный полифонический цикл (по образцу – прелюдия и фуга).
Кроме того, жанровое наполнение отдельных частей и разделов этой композиции свидетельствует о присутствии в ее структуре также целого ряда жанровых знаков второго состава (пассакалия, Dies Irae, Stabat Mater, эпитафия и др.) [2].
Не менее насыщенный жанровый симбиоз представляет и другое сочинение композитора – семичастный Концерт-пикколо «Messe da Requiem» для баяна-соло. В его тектонике ясно прослеживаются такие жанровые модели как:
а) барочный инструментальный концерт в его камернизированном инварианте, то есть концерт для сольного инструмента (чередование в музыкальной фактуре сольно-индивидуализированных и тутийных партий, их контрастно-динамическое сопоставление, концентричность формы и др.);
б) прототип литургийного реквиема (семь частей произведения почти полностью совпадают с порядком и характером составных разделов реквиема: I – Requiem Aeternam, II – Lacrimosa, III – Dies Irae, IV – Tuba Mirum, V - Dies Irae, VI – Lux Aeterna, VII – Requiem Aeternam);
в) форма рондо (повторность материала во ІІ, IV, VI частях выполняет роль рефрена);
г) прототип сонатной формы (І и ІІ чч. – экспозиция: ГП+ПП; III, IV, V – разработка; VI, VII – зеркальная реприза);
д) типичный трехчастный симфонический цикл (І и ІІ чч. – медленная І часть; ІІІ, IV, V – быстрое динамическое скерцо; VI, VII – арка к медленной І части) [3].
Итак, рассмотренные в этой статье проявления синтеза жанровых форм в современной баянной музыке украинских композиторов, с одной стороны, отражают яркий индивидуализированный подход в русле поиска новых жанровых форм и видов, с другой – отражают общую тенденцию трансформации жанровой сферы, реализующуюся через расшатывание устоявшихся канонов традиционной жанровой системы, что является весьма характерным явлением для композиторского творчества современности.
Систематизируем примеры синтеза жанровых форм в современной баянной музыке украинских композиторов в объедененной таблице 1.
Таблица 1.
Систематизация примеров проявления синтеза жанровых форм в современной баянной музыке украинских композиторов.
виды |
жанровые формы |
примеры |
Бинарные
|
Соната + полифонический цикл с фугой |
Ю. Шамо Сонаты №1, №3; В. Бибик Соната; В. Балык Соната на тему DSCH |
Соната + старинная сюита |
М. Шоренков Соната |
|
Соната + сюита |
В. Зубицкий Соната №2 «Славянская» |
|
Соната + рапсодия |
В. Довгань Соната-рапсодия «Верховинская» |
|
Соната + симфония |
В. Дикусаров Соната-симфония |
|
Соната + миниатюра |
В. Власов Соната-экспромт «Буковинская» |
|
Сюита + симфония |
В. Власов Сюита-симфония |
|
Инструментальный концерт + симфония |
В. Зубицкий «Sinfonia Robusta» для баяна, фортепиано и камерного оркестра |
|
Поликомпонентные |
Барочный инструментальный концерт + литургийный реквием + рондо + сонатное аллегро + трехчастный сонатно-симфонический цикл |
В. Рунчак Концерт-пикколо «Messe da Requiem» |
Симфония + инструментальный концерт + страсти + фрагменты литургийного реквиема + полифонический цикл |
В. Рунчак Симфония для баяна, чтеца, рока-компании и симфонического оркестра «Страсти по Владиславу» |
|
Инструментальный концерт + симфония + оратория |
В. Зубицкий «Океан судеб» для солистов-вокалистов, баяна, смешанного хора и симфонического оркестра |
Литература
1. Сташевський А. Творчість Володимира Балика і нові тенденції української музики для баяна 1980-х років / А. Сташевський // Львівська баянна школа та її видатні представники. Зб. матер. наук.-практ. конфер. – Дрогобич: Коло. – С. 111-115.
2. Сташевский А. Я. О ситуации полилога жанровых прототипов в современной музыке для баяна (на примере симфонии «Страсти по Владиславу» В. Рунчака) / А. Я. Сташевский // Влияние творчества И. Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяна и аккордеоне: мат. Всеросс. науч.-практ. конф., Саратов: СГК им. Л. В. Собинова. – 2006. – С. 92-96.
3. Сташевський А. Володимир Рунчак “Музика про життя…” Аналітичні есе баянної творчості / А. Сташевський. – Луцьк: 2004. – 199 с.
4. Теория современной композиции [отв. ред. В. С. Центова] – М.: Музыка. – 2007. – 646 с.
5. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. Цуккерман. – М.: Музыка, 1964. – 158 с.
Поступила в редакцию 31.01.2014 г.