ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Критериальная база мониторинга уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза

 

Самохина Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки Института культуры и искусств Луганского национального университета им. Тараса Шевченко.

 

В статье проанализирована сущность таких понятий, как: критерии, уровни, показатели; представлена критериально-диагностическая база уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза.

Ключевые слова: критерии, показатели, уровни, будущие учителя музыки, профессионально-творческая самореализация.

 

Постановка проблемы

 

Диагностика уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки на начальном и заключительном этапах педагогического эксперимента осуществляется посредством критериев, уровней их сформированности, а также показателей, на основе которых анализируются педагогические данные. В результате исследования психолого-педагогической литературы, опроса практикующих педагогов-музыкантов, а также руководствуясь собственным педагогическим опытом, нами была разработана критериально-диагностическая база исследования, конкретизированная информационно-когнитивным, рефлексивно-коррекционным, профессионально-мотивационным и творческо-деятельностным критериями. Определение уровня развития изучаемого объекта предполагало разработку показателей каждого из критериев. Выделенные нами показатели, конкретизирующие особенности осуществления профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, определены на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы, результатов наблюдений, бесед, а также применения метода экспертной оценки. Сравнение достигнутых результатов с первоначальными, а также многообразные коррективы творчески ориентированной деятельности студентов осуществлялось посредством разработанных нами уровней: критического (начального), адаптивного (низкого), репродуктивного (среднего) и креативного (высокого).

Анализ последних исследований и публикаций: особенности формирования критериально-диагностической базы исследования рассмотрены в работах А. В. Галимова, И. Ф. Исаева, Н. М. Лосевой, И. А. Мавриной, В. М. Полонского, Л. С. Рыбалко. Так, в работах А. В. Галимова понятие «критерий» рассматривается как обобщенный сущностный признак, на основе которого осуществляют оценку, сравнение реальных педагогических явлений; при этом степень выявления, качественная сформированность, принадлежность критерию выражаются в конкретных показателях, которые характеризуются, в свою очередь, рядом признаков [1]. По мнению И. А. Мавриной, посредством критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации [2]. Исследуя сущностные особенности дефиниции «критерий» В. М. Полонский акцентирует внимание на том, что критерий должен быть адекватен исследуемому нами явлению; отражать его природу, а также динамику изменения его свойств [4].

Цель публикации: охарактеризовать критериально-диагностическую базу уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза.

 

Обсуждение

 

В научной литературе критерий определяется как «признак, на основании которого производится оценка, обозначение уровня развития или классификация чего-либо» [5, 254]; мерило оценки чего-либо [3, 374]. Несмотря на то, что критерии не фиксируют наиболее перспективные принципы и способы действия, с их помощью становится возможным определение правильности каждого шага, отслеживание логики и законов развития явления в целом. В контексте данного исследования под критерием будем подразумевать качества, свойства и признаки профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, посредством которых становится возможным наблюдать состояние, а также уровень функционирования и развития исследуемого явления. В целях определения уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки на начальном и заключительном этапах эксперимента, нами были выделены следующие критерии: информационно-когнитивный, рефлексивно-коррекционный, профессионально-мотивационный, творческо-деятельностный.

Содержание информационно-когнитивного критерия определяет общая и профессионально ориентированная грамотность будущих учителей музыки, выражающаяся в наличии у студентов глубоких и прочных психолого-педагогических, музыкально-педагогических, музыковедческих, культурологических, общеобразовательных знаний. Данный критерий демонстрирует навыки обучающихся синтезировать полученную информацию, интегрировать методологические и предметные знания, указывает на наличие у будущих учителей музыки способностей к использованию полученных знаний на практике. Рефлексивно-коррекционный критерий демонстрирует имеющиеся у студентов навыки рефлексии и саморегуляции; актуализирует стремления обучающихся к индивидуализации и саморазвитию; отражает умения будущих специалистов адекватно оценивать личностные и профессиональные возможности, выстраивать позитивную личностную и профессиональную Я-концепцию. Рефлексивно-коррекционный критерий демонстрирует наличие либо отсутствие у студентов направленности на коррекцию и обогащение собственной профессиональной деятельности, выявляет уровень внутренней готовности к выполнению учебно-практических стратегических и тактических целей, определяет уровень готовности обучающихся устанавливать связи между осознаваемой целью профессионально ориентированной деятельности, её мотивами и средствами достижения. Профессионально-мотивационный критерий проявляется в осознанном и аргументированном профессиональном самоопределении студентов; определяет потребность обучающихся в интеллектуальной активности, демонстрирует стремление будущих специалистов к овладению новыми умениями, навыками и знаниями; конкретизирует интенсивность волевых усилий и эмоциональных реакций студентов в освоении будущей профессии. Профессионально-мотивационный критерий демонстрирует степень сформированности профессиональной позиции будущих специалистов, а также динамику её становлення в профессионально-личностном саморазвитии обучающихся. Творческо-деятельностный критерий определяет способность студентов к креативному самовыражению, обуславливает умения обучающихся формулировать и решать проблемы, защищать собственные убеждения, разрабатывать музыкально-образовательные проекты, выстраивать эффективные профессионально ориентированные межличностные взаимодействия. Данный критерий наиболее ярко проявляется в многообразной (аудиторной и внеаудиторной) практической деятельности будущих учителей музыки (учебно-педагогической, музыкально-просветительской, культурно-досуговой).

