ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Методическое обеспечение процесса формирования исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов средствами украинского фортепианного искусства

 

Михалюк Алла Михайловна,

аспирант Института искусств Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова.

 

В статье раскрывается сущность методики формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки на основе украинского фортепианного искусства. Проанализирован поэтапный процесс формирования данного феномена с помощью комплекса специальных методов и форм обучения.

Ключевые слова: исполнительская культура учителя, украинское фортепианное искусство, этапы, методы исследования.

 

Постановка проблемы

 

В русле современных тенденций гуманизации и гуманитаризации образования, которые направлены на отыскание действенных способов гармонизации развития человека, требуют от современной системы высшего образования вооружить ее выпускников новейшими информационными и культурными технологиями, а также передать им национальный культурный опыт и традиции. В таком контексте особое значение приобретает проблема подготовки специалистов в области музыкального искусства, поскольку от них в определенной степени зависит возрождение украинской культуры, развитие художественных традиций, формирование у граждан нового социально-художественного мировоззрения и ценностных ориентаций. Поэтому в высших музыкально-педагогических учебных заведениях доминантой учебного процесса должно стать национально-культурное развитие личности студента, в частности в области исполнительской деятельности. Для этого возникает необходимость в разработке и внедрении эффективных методик, содержание которых основывается на достижениях украинского музыкального искусства.

Анализ последних исследований и публикаций. В течение последних десятилетий основательного освещения в трудах зарубежных и отечественных ученых приобрела проблема формирования исполнительской культуры студентов высших музыкально-педагогических учебных заведений (А. Андрейко, Л. Арчажникова, В. Борисевич, Л. Гусейнова, Н. Згурская, Н. Нургаянова и другие). Однако вопрос формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки средствами украинского фортепианного искусства до сих пор остается не изученным.

Цель написания статьи – раскрытие эффективных путей педагогического руководства процессом формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки на основе украинского фортепианного искусства.

 

Изложение основного материала

 

В предыдущих публикациях нами была обоснована сущность исполнительской культуры будущего учителя, которая определяется как интегрированное профессионально-личностное свойство, которое характеризует высокий уровень овладения художественными знаниями, музыкально-исполнительскими умениями, педагогическими компетенциями, что выражается в совершенной интерпретации содержания музыкального произведения и обеспечивает в условиях исполнительско-педагогической деятельности личностный профессионально-творческий рост [3; с. 2]. В соответствии с положениями современной методологи педагогики (И. Бех, О. Пехота, В. Страхов), психологической теории личности (Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн), ее творческого развития (Г. Батищев, Я. Пономарев, С. Сысоева), теории художественного образования (Г. Падалка, А. Рудницкая, О. Щолокова), педагогики отечественного исполнительства (Н. Гуральник, Н. Кашкадамова, Г. Нейгауз), была создана педагогическая модель формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки средствами украинского фортепианного искусства. Даная модель содержит структурные составляющие исполнительской культуры учителя, педагогические условия, этапы, методы и формы ее формирования.

Также было доказано, что украинское фортепианное искусство как составляющая духовной культуры является разновидностью музыкального и специфической формой инструментального искусства, является культурно-историческим явлением, которое основывается на достижениях и взаимовлияниях исполнительской, педагогической и творческой деятельности [4; с. 4]. Украинское фортепианное искусство является уникальным и специфическим средством формирования исполнительской культуры студентов-пианистов, потому что оно предопределяет исключительное влияние на личность будущего учителя именно на ментально-генетическом уровне. Организация исполнительской деятельности студентов музыкально-педагогических факультетов на материале отечественного композиторского творчества облегчит раскрытие и осмысление авторского замысла определенного фортепианного произведения. Использование интерпретационных основ украинской фортепианной школы в процессе исполнительской деятельности будущих учителей музыки будет способствовать нахождению ими целесообразных и точных исполнительских ориентиров по созданию выразительной интерпретации отечественных фортепианных произведений. И, наконец, внедрение в процессе исполнительской деятельности будущих специалистов музыкально-образовательных принципов отечественных педагогов обусловит передачу эмоционально-образного содержания фортепианных произведений в наиболее доступной и совершенной форме слушателям-учащимся в школе.

Оптимальным для процесса формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки считаем комплекс педагогических средств, что включает в себя изучение дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)», преподавания спецкурса «Культурно-образовательные основы украинского фортепианного искусства» и практическую реализацию его материала во время прохождения студентами педагогической практики.

