ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Анализ форм организации и проведения технологической практики для студентов-специалистов

 

Саяпина Лариса Юрьевна,

старший преподаватель кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

 

В статье рассмотрены графические модели организации технологической практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма»; выполнен анализ форм организации и проведения практики.

Ключевые слова: технологическая практика, профессиональные компетенции, практический опыт.

 

 Abstract: The article is discussed the graphical models of the organization technological practice for the students of the third course specialties "The artistic design of the costume," "Costume Design"; describes the analysis of the forms of practice.

Keywords: technological practice, professional competencies, practical experience.

 

Образование на современном этапе его развития характеризуется: изучением существующего исторического образовательного опыта; умелым применением исторического опыта или отдельных его версий в современных меняющихся условиях; соответствием применяемого педагогического опыта особенностям субъекта обучения (возрасту, контингенту); междисциплинарностью, открытостью новому педагогическому опыту и преобразованиям.

В современной образовательной триаде «специалитет, бакалавриат, магистратура» учебные практики стали не только органичной частью процесса обучения, но и вектором профессионального развития студентов. Именно практики, логически завершающие учебный семестр, позволяют обучающимся связать теоретические (лекционные) знания с прикладной деятельностью. По мнению Т. О. Бердник и Л. Ю. Саяпиной, «существует чётко детерминированная очерёдность учебных практик, содержание, цели и задачи которых обусловлены логикой образовательного процесса» [1 с.114].

Содержание всех видов учебных практик отражает профессиональную специфику будущего дизайнера и в полной мере определяется профилем дизайнерской деятельности. Решая практико-ориентированные образовательные задачи, одна и та же практика в разные годы может значительно отличаться от предыдущей по формам организации и проведения.

Целью статьи является сравнительный анализ форм организации и проведения технологической практики для студентов-специалистов, обучавшихся по специальностям 071501 «Художественное проектирование костюма» и 052400.03 «Дизайн костюма». В статье впервые выполнен сравнительный анализ форм организации и проведения технологической практики для студентов специальностей «Художественное проектирование костюма» и «Дизайн костюма».

Изучив опыт проектирования и организации практик студентов третьего курса специальностей «Художественное проектирование костюма», «Дизайн костюма» в Институте Архитектуры и Искусств г. Ростова-на Дону, мы можем выделить несколько основных этапов проведения технологической практики:

1.                  Этап проектирования (проектной разработки, проектного предложения) швейного изделия

2.                  Этап конструкторско-технологической обработки (изготовления) швейного изделия.

3.                  Этап документирования (разработки технических документов, получения отзывов о работе, фотографирование этапов или результатов работы).

 Каждый из выделенных этапов можно разделить на группы работ. В этап проектной разработки могут входить: беседы с руководителем предприятия и инженером по технике безопасности; изучение студентами направлений моды самостоятельно или под руководством художника–модельера (художника-стилиста). К данному этапу относятся обслуживание индивидуальных заказчиков; зарисовки обучающимися коллекций и костюмов; создание эскизов новых моделей; изучение ассортимента материалов и фурнитуры; цветовые предложения по тканям (конфекционные карты).

В этап изготовления швейного изделия могут входить работы по построению базовой конструкции; техническому и конструктивному моделированию; изготовлению и оформлению лекал для раскроя модели. Раскрой деталей и проверка деталей кроя; подготовка швейного изделия к примерке; проведение примерки являются важнейшими составляющими этого этапа работ. Пошив изделия в соответствии с основными требованиями прогрессивной технологии, пооперационный и итоговый контроль качества способствуют накоплению профессионального опыта студентов и завершают этот этап работы.

В этап документирования изделия могут входить работы по разработке технической документации (ТД): составление спецификаций (лекал, деталей кроя); характеристика модели; последовательность технологической обработки швейного изделия; схема раскладки лекал на ткани. К данному этапу относятся: оформление дневника технологической практики; получение отзыва о работе студента от заказчика или предприятия; написание отчёта или реферата; фотографирование, презентация и защита выполненных работ, самоанализ и рефлексия.

