ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Развитие художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

 

Колотило Оксана Николаевна,

аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины, г. Киев.

 

В статье определено понятие художественно-образное мышление младших школьников, как личностное качество, проявляющееся через деятельность, вкусы, интересы, ценности; описаны составляющие формирующей методики; приведен пример конечных обобщенных результатов модифицированных диагностик развития художественно-образного мышления младших школьников.

 Ключевые слова: художественно-образное мышление, художественно-образное мышление младших школьников, методика развития художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

 

In the article the notion of artistic-figurative thinking of junior students is defined as a personal quality which is revealed through activity, tastes, interests, values; the components of the forming techniques is described; the example of the final conclusive results of the modified diagnostics of the development of junior students is presented.

Keywords: artistic-figurative thinking, artistic-figurative thinking of junior students, technique of the development of the artistic-figurative thinking of junior students in the learning-educative process.

 

Актуальность

 

Коренные изменения в различных отраслях человеческого существования и вызванное ими построение качественно новой системы национального образования нуждается в радикальном пересмотре целей, принципов, содержания и форм, способствующих воспитанию личностных качеств ребенка, одним из которых является художественно-образное мышление. Полноценное восприятие реально существующего окружающего мира и постижения мира искусства невозможно без развитого у каждого ребенка художественно-образного мышления, которое имеет большое значение для формирования системы эстетических ценностей, взглядов, убеждений личности.

 

Анализ последних исследований и публикаций

 

Художественно-образное мышление, как разновидность человеческого мышления, исследуется представителями многих наук с разных позиций. В философии рассматриваются аспекты проблемы художественно мышления художника, художественного образа в искусстве, как ведущих категорий эстетики, отражающих сущность художественного творчества и являющихся формой мышления в искусстве, средством отображения и моделирования действительности (Ю.Гусев, С.Крымский, Ю.Борев, А.Еремеев, Б.Галеев, М.Каган, Л.Левчук и др.). Психология освещает художественно-образное мышление, как индивидуальный мыслительный процесс, обусловленный спецификой психической жизни человека и его жизненным опытом (Л.Выготский, С.Рубинштейн, П.Гальперин, А.Брушлинский). Педагогика видит в развитии художественно-образного мышления школьника важную предпосылку успешной организации учебно-воспитательного процесса, от чего в обычной степени зависит дальнейшее развитие творчески мыслящей, инициативной личности (И.Зязюн, Е.Назайкинский, О.Рудницкая, О.Савченко, Л.Масол).

Отдельные вопросы развития художественно-образного мышления были предметом многих диссертационных исследований: Н.Фунтикова изучала проблему формирования образного мышления у старших школьников средствами литературы; Н.Батюк раскрыла вопросы формирования художественно-образного мышления младших школьников на уроках музыки на основе украинского фольклора; Н.Терещенко рассматривала вопросы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства; М.Михайлова исследовала вопросы развития художественно образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности.

Однако, несмотря на актуальность и глубину исследований художественно-образного мышления, и сегодня остается дискуссионным вопрос его природы и специфики, что стало причиной отсутствия в современной науке единой концепции образного мышления. Проведенные исследования были узко сфокусированы на рассмотрение очерченного вопроса, в разрезе преподавания отдельных дисциплин художественно-эстетического направления.

Таким образом, понятие развития художественно-образного мышления младших школьников, на наш взгляд, рассматривался односторонне. Вне поля зрения исследователей остался воспитательный процесс, возможности которого доминируют при формировании взглядов, убеждений и системы ценностей личности. Не были охвачены другие учебные предметы, которые также имеют возможности для развития очерченной качества, следовательно, имеет место учет интегративного подхода, который является актуальным и продуктивным.

 

Изложение основного материала

 

Поскольку художественно-образное мышление является эстетическим качеством личности, проявляющееся через деятельность, вкусы, интересы, ценности, для исследования интересен процесс развития данного качества, как личностной категории, имеющей свои индивидуальные свойства.