В процессе формирующей работы был использован нотный материал из учебных пособий серии «Забытые имена»: «Украинская фортепианная музыка. Педагогический репертуар для детей и юношества». В данных изданиях представлены опусы композиторов, творчество которых было знаковым для украинской музыкальной культуры, но по различным причинам была незаслуженно забыта и изьята из учебных и концертных программ. Издание адресовано ученической молодежи разного возраста, в том числе ученикам школ искусств, студентам средних и высших музыкально-педагогических учебных заведений [1].

Были определены четыре этапа формирующей опытно-экспериментальной работы, каждый из которых был направлен на достижение определенной цели, выполнения соответствующих заданий и применения эффективных методов и форм: ориентировочно-побудительный, познавательно-информационный, преобразовательно-технологический, самостоятельно-творческий.

Первый – ориентировочно-побудительный этап – проводился с целью обеспечения осознанной заинтересованности исполнительской деятельностью педагогов-музыкантов на основе украинского фортепианного искусства в пределах курса «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)». Основными заданиями данного этапа были: 1) стимулирование стойкого интереса студентов к исполнительской деятельности на основе познания украинского фортепианного искусства; 2) осознание потребности в самовыражении в процессе познания отечественного фортепианного искусства; 3) формирование положительного отношения к избранной профессии учителя музыки в процессе работы над фортепианными произведениями украинских композиторов. Решение заданий первого этапа происходило в форме аудиторных занятий и предусматривало применение таких методов: демонстрации исполнительских произведений (заключается в задании ориентиров исполнительского поиска студентам, наглядном воспроизведении образа, который должен быть ими достигнут), художественного ознакомления с произведениями украинского фортепианного искусства (предполагает прослушивание аудио-записей исполнительских интерпретаций фортепианных произведений отечественных авторов в исполнении выдающихся украинских музыкантов-пианистов), эскизного изучения музыкальных произведений (предусматривает целостное охватывание студентами образно-художественного содержания произведения без детальной проработки технических моментов, без доведения музыкального произведения до высоких степеней завершенности, концертно-исполнительской готовности) и эмоционально-волевых характеристик (направлялся на усовершенствование сценически-волевых навыков, улучшения концертной, эмоционально-волевой подготовки студентов, что позволяет контролировать свои действия во время игры, а также получать удовольствие от исполнения).

В результате проведения первого этапа экспериментального исследования каждый из студентов имел возможность сформировать устойчивый интерес к исполнительской деятельности, осознать потребности в самовыражении и развить положительное отношение к избранной профессии учителя музыки благодаря познанию украинского фортепианного искусства. Ориентировочно-побудительный этап формирующей работы осуществлялся при педагогическом условии интенсификации национального самосознания студентов в процессе познания и исполнения украинских фортепианных произведений.

Целью второго этапа исследовательской работы – познавательно-информационного – было расширение и углубление художественных знаний и профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов-музыкантов необходимых для успешного формирования исполнительской культуры на основе украинского фортепианного искусства. Формировочная работа на этом этапе осуществлялась в пределах спецкурса «Культурно-образовательные основы украинского фортепианного искусства». Задания этого этапа заключались: 1) в расширении обьема музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний студентов; 2) в усовершенствовании навыков отбора отечественного музыкально-исполнительского репертуара; 3) в актуализации знаний возрастных особенностей музыкального восприятия. Основными формами и методами работы на этом этапе были аудиторные занятия, метод свободных характеристик (способствует выявлению возможности студентов психологически оценивать качества другой личности), метод практических контрольных заданий по подбору музыкально-исполнительского репертуара (предусматривал составление репертуарного плана материалом которого стало фортепианное творчество украинских композиторов).

Результаты второго этапа формирующего эксперимента засвидетельствовали действенность и результативность внедрения спецкурса «Культурно-образовательные основы украинского фортепианного искусства», а также принципов и методов, которые способствовали расширению и углублению познавательных возможностей будущих учителей музыки на основе украинского фортепианного искусства. Эффективность реализации познавательно-информационного этапа было обеспечено благодаря актуализации таких педагогических условий формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки на основе украинского фортепианного искусства: интенсификации национального самосознания студентов в процессе познания и исполнения фортепианных произведений украинских композиторов, обеспечения диалоговых основ взаимодействия преподавателя и студента на основе личностно ориентированного подхода к обучению.

