ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Отечественные концепции определения сущности понятия «социальные способности»

 

Сергеева Анна Дмитриевна,

аспирант Московского городского педагогического университета,

руководитель структурного подразделения социально-психологической службы ГБОУ СОШ №684.

 

Наиболее полно проблема способностей разработана в психологии, физиологии и генетике. Анализ работ в рамках представленных наук позволит составить наиболее полное мнение о природе способностей, их месте и роли в структуре личности.

Рассмотрим основные концепции, имеющиеся в отечественной психологии способностей. К ним относятся: факторно-аналитические концепции (психометрический подход), когнитивные концепции, имплицитные теории способностей, психофизиологические концепции, общепсихологические концепции (личностно-деятельностный и функционально-генетический подходы), концепции комплексного исследования способностей.

В теориях когнитивных стилей утверждается, что любой показатель степени проявления любого когнитивного стиля – это «хороший» результат, так как мера выраженности того или иного стилевого полюса характеризует эффективность интеллектуальной адаптации данного человека к требованиям объективной действительности [9].

В рамках когнитивного подхода разработана теория М.А. Холодной, в соответствии с которой считается, что «интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [9, с. 165].

В.Н. Дружининым представлена модель «интеллектуального диапазона» [4]. В соответствии с этой моделью индивидуальная продуктивность деятельность (предельный уровень индивидуальных достижений) задается индивидуальным уровнем интеллектуальных способностей, а также уровнем мотивации и «приобщенностью к задаче» - иначе – уровнем специальных навыков и знаний). Исходя из этого, интеллектуальный диапазон человека включает как общие и специальные способности, так и особенности личностной сферы, выраженные в мотивационно-потребностном факторе.

Модель имеет три основных следствия:

1)                 успех вхождения индивида в деятельность определяется лишь уровнем индивидуального интеллекта и сложностью деятельности;

2)                 уровень конкретных индивидуальных достижений зависит от мотивации и компетентности личности, что связано с содержанием деятельности;

3)                 предельно высокий уровень индивидуальных достижений зависит только от индивидуального IQ, а не от трудности деятельности или ее содержания [4].

Подчеркивается, что индивидуальный интеллект определяет лишь верхний порог достижений. При этом предполагается, что недостаток мотивации и компетентности индивида препятствует достижению верхнего порога индивидуальных достижений.

Имплицитные теории способностей связаны с представлениями людей о своих и чужих способностях, которые выражаются в обыденной речи и являются одной из важных составляющих индивидуального и группового сознания. Из отечественных исследований этого направления известны работы В.Н. Дружинина, Г.А. Гребенюк, Е.Ю. Самсоновой, Н.Л. Смирновой.

В рамках дифференциальной психофизиологии были заложены основы психофизиологических концепций (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), где изучались связи между задатками (анатомо-физиологическими особенностями мозга и нервной системы) и общими способностями. Исследователи основываются на учении И.П. Павлова о свойствах высшей нервной деятельности человека и типологии, в соответствии с которой люди делятся на «художников», «мыслителей» и представителей «среднего типа», а также на представлениях о межполушарной асимметрии функций мозга.

Так, Э.А. Голубева и сотрудники ее лаборатории установили, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений [3]. Были выделены следующие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный тип активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции. Детерминация двух типов активности – активированности и инактивированности (выраженности тормозных процессов) – связана с доминированием одного их полушарий головного мозга.

Сторонники психофизиологического подхода также пришли к выводу о том, что способности – прижизненные образования и на их формирование влияет целый ряд факторов.

Общепсихологические теории в рамках дифференциально-психологического рассмотрения способностей выделяют два основных направления: личностно-деятельностное и функционально-генетическое.

 

Рис. 1. Психологические трактовки способностей.

 

Представителями личностно-деятельностного подхода являются Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.И. Киреенко и другие отечественные психологи. Согласно их концепции, способности рассматриваются с позиций личности при определении их места среди других «психологических феноменов» и с позиции деятельности при объяснении генеза способностей.

А.Н. Леонтьев рассматривает способности как свойства индивида, совокупность которых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Автором подчеркивается, что эти свойства развиваются онтогенетически в самой деятельности и, следовательно, зависят от внешних условий [7].

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев определяют способность как совокупность свойств, необходимых для успешного усвоения деятельности, куда включаются эмоционально-волевые качества человека, а также система личностных отношений [5].