Художественно-образное мышление, как понятие, включает два компонента: художественный - отображающий специфику восприятия, эмоциональность, чувственность, и образный - как способность отображения существенных признаков объектов и сущность их структурной взаимосвязи. Однако, первый компонент является доминирующим у детей младшего школьного возраста, поскольку этот возрастной период характеризуется повышенной эмоциональностью. И.Бех отмечает, что сначала доминирует эмоциональный компонент над интеллектуальным и лишь со временем последний его опережает [1, с.43-44]. Художественно-образное мышление, в результате его ассоциативности, предопределяет повышенную способность к представлению, является эмоционально-чувственным, т.е. постоянно порождает переживания, обусловленные художественными образами [3,с.84]. Соответственно, учитывая два указанных компонента, в работе выделены следующие характеристики художественно-образного мышления младших школьников: чувственность, эмоциональность, эстетические суждения (художественный), ассоциативность, оригинальность, фантазия, сравнение, домысел (образный). Данные характеристики охватывают такие процессы и свойства человеческой психики как: эмоциональность, воображение, фантазия, ассоциативность, гибкость мышления. Это дает основания утверждать, что перечисленные элементы являются структурными единицами художественно-образного мышления младших школьников.

Обобщая вышесказанное, можно определить художественно-образное мышление личности младшего школьника как познавательно-творческий процесс восприятия образов искусства и моделирования собственных новых художественных образов на основе ценностного отношения к искусству. Процесс художественно-образного мышления является аккумулированием воображения, фантазии, ему свойственна ассоциативность, его результатом является создание художественных образов, которые отличаются оригинальностью, нестандартностью и вариативностью.

Научный эксперимент проводился в течение 2009-2013 гг. с учениками 1-4 классов в условиях учебно-воспитательного процесса и во внеклассной работе в системе общеобразовательных учебных заведений разного типа, в частности в Черниговском лицее №22 и специализированной школе №1 г. Чернигова.

Развитие художественно-образного мышления младших школьников охватывает воспитательную классно-урочную и внеурочную деятельность. В единстве воспитательная классно-урочная и внеурочная деятельность создают расширенное воспитательное пространство, что обеспечивает координацию, согласование воспитательных целей. Очень важно, чтобы продолжением воспитательной деятельности, которая осуществляется на уроках, стала внеурочная воспитательная деятельность, классно-урочная и внеурочная работа были единым процессом, дополняли, обогащали, разнообразили друг друга. В таком сочетании воспитательной классно-урочной и внеурочной деятельности возможно постепенное развитие основных компонентов художественно-образного мышления: воображения, фантазии, ассоциирования, эмоциональности, как личностных качеств.

Воспитательная деятельность может осуществляться на уроках по предметам, входящим в инвариантную и вариативную части Государственного стандарта начального общего образования. Предметы инвариантной части базового плана предоставляют возможности для развития художественно-образного мышления на уроках разных дисциплин.

Основой методики развития художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности являются интегративные механизмы (межотраслевая и внутриотраслевая интеграция).

Поскольку интеграция видов искусств обеспечивает большие возможности развития компонентов художественно-образного мышления [2], на уроках интегрированного курса «Искусство» (авт. Л.Масол), изобразительного искусства и музыкального искусства применяется соответственно подобранный комплекс методов, упражнений, заданий и приемов. Развитие очерченного качества способствует накоплению специфических художественно-эстетических знаний. Однако, использование только предметов художественно-эстетического направления узко способствует развитию художественно-образного мышления, поскольку, например, останется без внимания применение воспитательных возможностей литературы. Ограниченное количество учебного времени также опровергнет возможности данных предметов, возможно, даже приведет к угасанию данного качества. Именно поэтому целесообразно включение возможностей других учебных предметов: грамматики, чтения, языка, трудового обучения, и даже, на первый взгляд, далеких от художественной изобразительной деятельности, таких как математика. Развитие художественно-образного мышления (его качеств) на этих уроках активизирует деятельность учащихся, дает возможность индивидуального проявления, создает позитивную атмосферу во время работы.

