ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Жанр поэмы в хоровом творчестве украинских композиторов

 

Иванова Юлия Юрьевна,

соискатель кафедры теории музыки и композиции Одесcкой государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой,

преподаватель Днепропетровской консерватории им. М. Глинки.

 

Сегодня теория жанров представляет собой одну из важнейших областей музыковедения. М. Арановский писал: «Никогда еще картина жизни музыкальных жанров не была столь сложной и неоднозначной. Бывшие жанровые границы сейчас размыты и жанры переходят один в другой, образуя неизвестные гибриды <...>, перегородки между жанрами стали легко проницаемыми, а это значит, что оползни происходят в их «генетическом коде». И вместе с тем надо отметить, что даже в этих сложных условиях «генетический код» жанра борется за свою жизнь, пытаясь противостоять дестабилизирующим тенденциям « [1, с. 7]. Каждый музыкальный жанр неразрывно связан с жизнью и представляет собой своеобразную энциклопедию человеческих чувств. Среди других жанров, проникших в музыку из литературы, таких как баллада, гимн, новелла, юмореска и др., жанр поэмы занимает особое место, неся в себе характерный синтез искусства слова и звука.

Поэма – жанр, пришедший в музыкальную культуру из литературы. Он сложился в середине XIX века сначала в инструментальной, затем - в вокальной и хоровой музыке. Чаще всего это произведение глубокого содержания философской направленности, которое характеризуется программным происхождением, синтезом эпики и лирики, свободной структурой и формой, вытекающими из глубинной связи музыкальной ткани с поэтическим первоисточником (текстом, образами, драматургией).

Тяготение к поэме, как к жанру, вытекает из самой украинской культуры, с присущим ей синтезом лирического и эпического начал. Особенно ярко это наблюдается в украинской хоровой музыке, которая концентрирует в себе глубинные национальные народные традиции.

С конца XIX - начала ХХ века возрастает интерес к жанру поэмы и – шире – к поэмности как специфической стилевой форме, вытекающей из самого духа украинского искусства, берущего начало от народных исторических песен и дум, поэзии Т.Шевченко и музыки Н.Лысенко.

Среди композиторов-классиков украинской музыки дооктябрьского периода творчество К.Г.Стеценка занимает одно из ведущих мест. Младший современник и ученик Лысенко, он был непосредственным продолжателем демократических традиций своего учителя, основоположника украинской классической школы и композитора, который первым вознес жанр хоровой поэмы в истинное достижение хоровой музыки. Рассмотрим детальнее феномен украинской поэмности на примере хорового сочинения «Рано утром новобранцы» К. Г. Стеценка.

Данная хоровая поэма была создана в 1904 году на текст одноименного стихотворения Т.Шевченко (из поэтического цикла «В каземате» - 1847 г.) для мужского хора, соло баритона и фортепиано, и стало важным достижением композитора в области музыкальных образцов крупной формы.

Цикл Т.Шевченко «В каземате» - мысли, настроения, жизненные наблюдения поэта, характерные для стихов периода ссылки. Стихотворение «Рано утром новобранцы» является десятым в цикле и рассказывает о зле солдатской службы, тяжелой судьбе рекрутов и их родственников. Социальная заостренность и яркость образов поэмы подсказали композитору правдивые мелодии, близкие к украинской песне. Например, уже начальная тема новобранцев, покидающих родное село, довольно близка народным рекрутским песням. Она маршевая, энергичная, достаточно бодрая по характеру.

Дальнейшее развитие темы мужского марша в произведении подчеркивает стремление композитора раскрыть глубже таящееся в ней драматическое содержание. Эта тема становится основой интонационных построений, связанных с образом рекрута. Несколько измененные ее интонации проникнут в скорбный рассказ автора о событиях, состоявшихся после смерти любимой девушки солдата (II раздел первой части), а также станут лейтмотивным напоминанием о счастливом прошлом, когда солдат вернется в опустошенный дом (II раздел второй части).

II раздел первой части начинается распевно и повествовательно, но постепенно характер музыки становится более действенным и динамичным. Мелодические фразы-мотивы обостряются неподготовленными задержаниями, звучат напряженно и взволнованно. Нарастание волнения происходит до 25 такта (внезапный эллипсис на ff), который приводит к изменению динамики (р) и фактуры (появляется трагический хорал), интонационного и гармонического спектра (появление DDVII7, дорийского лада, ходов по м.2 и ув.2).