Устойчивыми измерителями критериев являются их показатели. Именно они демонстрируют определенное состояние или уровень развития изучаемого объекта. Значение показателя можно рассматривать как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях. В контексте данного исследования «показатель» будем определять характеристиками, обозначающими уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза. Каждому из обозначенных нами критериев профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза соответствует определённый набор показателей. Поскольку главной характеристикой показателя является конкретность, данная качественно-количественная оценка должна быть объективной, включать самые важные аспекты исследуемого явления, отличаться точностью и достоверностью.

Информационно-когнитивный критерий раскрывают следующие показатели: а) владение системой профессионально значимых знаний, наличие навыков их практического применения; б) знание современных музыкально-педагогических методик и технологий; в) способность к синтезу методологических и предметных знаний, умение использовать полученные знания на практике. Рефлексивно-коррекционный критерий характеризуют такие показатели: а) умение анализировать и осмысливать собственную деятельность; б) векторность на непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие; в) наличие позитивной личностной и профессиональной Я-концепции. Показателями профессионально-мотивационного критерия выступают: а) стойкий интерес к музыкально-педагогической деятельности; б) ориентация на инновациии и развитие в профессиональной деятельности; в) целеустремлённость, работоспособность, направленность на практическую реализацию. Творческо-деятельностный критерий характеризуют: а) самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность; б) активное участие в культурной жизни вуза, города, страны; в) коммуникабельность, умение выстраивать межличностное профессиональное взаимодействие.

Данные критерии и показатели, сформулированные нами на основе теоретического анализа и практического опыта, явились основанием для характеристики уровней профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза. В контексте данного исследования под уровнем будем подразумевать степень проявления показателя того или иного критерия. На основании анализа психолого-педагогической литературы, а также учитывая специфику исследуемого явления, содержание обоснованных критериев и показателей, мы выделили четыре уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, а именно: критический (начальный), адаптивный (низкий), репродуктивный (средний) и креативный (высокий).

Критический уровень профессионально-творческой самореализации характеризуют эпизодические, бессистемные знания в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства. Студенты с выявленным критическим уровнем профессионально-творческой самореализации демонстрируют профессиональный инфантилизм, отсутствие интереса к будущей профессии, неразвитость навыков практического использования имеющихся знаний. Показателем данного уровня является пассивность в творчески ориентированной учебно-профессиональной деятельности, отсутствие самостоятельности и инициативности, невыраженное отношение к формулированию и удовлетворению познавательных потребностей, неспособность к самоанализу и самооценке, недостаточная мотивация к профессиональной деятельности и самоосуществлении в профессии.

Адаптивный уровень профессионально-творческой самореализации характеризуют фрагментарные, поверхностные знания в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства, с навыками их ситуативного практического применения. Стремление овладеть навыками педагогической деятельности выражено слабо. Самостоятельность и инициативность в рамках воспроизводимой деятельности - частичная; отношение к формулированию и удовлетворению познавательных потребностей - неустойчивое; анализ и самооценка собственной деятельности осуществляется не всегда чётко; мотивации к самореализации выражена недостаточно. Студенты с выявленным адаптивным уровнем проявляют желание профессионально самообразовываться и самосовершенствоваться, при условии наличия педагогического сопровождения.