Можно представить основные этапы и виды работ студентов на технологической практике в виде графической схемы. Проект модели технологической практики, которая предполагает изучение каждым студентом организации работ на предприятии (в мастерской) и изготовление каждым студентом индивидуального изделия (для изучения полного цикла работ) представлен на рис. 1. Это схема полного цикла работ, выполненных студентами методом «от проекта до объекта». Данный метод включает весь перечень проектных, эскизных, конструкторско-технологических, отчётных и презентационных работ, выполненных обучающимися на технологической практике. Согласно концепции идеальной модели технологической практики, все учебные и профессиональные работы по изготовлению швейного изделия студент выполняет самостоятельно (либо обращаясь за консультацией к преподавателю или мастеру производственного обучения).

 Схема идеальной модели технологической практики.

 

Рис. 1. Схема идеальной модели организации технологической практики. Все этапы работ студенты выполняют самостоятельно или почти самостоятельно (с помощью преподавателя или мастера производственного обучения).

 

Проанализируем опыт организации и проведения процесса работ на технологической практике в Институте Архитектуры и Искусств в 2005 – 2007 годах. В 2005 году технологическая практика студентов 3-го курса проходила на швейном предприятии «Донецкая мануфактура». Третьекурсники работали в экспериментальном цехе в качестве художников и конструкторов-модельеров. Ознакомившись с направлениями моды, они рисовали эскизы коллекции спортивной молодёжной одежды. Отшивали изделия портные в швейных цехах. Студенты наблюдали все этапы выполнения раскройных, пошивочных и отделочных работ.

Достоинствами такой формы организации и проведения технологической практики мы считаем:

1.                  Каждый студент самостоятельно изучал направления моды; самостоятельно выполнял эскизное проектирование; рисовал фор-эскизы; предлагал свою концепцию проектируемой коллекции.

2.                  Обучающиеся наблюдали работу реального предприятия; выполнение сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей.

3.                  Студенты участвовали в запуске в производство (в рамках экспериментального цеха) своей индивидуальной модели.

Недостатками такой формы организации и проведения технологической практики мы считаем:

1.                  Студенты самостоятельно (или под руководством преподавателя) выполняли только этап эскизного проектирования костюма. Это характеризует позицию проектировщика, но отсутствуют следующие этапы превращения эскиза в модель, а именно: раскрой и пошив изделия; подготовка изделия к примерке и проведение примерки; нормоконтроль в модели одежды.

2.                  Раскрой изделий обучающиеся не могли выполнить самостоятельно, так как у них не было допуска к работе с раскройными ножами и электрооборудованием фабрики.

3.                  Примерку и пошив модели выполняли работники предприятия; студенты только наблюдали за процессом.

4.                  Внутрипроцессное и окончательное качество работ проверял контролёр качества экспериментального цеха; обучающиеся не принимали участия в проверке, а только наблюдали за процессом.

5.                  Возможность работы в незнакомой обстановке могла вызвать у студентов беспокойство; из-за отсутствия опыта могли возникать опасения не правиться с работой и т.д.

Представим основные этапы и виды работ студентов 3-го курса на этой технологической практике в виде графической схемы (Рис. 2).

Схема модели технологической практики на предприятии (фабрике).

 

Рис. 2. Схема модели технологической практики на предприятии «Донецкая мануфактура». Этапы наблюдения студентов за работами по изготовлению костюма выделены серым цветом.

 

Таким образом, несмотря на большую профессиональную пользу от проведения технологической практики на швейном предприятии, студенты полностью самостоятельно выполняли только часть работы и, следовательно, не могли приобрести комплексный опыт. Закрепляя художественные навыки, они не закрепляли конструкторские и технологические. Мы считаем, что в этом случае основные профессиональные компетенции у студентов не были сформированы полностью, несмотря на приобретение положительного опыта эскизного проектирования на реальном предприятии и получения опыта работы на «чужой» территории.

В 2006 году технологическая практика студентов 3-го курса проходила в лаборатории моделирования и конструирования кафедры Декоративно-прикладного искусства и костюма. Студенты проектировали и изготовили коллекцию моделей одежды для команды КВН института. Обучающиеся рисовали эскизы моделей разного ассортимента, подготавливали костюмы к примеркам и отшивали модели одежды. Собеседования с заказчиками, оформление заказа, выбор и покупку материалов и фурнитуры производили руководители практики и представители заказчика. Раскрой изделий и проверку качества осуществляли мастера производственного обучения, работающие в лаборатории моделирования и конструирования кафедры.

Результатом работы на технологической практике стала молодёжная коллекция костюмов для команды КВН института, которую студенты успешно использовали в течение нескольких лет.