Учитывая, что специфика художественных образов обусловлена особенностями различных видов искусства, развитие художественно-образного мышления должно основываться на использовании произведений, художественных образов различных видов искусства.

Необходимо использовать возможности вариативной составляющей базового компонента, поскольку она не ограничена рамками программного учебного материала и направлена на использование воспитательного потенциала в полной мере.

Учитывая определенные в исследовании педагогические условия, пути и средства развития художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности, была разработана методика развития очерченного качества, реализуемая через воспитательную классно-урочную (инвариантную и вариативную части Государственного стандарта начального общего образования), внеурочную и внешкольную деятельность.

Цель создаваемой методики – развитие художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

В основу педагогической методики развития художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности положены следующие задачи:

-                     последовательное развитие всех основных компонентов художественно-образного мышления;

-                     развитие эмоциональной сферы младших школьников как основы ценностного отношения к искусству, окружающему миру, природе;

-                     стимулирование активной позиции в познании различных видов искусства.

В ходе эксперимента в рамках классно-урочной воспитательной деятельности разработаны и апробированы авторские:

§     экспериментальные творческие задания и упражнения для развития компонентов художественно-образного мышления, которые применялись на уроках интегрированного курса «Искусство» (авт. Л.Масол), и уроках изобразительного искусства;

§     «Комплекс ассоциативных художественно-образных координационных упражнений для выработки навыков каллиграфического письма на уроках обучения грамоте и математике в 1 классе»,

§     «Комплекс художественно-образных координационных упражнений на уроках математики в 1-4 классах» (обучение грамоте, математика);

§     курс по выбору художественно-эстетического направления «Учимся наблюдать, слушать, творить».

Внеурочная воспитательная работа включает:

§     воспитательные часы интегрированного характера;

§     кружковую работу;

§     праздники;

§     проектную деятельность.

Внешкольная воспитательная работа - проведение экскурсий.

Система интегрированных воспитательных мероприятий направлена на реализацию задач эстетического воспитания, а именно - формирование способности воспринимать прекрасное в искусстве, окружающей среде, развитие эстетических чувств, художественно-образного мышления младших школьников, потребности участвовать в создании прекрасного.

О положительном влиянии формирующей методики можно судить по качественным и количественных изменениях у детей экспериментальной группы, посредствам сравнения результатов повторного диагностирования и общей тенденцией развития качеств художественно-образного мышления. Сравнительные результаты экспериментальных и контрольных классов на констатирующем и формирующем этапах исследования наглядно продемонстрировано на диаграммах (рис. 1-2). В диаграммах использованы аббревиатуры, значение которых: КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа.

 

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования.

 

Рис. 2. Результаты формирующего этапа исследования.

 

Выводы

 

В ходе научного исследования, посредством диагностирования и анализа его результатов, сделаны заключения на основании наблюдений: учащиеся экспериментальных групп показали более высокий уровень художественно-эстетических потребностей и интересов, что свидетельствует о росте эстетических знаний и сознательного отношения к искусству; увеличилась заинтересованность к выполнению задач, указывающая на повышение уровня эмоционально-ценностной сферы относительно предлагаемой проблемы и получение учащимися определенных художественно-творческих умений. В общем, ученики экспериментальной группы показали увеличение заинтересованности и инициативы относительно восприятия искусства и художественно-творческой деятельности. Таким образом, результаты внедрённой исследовательской работы относительно развития художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности позволили сделать выводы об эффективности предлагаемой методики.

 

Литература

 

1.                  Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. Посібник. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.

2.                  Масол.Л.М. Загальна мистецька освіта:теорія і практика:монографія / Л.М. Масол. – К.: Промінь, 2006. – 432 с.

3.                  Педагогічна майстерність: Підручник / І.А. Зязюн, Л.В. Крамущенко, І.Ф. Кривонос та ін.; Під ред. І.А. Зязюна. – К.: Вища шк., 1997. – 349 с.

 

Поступила в редакцию 18.12.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.