Вторая часть имеет функцию эпилога, носит повествовательный и описательный характер. Скорбно-сдержанный хор обрамляет сольный монолог баритона. В этом хоре композитор особенно ощутимо опирается на традиции трехголосных народных хоров лирико-эпического склада, характерного для жанра поэмы. Гомофонно-гармоническая фактура изложения с элементами имитационной полифонии, переменный метр (6/4 - 4/4 - 6/4 - 4/4), напевная широкая мелодия в неспешном темпе (Andante sostenuto - не спеша, сдержанно), минорный лад (g -moll) - все эти средства музыкальной выразительности еще раз подчеркивают близость музыки к народным истокам. Монолог баритона врывается в музыкальную канву в динамике f, новом метрическом решении (3/2 - 4/4 - 5/4 - 3/4 - 4/4), агогических изменениях.

Заключительный хор, повторяя материал первого раздела II части, органично воплощает философские обобщения поэмы Т.Шевченко. Л. Пархоменко пишет: «Последний хоровой эпизод ​​добавляет важный нюанс: это любимая композитором образная параллель настроения природы и судьбы человека. Москаль сидит возле опустошенного дома - «надворі смеркає». Тусклые краски музыки подчеркивают здесь единство колорита вечера и угасающих надежд одинокой отверженности» [4, с. 125].

Проанализировав произведение, подведем итоги, как именно жанр хоровой поэмы реализовался в хоре К.Г.Стеценка.

 

Характерные черты жанра поэмы

 

Хоровая поэма «Рано утром новобранцы»

Синтез эпоса и лирики

Патетически развернутая хоровая ткань органично сочетается с лирическими эпизодами, сдержанная эпическая хоральность - с эмоциональностью и драматизмом; применяются традиции трехголосных народных хоров лиро-эпического склада.

Текстовая символика

Фигура tmesis - символ ужаса, чувства страха и смерти;
            нисходящие хроматические ходы - символ страданий и смерти;

тонический органный пункт - символ обреченности;
мужской состав хора - символизирует рекрутов;
хорал - символизирует заупокойную молитву церковного хора;
Триоли - усталость, разочарование (по символике ХVI в.).

Исторические первоисточники

Обращение к сюжету, отражающему реальные исторические события, близость мелоса хора к украинскому фольклору.

Объем текста

Достаточно большой (84 такта)

Сквозная форма свободного строения

Сложная двухчастная сквозная форма.

Фольклорные истоки

Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры изложения, движение параллельными интервалами (терциями, секстами, октавами) плагальность гармонии; унисонное начало и окончание фраз; скачки с заполнением, использование ладов народной музыки (дорийского, фригийского), наличие переменного метра; интонационная близость украинским народным рекрутским песням; опора на жанровость (марш, распевная лирическая песня, хорал) и др.

Философские обобщения

Философские обобщения прослеживаются в наличии смысловых пауз, фермат, эллипсиса на рубеже изменения образной сферы, в колористическом обобщающем финале.


            Таким образом, пример рассматриваемой хоровой поэмы «Рано утром новобранцы» К.Г.Стеценка демонстрирует тесную связь музыки с литературой в двух измерениях: на уровне общего жанрового решения (хоровая поэма имеет много общего с поэмой Т.Г.Шевченко) и на уровне непосредственно музыкального воплощения самого поэтического текста, что еще раз доказывает определяющий фактор синтеза музыки и слова в становлении жанра хоровой поэмы в украинской культуре.

 

Литература

 

1.                  Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М.Арановский // Музыкальный современник: Сб.ст. – М.: Советский композитор, 1987. – Вып. 6. – С. 5-44.

2.                  Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - Том 4. – С. 415.

3.                  Никешичев М.В. Поэма / М.В.Никешичев // Современный словарь-справочник по искусству: ред.-сост. А.А.Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – С. 518.

4.                  Пархоменко Л.О. Кирило Стеценко / Л.О.Пархоменко. – К.: Музична Україна, 2009. – 392 с.

 

Поступила в редакцию 11.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.