Достоинствами такой формы организации и проведения технологической практики мы считаем:

1.                  Каждый студент самостоятельно изучал направления моды; самостоятельно выполнял эскизное проектирование; предлагал свою концепцию коллекции.

2.                  Третьекурсники работали в привычной и спокойной обстановке в знакомом коллективе и постоянно получали необходимую им педагогическую поддержку. Они выполняли работы, аналогичные должностным обязанностям сотрудника реального предприятия (и своим будущим профессиональным обязанностям).

3.                  Технологические работы по изготовлению моделей одежды для индивидуальной фигуры студенты выполняли под руководством преподавателя и мастера производственного обучения.

Недостатками такой формы организации и проведения технологической практики мы считаем:

1.                  Студенты не изучали работу реального предприятия; не видели выполнение сотрудниками ателье своих должностных обязанностей, поэтому не узнали объёмы работ и необходимые требования на реальном производстве.

2.                  Раскрой изделия обучающиеся не выполняли самостоятельно, и, следовательно не получили свой индивидуальный опыт.

3.                  Организацией финансирования, покупкой тканей и материалов занимались руководители; студенты не участвовали в выборе и закупках.

4.                  Проверку качества изделий (нормоконтроль) и сдачу коллекции заказчику производили руководители; студенты только наблюдали за процессом.

Представим основные этапы и виды работ студентов на данной технологической практике в виде графической схемы (Рис. 3).

 Схема модели технологической практики в швейной лаборатории.

 

Рис. 3. Схема модели технологической практики в лаборатории моделирования и конструирования кафедры ДПИ и К. Этапы наблюдения студентов за работами по изготовлению костюмов выделены серым цветом.

 

Таким образом, положительным моментом данной формы организации практики являлась работа с реальными заказчиками. Студенты полностью самостоятельно выполняли большую часть работы, но мало участвовали в начальных и конечных (организационных, контролирующих) её этапах. Следовательно, они не закрепили навыки организационных и контролирующих действий и не смогли приобрести полный (комплексный) опыт работы.

Положительным моментом этой формы проведения практики являлась организация процессов рефлексии у студентов. Практико-ориентированную деятельность студентов на технологической практике, по мнению И. А. Стеценко, характеризуют «рефлексивность мышления, проявляющаяся как обращённость к результату деятельности и к процессам его достижения; стремление и способность к самоанализу, выявлению узких мест; знаковой реконструкции своей деятельности и мышления» [3 c. 40].

Мы учитываем так же, что студенты специальностей «Художественное проектирование костюма» и «Дизайн костюма» ранее, на учебных занятиях, изготавливали коллекции одежды, поэтому в данном случае работа выполнялась по известному алгоритму, и практически не происходило «приращения багажа знаний и опыта». Мы считаем, что при такой форме организации практики основные профессиональные компетенции у обучающихся не были сформированы полностью, несмотря на приобретение положительного опыта выполнения ещё одной коллекции.

В 2007 году технологическая практика студентов 3-го курса проходила на нескольких предприятиях г. Ростова-на-Дону и области. Студенты вместе с руководителем ездили на экскурсии на предприятия, выпускающие одежду массового и индивидуального производства: ЗАО «Глория–Джинс»; ателье «L–studio»; творческие мастерские музыкального театра г. Ростова-на-Дону. Третьекурсники совершили экскурсии по всем цехам и подразделениям фирмы «Глория-Джинс», изучая структуру предприятия и должностные обязанности сотрудников. Обучающиеся ознакомились с работой дизайнеров, конструкторов, портных, контролёров качества. Студенты изучали направления моды, ассортимент конфекционных материалов и фурнитуры, построение лекал в системе автопроектирования, работу электрического раскройного оборудования.

В ателье обучающиеся знакомились с организацией индивидуального пошива одежды; с нормативной документацией; с должностными обязанностями сотрудников. Третьекурсники наблюдали за работой художника-консультанта и закройщика; рисовали эскизы для посетителей. Обучающиеся видели работу портных и запоминали последовательность технологической обработки швейного изделия. Студенты зафиксировали и описали весь процесс технологической обработки швейного изделия, начиная от приёма заказа и заканчивая сдачей готового изделия заказчику. Они получили возможность участвовать в проверке качества готовых швейных изделий.

Достоинствами такой формы проведения практики мы считаем:

1.                  Студенты изучали направления моды под руководством ведущего дизайнера современного предприятия, обсуждали свои концепции модных молодёжных коллекций; развивали диалоговые коммуникации.