Таким образом, в русле личностно-деятельностного подхода способности рассматриваются как понятие динамическое. Они не только проявляются в деятельности, но и в деятельности формируются и развиваются. Считается, что деятельность является не только фактором развития способностей, но и выступает в качестве обязательного условия их существования. До деятельности способности не существует, в этом случае можно говорить лишь о задатках как анатомо-морфологических предпосылках способностей.

В работах функционально-генетического рассмотрения проблемы (Т.И. Артемьева, Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов) способности соотносятся с психическими функциями, психическими процессами.

Так, Б.Г. Ананьев считает, что проблема способностей объединяет два основных раздела психологической науки: раздел о психических процессах и раздел о психических свойствах. «Проблема способностей и одаренности принадлежит к тем синтетическим проблемам психологии, которые составляют психологическое учение о личности. Вместе с тем… для понимания природы способностей и одаренности необходимо изучение их состава аналитическим путем – исследованием динамики и уровня психических процессов, специфически развивающихся в той или иной конкретной деятельности [1, с. 137-140].

В.А. Крутецкий отмечает, что «способности – это индивидуальные особенности психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.». Он утверждает, что большинство исследований способностей к конкретным видам деятельности идет по пути вычленения в качестве компонентов (частных способностей), прежде всего, индивидуальных особенностей процессов – ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения [6, с. 91]. Действительно, на практике проблема диагностики способностей сводится к выявлению уровня развития психических функций, как базовых, исходных в сложных комплексах, характеризующих те или иных профессиональные способности.

Т.И. Артемьева также отмечает, что «специальные способности в конечном свете представляют собой своеобразную форму проявления родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях» [2, с.81]. К всеобщим же родовым формам способностей следует относить психические функции.

В решении вопроса о соотношении общих и специальных способностей В.Д. Шадриков опирается на положение концепции оперативности Д.А. Ошанина. Способности, развиваясь в деятельности, начинают приобретать черты специальных способностей за счет применения операций, специфичных для этой деятельности. «Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности». На основе экспериментального исследования В.Д. Шадрикова и Н.П. Анисимовой формулируется мысль о том, что «…специальных способностей просто нет. В тех случаях, когда выделяются специальные проявления психических функций, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это или оперативное проявление общего свойства, или профессиональный навык» [10, с. 243].

 

Рис. 1. Педагогическая трактовка способностей.

 

В русле концепции комплексного исследования способностей (Б.Г. Ананьев, С.А. Изюмова, Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприкова) последние рассматриваются на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Первый уровень относится к диагностике типологических свойств нервной системы, как общих, безусловнорефлекторных, имеющих значительную генетическую обусловленность, так и специально человеческих, соотносимых с полушарной симметрией – асимметрией, также имеющих определенную наследственную «составляющую», но в большей мере приобретенные особенности. Кроме того, на этом уровне рассматриваются характеристики работы анализаторов. Изучение индивидуальных особенностей на психофизиологическом уровне позволяет измерять природные компоненты, входящие в структуру способностей.

Второй уровень включает определение индивидуальных особенностей познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления и др., и речи, а также личностных особенностей – темперамента и характера.

Третий уровень включает определение успешности деятельности за длительный период с ее дифференцированным анализом. Учитывается характер межличностных отношений, изучаются особенности индивидуального стиля деятельности [8].

Таким образом, в рамках комплексного исследования способностей изучаются не только задатки, без которых не может быть раскрыта природа индивидуального своеобразия психического облика человека, но и его познавательные способности, особенности мотивации, черты личности, когнитивные стили. Только при таком подходе можно увидеть проявление целостного единства основных свойств индивидуальности.

 

Литература

 

1.                  Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.

2.                  Артемьева Т.И. О взаимосвязи деятельности и способностей // Материалы конференции по проблемам способностей. М., 1970. - 167 с.

3.                  Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1983. -№3.-С. 16-28.

4.                  Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1991. - 37 с.

5.                  Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Коблянская. СПб., 1995. -16 с.

6.                  Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971. - 60 с.

7.                  Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. - №1. - С.7-13.

8.                  Проблема развития познавательных способностей / Отв. ред. Раев А.И.-Л., 1983.

9.                  Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. - Т. 13. - №3. - С.84-93.

10.              Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.-320 с.

 

Поступила в редакцию 07.04.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.