На третьем этапе формирующей работы – преобразовательно-технологическом – ставилась цель усовершенствования качества исполнительского высказывания будущих учителей музыки в процессе исполнения фортепианных произведений украинских композиторов. Такой этап проводился в рамках дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)». Заданиями этого этапа были: 1) развитие музыкально-исполнительских умений; 2) усовершенствование интерпретационно-аналитических умений; 3) развитие способности осуществлять художественно-педагогическую коммуникацию. На этом этапе использовались метод составления исполнительского плана (направлялся на отыскание правильных исполнительско-интерпретационных ориентиров музыкального произведения), ролевая игра «Компетентный преподаватель» (предусматривал развитие способности к художественно-педагогической коммуникации), что реализовались в форме аудиторных занятий.

Итак, по результатам третьего этапа формирующего эксперимента студенты сумели повысить качество исполнительского высказывания, усовершенствовать свои музыкально-исполнительские и интерпретационно-аналитические умения, развить способность до художественно-педагогической коммуникации. В ходе третьего этапа формирующей работы были соблюдены и актуализированы такие педагогические условия: обеспечение диалоговых основ взаимодействия преподавателя и студента та основе личностно ориентированного подхода к обучению, развитие творческой самостоятельности в процессе работы над фортепианными произведениями украинских композиторов.

Целью четвертого этапа формирующей работы – самостоятельно-творческого - было развитие у студентов способности к художественно-творческой исполнительской деятельности. Данный этап экспериментальной работы реализовался в рамках педагогической практики. Заданиями этого этапа были: 1) расширение опыта самостоятельной музыкально-поисковой деятельности; 2) формирование ценностных ориентаций в сфере музыки; 3) развитие творческих способностей. Среди форм и методов проведения формирующей работы были следующие: самостоятельная работа студентов, ролевая игра «Музыкальный редактор» (заключается в актуализации связи теоретического и практического опыта студентов, углублении их умений анализировать, делать выводы, самостоятельно принимать решение в нестандартных исполнительских ситуациях), метод составления рецензий (предполагает самостоятельное оценивание студентами правильности воссоздания концепции художественной интерпретации произведения, его национально-стилевого толкование), лекция-концерт (направлялся на совершенствование исполнительских и артистических качеств студентов, приобретение психологической «закалки» и эстрадного спокойствия, уверенности в собственных исполнительско-творческих возможностях).

Итак, на четвертом этапе формирующего эксперимента будущие педагоги-музыканты усовершенствовали свои исполнительско-педагогические умения, расширили опыт самостоятельной музыкально-поисковой деятельности, научились оценивать исполнительские интерпретации пианистов, получили навыки выступления перед школьной аудиторией. Эффективность протекания данного этапа была обеспечена благодаря соблюдению таких педагогических условий, как интенсификация национального самосознания студентов в процессе познания и исполнения украинских фортепианных произведений и развитие творческой самостоятельности в процессе работы над фортепианными произведениями украинских композиторов как признаки готовности будущих учителей музыки к профессионально ориентированной исполнительской деятельности.

 

Выводы

 

Итак, в результате внедрения спецкурса «Культурно-образовательные основы украинского фортепианного искусства» и очерченных методов было обеспечено направленность учебного процесса на интенсификацию национального самосознания будущих учителей музыки в процессе овладения украинским фортепианным искусством в единстве его составляющих – композиторского творчества, исполнительской деятельности и образовательной практики. Также было достигнуто развития творческой самостоятельности студентов музыкально-педагогических факультетов как главной предпосылки формирования исполнительской культуры будущих учителей музыки средствами украинского фортепианного искусства, что отразила оригинальность интерпретационного мышления исполнителя, его национальный характер и обеспечила профессионально-художественные корректировки собственной исполнительской деятельности. Формирующая работа проводилась с соблюдением определенных нами трех педагогических условий, что оптимизировали ее результаты.

 

Литература

 

1.                  Козачук Елена. Забытая музыка… Забытые имена…: очерки о композиторах XIX – первой пол. ХХ ст. (с архив. исследований): учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Е. С. Козачук. – К.: Муз. Украина, 2009. – 256 с.: ил.

2.                  Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин. – 3-е изд., испр. и доп. М.: «Издательство Гном», 2010. – 416 с.

3.                  Михалюк А.М. Содержательно-структурная характеристика исполнительской культуры будущего учителя музыки / Алла Михайловна Михалюк // Научные записки. Серия: Педагогические и исторические науки. Выпуск С (100). – К.: НПУ, 2012. – С. 164-170.

4.                  Михалюк А.М. Тенденции исторического развития украинского фортепианного искусства / Алла Михайловна Михалюк // Современные аспекты культурного диалога: Россия – Украина: Сборник материалов ІІ Международной научно-практической конференции (25 сентября 2011 г.) / отв. ред. А. А. Предоляк. - Краснодар, 2012. - С. 81 - 87.

 

Поступила в редакцию 28.01.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.