2.                  Обучающиеся наблюдали успешную организацию работы реальных предприятий, выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей на рабочих местах.

3.                  Студенты получили большой объём профессионально важной информации; осознали необходимость творческого роста; увидели возможности своей будущей работы.

4.                  Отчёты по итогам практики выявили сильную эмоциональную составляющую формы обучения в виде экскурсий, что привело к долговременному запоминанию профессиональной информации.

Недостатками такой формы проведения практики мы считаем:

1.                   Студенты самостоятельно выполняли только этап собеседования с сотрудниками предприятия. Каждый практикант беседовал с руководителем (в цехе, в ателье), но этапы приобретения самостоятельного художественного опыта по выбору тканей и материалов, по доведению эскиза до рабочего варианта отсутствовали.

2.                  Студенты изучали направления моды только теоретически, (слушая, наблюдая за действиями сотрудников, изучая литературу самостоятельно), но не имели возможности предложить или внедрить свою модную идею или разработку; свои эскизы.

3.                  Раскрой деталей, примерку и пошив модели выполняли работники предприятия; студенты только наблюдали за процессом.

4.                  Внутрипроцессное и окончательное качество работ на фабрике проверял контролёр качества или начальник смены. Обучающиеся не принимали участия в проверке, а только наблюдали за процессом. Участвовать в проверке качества студентам разрешили только в ателье.

Представим основные этапы и виды работ студентов на данной технологической практике в виде графической схемы (Рис. 4).

 Схема модели технологической практики–экскурсии.

 

Рис. 4. Схема модели технологической практики-экскурсии на предприятия. Этапы наблюдения студентов за работами по изготовлению костюма выделены серым цветом.

 

Таким образом, большим положительным моментом этой формы организации и проведения практики являлось изучение процессов работы реальных предприятий и сильная эмоциональная составляющая, способствующая долговременному запоминанию профессиональной информации. Но, в процессе работы на практике студенты полностью самостоятельно выполняли только часть исследовательской работы и работу над документацией, а большую часть процессов составляло наблюдение. Следовательно, третьекурсники не могли приобрести комплексный опыт, не закрепили самостоятельно полученные ранее конструкторские и технологические навыки.

По мнению В. Н. Пановой, сегодня перед преподавательским составом вуза стоит задача «воспитать специалистов, которые могли бы воплотить свои идеи, как в графическом виде, так и в материале» [2 с. 29]. Мы считаем, что в такой форме проведения технологической практики основные профессиональные компетенции у студентов не были сформированы полностью, несмотря на приобретение положительного опыта изучения организации работ на реальных предприятиях.

 

Выводы

 

Проанализировав опыт организации и проведения технологической практики для студентов 3-го курса в Институте архитектуры и искусств, мы пришли к следующим выводам:

1.                  Технологические практики для студентов проводились в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сроки, установленные учебными планами специальностей, по программам, утверждённым учёным советом вуза.

2.                  Все формы организации технологической практики соответствовали заявленным целям и задачам по ознакомлению студентов специальностей «Художественное проектирование костюма» и «Дизайн костюма» с разными видами работ по профессии.

3.                  Все формы организации технологической практики дали возможность студентам - будущим художникам-стилистам и дизайнерам костюма - приобрести опыт исследовательских, эскизных, документированных работ на разных предприятиях.

4.                  Анализ форм проведения технологической практики показал, что при положительном «приращении багажа знаний и опыта», ни в одной из них основные профессиональные компетенции у студентов не были сформированы полностью.

5.                  При ориентации на симбиоз компетентностного и личностно-ориентированного подходов в обучении мы пришли к выводу, что назрела необходимость реорганизации формы проведения технологической практики. Это условие является необходимым для получения студентами комплексного опыта проектных, эскизных, конструкторско-технологических работ по специальности и формирования профессиональных компетенций. Необходимо спроектировать новую модель организации и проведения технологической практики, которая бы максимально сочетала в себе все положительные моменты предыдущих моделей практик.

 

Литература

 

1.                  Бердник Т. О., Саяпина Л. Ю. Графические модели учебных практик в Институте архитектуры и искусств Южного федерального университета // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 9. с. 114-121.

2.                  Панова В. Н. Дисциплина «Основы производственного мастерства» как база накопления профессионального опыта студентов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования: материалы IX Международной науч.-практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 28-31.

3.                  Стеценко И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. – 256 с.

 

Поступила в редакцию 06.06.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.