Репродуктивный уровень профессионально-творческой самореализации характеризует достаточный диапазон знаний в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства, глубина которых корректируется ситуативным интересом. Отношение к учебно-профессиональной деятельности - положительное; самостоятельность и инициативность - периодическая; установка на освоение принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности - позитивная; отношение к анализу и самооценке собственной деятельности – частично осознанное; мотивация к самореализации – ситуативно проявленная.

 Креативный уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза указывает на осознание ценности и значимости знаний в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства. Студенты с выявленным креативным уровнем обладают глубокими, систематизированными знаниями в области музыкально-педагогической науки, с развитыми навыками их практического использования. Отношение к учебно-профессиональной деятельности – творческое. Ярко выражены самостоятельность и инициативность; актуализировано стремление к освоению и использованию принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности; развиты навыки анализа и адекватной самооценки. У студентов с креативным уровнем профессионально-творческой самореализации наблюдается устойчивый интерес к профессиональной деятельности, высокий уровень толерантности в профессиональной сфере, осознанная потребность в профессиональном самообразовании и самосовершенствовании.

В подборе комплекса методов, позволяющих выявить уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, по заданным критериям и показателям, мы исходили из системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов к образованию и воспитанию будущих педагогов-музыкантов. Руководствуясь ими, мы сформировали диагностический комплекс, представленный совокупностью традиционных и инновационных психолого-педагогических методик, разработанных отечественными и зарубежными исследователями. Составленная нами диагностическая программа была дополнена авторскими методиками (тестами, анкетами, ролевыми играми), позволяющими оценить личностно-профессиональные качества будущих специалистов, характер их профессиональной мотивации, а также уровень самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза.

 

Выводы

 

Таким образом, конкретизацией разработанной нами диагностической системы, способствующей определению уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки на начальном и заключительном этапах эксперимента, являются критерии профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, уровни сформированности каждого из критериев, показатели, на основе которых определялись данные критерии, а также методы реализации выделенных критериев. Уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза оценивается по следующим критериям:

-                   информационно-когнитивному, охватывающему полноту, системность и качество знаний, получаемых будущими учителя музыки в процессе обучения в вузе. Полнота знаний определяется системой вузовской подготовки обучающихся; системность знаний конкретизируется уровнем знаний будущих учителей музыки по профилирующим предметам; качество знаний проявляется в умении использовать полученные знаний на практике;

-                   рефлексивно-коррекционному, предполагающему наличие у будущих специалистов опыта самоконтроля и самоанализа, умений осознанного регулирования собственной профессионально ориентированной деятельности и личностного развития, навыков формирования индивидуального стиля работы и профессионально-творческой самореализации;

-                   профессионально-мотивационному, конкретизируемому целями, установками, мотивами, инициирующими эффективную профессионально-творческую самореализацию будущих учителей музыки. Данный критерий отображает интерес обучающихся к будущей профессиональной деятельности, указывает на степень удовлетворённости её результатами;

-                   творческо-деятельностному, определяющему умения будущих учителей музыки использовать полученные в вузе знания в многообразной творчески ориентированной практической деятельности (музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, научно-исследовательской, музыкально-просветительской);

-                   определение уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки осуществлялось посредством разработанного нами диагностического комплекса, конкретизированного совокупностью традиционных и инновационных психолого-педагогических методик. Данные методики предполагали констатацию познаний будущих специалистов в области профессиональной самореализации, оценку их личностно-профессиональных качеств, исследование мотивации респондентов к будущей профессиональной деятельности и её творческому осуществлению.

 

Литература

 

1.                  Галімов А. В. Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх офіцерів-прикордонників до виховної роботи з особовим складом: монографія / А. В. Галімов. – Хмельницький: Вид-во НАДПСУ, 2004. – 374 с.

2.                  Маврина И. А Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения / И. А. Маврина, А. А. Мотышева // Прикладная психология и психоанализ. – 2006. – № 3. – С. 30 – 31.

3.                  Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В. И. Бородулина и др. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 2003. – 909 с. – (Сер. «Золотой фонд»).

4.                  Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2000. – 368 с.

5.                  Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Сов. энцикл, 1989. – 1632 с.

6.                  Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990. – 144с.

 

Поступила в редакцию 16.04.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.